kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Логопедический проект по теме: «Формирование универсальных учебных действий на логопедических занятиях с младшими школьниками»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В проекте рассматриваются возможности формирования универсальных учебных действий младших школьников на коррекционных логопедических занятиях. Проект адресован учителям-логопедам, учителям начальных классов коррекционных школ.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Логопедический проект по теме: «Формирование универсальных учебных действий на логопедических занятиях с младшими школьниками»»

ПАСПОРТ ПРОЕКТА:





Тема: «Формирование универсальных учебных действий на логопедических занятиях с младшими школьниками»


Срок выполнения проекта: 2015/2016

Разработчик проекта: учитель-логопед



Содержание

Аннотация

Раздел I.ВВЕДЕНИЕ

Обоснование актуальности проекта

Объект проектирования

Предмет проектирования

Гипотеза проекта

Цель проекта

Задачи проекта

Раздел II.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Этапы и механизм реализации проекта

Ожидаемые результаты проекта /индикаторы, показатели, значения/

Ресурсы, обеспечивающие реализацию проекта

Перспективы развития и реализации проекта

Список использованных нормативных документов и источников информации

Приложение
























Аннотация

Концепция развития универсальных учебных действий, которая является составной частью Федерального государственного стандарта начального общего образования (ФГОС), признает целенаправленное планомерное формирование универсальных учебных действий ключевым условием повышения эффективности образовательного процесса в новых социально-исторических условиях развития общества. Сегодня, когда информация так быстро обновляется, ученику школы важно не только усвоить определенный объем знаний, но и освоить универсальные учебные действия. Под универсальными учебными действиями понимается совокупность обобщенных действий учащегося, а также связанных с ними умений и навыков учебной работы, обеспечивающих способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.

Формирование УУД в образовательном процессе может осуществляться в контексте усвоения разных учебных предметов. Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определённые возможности для формирования УУД. Коррекционно-развивающая работа учителя–логопеда имеет большие возможности по формированию УУД, которые являются интегративными характеристиками образовательного процесса.

Анализ методических публикаций по логопедии позволяет сделать вывод, что в них пока недостаточно освещена проблема формирования УУД на логопедических занятиях в соответствии с требованиями ФГОС.


Новизна проекта заключается в комплексном использовании уже апробированных методик и современных образовательных технологий по формированию у учащихся УУД (познавательных, коммуникативных и регулятивных) в практике школьного логопеда.


Технологичность проекта: Проект может быть интересен учителям-логопедам, работающим с детьми младшего школьного возраста с нарушениями устной и письменной речи.


Раздел I. ВВЕДЕНИЕ


Обоснование актуальности проекта

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Умение учиться – существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить четыре блока:

- личностный;

- регулятивный (включающий также действия саморегуляции);

- познавательный;

- коммуникативный.

Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях).

Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание, планирование, прогнозирование, коррекция, оценка, саморегуляция.

Познавательные универсальные действия включают: общеучебные (в том числе знаково-символические действия), логические, а также постановку и решение проблемы.

Коммуникативные действия обеспечивают учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении.

Особенность логопедической работы состоит в том, что она направлена на оказание помощи детям, испытывающим трудности в достижении предметных результатов (письмо, чтение). Тем самым, своевременная и действенная логокоррекционная работа предупреждает или минимизирует трудности достижения метапредметных результатов (формирование коммуникативных, познавательных УУД).


Учитель-логопед должен строить свою работу таким образом:

- чтобы обеспечивался рост познавательных мотивов детей,

- чтобы ребенок учился планировать, контролировать и оценивать учебные действия,

- чтобы ребенок мог работать в группе, вести диалог – взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.


Объект проектирования: Учащиеся начальных классов школы с нарушениями устной и письменной речи.


Учащиеся с ОНР, которые начинают заниматься в школе, имеют ряд речевых и психологических особенностей (по А.В. Ястребовой), затрудняющих формирование у них УУД. Речевые особенности являются следствием недостаточной сформированности лексико-грамматических средств языка, и к ним можно отнести: недостаточное понимание учебных заданий, инструкций; трудности овладения учебными понятиями и терминами; трудности формулирования собственных мыслей в процессе учебной работы; недостаточное развитие связной речи. Недостаточная сформированность психологических предпосылок (неустойчивое внимание, низкая способность к переключению, недостаточное развитие словесно-логического мышления) препятствует формированию учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в определенном темпе). Исходя из данных особенностей детей с ОНР, перед учителем – логопедом наряду с задачей формирования предпосылок к полноценному усвоению общеобразовательной программы по русскому языку встает задача развития предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности и формирования этих учебных умений.


Предмет проектирования: Универсальные учебные действия (УУД): регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Регулятивные:

- формулировать тему и цели урока;

- составлять план решения учебной проблемы;

- работать по плану, корректировать свою деятельность;

- оценивать свою и работу товарищей;

- осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль.

Познавательные:

- принимать и понимать словесную или письменную инструкцию;

- излагать содержание прочитанного текста;

- осуществлять анализ и синтез;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- рассуждать.

Коммуникативные:

- учитывать разные мнения;

- формулировать и аргументировать свою позицию;

- оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

- адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, владеть различными видами монолога и диалога;

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.


Гипотеза проекта: Использование методических разработок логопедических занятий позволит повысить эффективность логопедической работы по формированию УУД у учащихся.

Цель проекта: создание методических разработок по формированию УУД у младших школьников на занятиях учителя-логопеда.


Задачи проекта:

1.Изучить периодическую литературу по формированию УУД, современным технологиям и о применении их в логопедической практике.

2.Обобщить материалы по традиционным и инновационным технологиям, универсальным учебным действиям и представить в виде технологической схемы для использования в формировании УУД у младших школьников на логопедических занятиях.

3.Разработать блоки логопедических занятий с учетом формирования УУД у учащихся начальных классов.


Раздел II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.


Этапы и механизм реализации проекта


1.Этап: Диагностический

Задачи:

- анализ и постановка проблемы;

- изучение литературы по проблеме.

2.Этап: Прогностический

Задачи:

- постановка цели, задач в рамках проекта;

- разработка проекта.

3.Этап: Практический

Задачи:

- внедрение проекта в коррекционно-развивающий процесс;

- разработка методического комплекса по проекту;

- диагностика первичная;

- корректировка проекта.

4.Этап: Обобщающий

Задачи:

- подведение итогов внедрения;

- оформление результатов работы по проекту;

- дальнейшая реализация проекта в коррекционно-развивающую работу;

- распространение опыта.

- диагностика вторичная.

5.Этап: Внедрения

Задачи:

- использование опыта работы в процессе дальнейшей работы;

- распространение опыта.


Ожидаемые результаты:

- создание методических разработок по формированию УУД у младших школьников на логопедических занятиях учителя-логопеда;

- овладение учащимися младших классов УУД, соответствующим возрасту, психологическим возможностям и требованиям ФГОС.


Ресурсы, обеспечивающие реализацию проекта:

- технология объяснительно-иллюстративного обучения,

- технология проблемного обучения,

- технология дифференцированного подхода,

- технология самостоятельной работы,

- технология разноуровневого обучения,

- ИКТ-технологии, игровая технология,

- технологии здоровьясберегающие.


Перспективы развития и реализации проекта:

Планируется:

- продолжить работу по насыщению проекта новыми методическими разработками;

- разработать карты диагностики уровня сформированности УУД у учащихся младших классов;

- использовать опыт работы в своей дальнейшей деятельности;

- распространить опыт работы в профессиональной среде.


Список использованных нормативных документов и источников информации


1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М., Просвещение, 2011.

2. Концепция ФГОС общего образования/ Под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова. – М., Просвещение, 2008.

3. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / под ред. А.Г.Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.

4.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя /под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2011.






ПРИЛОЖЕНИЕ


Методические приёмы для формирования УУД на логопедических занятиях с младшими школьниками


Применяемые на логопедических занятиях технологии:

- игровые технологии,

- здоровьесберегающие технологии,

- технология проблемного обучения,

- технология дифференцированного подхода,

- технология самостоятельной работы,

- технология разноуровневого обучения,

- ИКТ-технологии,

- элементы исследовательских технологий.


В рамках этих технологий с целью формирования универсальных учебных действий используются следующие методические приёмы:

Логопед ставит цели занятия и работает с детьми в направлении целей – “чтобы чего-то добиться, цель должен знать каждый участник занятия”;

- обращает внимание на развивающую ценность любого задания;

- отмечает успехи ребенка в сравнении с его прошлыми результатами;

- показывает для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни;

- привлекает детей к открытию новых знаний при усвоении нового материала;

- обучает детей приемам работы в группах, показывает, как можно прийти к единому решению в групповой работе;

-​ оценивает не только сам, но и позволяет детям участвовать в процессе оценивания; в конце выполнения задания, в конце занятия вместе с детьми оценивают то, чему дети научились, чего достигли, а чего нет;

- на занятии уделяет большое внимание самопроверке детей, обучая их умению находить и исправлять ошибки, дети по предложенному алгоритму учатся оценивать результаты выполнения задания, логопед показывает и объясняет, за что была поставлена та или иная отметка, учит детей оценивать работу по критериям и самостоятельно выбирать критерии для оценки;

- учит детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией – пересказу, составлению плана, учит пользоваться разными источниками, используемыми для поиска информации;

-​ обращает внимание на развитие памяти и логических операций мышления, разных аспектов познавательной деятельности;

-​ обращает внимание на общие способы действий в той или иной ситуации – и обучает детей применению обобщенных способов действий;

-​ учит детей планировать и прогнозировать свои действия;

-​ всегда дает шанс исправить ошибку, показывает, что ошибка – это нормально, главное – уметь учиться на ошибках;

- учит ребенка ставить цели и искать пути их достижения, а также решения возникающих проблем;

-​ учит детей составлять план действий, перед тем, как начать что-то делать;

- учит разным способам выражения своих мыслей, искусству отстаивания собственного мнения, уважения мнения других;

-​ учит детей способам эффективного запоминания и организации деятельности;

- дает детям возможность самостоятельно выбирать задания из предложенных;

-​ создает проблемную ситуацию в процессе целеполагания;

- использует схемы, алгоритмы, которые позволяют обучающимся отслеживать свой рост и определять задачи и направления своей деятельности;

-​ предлагает задания по аналогии (найти закономерности и ответить на вопрос);

- логопед и дети вместе решают возникающие учебные проблемы.


Примеры упражнений, направленных на формирование УУД у младших школьников

Упражнения, развивающие умение принимать и понимать
словесную или письменную инструкцию

Дети с нарушениями письменной речи нередко удивляют педагогов тем, что выполняют не то, что им задано. Они постоянно переспрашивают учителя, когда вроде бы тот достаточно понятно объяснил. Это может быть связано как с низкой концентрацией внимания ребенка, недостаточностью кратковременной слуховой памяти, нарушениями мышления, так и с несформированностью приемов учебной деятельности. Умение своевременно реагировать на вопрос учителя; умение отличить новую задачу от старой, четко представить то, что содержится в инструкции – вот что отличает ученика, который умеет учиться.

1.«Объясните домовёнку Кузе» 

Логопед дает ученикам какое-то задание. Чтобы проверить, как оно понято детьми, просит кого-нибудь из испытывающих трудности понимания инструкции учеников повторить его для Кузи.

2.«Письмо с пропусками»

 Логопед дает задание: «Я буду диктовать предложение, а вы записывайте, но вместо буквы О всегда ставьте точку». Таким образом дети записывают 2–3 предложения, а потом логопед предлагает им, например, не писать окончания прилагательных, а ставить вместо них звездочку. 

Цель: Прием способствует развитию концентрации и переключения внимания, но основная цель для ученика – саморегуляция деятельности с учетом меняющейся инструкции.


3.«Будь внимательным!» 

Логопед просит детей прослушать инструкцию, повторить ее «про себя», поднять руку тех, кто запомнил и четко представляет себе, что делать. По команде «Внимание!» ученики начинают выполнять задание. Примеры заданий:

1).В небольшом тексте все буквы С подчеркнуть, а буквы З – вычеркнуть.

Полезла Оксана за красной розой,
А вернулась Оксана с занозой.

2).В тексте все буквы Ч подчеркнуть, а буквы Ц вычеркнуть. После команды «Внимание!», наоборот, вычеркиваются все Ч, а подчеркиваются все Ц.

Черная цапля циркулем чертила.
Внимание!
Цапля старательно циркулем водила.
Получился очень чистенький чертеж
.



Упражнения, развивающие умение планировать действия по выполнению учебной инструкции и действовать по плану

Важнейший шаг к переводу внешних действий ученика в умственный план, обеспечивающий успешное формирование навыка, – это обучение детей планированию.

Управление учением должно быть гибким. Жесткость управления (строгая последовательность действий, заданная учителем) должна убывать по мере роста учащихся. Если в начале обучения дети действуют по образцам и алгоритмам, предложенным учителем, то на заключительном этапе логопедической работы дети сами планируют действия, составляют их алгоритмы.

1.«Расскажи о звуке по плану-схеме

Рис.1.

Через 1–2 занятия схема характеристики звука заменяется. Детям предлагается рассказывать по схеме, где все характеристики заменены цветными символами.

2.«Определи порядок действий».

Ученики получают карточку со сложной инструкцией к заданию. Нужно карандашом проставить над словами цифры, соответствующие порядку выполнения действий.

Например:

Задание к упражнению по русскому языку содержит несколько действий. Важно не забыть сделать ни одно из них. Кроме того, нужно подумать, что удобнее сделать сначала, а что потом.

3.«Составьте алгоритм».

 Детям предлагают объединиться в малые группы по 3–4 человека (можно предложить поработать в парах). Задание общее для всех групп – составить алгоритм решения определенной учебной задачи. Например:

– Составьте алгоритм разбора слова по составу и др.

Через 5 минут каждая группа выполняет задание логопеда по разбору слова, используя свой алгоритм. Таким образом проверяется, «работает» этот алгоритм или нет, т.е. можно ли, используя его, безошибочно и быстро выполнить задание. В ходе выполнения задания по каждому алгоритму и его обсуждения выясняется, какая группа составила более полный и четкий алгоритм, нужно ли его дополнить.

Пример алгоритма, составленного учениками:

Как разобрать слово по составу

- Изменить форму слова  выделить окончание, обозначить.

- Выделить основу – часть слова без окончания, обозначить.

- Подобрать однокоренные слова → выделить общую часть слова – корень, обозначить.

- Посмотреть на оставшиеся части слова:

- Если есть часть слова перед корнем → это приставка, обозначить.

- Если есть часть слова между корнем и окончанием → это суффикс, обозначить.



Упражнения, развивающие умение осуществлять итоговый самоконтроль

Ученики с нарушениями письменной речи часто не в состоянии осуществлять итоговый самоконтроль при выполнении письменных работ. Таких детей необходимо обучать контролю с помощью специальных методов – планомерно, тщательно, длительно. Важно убедить учеников в том, что самопроверка дает возможность получить за письменную работу более высокую отметку.

Для указанной группы учеников целесообразен такой способ самоконтроля, при котором проверка дробится на 3 этапа. Во время каждого из них внимание ребенка сосредоточено на поиске специфических ошибок и недочетов в письменной работе. Для каждого из этапов разработана памятка, в которой дан алгоритм действий по проверке и перечислены группы ошибок, на которых следует сосредоточиться.

Этапы самопроверки:

I этап – поиск специфических (дисграфических) ошибок в слове, не связанных с усвоением грамматических норм.

II этап – поиск орфографических ошибок в слове.

III этап – поиск пунктуационных, грамматических и смысловых ошибок в структуре целого предложения.

На I и II этапах работы возможно использование вспомогательных приспособлений, позволяющих ребенку выделить слово из текста и сосредоточить на нем свое внимание. Таким приспособлением может служить проверочная карточка – прямоугольник из картона размером в половину тетрадной страницы, на верхней и нижней грани которого вырезаны «окошки» для выделения длинного и короткого слова. Рис.2.

1.«Возвращение к началу». 

Логопед предлагает ученикам объединиться в пары. Каждая пара получает текст, в котором, как объясняет логопед, допущена всего одна ошибка в слове – по невнимательности. Чтобы ее найти, нужно воспользоваться карточкой – «проверялкой». Один ученик двигает карточку от конца текста к началу и «ловит» в окошко целые слова. Другой ученик читает «пойманное» слово по слогам точно так, как оно написано. Важно не пропустить ни одного слова и не допускать чтения по догадке. Пара, раньше всех обнаружившая слово с ошибкой, поднимает руки.

Упражнение является подготовительным. Оно приучает детей к использованию при проверке карточки – «проверялки», к чтению текста от конца к началу (это помогает избежать чтения по догадке), к четкому послоговому чтению написанного слова. Работа в парах делает упражнение неутомительным, поиск единственной ошибки стимулирует внимание и темп деятельности детей. Целесообразно использовать такое упражнение на 3-4 занятиях подряд.

Ищем «случайные» ошибки. 

(I-й этап самопроверки.)

Работать можно индивидуально или в паре. Действия по проверке текста аналогичны описанным в предыдущем упражнении, но добавляется очень важный компонент – карточка-памятка.(Приложение ) Возможность пользоваться карточкой на начальном этапе овладения навыком самоконтроля делает проверку более эффективной, значительно повышает активность детей. Известный психолог П.Я.Гальперин отмечал, что, беря карточку, школьник «получает орудие в собственные руки» и становится хозяином положения, в то время как при ее отсутствии он является пассивным исполнителем чужих указаний.

Ищем орфографические ошибки. 

(II этап самопроверки).

Дети проверяют текст 2-й раз, сосредотачиваясь на поиске орфографических ошибок. Сделать это им помогает уже другая карточка-памятка.

Проверка предложений.

(III этап самопроверки).

Ребенок проверяет каждое предложение, начиная с первого. Используется только памятка.

В случае, если какие-то ошибки остаются не найденными ребенком, логопед отмечает их на полях соответствующей строки цифрами (1,2 или 3 в зависимости от типа ошибок).

Если и в этом случае ребенок не может обнаружить ошибку, то логопед указывает слово или предложение, в котором она допущена.

И только если ошибка так и остается необнаруженной, логопед вместе с ребенком осуществляет разбор и помогает найти ошибку.

Очень важно, чтобы ученик постарался найти все ошибки сам.





Упражнения, развивающие умение самостоятельно оценивать результаты своей деятельности

Важными секретами успешной учебы являются: умение ставить цели и добиваться их; умение видеть собственные успехи и испытывать по этому поводу радость; замечать неудачи и находить их причины. Для формирования у ребенка желания учиться можно использовать разнообразные приемы – от похвалы до специальных символов, с помощью которых отмечались бы детские достижения.

Для самооценивания и фиксации результатов используются линейки достижений и лестница успеха.

Линейки достижений помогают ребенку увидеть свои успехи. К сожалению, ученику с дисграфией на уроке русского чаще приходится отмечать свои неудачи. Но ведь отметка – это вовсе не единственный результат, который дает учеба. Уверенность в своих силах, желание учиться и работать над собой – вот то, что действительно пригодится в жизни.

Линейки достижений позволяют увидеть не столько улучшение успеваемости, но и те усилия, которые ученик приложил, и те знания, умения и навыки, которые им в результате приобретены.

1.«Линейка достижений». 

Логопед предлагает детям в конце занятия сделать отметки на линейках достижений. Каждому ребенку дается карточка, например, такого содержания:

1) Я научился различать буквы Б и Д (умения по теме занятия)
оценка от 0 до 5

2) Я старался 
оценка от 0 до 5

3) Какую оценку я сам себе поставлю 
оценка от 0 до 5

Ученик ставит отметку-черточку на каждой линейке. Это приучает его задумываться над тем, как он продвинулся в овладении знаниями и умениями; прикладывал ли старания для качественного выполнения задания; прогнозировать оценку за выполнение задания.

2.Карта самонаблюдений. 

Особенность такой карты заключается в том, что она составляется и ведется самим учеником. Учащиеся, выделяя собственные проблемы (в поведении, в учебе и т. д.), сами вписывают нужные аспекты наблюдения в свои таблички. В конце каждого занятия ученики делают отметки (+ или –) в карте. Когда таблица заполнится, уместно подвести итоги: Кто может сказать, что стал аккуратнее? У кого укрепилась сила воли? Кто заметил, что стал активнее на занятиях? Ученик сообщает о своих результатах только в том случае, если сам этого захочет.


Образец карты самонаблюдения


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Старался писать без ошибок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверял свою работу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Следил за осанкой и правильной посадкой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работал внимательно

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Писал аккуратно, разборчиво

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Соблюдал чистоту и порядок в тетради

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Соблюдал дисциплину

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работал активно, поднимал руку


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.«Лесенка успеха». 

Завершив выполнение какого-либо письменного задания, ученики рисуют карандашом лестницу из 3 ступенек. Логопед просит, чтобы каждый из детей сам оценил успешность выполнения этого задания, нарисовав на одной из ступенек лесенки человечка – себя. Если ученик считает, что был внимательным, старательным и сдает логопеду работу без ошибок, то он рисует себя на верхней ступеньке. Рис.3. Лесенка успеха позволяет логопеду узнать, насколько объективно дети оценивают свое письмо.

Итак, рассмотрев понятие универсальных учебных действий, особенности детей с ОНР, направления формирования УУД на логопедических занятиях и некоторые конкретные примеры формирования регулятивных действий, мы можем прийти к следующему выводу: речевые нарушения у детей чаще всего сопровождаются выраженными затруднениями в формировании познавательных, регулятивных и коммуникативных навыков. Следовательно, программа коррекционно-развивающей работы с обучающимися с нарушениями устной и письменной речи должна быть направлена не только на коррекцию этих нарушений, но и на формирование и развитие у детей универсальных учебных действий.

Литература:

1.Как проектировать УУД в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя./ под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.

2.Логопедические занятия со школьниками (1–5 класс): Книга для логопедов, психологов, социальных педагогов/ Метусс Е.В., Литвина А.В., Бурина Е.Д. и др. – СПб.: КАРО, 2006.

3.Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 1999.






Рис.1


Рис.2


Рис.3




Памятка

Проверь свою работу

(I проверка)



Проверь отдельно каждое слово, начиная с последнего.



  • Не пропустил ли ты букву?

  • Не добавил ли лишнюю букву?

  • Не написал ли вместо одной буквы другую?

  • Правильно ли ты изобразил каждую букву?



Если в твоей работе больше нет таких ошибок, ты – МОЛОДЕЦ!






Памятка

Проверь свою работу

(II проверка)



Проверь отдельно каждое слово, начиная с последнего.



  • Не словарное ли слово?

  • Есть ли в слове орфограммы? Какие?

Обозначь опасные места

  • Где возможно, подбери проверочные слова.



Если в твоей работе больше нет таких ошибок, ты – МОЛОДЕЦ!






Памятка

Проверь свою работу

(III проверка)



Проверь целиком каждое предложение, начиная с первого.



  • Не пропустил ли ты слово?

  • Не написал ли лишнее слово?

  • Как написаны предлоги и союзы?

  • Правильно ли слова связаны друг с другом?

(Проверь окончания)

  • Есть ли точка в конце и заглавная буква в начале предложения?

  • Есть ли необходимые запятые и другие знаки?



Если в твоей работе больше нет таких ошибок, ты – МОЛОДЕЦ!





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 1 класс

Автор: Булганина Наталья Николаевна

Дата: 13.11.2016

Номер свидетельства: 358346


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства