Логопедическая гостиная «Игры и упражнения для детей на развитие межполушарного взаимодействия».
Логопедическая гостиная «Игры и упражнения для детей на развитие межполушарного взаимодействия».
В данной логопедической гостиной присутствует практический материал по использованию игровых приемов по межполушарному взаимодействию с обучающимися в домашних условиях, и позволяет решать следующие задачи: совершенствование познавательных, фонематических, моторных возможностей, а также предполагает улучшение динамической сотавляющей обучения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Логопедическая гостиная «Игры и упражнения для детей на развитие межполушарного взаимодействия».»
Логопедическая гостиная
«Игры и упражнения для детей на развитие
межполушарного взаимодействия».
Логопед. Добрый день, уважаемые родители и дети. Рады приветствовать вас на логопедической гостиной.
Мы познакомимся с играми и упражнениями на развитие межполушарного взаимодействия. Этой интересной теме будет посвящен целый цикл гостиных. Посетив их, вы узнаете много интересного, разучите различные игры, упражнения, которые сделают общение с детьми веселым и полезным.
Вы все прекрасно знаете, что люди бывают разные, некоторые с легкостью запоминают огромные цифры, могут в уме решить сложные задачи, другие сочиняют стихи, пишут музыку или прекрасно рисуют. За развитие этих способностей отвечает наш мозг, который состоит из 2 полушарий: левого и правого.
Л евое полушарие отвечает за логическое мышление оно контролирует речь, способности к чтению и письму, счету. С помощью правого полушария мы ориентируемся в пространстве, фантазируем, воспринимаем музыку и изобразительное искусство, т.е оно отвечает за творческие способности человека.
Давайте сейчас проведем небольшой тест и узнаем, какое же полушарие у нас развито больше.
У вас на столе есть листочки бумаги и ручки. Вы, выполнив задание и напротив номера задания укажете какое полушарие доминирует правое или левое буквами П иЛ.
Тест: (Педагог вместе с родителями проводит тест и обсчитывает результаты)
Выполняемое задание
Оценка ведущего полушария
1.Переплести пальцы рук
Сверху большой палец правой руки -
ведущее полушарие левое,
сверху большой
палец левой руки - правое.
2. Испытуемый держит вертикально
Карандаш смещается при закрывании
в вытянутой руке карандаш,
правого глаза - ведущее полушарие левое;
фиксируя его взором на определенной
смещается при закрывании левого глаза -
точке, поочередно захватывает
ведущее полушарие правое.
правый и левый глаз
3. Имитировать позу Наполеона
Кисть левой руки первой направляется к
предплечью правой руки и оказывается
сверху - ведущая левая рука; ведущее
полушарие правое; кисть правой руки
направляется к предплечью левой руки -
ведущая правая рука и левое полушарие.
4. Имитировать аплодисменты
Сверху находится правая рука - ведущее
полушарие левое и наоборот.
5. Провести прямую вертикальную
Линия ближе к правому краю листа -ведущее
черту, разделяющую чистый лист
правое полушарие; линия ближе к левому
бумаги на две части.
краю - ведущее левое полушарие.
6. Нарисовать треугольник и квадрат
Лучше и быстрее нарисованы фигуры правой
левой и правой рукой.
рукой - ведущее левое полушарие и наоборот.
7. Нарисовать круг - завершив его
Стрелка указывает направление против часовой
стрелкой
стрелки - ведущее полушарие левое; по часовой -
правое.
8. Сидя на стуле, положив ногу на ногу
Сверху правая нога - ведущее полушарие левое
и наоборот.
9. Стоя кружиться в удобную сторону.
Кружится против часовой стрелки - ведущее
полушарие левое и наоборот.
10. Быстро моргнуть одним глазом.
Быстрее моргает правый глаз - ведущее
полушарие правое и наоборот. Быстрее моргает
доминирующий глаз.
11. Поставить произвольное количество палочек левой и правой
Больше поставлено палочек правой рукой – ведущее полушарие левое и наоборот.
и рукой за 10 сек. и подсчитать
Одинаковое количество – правое полушарие.
количество.
Логопед. А сейчас давайте посчитаем результаты (педагог на доске объясняет правила подсчета результата)
Итоговая оценка подсчитывается следующим образом: разница между суммой баллов левого и суммой баллов правого полушария делится на 11 и умножается на 100. Результаты сопоставляются с нормативными данными. Полученный показатель составляет:
1. Больше или равен 30 – полное доминирование левого полушария.
2. О 10 до 30 – неполное доминирование левого полушария.
3. От 10 до -10 – неполное доминирование правого полушария.
4. Ниже - 10 – полное доминирование правого полушария.
При обобщении данных можно объединить в одну группу лиц с неполным и полным доминированием полушарий (преимущественно правые или левые).
Например: получен результат (левое полушарие 7 баллов; правое - 4 балла). Разница составила 3 балла. 3:7х100=42 балла. Результат - полное доминирование левого полушария.
Логопед. Обратите внимание что при выполнении заданий теста у вас отвечало правое полушарие, при выполнении других левое - это свидетельствует о том, что человеку для деятельности важны оба полушария.
Дети равномерно пользуются возможностями, которые у него заложены в разных полушариях и в правом и левом. Однако в процессе развития и обучения одно из полушарий начинает развиваться активнее. Но для успешной жизни и правильной работы мозга оба полушария должны быть равноценно развиты.
Сейчас мы предложим вам Тест для определения наличия нарушений межполушарного взаимодействия у ребенка и предрасположенности у него к дислексии и дисграфии.
Тест выполняется следующим образом: педагог показывает на ребенке.
Ребенок держит одну руку за спиной. Взрослый притрагивается кисточкой к фалангам пальцев (1-й или 3-й фаланге любого пальца, кроме большого, всего 8 вариантов) в произвольном порядке.
Ребенок должен показать большим пальцем другой руки, к какой фаланге какого пальца было прикосновение.
Таких попыток должно быть 10.
Если ребенок дал неправильных ответов более 30% - это говорит о том, что он предрасположен к дислексии, дисграфии.
Более 30% ошибок свидетельствует о наличии нарушения межполушарного взаимодействия.
Специалисты в области нейропсихологии говорят, что успешная учеба ребенка в школе во многом зависит от степени развития межполушарных связей.
При недостаточном взаимодействии правого и левого полушарий мозга у ребенка могут возникать трудности в обучении письму и чтению, а также двигательная расторможенность.Когда связь между полушариями головного мозга слаба, ведущую роль берет на себя сильное, следовательно, функциональность другого блокируется. Это приводит к тому, что ребенок испытывает дезориентацию в пространстве, ему трудно дается обучение письму и чтению, нарушаются зрительное и слуховое восприятие, возможно неадекватное эмоциональное реагирование на различные жизненные ситуации. В результате ребенок с трудом усваивает обучающий материал и становится мнительным.
Данные связи формируются у ребенка до 12–15 лет, причем поэтапно.Если у ребенка присутствуют следующие симптомы, следует задуматься о возможном нарушении межполушарного взаимодействия:
агрессия;
плохое запоминание;
непонятная и сбивчивая речь;
зеркальное написание букв и цифр;
сложности в описании действия, изображенного на рисунке;
сложности в общении с ровесниками;
проблемы в написании диктантов или переписывании текстов.
С самого детства желательно развивать межполушарные связи. Это своеобразный ключик, позволяющий открыть дверцу, за которой спрятаны огромные возможности человека. Чем лучше развиты межполушарные связи, тем выше способности детей к обучению т.е. лучшеразвивается, память, внимание, речь, воображение, мышление.
Сегодня у нас в гостях учитель по развитию психомоторики и сенсорных процессов - она познакомит вас с играми и упражнениями на развитие межполушарных связей.
Учитель сенсорики.
Здравствуйте, уважаемые родители и дети. Я хочу вас познакомить с нейрогимнастикой, которую использую на своих занятиях с детьми. Нейрогимнастика – это популярное название двигательной нейропсихологической коррекции (или сенсомоторной коррекции). Это немедикаментозный вид помощи детям, имеющим различные неврологические заболевания и синдромы, такие как: РАС, алалия, дизартрия и другие. Нейрогимнастика – это комплекс телесно-ориентированных упражнений, позволяющих через тело мягко воздействовать на мозговые структуры.
Нейрогимнастика включает в себя:
-глазодвигательные упражнения;
-дыхательные упражнения;
-упражнения на освоение телесного пространства;
-упражнения на развитие мелкой моторики;
- растяжки.
Предлагаю совместно с вами выполнить некоторые упражнения, которые входят в комплекс нейрогимнастики.
1. Телесные упражнения на развитие координации движений
«Перекрестное марширование».
Нужно шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге. Сделать 6 пар движений. Затем, шагать, касаясь рукой одноименного колена. Сделать 6 пар движений. Закончить касаниями по противоположной ноге.
«Колено-локоть».
Стоя. Поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем тоже с правой ногой и левой рукой. Повторить упражнение 8-10 раз.
2. Глазодвигательные упражнения
«Горизонтальная восьмерка»
Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинать с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы.
Слайд 2.Нарисовать глазами геометрические фигуры сначала по часовой стрелке, затем – против.
3. Дыхательные упражнения
«Дышим носом»
Исходное положение стоя. Дыхание только через левую, потом только через правую ноздрю (при этом правую ноздрю закрывают большим пальцем правой руки, остальные пальцы смотрят вверх, левую ноздрю закрывают мизинцем правой руки). Дыхание медленное, глубокое.
«Вдох-выдох»
Стоя, опустить руки, сделать быстрый вдох, притягивая руки к подмышкам ладонями вверх. Затем, медленно выдыхая, опустить руки вдоль тела ладонями вниз.
4. Растяжки
«Снеговик»
Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала повисает голова, затем, опускаются плечи, расслабляются руки и т.д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.
5. Упражнения для развития мелкой моторики
«Кулак-ребро-ладонь»
Нужно запомнить три положения: кулак, ребро, ладонь. Выполнять двумя руками.
«Лайк – кольцо»
Одна рука – в кулаке, большой палец вверх (лайк), вторая рука- кольцо из большого и указательного пальца, хлопок, поменяйте положение рук с «точностью до наоборот».
«Два пальца»
На одной руке показываем мизинец, на другой указательный палец, хлопок, меняем положение рук, теперь на одной руке указательный палец, на другой мизинец.
«Лесенка»
Для этого упражнения нужны большой и указательный пальцы на обеих руках. Соединяем большой палец с указательным (кончиками), затем вторые пары соединяем, а первые разъединяем, получается, как будто пальцы шагают по ступенькам
«Лягушка»
Поочередно одна рука сжимается в кулак, а другая – ладонью на столе. Происходит смена положения рук.
Речевое сопровождение:
Лягушка хочет в пруд,
Лягушке скучно тут,
А пруд зарос травой,
Зеленой и густой.
«Ладушки-оладушки»
Правая рука лежит ладонью вниз, а левая – ладонью вверх; одновременная смена позиции со словами:
«Мы играли в ладушки – жарили оладушки,
Так пожарим, повернем и опять играть начнем».
Для развития межполушарных связей в кабинете имеются дидактические пособия и оборудование (межполушарные доски, балансиры для рук, дидактический комплекс).
Варианты работы с межполушарными досками:
-рисовать отдельно правой и левой рукой;
-двумя руками одновременно от края к центру и наоборот;
-одновременно: левой с центра, а правой от края;
-проходим лабиринт с закрытыми глазами.
Балансиры для рук
Балансируя сторонами доски необходимо сделать так, чтобы шарик прокатился от одного края лабиринта до другого, тем самым пройти лабиринт.
Дидактический комплекс включает в себя различные игровые панели: «мышь в сыре», «божья коровка», «бабочка», «лабиринт».
Рассмотрим игровую панель «Мышь в сыре». Она представляет собой панель с круглыми отверстиями разного диаметра – «сыр с дырочками». К панели прикреплен шнур, концы которого расположены по краям. В середине шнура находится «мышка» - фигура с отверстием, в котором находится шарик. Основная цель игр – провести «мышку» так, чтобы шарик не упал в отверстия большего диаметра. Играть можно одному или в паре.
Применение тренажеров способствует развитию мелкой, средней и крупной моторики, зрительно моторной координации, формированию пространственных представлений, стимулированию межполушарного взаимодействия функции головного мозга.
Хотелось бы еще раз обратить ваше внимание на то, что любая двигательная активность будет стимулировать развитие мозга, но особенно, если это координированные движения.
Логопед. Учитель сенсорики показала игры на развитие мелкой моторики. Мы также используем игры с пальчиками на логопедических занятиях. Сейчас мы познакомим вас с упражнениями пальчиковой гимнастики, с помощью которой можно не только интересно и весело проводить время, но и развивать межполушарное взаимодействие.
Показываем пальцами цифры 1,2,0,5. Повторяйте ее вместе со мной.
Упражнение можно выполнять под музыку и без музыки.
Поиграйте в эту игру с ребенком.
Если ребенок знает цифры, можно написать их на листе бумаги.
Слайд 3. Игра «Развивашка»
Эту игру можно сделать за минуту. Вам понадобится лист бумаги, фломастеры или карандаши.
Фломастером вы обозначаете количество от 1 до 5 точками или пишете цифры в разнобой. Ребенок, глядя на эту схему одновременно двумя руками должен показывать на пальцах цифру или количество точек.
Вариации могут быть разные. Можно усложнить это задание и написать цифры или поставить точки в два столбика. 1 столбик для пальцев левой руки, а второй для пальцев правой руки. Ребенок, глядя схему, должен показать одновременно пальцами каждой руки цифру, написанную в столбиках.
Предлагаем поиграть в Пальчиковые игры при помощи карандашей.
Перед вами карандаши, но мы не будем сегодня рисовать, а при помощи карандашей выполним интересные упражнения.
Упражнение «Горка»
Кладем карандаш на верхнюю часть кисти и прокатываем его на одной руке, затем на другой.
Упражнение «Мотор»
Кладем карандаш на ладошку, закрываем другой ладошкой, переворачиваем и начинаем:
Заведи мотор скорей и ладошки разогрей
Разгоняйся все быстрей, сил дружочек не жалей.
Скорость я замедляю
Вот мы к дому подъезжаем.
Упражнение «Скалка»
Кладем на ладонь карандаш, закрываем другой ладошкой и верхней ладошкой катаем его:
Мы пирог испечь решили,
Ловко тесто замесили,
Хорошенько раскатаем,
В печку жаркую поставим.
Теперь на другую руку кладем карандаш, катаем:
Мы пирог испечь решили,
Ловко тесто замесили,
Хорошенько раскатаем,
В печку жаркую поставим.
Упражнение «Циркач»
Взять карандаш большими указательными пальцами с одного края карандаша:
Циркач по канату идет очень ловко,
Какая отвага, какая сноровка.
Теперь обратно идем:
Циркач по канату идет очень ловко,
Какая отвага, какая сноровка.
Упражнение «Утюжок»
Катаем по столу карандаш одной рукой, затем другой, а потом обеими руками вместе.
Упражнение «Лесенка»
Большие и указательные пальчики поднимаются по карандашу как по лесенке, а средний и большой – опускаются. Затем – безымянный и большой поднимаются, мизинец и большой опускаются.
Как по лесенке гурьбой.
Лезли мыши в кладовой.
Лесенка свалилась,
Мыши покатились.
Упражнения можно выполнять на скорость – каждый раз увеличивая темп.
А сейчас мы покажем вам пальчиковую игру с резинками для волос.
Вам понадобятся резинки для волос оранжевого, синего, красного, жёлтого и зелёного цвета,
1,2,3,4,5!
Будем пальцы наряжать!
Пальцы сжаты в кулак. По очереди разгибаем пальчики
Вот мизинчик - он морковка,
Он в оранжевой обновке!
Надеваем на мизинец оранжевую резинку
Безымянный - баклажан,
Носит синий сарафан.
Надеваем на безымянный палец синюю резинку
Средний - свёкла для борща,
Ярко- красная она.
Надеваем на средний палец красную резинку
Указательный – кокетка,
Он весь жёлтенький, как репка.
Надеваем на указательный палец жёлтую резинку
Большой палец – молодец!
Он зелёный огурец!
Надеваем на большой палец зелёную резинку,
Морковку, баклажан, и свёклу,
Огурец и репку, посмотри,
По очереди разгибаем пальчики
Можно вырастить на грядке,
Сжимаем и разжимаем пальчики в кулак
Очень вкусные они!
А теперь вы можете повторить то же самое с пальцами второй руки.
Логопед.Давайте подведем итог сегодняшнего занятия. Для развития межполушарных связей прибегают к играм и упражнениям, которые задействуют как правое, так и левое полушарие. Так называемую «мозговую гимнастику» необходимо выполнять хотя бы несколько минут в день. Она будет полезна как детям, так и взрослым. Все упражнения необходимо выполнять непринужденно, в спокойной обстановке, чтобы не вызвать у ребенка негативных эмоций.
Уважаемые родители и дети, на этом наша логопедическая гостиная подошла к концу. Надеемся, что она была интересной. Играйте с детьми в полезные игры. Спасибо за внимание.