Логопедическая викторина "Размышляй-ка" рассчитана для проведения на параллелях 3 классов учителями - логопедами. Это мероприятие направлено на развитие психических процессов; связной речи, внимания, памяти и логического мышления; закрепление знаний полученных на уроках русского языка и расширение кругозора. Также учащиеся учатся работать в группах и быть одной сплоченной командой.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Логопедическая викторина "Размышляй-ка" 3 класс»
МБОУ СОШ №45
Логопедическая викторина
«Размышляй-ка»
3 класс
Учитель-логопед: Усенко Е.В.
Сургут 2016
Логопедическая викторина
Цель: В игровой форме закрепить знания полученные учащимися на логопедических занятиях и уроках русского языка, математики.
Задачи:
Образовательные:
- Проверить знания изученных правил детьми на занятиях и умение применять их на письме
Развивающие:
- Развивать логическое мышление
- Развивать слуховое и зрительное внимание
- Развивать связную речь
Воспитательные:
- Воспитывать умение работать в команде
- Воспитывать интерес к викторине
Оборудование: карточки с названиями команд, стишки с ошибками, презентация «Ребусы», листы 4 цветов (красный, жёлтый, зелёный, синий), карточки с загадками и скороговорками, карточки с логическими задачами, карточки с заданиями по русскому языку, карточки со словами к игре «Пойми меня».
Ход мероприятия:
Добрый день!
Мы рады приветствовать вас на интеллектуально-познавательном и развлекательном шоу «Логопедическая викторина». Сегодня нашим командам предстоит показать свои знания, умения и эрудицию в области математических способностей, логики, мышления, развития речи и грамматики. По результатам конкурсов мы суммируем все баллы и определим, какая из команд победит.
Сегодня в логопедической викторине будет участвовать три команды. Для начала каждая команда выберете капитана. Капитаны подойдите ко мне. На столе лежат карточки, на которых написаны названия команд. Вам нужно выбрать один из трёх карточек и прочитать название вашей команды. Итак, первая команда называется «Дельфины», вторая – «Акулы» и третья команда «Киты». Хорошо. Ребята ни пуха вам не пера.
Команды давайте начинать. Первый конкурс называется «Блиц опрос». Я каждой команде буду задавать по вопросу. Какая из команд даст большее количество ответов та и победит в этом конкурсе. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
1 команда
Как называется часть слова, которая стоит перед корнем? (Приставка)
Сколько звуков в слове семья? (5 звуков)
Он до Киева доведет. (Язык)
Если вчера был вторник, то какой день будет послезавтра? (Пятница)
Маленькое юркое животное, у которого может оторваться и снова вырасти хвост. (Ящерица)
Слово, противоположное по значению слову «КРИВОЙ»? (Прямой)
2 команда
Как называется часть слова, которая стоит после корня? (Суффикс)
Сколько звуков в слове карась? (5 звуков)
Как называются слова, образованные от одного корня? (Однокоренные)
Слово противоположное по значению слову «БЫСТРЫЙ»?
Если позавчера был понедельник, то какой день будет завтра. (Четверг)
Одна из двенадцати частей года. (Месяц)
3 команда
На какое дерево садится ворона вовремя проливного дождя? (На мокрое)
Всегда во рту, а не проглотишь. (Язык)
Чем кончается «лето» и начинается «осень»? (Буквой О).
Какая часть речи отвечает на вопросы: Что делает? Что делают?, Что будет делать? (Глагол)
Буквы, которые не составляют звука. (Ь, Ъ)
Сколько звуков в слове яблоко? (7 звуков)
Молодцы команды как вы быстро ответили на вопросы и принесли своей команде первые баллы. Давайте посчитаем, сколько у каждой команды баллов.
«Второе задание»
Я сегодня утром получила письмо от Буквоеда. Он написал, что любит очень сочинять стишки-рифмы, и Буквоед прислал сегодня свои стихи вам, чтобы вы их красиво прочитали. Посмотрите стихи лежат у вас на столах. Я заглянула в эти стихи и заметила, что Буквоед перепутал буквы в словах. Ваша задача найти неправильные слова и исправить их. Та команда, которая быстрее и правильно справится с заданием и выиграет в этом конкурсе.
Был доктор на движенья скуп,
Схватил щипцы и вырвал дуб.
2. Закричал охотник: Ой! Двери гонятся за мной!
3. На волке – сметана, Творог, молоко. И рад бы поесть, Да достать нелегко.
4. Врач напомнил дяде Вите: “Не забудьте об одном: Обязательно примите 10 цапель перед сном”.
5. Под березами, где тень, Притаился старый день.
6. Писем мы не написали: Тучку целый день искали.
7. Не учил уроки, А играл в футбол. Оттого в тетради Появился гол.
3 игра «Цветные категории»
Следующая игра называется «Цветные категории». Посмотрите на слайде изображены цвета. Под каждым цветом спрятаны разные категории. Вам нужно выбрать цвет и ответить правильно на вопрос. Та команда, которая ответит на больше вопросов победит в этом испытании. Команда за правильный ответ получает по – 1 баллу.
Первая команда начинает в этом конкурсе «Киты», затем «Дельфины и «Акулы».
Зелёная категория – Ребусы
Синяя категория – Загадки и скороговорки
Красная категория – Математика
Жёлтая категория – Русский язык
Ребусы:
Загадки и скороговорки:
Отгадайте загадку:
У гражданки преклонных лет пропали водоплавающие птицы в количестве двух голов, которым на правах собственности и совершенно законных основаниях она могла распоряжаться. Что это за собственность? (Два веселых гуся).
Проговорите скороговорку:
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Отгадайте загадку:
Найдя клад, дама покупает новый бытовой прибор и приглашает множество гостей. Однако в сложной ситуации неблагодарные гости не захотели помочь хозяйке. (Муха-Цокотуха)
Проговорите скороговорку:
Ехал Грека через реку, Видит Грека - в реке рак. Сунул Грека руку в реку, Рак за руку Грека - цап!
Отгадайте загадку:
Трое пытались поймать того, кто оставил без пищи двух стариков. Но он трижды уходил от них. А четвертый преследователь, прикинувшись глухим, поймал (Колобок).
Проговорите скороговорку:
У четырех черепашек четыре черепашонка.
или
Расскажите про покупки, Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, Про покупочки мои.
Математика:
Решите логические задачи:
У паука 4 пары ног. Сколько всего ног у паука?
На розовом кусте 8 бутонов. К середине дня все бутоны распустились и стали розами. Сколько бутонов осталось нераскрытыми?
У Юры 3 кубика, а у Гены 2 кубика. На столе коробка, в которой вмещаются 4 кубика. Смогут ли ребята уложить в эту коробку все свои кубики?
В семье четверо детей: сестер столько же, сколько и братьев. Сколько сестер в семье?
Из бочки взяли 2 раза по 2 полных ведра воды. Сколько ведер воды взяли из бочки?
Сколько целых батонов хлеба можно составить из 6 половинок?
Русский язык:
Задание: Найдите и подчеркните все слова с корнем «снег» /«снеж» Двор наш заснеженный ярко блестит, Снежная крепость в нём смехом звенит. Лепит снежки детвора день-деньской. Хвалятся крыши каймой снеговой. С новой метёлкой стоит снеговик. Снега излишки увёз грузовик. К ёлке готовим снежинки, фигурки, Ставим спектакль мы весёлый Снегурке. Мы не скучаем пока по весне, Но вот подснежники видим во сне. ( Всего 9 слов с корнем«снег» / «снеж»)
Вставьте нужные буквы. 1-й –Участники по очереди зачитывают слова со вставленными буквами! Лыж.., еж.., мыш.., ш..ло, луж.. Чащ.., пищ.., свеч.., ч..й, ч..йник. Щ..ка, тащ.., крич.., ч..дак, хоч..
Выберите правильный ответ:
Какие предложения составляют текст?
А. Дети часто ходили в рощу. Там цвели душистые ландыши. Они очень украсили лес.
Б. В чаще леса живут белки. Для Миши вызвали врача. В гнезде пищат грачата.
В. В саду цветёт шиповник. За домом широкая река. Под ёлкой жил маленький ёжик.
Г. Пришла зима. Бежит мышка. А у Клавы лыжи.
4. В какой группе словосочетаний на месте пропусков пишется Ь ?
А. с...едобный гриб, построить сквореч…ник
Б. попасть в об…ятия, запасаться с…естным
В. знатное кушан..е, дружная сем..я
Г. берёзовые поч..ки, с..езд депутатов
5. Укажите сколько в тексте слов с приставкой:
В золотые осенние дни собирались к отлету журавли. Покружились они над
рекой, над родным болотом. Стройными косяками потянулись в дальние
тёплые страны.
А. 4; Б. 5; В. 6; Г. иной ответ.
6. Укажите группу однокоренных слов:
А. школа, класс, школьный; Б. дождь, дождливый, дождевик,
В. белить, белка, беличий; Г. сон, сонный, спать.
А теперь давайте с вами подсчитаем баллы у каждой команды. За каждое
выполненное задание команда получает по 1 баллу.
4 Игра «Верно или нет»
Сейчас мы с вами поиграем в следующую игру «Верно или нет». На каждый мой вопрос даёте ответ “верно” или “нет” и объясняете, почему вы не согласны.
1 команда:
Волк живёт в своей норе, А жучки живут в коре.
Спят ночами утки В конуре иль будке.
Весною из берлоги Выходят носороги.
Для того, кто нездоров, Вызывают докторов.
У волчонка страшный папа – Это мишка косолапый.
Для математики, дружочек, Нужна тетрадочка в кружочек.
Пчёлка мчится пулей В дом родимый – улей.
Заячья шубка вся белого цвета – Значит, в лесу уж хозяйствует лето.
Вот пять ягодок в траве. Съел одну, осталось две.
2 команда:
В школе есть урок труда? Борщ – полезная еда? После завтрака обед? Есть колёса у ракет? С улыбкой к зубному идём в кабинет? Зубы в дырках от конфет? Нужен вечером нам свет? Ест бензин велосипед? Вы весёлые всегда?
3 команда:
С рукавами есть жилет? На Луне есть города?
Двойка – это не беда? Есть у женщин борода? Будет вечером рассвет? В радуге есть фиолетовый цвет? Форма круга у монет? После пятницы среда? Едут лыжи без следа?
Теперь давайте подсчитаем сколько раз команды ответили правильно на вопросы. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Сейчас эти баллы суммируем и получается вот такие баллы.
5 конкурс «Пойми меня»
И наш последний конкурс называется «Пойми меня»:
Условия конкурса:
– Задание выполняется командами по очереди на время; – Играющая команда выходит из кабинета, затем каждый член команды заходит для выполнения задания.
Задание: Прочитать слово на выбранной карточке и объяснить его следующему игроку, не употребляя однокоренных слов, чтобы тот догадался, о чем идет речь, второй игрок объясняет третьему и т.д.
Слова: язык, указка, доска
Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Итог: Замечательно, теперь подсчитаем все баллы и определим победителя! Итак, в нашей логопедической викторине победителем становится команда …… Поздравляем всех команд. Наша викторина подходит к концу.