Просмотр содержимого документа
«Логопедическая викторина «По следам парных согласных» »
ГБУЗ СОКБ Детская поликлиника
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3
Логопедическая викторина
«По следам парных согласных»
логопед
Болгова Ирина Леонидовна
г. Салехард
2015г.
Болгова Ирина Леонидовна,
Логопед детской поликлиники, Ямало-Ненецкий округ, г. Салехард.
МБОУ № 3, учитель – логопед, Ямало-Ненецкий округ, г. Салехард.
Предмет (направленность): Логопедия
Класс: 1
Место проведения: класс
Цель: закрепление знаний, умений, навыков, полученных учащимися в течение учебного года.
Задачи:
Образовательные:
закреплять приобретённые произносительные умения.
Развивающие:
развивать фонематический слух;
развивать творческое и логическое мышление, память, внимание;
развивать выразительность, эмоциональную окрашенность речи
Воспитательные:
формировать умение работать в коллективе сверстников;
воспитывать самоконтроль за речью, самостоятельность и активность;
воспитывать интерес к логопедическим занятиям
Оборудование:
- эмблемы для участников команд,
- бейджики для капитанов команд,
- табличка «Жюри»,
- бланк для выставления баллов.
- магнитофон, диск с песней В.Шаинского «Буквы разные писать»,
- карточки с заданием, медали для награждения, призы, поощрительные подарки.
Организационный момент:
Звучит песня - слова М. Пляцковского, музыка В. Шаинского «Буквы разные писать».
Логопед:
- Дорогие ребята, уважаемые жюри и гости! Сегодня у нас необычная викторина. На логопедических занятиях наши дети обучаются красивой и правильной речи, умению быстро читать и грамотно писать. Настало время проверить – чему вы научились за этот год. Вот и проведём логопедическую викторину на тему « В гости к парным согласным».
В течение всей игры вам надо быть внимательными, быстро принимать решение, работать дружно.
- Сегодня ребята будут соревноваться в двух командах. Оценивать работу команд будет жюри (представление членов жюри). Мы приветствуем так же наших болельщиков! Вам, ребята желаем успехов! Итак, начинаем!
Представление команд
Название команд
«Знайки»
«Почемучки»
Девиз
Мы команда крепыши,
Знайки мы, не малыши.
Все, все, все на свете знаем,
Если спросят – отвечаем.
Ну а нас все вокруг
Почемучками зовут.
Всегда и все мы узнаем,
Везде вопросы задаем.
Логопед – Парные согласные С - З .
- Послушайте, как эти звуки научились говорить наши ребята (дети читают стихи):
Звук С
Звук З
Распластай язык пошире,
Кончик к нижним зубкам ближе.
Посередине языка
Струйку воздуха пускай.
Улыбнись и посвисти,
Сссс, ссс, ссс – произнеси!
– Ссс! – синичка просвистела,
– Ссс! – свирель в лесу запела.
– Ссс! – в кустах свист соловьиный.
– Ссс! – свисток сирены сильный.
Язычок широкий ниже,
Кончик – к нижним зубкам ближе!
И со звонким ветерком
Звонко Зззз …. Произнесем.
З заливисто звенит,
Звонко З в словах звучит:
Зайка, зонт, звонок, загадка,
Зал, значок, звезда, зарядка!
1 конкурс – “Загадай - разгадай!”
«З»
«С»
Он и добрый, он и строгий,
Бородою весь зарос,
К нам спешит сейчас на праздник,
Кто же это? ...
(Дед Мороз)
Задача здесь весьма проста:
Из Простоквашина кота
Любой дошкольник должен знать.
Попробуй имя отгадать.
(Матроскин)
Мой вопрос не будет длинным.
Если помнишь Буратино,
Подскажи, какую книжку
Продал глупенький мальчишка?
(Азбука)
В Зазеркалье угодила,
По Стране Чудес бродила,
И теперь Чеширский кот
Ту девчонку в сказке ждёт.
(Алиса)
Обхватив ядро ногами,
Он несется над врагами.
Все секреты подсмотрел
И обратно полетел.
(Барон Мюнхгаузен)
Плюшек я тебе припас,
Прилети ко мне хоть раз.
Мастер всяческих проказ,
Лучший в мире …
(Не Карабас, а Карлсон)
Я красив, силен, могуч,
Я грознее грозных туч,
И умнее всех, нет слов, -
Много у меня голов.
(Змей Горыныч)
Бедных кyкол бьет и мyчит,
Ищет он волшебный ключик.
У него yжасный вид,
Это доктор...
(Не Айболит, а Карабас)
В шляпе с круглыми полями
И в штанишках до колен
Занят разными делами,
Лишь учится ему лень.
Кто он, быстро отгадай-ка,
Как зовут его?
(Незнайка)
Потерял он как-то хвостик,
Но его вернyли гости.
Он ворчлив, как старичок
Этот грyстный...
(Не Пятачок, а Ослик Иа)
- Где ваше платье бальное?
Где туфелька хрустальная?
- Простите, я спешила,
Меня зовут …
(Не Страшила, а Золушка)
Жил в бутылке сотни лет,
Наконец, увидел свет,
Бородою он оброс,
Этот добрый...
(Не Дед Мороз, а Старик Хоттабыч)
Жюри объявляет итоги 1 конкурса.
Оценка: за каждый правильный ответ команде засчитывается 1 очко.
Логопед - Парные согласные Ш - Ж
Звук Ш
Звук Ж
– Ш-ш-ш … Шипенье, шум, шептанье,
Шорох, шелест, шин шуршанье ……
– Ш! Чтоб звук красивым вышел
Шире язычок и выше!
Сделаем из язычка
Чашечку, подняв бока.
Эту чашку по бокам
К верхним мы прижмем зубам.
Вот теперь над чашкой можно
Дуть красиво, осторожно.
Чтоб ветерок бежал,
Чтоб Ш, как шелк, шуршал!
– Ш-ш-ш … Шипенье, шум, шепшанье,
Шорох, шелест, шин шуршанье…
Ж как Ш мы произносим,
Только голос в гости просим.
Звонко Ж в словах жужжит,
Ж как жук большой гудит:
Жужелица, жук, жужжанье,
жар, жемчужина, журчанье.
2 конкурс – «Драматизация».
Логопед:
- Ребята, мы продолжаем нашу викторину. Конкурс необычный. Нам предстоит стать актерами. Нужно не только рассказать стихотворение, но и обыграть его. Командам раздаются тексты – дети выбирают роли.
«Ш»
«Ж»
Встретил в чаще еж ежа.
- Как погод, еж?
- Свежа.
И пошли домой дрожа,
Съежась, сгорбясь,
Два ежа.
Жук жужжит:
- Я шел и шел.
Желтый камушек нашел.
- Это желудь! Ты не прав,
Говорит жуку жираф.
- Что ж, повесь его на сук,
Говорит жирафу жук.
Ежик, еж, где ты живешь?
- Под кустом меня найдешь.
- Ежик, еж, куда идешь?
- На лужайку я иду,
Там еду себе найду.
-Ежик, еж, кого найдешь?
- Я найду жука и мышку,
Отнесу своим детишкам.
Белка с ветки в свой домишко.
Перетаскивала шишку.
Белка шишку уронила,
Прямо в мишку угодила.
Застонал, заохал мишка:
- На носу вскочила шишка!
Жюри объявляет итоги 2 конкурса.
Оценка: за драматизацию команде засчитывается 1 очко.
Логопед – Парные согласные В – Ф
Звук В
Звук Ф
В – буква очень важная,
Воображала страшная.
Грудь колесом, живот надут,
Как будто нет важнее тут.
Рассердилась Ф слегка,
Руки уперев в бока,
Филин, флаг, фен и фонарь…
Вот на букву Ф словарь
3 конкурс - «Разгадывание кроссворда».
Логопед:
На мольберте подготовлен кроссворд из трех слов
- (шарф, кофта, шкаф)
– (буква, вода, волк) и выставлены предметные картинки с их изображением, но вместо пустых клеточек составлены звуковые схемы слов.
По ходу разгадывания кроссворда фишки заменяются буквами.
«В»
«Ф»
с
к
с
с
к
с
с
к
с
с
к
с
к
с
с
с
к
с
к
с
с
к
Жюри объявляет итоги 3 конкурса.
Оценка: за каждый правильный ответ команде засчитывается 1 очко.
Логопед – Парные согласные Т – Д.
Звук Т
Звук Д
«Т» над елкой подшутила:
ЕЛКУ в ТЕЛКУ превратила…-
- Му-у – сказала елка вдруг
И пола гулять на луг.
Этот домик буква Д.
В домике окошко.
Из трубы идет дымок,
А в окошке – кошка.
4 конкурс - «Шарады» .
Логопед:
- Командам нужно разгадать шарады. (На карточке).
«Т»
«Д»
С Т я книга, с С я рыба,
С К бесформенная глыба,
С Л помог колоть я лед,
С Д народ во мне живет.
(ТОМ – СОМ – КОМ – ЛОМ – ДОМ)
С буквой Д вперед шагаю от зари и до зари,
С П торчу, зачем – не знаю.
С Т я людям помогаю – даже в сильный зной.
С Л всегда и всем мешаю – не дружите вы со мной!
(ДЕНЬ – ПЕНЬ – ТЕНЬ - ЛЕНЬ)
Я по полену бью, звеня,
Дровами на зиму снабжая.
Когда с конца прочтут меня,
Я недовольство выражаю.
(ТОПОР – РОПОТ)
Сперва, назови ты за городом дом,
В котором, лишь летом семьею живем,
Две буквы к названью приставь заодно,
Получится то, что решать суждено.
(ДАЧА – ЗАДАЧА)
Слово названье дорожке дает,
В горы и лес ею каждый пройдет.
Слово прочтете наоборот –
Сразу узнаете яблок сорт.
(ТРОПА – АПОРТ)
Читайте слева от меня,
И псом презлющим буду я.
Но времени я буду счет,
Когда прочтешь наоборот.
(ДОГ – ГОД)
Жюри объявляет итоги 4 конкурса.
Оценка: за каждый правильный ответ засчитывается 1 очко.
Логопед – Парные согласные К – Г.
Звук К
Звук Г
Со звуками разными мы дружно играли,
И новый звук «К» на уроке узнали.
Мы учились его слышать и придумывать слова.
Где находиться он в слове - просто кругом голова.
Букву «Г» увидел я: «Что за палочка, друзья?
Думал, что она сломалась, а она – волшебная!
В небе радуга – дуга,
Гуси – гуси – га-га-га!
5 конкурс капитанов команд «Пять скороговорок на один звук»
Логопед:
- Каждый из капитанов команд получает шкатулку с буквой (К или Г), на которую должны проговорить скороговорки. Капитаны отвечают по очереди.
«К»
«Г»
Ковал кузнец на наковальне подкову скакуну.
В гнезде гагара, у гагары птенцов пара.
Ходит кочка около дворочка,
Водит деток около клеток.
Свысока смотрит гусак на гусака,
Ой, выщиплет бока гусак у гусака.
Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон,
Как в капюшоне он смешон!
Как на горке, на пригорке
Стоят тридцать три Егорки:
Раз – Егорка, два – Егорка, три – Егорка.
Наша река широка, как Ока.
Как Ока широка наша река.
Так, как, Ока, широка наша река.
Летела гагара над амбаром,
А в амбаре сидела другая гагара.
Итого гагар – пара.
Идет козел с косой козой,
Идет козел с босой козой,
Идет коза с косым козлом,
Идет коса с босым козлом.
Собирала Маргарита
Маргаритки на горе,
Потеряла Маргарита
Маргаритки во дворе.
Жюри объявляет итоги 5 конкурса.
Оценка: за каждый правильный ответ капитану команд засчитывается 1 очко.
Логопед – Парные согласные П – Б.
Звук П
Звук Б
Буква П в спортивном зале
Перекладиной назвали, -
Ну-ка, милый, не ленись,
Подойди, да подтянись!
Потерялась буква Б – не найти ее нигде.
В барабане есть она, и в баране есть она.
В бабочке она летает, в слове «бабушка – зевает,
В бегемоте - спит в воде, Значит буква Б – везде!
6 конкурс «Я знаю пять…»
Логопед:
- Каждой команде нужно назвать как можно больше слов на свою букву по теме.
Буквы выбираем из шкатулочки.
Темы:
«П»
«Б»
Животные.
Пантера, панда, пума, пони, песец, пудель, полевка, павиан и т.д.