Просмотр содержимого документа
«Логопедический проект "Живые буквы"»
Тема логопедического проекта:
«Живые буквы»
Вид проекта: практико-ориентированный
Продолжительность: долгосрочный(октябрь-май)
Участники проекта: учитель-логопед, воспитатели, дети, родители.
Возрастная группа: старшая группа компенсирующей направленности «Радуга».
Подготовила и провела: учитель-логопед
Кирюхина Е.Г.
Участники проекта: воспитанники старшей группы компенсирующей направленности с ТНР (ОНР), учитель-логопед, воспитатели, родители. Цель проекта: закрепить знания дошкольников старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР о буквах,посредством развития мелкой моторики рук.
Задачи проекта:
Образовательные:
Совершенствование знаний воспитанников с ТНР о звуках и буквах.
Развивающие:
Развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук:
развитие точности и координации движений руки, гибкости пальцев рук;
развитие графических навыков, подготовка руки к письму.
Совершенствуя движения рук, развивать психические процессы:
память, речь детей, воображение;
произвольное внимание;
логическое мышление;
зрительное и слуховое восприятие;
умение действовать по словесным инструкциям, соразмеряя индивидуальный темп выполнения с заданным; умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, контроль за собственными действиями.
Воспитательные:
Воспитывать положительный эмоциональный отклик на красоту народной игрушки, радость от созданных своими руками.
Реализация поставленных задач осуществляется на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных общеобразовательных и логопедических занятиях, на которых используются традиционная и нетрадиционная формы работы.
Актуальность проекта
Обучение грамоте в группе компенсирующей направленности - одно из самых основных направлений в процессе подготовки к обучению в школе. Существует прямая зависимость между уровнем речевого развития ребенка и его возможностями овладения элементами грамоты. Данные А.Н. Корнева (1995г.), М.З. Кудрявцева (1995г.), Т.А.Ткаченко (2000г.) показывают, что в среднем у старших дошкольников с общим недоразвитием речи готовность к обучению грамоте почти в два раза ниже, чем у воспитанников с речью в норме. Дети с трудом запоминают буквы - как средство приобретения первоначальных навыков для правильного чтения и грамотного письма, звуки- как один из способов формирования речи. У детей с ТНР (ОНР) не сформированы первоначальные навыки звукового и слогового анализа слов, что особенно важно при обучении детей грамоте, так как служит профилактике нарушений письменной речи при обучении в школе. В связи с этим у детей с речевой патологией часто отмечается неловкость моторики, характеризующейся в основном недостаточно тонкой координацией речевой мускулатуры и недостаточной манипулятивной пальцевой деятельности. Это связано с тем, что речь ребенка, будучи частью общей моторики, формируется на основании сочетанного созревания речедвигательной функциональной системы. Дети не могут перейти к написанию печатных букв и основных элементов письменных букв.
Развитие речи и моторики взаимосвязано и зависит во многом от функционирования лобных отделов мозга. Поэтому при поражении этих отделов мозга может наблюдаться нарушение развития речи и моторики. Развитие мелкой моторики руки является важным моментом в логопедической работе с дошкольниками с ТНР (ОНР).
Предполагаемый результат:
- Повышение у детей интереса к обучению грамоте, закрепление знания букв. - Расширение, активизация словарного запаса, развитие грамматического строя и связной речи у детей. - Развитие фонематического восприятия, закрепление навыка правильного звукопроизношения. - Повышение коммуникативных, творческих способностей детей. - Укрепление сотрудничества педагогов ДОУ и семей при подготовке детей к обучению в школе.
-Развитие точности и координации движений руки, гибкости пальцев рук.
- Развитие памяти, воображения.
Продукт проектной деятельности: организация выставки букв, изготовленных воспитанниками группы компенсирующей направленности «Живые буквы».
Этапы реализации проекта:
1 этап. Подготовительный - Определение целей и задач проектной деятельности. - Информирование воспитателей и родителей о проведении проекта. - Распределение функциональных обязанностей между участниками проекта. - Составление плана деятельности. - Составление перспективно-календарного плана по обучению грамоте. - Изучение методической литературы по обучению грамоте, развитию мелкой моторики дошкольников с ТНР.
2 этап. Основной - Проведение подгрупповых и фронтальных занятий по обучению грамоте. - Проведение дидактических игр по обучению грамоте. - Промежуточная диагностика детей. - Изготовление «Живых букв» детьми на занятиях с использованием различных материалов: салфеток, бумаги. - Консультации для родителей «Подготовка руки дошкольника к письму».
3 этап.
Заключительный - Организация выставки букв «Живые буквы», сделанных детьми на занятиях