Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс «Использование театрализованных игр в работе учителя-логопеда»»
Театрализованная деятельность в коррекционной работе учителя –логопеда. Из опыта работы.
"Я хорошего желаю настроения,
И свечения волшебного в глазах!
Пусть счастливым будет каждое мгновение,
Каждый день пусть будет в чудесах!
Театрализованная деятельность на моих занятиях не предполагает развития профессиональных актерских умений у детей. Главной целью является создание условий для коррекции речевых нарушений детей и развития их мотивации на устранение их речевых дефектов.
Виды театральной деятельности: - музыкально-игровые упражнения для развития мимики, жестов; - художественно-речевую деятельность (разнообразные игры по развитию речевого дыхания, голоса, речевого слуха); - театрально-игровую деятельность (игры-драматизации, кукольный театр, сказкотерапия, творческие игры). Основные направления моей логопедической работы: 1. Развитие артикуляционной моторики, фонематического восприятия, речевого дыхания, правильного звукопроизношения. 2.Развитие координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения. 3.Развитиемимики, жестов, эмоционального восприятия, совершенствование грамматического строя речи, монологической и диалогической формы речи, игровых навыков и творческой самостоятельности.
С помощью театрализованной деятельности - образовательный и коррекционный процессы проходят более легко, интересно, радостно и без принуждения. Детям очень нравится выполнять все задания в игровой и сказочной атмосфере. Им всегда хочется помочь героям сказки, если они чего-то не знают или не умеют. Дети с большим удовольствием копируют этих героев, используя мимику, жесты, интонацию. На материале различных сказок успешно используются игры и упражнения на развитие просодической стороны речи. Например, в работе над развитием речевого дыхания, плавной речи, дикцией - на выдохе можно произносить различные фразы к сказкам: «Расти, расти репка крепка», «Расти, расти репка сладка». Можно произносить фразы с различной силой выдыхания: «Кто-кто, в теремочке живёт?», «Я – мышка-норушка» ( с разными героями сказки «Теремок»). В упражнении «Песенка Волка» на каждое слово воздух выгоняется с силой: «Козлятушки, ребятушки, отопритеся, отворитеся…»(к сказке «Волк и семеро козлят»). Упражнение «Машенька заблудилась» (тихо-громче-громко проговариваем «ау»), «Песенка Козы»(высоко), «Песенка волка»(низко). В упражнении «Высоко-низко»- произнести низким голосом слова Морозко, высоким голосом слова девушки : «Тепло ли тебе, девица?»(низко), «Тепло, Морозушка. Тепло, батюшка» (высоко). Чтение отрывков из сказок стихотворной формы произносим с постепенной сменой силы голоса (Например: «Пошла муха на базар и купила самовар» (1 строчка - одна артикуляция, 2 - шепот, 3-тихо,4-громче,5-громко,6-тихо,7- шепот,8- одна артикуляция). На развитие темпа и голоса используются упражнения «Медленно-быстро», «Шепотом и громко». Например, нужно произнести фразу «Нам не страшен серый волк!». На развитие интонации используются игровые упражнения «Изобрази героев сказок» (хитрую лису, злого волка, храброго зайца и т.д.) - проговаривание фраз из сказок разной интонацией. На развитие слухового внимания использую игровые упражнения «Угадай, какая сказка?» (по первому слогу), Например: Русалочка, Морозко, Хаврошечка, Колобок, Репка.
Детям интересны упражнения на развитие слухового внимания и логического мышления, как например, «Расколдуй сказку»: «Жарозко» - «Морозко», «Оле-Огурцое»- «Оле-Лукое», «Красная Тапочка»-«Красная Шапочка», «Кепка» - «Репка», «Коробок» - «Колобок»? «Кусалочка»-«Русалочка» и т.д. В упражнении «Только ласковые слова» дети по кругу называют слова из сказок: рукавичка, репка, репочка, лисичка, скалочка, Красная Шапочка, Хаврошечка, Дюймовочка , и т.д. В игровом упражнении «Длинные слова» - дети учатся образовывать сложные слова (У Буратино длинный нос. Какой Буратино? (длинноносый); у оловянного солдатика одна нога. Какой он? (одноногий), у волка острые зубы (острозубый); у Русалочки длинные волосы. Какая она ? (длинноволосая) и т.д. Образование антонимов быстрее отрабатывается в игровом упражнении «Всё наоборот» (У дочки была добрая матушка, а мачеха - наоборот- …(злая). Девочка была не глупа, а наоборот-…(умна), и т.д.). Упражнение «Если бы, да кабы…» развивает умение строить сложноподчиненные предложения, логически мыслить, перевоплощаться, вставать на точку зрения другого. Детям предлагается закончить предложение, которое строится по схеме: «Если бы я был(а) кем-то/чем-то, то я бы…, потому что(чтобы)…». «Если бы я был бабой Ягой, то я был бы очень доброй и красивой, чтобы меня все любили»).Одной из любимых игр является «Хорошо –плохо». Дети учатся высказывать свое мнение, что они видят хорошего или плохого о предмете, образе, явлении, поступке. Учатся логически строить свои высказывания, правильно задавать вопросы, отстаивать свою точку зрения. На развитие памяти, внимания и воображения используется игра «Обманчивые истории». Для этого берётся знакомая детям сказка и немного видоизменяется. Дети хлопают в ладоши, если слышат ошибку. Очень полезно придумывать свои варианты окончаний к знакомым сказкам. Например, в сказке «Репка» герои вытянули не репку, а клад… В упражнении «Сказка наизнанку» героев известных сказок меняем местами, т.е. добрых делаем злыми, а злых – добрыми, смелых – трусливыми или наоборот. Увлекательным является упражнение «Салат из сказок», когда предлагается взять имена героев из разных сказок и сделать их героями одной сказки. Придуманные сказки дети могут инсценировать в дальнейшем в группе с помощью кукол, игрушек.
Содержание многих потешек очень динамично, богато глаголами. Их легко можно инсценировать даже тогда, когда дети еще не владеют активной речью. Под рассказ логопеда дети могут изображать движениями действующих лиц или выполнять действия с игрушкой. Например, потешка «Как на нашем на лугу».(Как на нашем на лугу, стоит чашка творогу. Прилетели две тетери, поклевали, улетели!). Если дети сами инсценируют потешку, тогда на голову надеваем им шапочки птиц. На детском столе стоит чашка. Стол желательно покрыть зеленой тканью или бумагой (луг). Двое детей изображают птиц. Помахивая рукавами (крыльями), они подлетают, клюют, улетают. В инсценировках потешек у детей развивается внимание к речи взрослого, выполнение действий вместе со словами, непроизвольное запоминание потешки, ее грамотическое оформление. Частое прослушивание их помогает детям постепенно усваивать новые фомы слов (водичка, солнышко, котенька, деточка, роток, зубок и т.д.)., одновременно усваиваются не только их смысловое значение, но и правила согласования слов в той или иной грамматической форме. ( Например: серенькая кошечка, масляна головушка, коза рогатая, береза белая). В произведениях народного творчества встречаются и числительные. Знакомясь с ними дети как правило непроизвольно запоминают числовой ряд.).
Для использования в логопедической работе литературных произведений их следует отбирать с учетом коммуникативных навыков детей и речевого содержания самих художественных произведений. На разных этапах обучения одни и те же произведения могут использоваться с разными целями: то для развития восприятия речи, то для развития речевых средств, то для развития речевой коммуникации.
На своих занятиях я использую –ИКТ, фланелеграф, настольный театр картинок и игрушек, пальчиковый, плоскостной, перчаточный, различные игры, загадки, аудиозаписи сказок.
Список используемой литературы:
1.Вальчук Е.В. Развитие связной речи детей 6-7 лет – Волгоград: Учитель, 2011.-127 с.
2.Миронова О.С. Учимся сочинять и рассказывать. – Волгоград: ИТД «Корифей».-96 с.
3.Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях: Книга для логопеда. 2-е изд.- М.: ТЦ Сфера, 2007. – 192 с.- (Логопед в ДОУ).
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА
В нашей стране регулярно возрастает количество детей, которые имеют нарушения в развитии. Дети с ОВЗ, равно как и все без исключения, обладают правом на образование, на интенсивную, полноценную жизнедеятельность в социуме. Вовлечение ребенка с ОВЗ в социум — это один из важных вопросов современного общества. Социализация ребенка с ОВЗ благополучно реализуется в коллективной работе и общении с другими людьми. Непосредственно, таким образом, дошкольник овладевает информацией, нужными познаниями и умениями, у него создаются личные взгляды, потребности, методы поведения, закладываются личные особенности характера.
Общее недоразвитие речи – сложное комплексное нарушение, при котором страдают все компоненты речи ребенка: звукопроизношение, лексика, грамматический строй, связная речь. Чтобы справиться с этой проблемой требуется не неделя, не месяц, а порой и не год регулярных, систематических занятий с детьми. Чтобы разнообразить трудную, зачастую монотонную работу, сделать её интересной, увлекательной для детей, используется игровая, в том числе и театрализованная деятельность. Сказочный персонаж, говорящий с детьми на занятии, инсценировка, игра-драматизация, разные виды театра помогают повысить познавательную активность детей, поддерживают их интерес к занятию. Театрализованная деятельность может помочь ребятам справиться с застенчивостью, неуверенностью в себе, стеснительностью.
В этом логопеду могут помочь средства театрализованной деятельности. На занятиях пригодятся любые куклы: Незнайка, Знайка, Мальвина, Доктор Айболит, персонажи русских народных сказок. При помощи данных кукол можно проводить целые занятия или фрагменты, например, ввести куклу только для проведения артикуляционной гимнастики или для того, чтобы дать задание. Куклы используются по очереди, чтобы интерес к ним не угасал. А если это случилось, можно убрать эти куклы на определённый промежуток времени и, после перерыва, они опять воспринимаются детьми. Для автоматизации звуков так же можно использовать игрушки, выступающие в роли образа или модели звука: например, жук – Ж, комар – З, змея - шипелка – Ш, тигр - Р. При этом можно придумать целые этюды: жук и комар делят картинки, в названии которых есть звуки Ж и З.
Удобно использовать простые игрушки для пальчикового (перчаточного) театра:
во-первых, они не занимают много места на столе, во вторых, с помощью них можно многократно повторять слоги и слова и это не будет утомительно. Пальчиковый театр способствует развитию речи, внимания, памяти. Он формирует пространственные представления, повышает работоспособность, тонус коры головного мозга. Стимулирование кончиков пальцев, движение кистями рук, игра с пальцами ускоряют процесс речевого и умственного развития. Например, перед ребёнком раскладываются несколько игрушек и логопед даёт задание научить эти игрушки проговаривать звук Л. Ребёнок подносит Лунтика к каждой игрушке по очереди и проговаривает звук изолированно или слоги, после этого можно предложить ребёнку игру «Кто сказал неправильно?» — указывая на игрушку слева направо, проговаривать слоговую цепочку, один из слогов в которой будет отличаться от всех остальных, например, ла – ла – ра – ла (по типу «четвёртый лишний»). Так же можно многократно проговорить слова, предложения. Из занятия в занятие можно менять игрушки, задания, вносить элемент соревнования.
Артикуляционную гимнастику тоже можно проводить в театральной форме:
« Покажи, как волк скалит зубы?», «Как облизывается кошечка?».
Большое внимание на логопедических занятиях отводится упражнениям на развитие дыхания, формированию длительного выдоха, целенаправленной воздушной струи. Здесь не обходится без театрализованной игры: «Ты добрый ветерок, который спасет колобка от волка», «Ты ураган, который бушует на море».
В индивидуальные и фронтальные занятия можно включать упражнения для развития у детей мимики, жестов с элементами пантомимы (психогимнастика по любой лексической теме: - ты весёлый зайчик, ты упрямый козлик, ты кипящий чайник…).
Очень важно научить детей передавать мимикой страх, боль, испуг, сострадание. Пантомима является более сложным видом инсценировки. Этот вид работы вызывает у детей трудности, так как воображение действий с предметами без их оречевления доступно не всем.
Фронтальные занятия можно проводить на основе какой-либо сказки. При этом используют различные виды театра – театр на фланелеграфе, плоскостной театр, театр теней, театр игрушек, бибабо. Дети ведут роль игрушечного персонажа, действуют за него, изображают его интонацией и мимикой. Такие занятия оказывают активизирующее воздействие на речевую деятельность, на эмоциональную сферу ребенка и позволяют максимально решить коррекционные задачи.
Театрализованная игра стала наиболее результативным методом и способом влияния на детей, в коем более наглядно выражается правило преподавания: учить играя! Подводя итоги выше сказанного, можно сделать вывод, что через развитие театрализованной деятельности совершается многостороннее формирование каждого воспитанника, решается большой объём задач коррекционно-педагогической и воспитательной работы.