- закрепление умения выполнять упражнения на релаксацию;
- развитие фонематического слуха;
- закрепление умения согласовывать местоимения мой, моя, моё с существительными;
- развитие логического мышления, внимания.
Оборудование: надпись на занавесе «АБВГДейка», костюмы для ведущих (Пиши, Читай), Костюм старухи Шапокляк, сумочка с предметами: зубной щёткой, дудочкой, лопаткой, баночкой с вареньем, книга со словом «АУ», сундучок с картинками (слова- антонимы), карточка со скороговоркой, маски жука и осы, костюм лисы, сачок, разные предметы, про которые можно сказать мой, моя, две пирамидки.
(Занавес закрыт).
Пиши 1: Не высоко, не низко, не далеко, не близко,
А прямо перед вами – волшебная дверь в страну … АБВГДейку.
(Занавес открыть).
Читай 2: Эта страна не простая, а волшебная. И главнее волшебники здесь мы. Меня зовут Пиши, а это мой друг Читай. В АБВГДейке всем интересно и детям, и взрослым!
Читай: Это кто сидит, грустит? У кого там кислый вид? Эй, ребята, не зевай, песню дружно запевай!
Вот вам стол, а вот скамейка,
Взяли в руки карандаш.
Это – АБВГДейка
В детский сад приходит наш.
АБВГДейка, АБВГДейка –
Это учёба и игра.
АБВГДейка, АБВГДейка –
Азбуку детям знать пора!
Пиши: Чтобы чётко и правильно говорить, нужно заниматься гимнастикой для губ и языка. Начали!
(Раздаётся стук в дверь, вбегает старуха Шапокляк и поёт).
Шапокляк: Кто людям помогает,
Тот тратит время зря,
Хорошими делами
Прославиться нельзя…
Привет всем!
Читай: Мы рады тебя видеть, Шапокляк. Позанимайся вместе с нами! Ребята, покажите нашей гостье, как нужно правильно выполнять упражнения для губ и языка.
- «Дудочка»:
- «Лопатка»;
- «Вкусное варенье»;
- «Почисти зубки».
(Шапокляк достаёт из сумки трубочку, лопатку, банку с вареньем, зубную щётку и имитирует действия с ними.)
Пиши: Посмотрим, умеете ли вы чётко и красиво говорить. Давайте поиграем в игру «Попугайчики».
Дети: Мы не девочки, не мальчики,
Все сейчас мы попугайчики,
Попугай, не зевай,
Вместе с нами повторяй.
Читай: Повторяйте за мной, подражая интонации: «Лежебока рыжий кот отлежал себе живот». (.?!)
(Шапокляк повторяет вместе с детьми, но невпопад).
Пиши: Шапокляк, ты бы лучше детей послушала. Они все слова чётко произносят. Эти ребята ходят в логопедическую группу, где учатся красиво разговаривать, писать и читать. Но как же это нелегко! Так же, как девочке Оле в истории, которую вы сейчас услышите.
Читай: Старшая сестра учила младшую читать. Оленька выучила все буквы, а читать не может, не получается. Никак не складываются буквы вместе. В книге написано «АУ».
(Дети обыгрывают сценку).
Сестра: Что тут написано, Оленька?
Оленька: Не знаю.
Сестра: Это какая буква?
Оленька: А.
Сестра: Молодец! А эта?
Оленька: У.
Сестра: А вместе?
Оленька: Не знаю.
Сестра: А ты подумай.
Оленька: Я думаю.
Сестра: Ну и что?
Оленька: Не знаю.
Сестра: Ну, вот что. Представь, что ты заблудилась в лесу, как тогда начнёшь кричать?
Оленька: Если я в лесу заблужусь, я буду кричать «Мама!!!»
Пиши: Что-то мы с вами засиделись. Давайте споём песенку про кошечку и её лапки, цап-царапки.
(Дети поют песню и одновременно выполняют упражнения для мелкой моторики пальцев рук).
Читай: Посмотрите, какой красивый сундучок! Как вы думаете, что в нём лежит? (Ответы). В этой коробке лежат разные картинки. Я их вам назову, а вы скажите наоборот. (Старый – молодой, грязный-чистый, тупой-острый, широкий - узкий т.д.)
(Шапокляк тоже выкрикивает слова, но невпопад).
Пиши: Правильно подобрала слова Шапокляк? Ей надо ещё подучиться.
Всё, вниманье, детвора, начинается игра.
Еле, еле, еле, еле завертелись карусели,
А потом кругом, кругом, всё бегом, бегом, бегом.
(Дети, стоя в кругу, держатся за руки. Затем с ускорением начинают двигаться по кругу, замедляют ход и останавливаются. Игру повторяют, двигаясь в противоположную сторону.)
Тише, тише, не спешите, карусель остановите!
Раз, два, раз, два, вот и кончилась игра!
Шапокляк: Мне нужно навестить детей в другом детском саду, но я скоро вернусь. (Уходит).
Читай: Ну и вредна же эта Шапокляк. Я вам раскрою один секрет. Во Франции шляпу называют «Шапокляк». Так вот, оказывается, как только Шапокляк снимает свою шляпу, она превращается в добрую бабушку. Давайте, когда Шапокляк вернётся, поиграем в игру «Сонное царство». И, как только она заснёт, я сниму с неё шляпу и спрячу. Договорились?
(Входит Шапокляк, Читай предлагает ей поиграть с детьми.)
Пиши (проводит релаксацию): Посмотрите, мы – олени,
Ветер рвётся нам навстречу.
Ветер стих, расправим плечи,
А теперь – немного лени…
Руки не напряжены и расслаблены.
Напряженье улетело и расслабилось всё тело…
Слушайте стихи и выполняйте упражнения.
(Все сидят с закрытыми глазами, «спят», Читай снимает шляпу Шапокляк.)
Читай: Что же делать? Как же быть?
Как детей нам разбудить?
Уважаемые зрители, нам помогите! По цепочке скороговорку произнесите, разбудите наших ребятишек, и мы продолжим праздник.
(На карточке написана скороговорка, родители по очереди громко и быстро её читают «Всех скороговорок не переговоришь, не перевыговоришь».)
Пиши: Мальчики и девочки, все гости и родители! Весёлую историю услышать, не хотите ли?
Читай: А про жука я знаю ещё интересную игру «Поймай жука». Хотите поиграть? Представьте, что вы жуки и летаете над полянкой. Я буду ловить жуков сачком. Кого поймаю, тот должен произнести слово со звуком «Ж».
(Во время игры появляется лиса, её «случайно» ловят сачком).
Читай: А это что за жук? Да это же…
Лиса: Да, это я, Лисавета Патрикеевна. Гуляла в лесу, услышала шум, решила посмотреть, чем это дети занимаются? Ах, какая я хитрая! Ах, какая я красивая! А уж умная… Всё на свете знаю, всё на свете могу. Вот недавно стихи сочинила. Хотите послушать?
Тёплая зима сейчас,
Виноград созрел у нас.
Читай: Дети, дайте нам ответ, это правда или нет? (Нет).
Конь рыжий на лугу
Летом прыгает в снегу.
Поздней осенью медведь
Любит в речке посидеть.
А зимой, среди ветвей
«Га-га-га», - пел соловей…
(Лиса достаёт из сумочки разные предметы).
Лиса: Какая я богатая! Это всё моё! (Показывает книгу). Это МОЙ книга.
Дети: Неверно, надо говорить «Это моя книга».
Пиши: Да, ребята, вы все грамотные, а вот пальчики у вас ловкие и быстрые? Давайте проверим, поиграем в игру «Кто быстро и правильно соберёт пирамидку».
(Игра проводится 2-3 раза).
Читай: Вот и подошло к концу наше путешествие по АБВГДейке. Пора возвращаться в детский сад.
Лиса: Я, пожалуй, с вами пойду, позанимаюсь немного, к школе подготовлюсь.
Шапокляк: Ведь учиться никогда не поздно.
Пиши: Путешествие было интересное. До свидания, АБВГДейка. До свидания, дорогие гости.