Лексико - грамматическое занятие с использованием здоровьесберегающих технологий для детей компенсирующей группы "Рыбы"
Лексико - грамматическое занятие с использованием здоровьесберегающих технологий для детей компенсирующей группы "Рыбы"
Конспект занятия предназначен для учителей- логопедов, работающих с детьми логопедической группы старшего дошкольного возраста. В конспекте подобраны лексико-грамматические упражнения на формирование таких лексико-грамматических категорий как: согласование существительных с числительными, прилагательными, глаголами; образование относительных прилагательных, уменьшительно - ласкательной формы существительных и множественного числа, образование родственных слов, закрепление употребления предлогов, формирование слоговой структуры слов, диалогической связной речи. Большое внимание обращено на здоровьесберегающие технологии. Используется артикуляционная и мимическая гимнастика, самомассаж рук, пальчиковые гимнастики, упражнения на коррекцию общей моторики. Также подобраны упражнения и игры на развитие слухового внимания и памяти, воображения, логического мышления.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Лексико - грамматическое занятие с использованием здоровьесберегающих технологий для детей компенсирующей группы "Рыбы"»
Конспект логопедического занятия
по формированию лексико-грамматических категорий с использованием здоровьесберегающих технологий
в старшей логопедической группе по теме «Рыбы»
Цель: освоение детьми коммуникативной функцией языка в соответствии с возрастными нормами. Всестороннее развитие личности ребенка, его представлений об окружающем мире, интеллекта и личностных качеств.
Задачи: - развитие активного и пассивного словаря (наблюдение над лексическим значением слов-названий предметов, признаков, действий, над многозначными словами, словами с противоположным значением; обогащение словарного запаса словами по теме «Рыбы», употреблению новых слов в собственной речи);
- развитие грамматического строя речи (обучение образованию новых слов, подбор однокоренных слов; формирование навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе и падеже, согласование с числительными, глаголами);
- обучение составлению словосочетаний и предложений; развитие умения выделять и употреблять предлоги;
- развитие связной речи (обучение ответам на вопросы, диалогической речи);
- развитие артикуляционной моторики, мелкой и общей моторики;
- развитие психических процессов (внимания, памяти, воображения, мышления);
Оборудование: интерактивная игра с видеоматериалом о рыбах, предметные картинки с изображением рыб, разрезанная на части ( пазлы ) картинка с изображением рыбы, мячики – тренажёры, картинки аквариумов, диск «Веселая гимнастика» С.С.Железнов, Е.С.Железнова, удочки.
Ход занятия.
Дети входят в группу, здороваются с гостями.
Лог: Дети вы любите отгадывать загадки?
Отгадайте загадку и соберите пазл-отгадку.
В воде живет – Нет клюва, а клюет. Блещет в речке чистой Спинкой серебристой. (Рыбка.)
Дети собирают картинку рыбы.
Лог: Ребята, кто у нас получился? Сегодня мы с вами будем говорить о рыбах.
Посмотрите и назовите, из каких частей состоит рыба?
«Рыбки разговаривают» — дети делятся на пары, смотрят друг на друга и пытаются «разговаривать», как рыбки: сомкнутые и вытянутые вперед губы дети размыкают и смыкают.
Обрадоваться золотой рыбке – упражнение «Улыбка».
Лог: Ребята, где живут рыбы? В каких водоемах?
Рыбы, живущие в море – какие? … морские Рыбы, живущие в реке – какие? … Рыбы, живущие в аквариуме – какие? …
Лог: Ребята, посмотрите, у нас есть три аквариума. Мы с вами назовем аквариумных рыб. Разделим названия на части с помощью хлопков, поселим рыб в нужный аквариум, в зависимости от количества частей в слове: гуппи, меченосец, гурами, барбус, скалярия. Игра «Аквариум».
Лог: Ребята, давайте покажем, как рыбы плавают в аквариуме.
Подвижная игра «Аквариум»
Рыбки плывут, (Передвигаются по кругу мелкими шажками, опустив руки вдоль туловища; движения только ладонями вперед – назад.)
Плавничками гребут.
Влево, вправо поворот, (Плавные повороты туловища влево – вправо и наоборот.) А теперь наоборот.
Лог: Ребята, предлагаю вам отправить к реке. К реке мы пойдем тогда, когда распутаем путаницу:
Рыбака поймала рыба.
Река живет в рыбе.
Рыбу съел червяк.
Сеть попала в стаю рыб.
Заставка реки на экране.
Вот мы и пришли, давайте посмотрим, на рыб, живущих в реке. Посчитаем рыб от 1 до 5 (согласование числительных с существительным рыба). Игра «Веселый счет».
Дети, прислушайтесь, мне кажется, я слышу, как пять маленьких рыбок играют в воде. Поиграем вместе с ними?
Лог: Ребята,а какие же бывают речные рыбы. Посмотрим и назовем: сом, щука, лещ, окунь, судак.
Игра «Рыбалка»:
Мы поймали много рыб – Не одного окуня, а много … окуней Не одну щуку, а много … Не одного карася, а много …
Лог: Ребята, а где же дома у рыб? (камни, водоросли)
Игра «Рыбки - камни – водоросли». «рыбки» — покачивающиеся движения ладошек»; «камни» — руки сжимаются в кулаки ; «водоросли» — пальчики вверх и покачиваются.
Лог: Ребята, домики под водорослями и камнями имеют не только речные рыбы, но и морские рыбы. Предлагаю вам посмотреть на морское дно.
Заставка на экране морского дна с морскими ежами.
Но посмотрите, морские ежи заполнили все морское пространство. Мы соберем ежей и сделаем массаж рук.
Самомассаж рук массажным мячом «Морские ежи»
Играть в футбол морским ежом
Решили окунишки,
И скоро стали решетом
Их новые штанишки.
За эти милые дела
Их дома трепка бы ждала.
Но рыба добрая - игла
Зашить штанишки помогла.
Заставка на экране морского дна без морских ежей.
Лог: Ребята, посмотрите на экран. Давайте назовем морских рыб: акула, дельфин, скат, скумбрия, рыба-пила, рыба-игла, ставрида.
Ребята, а морские рыбы не скучают. Они играют в прятки. Вы любите игру «Прятки»? Мы с вами найдем спрятавшихся рыб, и расскажем, где они прятались.
Интерактивная игра «Прятки» (употребление предлогов)
Черный слайд
Лог: Ребята, мы с вами узнали много новых слов – названий рыб. А скажите, какие слова называются родственными? (которые похожи друг на друга) Мы поиграем в игру «Семейка слов», придумаем слова похожие на словорыба. И поможет нам в этом волшебная доска.
Плавники у нас росли бы, Мы бы плавали, как …(рыбы). Я б хвостом махала гибким И резвилась, словно …(рыбка). Вот с крючка срывает крошки Очень мелкая… (рыбешка). Выплывает, корм ища Пребольшая … (рыбища). Рыба не клюет никак, Видно, я плохой... (рыбак). Если наживки вам не жалко, будет отличная … рыбалка. Ловить рыбу – не судачить, очень я люблю … рыбачить. Вот какой у нас улов, мама славный … рыболов.
Лог: Ребята, мы с вами сегодня говорили о рыбах. Вам понравилось? Какая рыба для вас была самая запоминающаяся? Вас смело можно назвать знатоками рыбного мира. В память о сегодняшнем занятии все ребята получают наклеечки-рыбки.