kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Логоритмика – эффективный метод повышения музыкально-двигательной активности дошкольника

Нажмите, чтобы узнать подробности

Логоритмика-это система музыкально-двигательных, речедвигательнх, музыкально - речевых заданий и упражнений, она основана на использовании связи слова, музыки и движения. Если брать во внимание количество детей с ощим недоразвитием речи, понятна необходимость введения системы логоритмики в процесс музыкального воспитания, непосредственное использование логоритмических упражнений на музыкальных занятиях.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Логоритмика – эффективный метод повышения музыкально-двигательной активности дошкольника»

Хлюстова Елена Григорьевна,

музыкальный руководитель МОУ «Павловская СШ»,

СП детский сад «Ромашка», г. Каргополь


Логоритмика – эффективный метод повышения

музыкально-двигательной активности дошкольника


Развитие музыкально-творческих способностей детей в условиях обновления дошкольного образования приобретает в настоящее время доминирующее значение. Согласно ФГОС ДО на первом месте стоит развитие ребенка как личности творческой, активно проявляющей себя во всех видах деятельности. ФГОС ДО направляет педагогов на поиск эффективных технологий, которые бы решали задачи развития познавательных и творческих способностей ребенка.

Одной из таких технологий можно назвать логоритмику. Логоритмикаэто система музыкально - двигательных, речедвигательных,  музыкально - речевых игр и упражнений, она основана на использовании связи слова, музыки и движения.

Музыка, движение и слово в логоритмике сочетаются различным образом. Но какова бы ни была доля музыки и слова, музыки и движения и т.д., в упражнениях в комплексе они формируют и упорядочивают двигательную сферу ребёнка, его деятельность, положительно влияют на личность. Важно то, что бы у ребенка эти процессы нормализовались неосознанно, естественно.

Почему – логоритмика?  Все, окружающее нас живет по законам ритма. Смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме – ритмических упражнениях и играх.

Начав углубленно работать над этой темой, мы поставили перед собой следующую цель: повышение музыкально-двигательной активности и эмоционального настроя у детей старшего дошкольного возраста в пении, ритме, движении через использование логоритмических упражнений.

Использование логоритмики в музыкальной деятельности позволяет нам решать целый комплекс задач.

Во-первых, оздоровительно-коррекционные задачи. На занятиях у детей укрепляется костно-мышечный аппарат, формируется правильная осанка, развиваются дыхание, артикуляционная моторика, мелкая моторика пальцев рук. Формируются двигательные умения и навыки, развиваются координация движений, ориентировка в пространстве, ловкость, выносливость.

Во-вторых, решается ряд образовательных задач: развитие музыкального слуха, фонематического слуха, грамматического строя речи, расширение знаний об окружающем мире.

В-третьих, воспитательные задачи. Воспитывается чувство ритма в музыке, движении, речи. Дети учатся перевоплощаться, проявлять свои художественные, творческие способности. Воспитываются личностные качества: доброжелательность, самостоятельность, чувства коллективизма.

В своей работе по данному направлению мы используем упражнения, представленные в программе «Ладушки» авторов Каплуновой И., Новоскольцевой Н. Эта программа составлена для всех возрастных групп детского сада. Также используем методические разработки М.Ю. Картушиной «Логоритмические занятия в детском саду», М.Ю. Гоголевой «Логоритмика в детском саду».

Логоритмические упражнения и игры в музыкальную деятельность детей старшего дошкольного возраста мы включаем комплексно, то есть, связываем их с разными видами музыкальной деятельности: пение, ритмическое движение, танцы, игры.

Опираясь на разработки Картушиной М.Ю., перед выполнением музыкально – ритмических движений проводим с детьми логоритмические упражнения. Например: Игры с именами в разных вариациях.

В упражнения активно включаем предметы, такие как палочки, шумелки, листочки, флажки, цветочки, султанчики, ленты.

Перед работой над песней проводим пальчиковые игры, пальчиковую гимнастику. После того как дети подвигались, прослушали музыку, пальчиковая гимнастика помогает детям расслабиться, отдохнуть и подготовиться к песенному исполнению.

Пальчиковую гимнастику делаем с использованием пальчиковых кукол – гонзиков, с различными текстовыми сопровождениями и сюжетными образами, например: стихи А. Барто читаем с разным темпом и интонацией.

Стихотворения (речевые упражнения) подбираем так, чтобы ребенок мог соотнести движения рук, ног, туловища с ритмом речи. Здесь важна правильная последовательность: сначала дети выполняют действие «по показу», затем самостоятельно, в нужном ритме, одновременно проговаривая или пропевая в том же ритме слова.

Перед песенным исполнением выполняем упражнения на дыхание, например: упражнение с мячом «Спой имя», «Насос», «Звукоподражатель».

Разучиваем с детьми распевки, здоровалки, которые поются в разном темпе, ритме, с использованием театральных кукол, кукол-попрыгунчиков на резинке, например: «Поздоровайся как мышка», «Споем как мишка». Данные упражнения развивают детскую память, внимание, тем самым способствуют лучшему запоминанию текста песен, ритмичному их исполнению и подготавливают голосовой аппарат к пению.

Для развития ритмического чувства обучаем детей игре на шумовых инструментах. Данное музицирование развивает мелкую моторику, формирует чувство музыкалоного ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения.

Важнейшей составляющей в музыкальной деятельности является включение танцев с пением, хороводов. Предпочтение мы отдаем танцам типа «Приглашение» (где начинают выполнять движение более развитые дети или взрослый, а потом в танец вступают все дети), современным танцам «Улыбка», «Стирка», «Мамонтёнок», «Облака», где дети располагаются свободно по залу и могут выполнять движения каждый в своем ритме.

Заключительная часть – это подвижные музыкальные игры, игры с пением. Подвижные музыкальные игры включают элементы соревнований, с их помощью решаются двигательные задачи – ритмические и творческие («Сова», «Ловишка», «Иголка и нитка», «Не опоздай», «Огуречик» и т.д.). К достоинствам игр с пением относится и то, что с их помощью легче отрабатывать координацию пения и движения.

Образовательную деятельность по логоритмике осуществляем в подготовительной группе 1 раз в две недели во 2-ой половине дня. Не все перечисленные элементы включаются в структуру одного занятия. Их последовательность варьируется.

В ходе работы по данному направлению нами составлена картотека логоритмических игр и упражнений для детей старшего дошкольного возраста по разным видам музыкальной деятельности.

В результате проделанной нами работы хочется отметить, что дети выполняют логоритмические упражнения с большим удовольствием, для них это игра, а значит радость, хорошее настроение, благоприятный эмоциональный настрой, они становятся более уверенными в себе, раскрепощаются, начинают с желанием петь песни, ритмично, эмоционально двигаться, принимать участие в праздниках и концертах. И, следует отметить, включение логоритмических игр и упражнений в музыкальную деятельность детей старшего дошкольного возраста помогает полнее и качественнее усвоить программное содержание по образовательной области «Музыка».










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Наталья Сергеевна Грудина

Дата: 20.03.2024

Номер свидетельства: 647480


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства