2.Развитие коммуникативных навыков, общения друг с другом, работа в группах и в качестве болельщиков.
3.Подведение итогов года по логопедической работе.
Здравствуйте, дорогие ребята!
Собрались мы в этом зале неслучайно. Сегодня у нас речевой праздник. Много можно сказать о русском языке, но наша встреча посвящена сегодня труженикам полей и лесов нашим пернатым помощникам, которые оберегают леса, сады и огороды от вредителей, спасают наши овощи и фрукты.
Мы не всегда и не все заботимся о них, особенно в трудное для них время.
Наш праздник свёл нас сегодня всех вместе, чтобы узнать что-то новое о птицах, подумать и поразмышлять над загадками и тайнами русского языка. Наш праздник мы проведём в виде игры-путешествия «В поисках птиц».
Две команды будут сражаться между собой, а болельщики будут им помогать и зарабатывать для своей команды очки. Задания будут сложные и не очень. Но если работать дружно и внимательно слушать у вас всё получится. И так, мы начинаем.
- Формируются команды, они придумывают себе название.
- Представление жюри.
В этой красной коробочке незримая богиня всех птиц. Она прислала нам частичку своего сердца – это жетоны (красные сердечки). Эти сердечки вы будете получать за смекалку, за знания про птиц. Эти сердечки будут получать как члены команды, так и болельщики.
-ГОВОРИТЕ НЕ СКУЧАЙТЕ, И ЖЕТОНЫ ПОЛУЧАЙТЕ, ТОЛЬКО ПОМНИТЕ ПОСЛОВИЦУ:
СНАЧАЛА ПОДУМАЙ – ПОТОМ ГОВОРИ.
1. Разминка.
Чья команда вперёд даст ответ, та и получает жетон. Из зала никто не выкрикивает.
Как называется рот у птицы?
Воздушное пространство, где летают птицы?
Надутая домашняя птица.
В него превратился гадкий утёнок.
Во дворе куры. У всех кур 10 ног. Сколько кур во дворе?
Почему плавает утка?
Какую птицу называют лесным доктором?
Кто ухает в лесу ночью?
Как называются: гусь, утка, индюк, курица?
Какая птица первой прилетает весной?
Ночная птица с круглыми глазами.
Кого по осени считают?
Как называется группа птиц?
Как называют каждого из двух весёлых товарищей, живших у бабуси из детской песенки?
Назовите птицу с длинными ногами, которая очень любит есть лягушек.
Как называется птица с розовыми перьями?
I КОНКУРС.
Вопросы задают поочерёдно каждой команде, если одна команда не знает. Отвечает другая, она и получает жетон.
- Встаёт на заре, поёт во дворе, на голове гребешок. Кто же это? …
Всех перелётных птиц черней, чистит пашню от червей,
Целый день по пашне вскачь,
И зовётся птица …
- В лесу под щебет и под свист стучит лесной телеграфист: «Здорово, дрозд-приятель!» и ставит подпись …
- Я в любую непогоду
Уважаю очень воду
Я от грязи берегусь
Чистоплотный, серый …
- На шесте дворец. Во дворце певец, а зовут его …
- Возле курицы ребёнок пухлый, жёлтенький …
В русском языке есть выражения, в которых человек сравнивает себя с птицами. Закончите предложение. (на экране подсказки – фото птиц – все сразу).
- трещит, как …
- надулся, как …
- поёт, как …
Мудрый, как …
II КОНКУРС.
«Слово рассыпалось»
Обе команды выполняют одинаковое задание. Кто быстрее назовёт всех птиц, тот и победит.
Наблюдая за животными, человек придумал множество загадок. Некоторые из них мы предлагаем вам отгадать. Но для начала их надо составить. (детям выдаются конверты со словами)
ЗАДАНИЕ: составить загадку из слов, записанных на карточках, и загадать её команде-сопернице.
Днём спит, ночью летает и прохожих пугает.
На шесте дворец, во дворце певец.
IV КОНКУРС
«Шифровальщик».
Все мы знаем, что в природу существует свой порядок, не прилетит стриж домой раньше грача, а ласточка раньше стрижа. Такой же порядок
существует и в русском алфавите. Знаете, русский алфавит? Сейчас мы это проверим.
Расшифруйте как можно быстрее слова, поместив вместо *** букву, которая должна стоять между данными буквами в алфавите из этих букв нужно составить слово. Кто разгадает первый, тот и победил.
Н*П П*С Е*Ж К*М - орёл
В*Д П*С _*Б Ц*Щ - грач
Какая буква третья с начала алфавита. Придумайте на эту букву название птицы.
V КОНКУРС
«Буква потерялась».
Все мы знаем, что алфавит делится на 2 группы букв. Это гласные и согласные.
-Правильно.
А кто знает, сколько букв в русском алфавите? А сколько гласных?
- Правильно.
Задание этого конкурса очень простое, нужно в словах добавить гласные и написать получившихся птиц.
С Р К К К Ш К
В Р Б Й Д Т Л
Г Л К В Р Н
Г Л БЬ С Н Ц
МОЛОДЦЫ!
VI КОНКУРС.
«Внимательный счетовод».
Кто такие счетоводы? Это те, кто умеет правильно считать и не ошибаются. Ваша задача прослушать текст. Затем, когда я буду читать медленно по одному предложению – вы должны определить, на каком месте по счету находится слово.
1 команда – ястреб.
2 команда – сорока.
(Кому, какой текст капитаны команд).
ЯСТРЕБ.
Ястреб – хищная птица. Он уничтожает мышей и сусликов. Сильный ястреб может напасть на зайца и лису. У нас в школе есть чучело ястреба. Вчера мы читали рассказ о ястребе. (=16).
СОРОКА.
По бокам у сороки пёрышки белые, голова и крылья чёрные. Очень красивый у сороки хвост – длинный, точно стрела. Перья на нём с зеленоватым отливом. Ловкая и суетливая птица сорока. (=13)
X КОНКУРС.
«Внимательный читатель».
Читай внимательно справа – налево. Назови сколько здесь названий птиц. Читают обе команды, кто быстрее.
апап акйач йеборов
крап ансев ацинис
суботва церовкс тсёлк
чарг акшукук ацитп
лобтуф атрап акзугосярт
аклаг онрумсап конороваж
XI КОНКУРС
«Зоркий глаз и быстрый ум».
Замени одну букву в слове так, чтобы получилось название птицы (кто быстрее).
ОСЁЛ (С-Р) ВОРОТА (Т-Н) РУСЬ (Р-Г)
ВРАЧ (В-Г) КАПЛЯ (К-Ц) ЛИСТ (Л-А)
XII КОНКУРС
«Сценки»
Детям заранее отдают текст как домашнее задание.
«Волк и сова»
- Мы, Сова, с тобой во всём одинаковые: ты серая, и я серый, у тебя когти, и я хищник. Почему же встречают нас люди по-разному? Тебя хвалят-расхваливают, меня клянут-проклинают.
- А ты, Волк, что ешь-то?
- Да всё больше жирных барашков, да козлят, да телят…
- Ну, вот видишь! А я всё мышей вредных. Похожи мы с тобой по одёжке, да разные по делам!
Сорока и медведь.
- Эй, Медведь, ты днём что делаешь?
- Я-то? Да ем.
- А ночью?
- И ночью ем.
- А утром?
- И утром.
- А вечером?
- И вечером ем.
- Когда же ты тогда не ешь?
- Когда сыт бываю.
- А когда же ты сытым бываешь?
- Да никогда…
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ конкурса команд.
Мы много сегодня говорили о маленьких пернатых друзьях – птицах. А сможете ли вы сейчас отгадать такую загадку?
БЕЗ РУК БЕЗ ТОПОРЁНКА – ПОСТРОЕНА ИЗБЁНКА.
Да, это птичье гнездо.
Можно ли гнездо перенести?
А можно ли брать в руки яйцо птицы?
А СЕЙЧАС ПОСЛУШАЙТЕ ПРИЗЫВЫ ПТИЦ. О ЧЁМ ОНИ НАС ПРОСЯТ.
(выходят дети, на голове у них названия и изображение птиц)
СИНИЦА. Человек! Разве ты такой большой не можешь нас накормить в зимнюю стужу? Ведь мы всё лето спасаем от вредителей твои огороды и сады, оберегаем леса и поля.
СКВОРЕЦ. Человек, ты научился летать по воздуху, как птица, плавать под водой как рыба. Научитесь достойно жить на земле. Подготовься к нашему прилёту, построй хоть один в своей жизни скворечник.
ЖАВОРОНОК. Не разоряйте птичьего гнезда. Так счастлива в своём жилище птица, она в гнезде спокойнее тогда, когда над рощей буря злится. Не разоряйте птичьего гнезда.
ЛОГОПЕД. Природа – это дом, украшенный трудом. В любой мороз и зной устроен и приветлив. Храните этот дом, в котором мы живём. Другого дома нет на целом свете.
ДЛЯ БОЛЕЛЬЩИКОВ: (в период работы команд)
1.ИГРА «Птицы».
Послушайте внимательно стихотворение о птицах. Если я назову не птицу – хлопните в ладоши.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы, муха и стрижи.
- Что такое? Мухи говорите? Насекомое? Правильно!
Прилетели птицы:
Аисты, вороны, галки, макароны!
Прилетели птицы:
Голуби, синицы, страусы, стрижи.
(Страус не летает 1: 0 в мою пользу).
Прилетели птицы:
Голуби, синицы, болтики, кукушки.
- Что, болтики не нравятся? Уберём!
Гаечки, Кукушки.
- А теперь, что сигналите? Нет уж гаечки – это как раз птички. Ещё вам штрафное очко.