Просмотр содержимого документа
«Логопедическая гостиная "Речевая азбука"»
Семинар - практикум
«Речевая азбука»
Цель: Приобщение родителей к овладению речевыми играми и формами развития речевой активности обучающихся.
Задачи: 1. Активизировать знания родителей о значимости логопедических игр в домашних условиях. 2. Сформировать представление о разнообразии логопедических игр и правильной их организации в домашних условиях. 3. Сформировать практические навыки использования предложенного материала.
Оборудование: фломастеры, листы А4, цветные листы, 2 подноса с манкой, 4 небольших мяча, музыкальное сопровождение, раздаточный материал, 2 конуса для конкурса Капитанов, призы.
Ход семинара-практикума
Учитель – логопед: Добрый день, уважаемые родители! Мы рады вас сегодня видеть на семинаре-практикуме в рамках нашей логопедической гостиной. Он посвящен теме «Речевая азбука». Эта гостиная последняя в этом учебном году и мы предлагаем вам подытожить знания, которые вы уже получили.
Учитель – логопед: Сейчас мы с вами поиграем в эти игры. А перед этим мы предлагаем вам разделиться на 2 команды, выбрать капитанов и придумать название своей команде. Участники оформляют название команды.
Педагоги помогают родителям разделиться на команды.
Учитель – логопед: Итак, наши команды: (логопед называет команды)
Учитель – логопед: Перед тем, как начать соревнование мы рады представить вам строгое, но справедливое жюри:
1 Конкурс
"Цепочка слов"
Учитель - логопед.Суть этой игры заключается в подборе слов — существительных и прилагательных — объединённых каким-либо признаком.
Например, исходное слово «кошка». Педагог задаёт поочереди вопросы командам:
Учитель - логопед: Кошка, бывает какая?
Родитель: Пушистая, ласковая, разноцветная...
Учитель - логопед: Что еще бывает разноцветным?
Родитель: Радуга, платье, телевизор...
Учитель - логопед: Каким еще может быть платье?
Родитель: Шелковым, новым, прямым...
Учитель - логопед:Что еще может быть прямым?
Родитель: Линия, дорога, взгляд... и т.д.
Родители и дети отвечают на вопросы сразу или возможность ответа на вопрос переходит другой команде, и балл не засчитывается. За каждый верный и быстрый ответ присуждается 1 балл.
2 Конкурс
"Скажи наоборот"
Логопед. Сейчас мы превратимся с вами в упрямцев, которые делают всё наоборот. У каждой команды на столах есть листы со словами антонимами. Сейчас каждый из вас будет называть по одному слову противоположной команде и отвечать наоборот. Например: темно, а наоборот - светло. За каждый правильный ответ дается по 1 баллу.
2 команда: предложить родителям произнести фразу – «На суку сидит сова, видно строгая она» вопросительно, восклицательно, утвердительно.
2. На развитие тембра голоса: «Скажи как…»
1 команда: предложить родителям сказать фразу: «Кто сидел на моем стуле?» - как Михайло Иванович, Настасья Петровна, Мишутка из сказки «Три медведя».
2 команда: предложить родителям сказать фразу: «вот это погода» как ребенок, как женщина, как мужчина, как дедушка, как бабушка.
Конкурс оценивается в 5 баллов.
4 Конкурс
«Рисуем стихи»
Учитель - логопед. Мы предлагаем от каждой команды выбрать два человека. Каждая пара получает поднос (30х40см) с манкой. Вы договариваетесь, кто и вас будет взрослый, а кто ребенок. Вам надо нарисовать зайца под дождем по стихотворению А.Л. Барто «Зайка». Сначала стихи читает взрослый, а ребенок рисует, затем ребенок читает текст, а взрослый дорисовывает детали к изображению. Родители поочереди зачитывают стихотворение и приступают к заданию. Жюри оценивает этот конкурс в 5 баллов.
Зайка
Зайку бросила хозяйка -
Под дождем остался зайка.
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок.
5 Конкурс.
«Прочти стихотворение»
Прочитать стихотворение, постепенно повышая громкость от строчки к строчке, начиная с шепота, заканчивая криком.
Была тишина, тишина, тишина…
Вдруг грохотом грома сменилась она.
И вот уже дождик тихонько – ты слышишь?
Закрапал, закрапал, закрапал по крыше.
Наверно сейчас барабанить он станет.
Уже барабанит! Уже барабанит!
Конкурс оценивается в 5 баллов.
6 Конкурс
«Скороговорки»
Учитель - логопед: Чем полезны скороговорки? (ответы родителей и детей). Скороговорки развивают речевой аппарат ребенка. Речь становится правильной, выразительной, четкой, понятной. Несмотря на то, что скороговорки читаются обязательно быстро, они учат ребенка, торопящегося в речи, произносить фразы более медленно, не «съедая» окончания, так, чтобы его понимали.
Как проговаривать скороговорки с ребенком?
Вначале произнесите скороговорку очень медленно и четко, разбивая на слоги. Повторите несколько раз. Поиграйте с интонацией произношения: утвердительно, вопросительно, восклицательно, грустно и радостно, задумчиво, агрессивно, напевая, разными голосами. А потом быстро и без ошибок произносите всю скороговорку целиком.
(Родители выполняют задание)
Скороговорки
1 команда
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Ест киска суп из миски.
Пуста миска, сыта киска.
Шёл Егор через двор,
Нёс топор чинить забор.
2 команда
Тридцать три старушки в ряд
Тараторят, тарахтят.
Мама Милу мыла с мылом
Мила мыло не любила.
Расскажите про покупки
Про какие, про покупки
Про покупки, про покупки, про покупочки мои.
7 Конкурс
Подвижно – речевые игры
Игра «Два круга»
Учитель - логопед. Родители строятся в два круга – внешний (большой) и внутренний (3-4 человека) Родители из большого круга стоят, а из малого идут вместе с ведущим и приговаривают: «Мы по кругу идем и с собою берем… фрукты». Игроки большого круга должны быстро назвать любой фрукт, например яблоко. Родитель первым назвавший предмет, становится во внутренний круг. Игра продолжается («… с собою берем посуду, мебель, животное, и т. д.) Последний взрослый, оставшийся в большом круге должен выполнить какое-либо задание. Побеждает та команда, из которой не останется в большом круге родителя. За конкурс жюри дает 5 баллов.
8 Конкурс капитанов
Игра «Шаги»
Учитель - логопед. («Кто быстрее доберется до… ») 2 игрока стоят на старте. Через 8-10 шагов финиш. Называется тема: «Вежливые слова». Каждый может сделать шаг, лишь назвав какое - нибудь вежливое слово. (Другие темы: «Все круглое», «Слова утешения», «Ласковые слова для мамы»…). Вызываются капитаны команд и после названия темы выполняют задание. Конкурс оценивается в 5 баллов.
Итоги конкурса
Учитель - логопед. Пока жюри подводят итоги, мы с вами поиграем еще в одну игру, в которую вы можете играть дома с вашими детьми.
"Семейная олимпиада"
Учитель - логопед.
Игра «Какой? Какая? Какие?» Загадываем любое слово, обозначающее предмет. Каждый из играющих должен подобрать к нему как можно больше слов-признаков, отвечающих на вопросы, "какой?", "какая?", "какое?", "какие?". Например: трава (какая она?) - зеленая, мягкая, изумрудная, шелковистая, высокая, густая, скользкая, сухая, болотная …(книга, ковер, и т.п.) Побеждает тот, кто назовет последним слово-признак. Педагог обращается к каждому родителю и ребенку по очереди.
Игра «Назови как можно больше слов на букву ……А»
Жюри подсчитывают баллы и объявляют результаты. Обоим командам выдаются призы.
Оценочный лист
№
Название конкурса
Параметры оценки
Баллы
(mах)
Команда №1
Команда №2
1.
"Цепочка слов"
Точность ответов, скорость
1 ответ –
1 балл
2.
"Скажи наоборот"
Точность ответов, скорость
1 ответ –
1 балл
3.
Игры на выразительность
Точность передачи интонации
5+5
4.
«Рисуем стихи»
Оригинальность, художественное исполнение
5
5.
«Прочти стихотворение»
Регуляция громкости голоса
5
6.
«Скороговорки»
Правильность произношения, скорость выполнения задания