Просмотр содержимого документа
«Логопедический проект "Со словами весело играть"»
ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИГРОВОЙ
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«СО СЛОВАМИ ВЕСЕЛО ИГРАТЬ»
Тип проекта – познавательно-игровой – связан с необходимость овладения детей навыками словообразования в доступной для них форме – игре, ведущем виде деятельности. Благодаря игре дети легче запоминают, познают новый материал и используют свои знания в повседневной жизни.
Участники: дети старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, учитель-логопед, воспитатели, родители (законные представители).
Сроки реализации проекта: 6 месяцев (август – февраль)
Вид проекта:
Количественный критерий: групповой;
Критерий продолжительности: долгосрочный;
Критерий доминирования вида деятельности: познавательно-игровой, практико-ориентированный.
Идея проекта: формирование навыков словообразования как средства обогащения и построения грамотной и понятной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Гипотеза проекта: целенаправленная и системная коррекционная работа, построенная на основе ведущего вида деятельности дошкольников – игры, при условии активного взаимодействия всех участников воспитательного процесса: учителя-логопеда, воспитателя, родителей (законных представителей), воспитанников, позволит сформировать у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня навыки словообразования и использование их в построении грамотной и понятной речи.
Цель – формирование навыков словообразования у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Задачи:
Формирование навыков словообразования с целью обогащения словарного запаса и построения грамотной и понятной речи.
Создание необходимых условий для развития у детей навыков словообразования в повседневной жизни.
Развивать у детей навыки словообразования в процессе игры.
Развивать умение внимательно слушать учителя-логопеда, взаимодействовать с ним при выполнении заданий.
Привлекать родителей и воспитателей к процессу формирования и закрепления навыков словообразования в повседневной жизни в ДОУ и семье.
Укреплять взаимосвязь деятельности ДОУ и семьи по формированию навыков словообразования.
Воспитывать у детей интерес к овладению навыками словообразования в процессе игры.
В ходе реализации проекта предполагается использовать элементы образовательных технологий:
Учебно-методические ресурсы: пособия, дидактический материал, картотека игр.
Технические условия: ноутбук.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный (аналитический) этап.
Сроки: август (вторая половина месяца)
Участники: учитель-логопед, воспитатели, родители (законные представители).
Виды деятельности (мероприятия):
Подбор и анализ информации (литература, интернет ресурсы)
Определение уровня сформированности навыков словообразования у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня на основании данных исследования.
Подборка игр, занятий, упражнений по формированию навыков словообразования.
Формирование темы проекта.
Определение цели и задач проекта.
Разработка содержания проекта и плана мероприятий.
Ознакомление воспитателей, родителей (законных представителей) с целью и задачами проекта, привлечение семей воспитанников к совместной систематической деятельности с ДОУ по формированию навыка словообразования.
Оформление результатов:
Тема, цель, задачи проекта.
План мероприятий.
Анализ результатов процесса формирования навыков словообразования у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
2.Проектировочный (деятельностный) этап.
Сроки: сентябрь-январь
Участники: воспитанники, учитель-логопед, воспитатели, родители (законные представители).
План мероприятий ІІ этапа проекта представлен в таблице 3.6.
Таблица 3.6 – План мероприятий ІІ этапа проекта
Срок
Лексическая тема
Вид деятельности
Предварительная работа
Работа с родителями
СЕНТЯБРЬ
1 неделя
Детский сад. Игрушки.
Д/и «Сравнение», «Угадай по описанию», «Из чего сделана?», «Угадай чего не стало?»
Подготовка наглядного и дидактического материала для игр.
Повторение игр дома.
Подобрать прилагательные к любимой игрушке.
2 неделя
Семья.
Д/и «Кто ты для…?», «Скажи наоборот»
Беседа о составе семьи. Подготовка наглядного и дидактического материала для игр.
Повторение игр дома.
Нарисовать потрет семьи, определить старших и младших членов семьи. Назвать каждого ласково.
3 неделя
Сад: фрукты, ягоды.
Д/и «Угадай по описанию» (фрукт, ягоду), «Где растёт?», «Один – много», «Весёлый счёт», «Где мы были, что мы видели?», «Кому что дадим?», «Какой сок?»
Подготовка наглядного и дидактического материала для игр.
Повторение игр дома.
Придумать загадку-описание Фрукта, ягоды.
Продолжение таблицы 3.3.
4 неделя
Огород: овощи.
Д/и «Угадай по описанию» (овощи), «Где растёт?», «Один – много», «Весёлый счёт», «Где мы были, что мы видели?», «Кому что дадим?», «Какой на вкус?»
Подготовка наглядного и дидактического материала для игр.
Повторение игр дома.
Придумать загадку-описание овоща.
ОКТЯБРЬ
1 неделя
Деревья. Кустарники.
Д/и «Весёлый счёт», «Назови ласково», «Сравнение»
Подготовка наглядного и дидактического материала для игр.
Повторение игр дома.
Выложить из счётных палочек большую и маленькую елочку.
2 неделя
Осень.
Игра на развитие слухового внимания «Незнайкины ошибки», «Составь предложение по теме Осень», «Что происходит в природе?», «Бывает – не бывает осенью»
Подготовка наглядного и дидактического материала для игр.
Повторение игр дома.
Д/и «Сравнение» (сравнить листья тополя и клёна)
3 неделя
Домашние животные.
Игра-драматизация «Кто пришёл?»
Д/и «Животные и их детёныши», П/и «Кто чем питается», игровое упражнение «Про кота», «Чьё это жилище?»
Просмотр видеофильма о домашних животных. Беседа о домашних питомцах.
Подготовка наглядного и дидактического материала для игр.
Повторение игр дома.
Составить рассказ-описание-загадку о любимом (домашнем) питомце.
4 неделя
Домашние птицы.
Д/и «Чья голова?», «Назови ласково»,
Просмотр видеофильма о домашних птицах.
Подготовка наглядного и дидактического материала для игр.
Повторение игр дома.
Продолжение таблицы 3.3.
НОЯБРЬ
1 неделя
Дикие животные.
Игра-драматизация «Ежиха и ежата»
Д/и «Чья голова», «У кого какое?», «Расскажи про зайчика», «Кто где живёт?»
Просмотр презентации «Дикие животные».
Подготовка наглядного и дидактического материала для игр.
Повторение игр дома.
Игра-пантомима «Угадай дикое животное»
2 неделя
Перелётные птицы.
Д/и «Чья голова?», «Назови ласково», «Птичка в клетке»
Беседа «Почему улетают птицы?».
Подготовка наглядного и дидактического материала для игр.
Повторение игр дома.
Придумать загадку-описание о перелётной птице.
3 неделя
Одежда.
Д/и «Один-много», «Весёлый счёт», «Узнай по описанию».
Рассматривание алгоритма одевания на улицу.
Подготовка наглядного и дидактического материала для игр.
Повторение игр дома.
4 неделя
Обувь. Головные уборы.
Д/и «Один-много», «Весёлый счёт», «Узнай по описанию».
Подготовка наглядного и дидактического материала для игр.
Фотоотчет результатов проекта «Со словами весело играть».
Оценивание эффективности проекта.
Подготовка презентации по ходу и результатам проведения проекта «Со словами весело играть».
Оформление результатов:
Разработка рекомендаций для воспитателей логопедических групп, родителей воспитанников по формированию навыков словообразования.
Разработка картотеки дидактических игр, упражнений по формированию навыков словообразования у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Анализ результатов реализации проекта.
Система организации контроля за выполнением проекта осуществляется заведующим МБДОУ и старшим воспитателем.
Оценка эффективности проекта: проводится на основекомплекса заданий направленных на исследование навыков словообразования, заимствованных из рекомендаций к методике обследования навыков словообразования Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой, Г.А. Волковой на начало и на конец года, с целью изучения и анализа результатов проекта.
По окончанию проекта проводится итоговое анкетирование воспитателей и родителей (законных представителей) по оценке эффективности проекта, направленное на оценку результативности уровня удовлетворенности участия в проекте «Со словами весело играть».
Результаты проектной деятельности:
Для учителя-логопеда, педагогов:
Повышение уровня педагогической компетентности учителя-логопеда, воспитателей логопедических групп в вопросах формирования навыков словообразования у детей с ОНР;
Удовлетворённость работой;
Разработка рекомендаций для воспитателей логопедических групп по вопросам формирования навыков словообразования у детей с ОНР;
Систематизация и повышение качества работы по формированию навыков словообразования у детей с ОНР.
Упрочнение контактов с семьями воспитанников, выработка системы единых требований и подходов во взаимодействии с детьми.
Для детей:
овладение навыками словообразования;
обогащение словарного запаса;
формирование фонематического слуха, развитие лексико-грамматического строя, связной речи.
Для родителей (законных представителей):
повышение уровня знаний по вопросам формирования навыков словообразования у детей с ОНР;
обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;
укрепление партнерских связей между детским садом и семьёй.