kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Коррекционная работа по развитию речеслухового восприятия и речедвигательных навыков у детей дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

В коррекционной работе по развитию речеслухового восприятия и речедвигательных навыков можно выделить два этапа:

1. Подготовительный (цель данного этапа — подготовить ребёнка к усвоению ритмической структуры слов родного языка);

2. Собственно коррекционный (цель этого этапа — непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов у конкретного ребенка).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Коррекционная работа по развитию речеслухового восприятия и речедвигательных навыков у детей дошкольного возраста»

Коррекционная работа по развитию речеслухового восприятия

и речедвигательных навыков у детей дошкольного возраста


Щербина Валентина Петровна – учитель-логопед

МДОУ « Детский сад № 22 «Синяя птица» г.Салехард.


В коррекционной работе по развитию речеслухового восприятия и речедвигательных навыков можно выделить два этапа:

1. Подготовительный (цель данного этапа — подготовить ребёнка к усвоению ритмической структуры слов родного языка);

2. Собственно коррекционный (цель этого этапа — непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов у конкретного ребенка).


Работа на невербальном материале

1. Работа с неречевыми звуками.

Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания:

Где позвонили?

Узнай музыкальный инструмент по звуку.

Сколько раз ударили в барабан?).

2. Работа над ритмом:

•    Хлопнуть в ладоши столько — раз, сколько точек на кубике.

• Сосчитать сколько раз хлопнули в ладоши, и поддать карточку с соответствующей цифрой (ритм сначала предлагается простой, а затем сложный)

• Сравнение ритмов;!-!!,!!-!1-1,

• Узнавание ритмов и соотнесение их с определённым ритмическим рисунком, записанным, символами,

• Воспроизведение определенного ритма по образцу логопеда, по заданному рисунку,

• Задания с использованием ударения для выделения части ритмического рисунка: !!!, !!!!

• Произвольное воспроизведение ритма ребёнком с последующей записью ритмического рисунка символами,

• Воспроизведение долгих звуков ( дудка, губная гармошка — символ «-») и коротких (барабан, бубен — символ «+»),ритмический рисунок может быть следующим: —++, ++-+— и т.д.

3.формирование общей координации движений под ритмичную музыку: маршировка, лёгкий бег, ходьба,

4.упражнения на развитие динамического праксиса. рук: выполнение движений по образцу, словесно! инструкции или под счёт: кулак — ребро, кулак — ребро — ладонь.

5.упражнения на развитие реципрокной координации рук: выполнение движений одновременно обеими руками (кулак левой руки — ребро правой руки и т.д.),

6.графические упражнения на переключение (продолжи строчку): О+О+О.., -/-/-/…


Работа на вербальном материале

1.игры и упражнения, направленные на формирование таких «пространственно-временных представлений, как начало, середина, конец; перед, за, после; первый, последним.

Данные понятия важны при усвоении ребёнком последовательности звуко-слогового ряда, звуконаполняемости слов простой и сложной слоговой структуры.

Развитие ориентировки в окружающем пространстве начинается с познания схемы собственного тела, различение левой и правой его стороны, т. е. ориентировка в окружающем у детей базируется на ориентировке "на себе".

Первоначально различаемые направления дети соотносят, прежде всего, с определенными частями собственного тела:

вверху - внизу (например, вверху - голова, внизу - ноги),

впереди - сзади (например, впереди - лицо, сзади - спина),

направо - налево (например, направо - правая рука, налево - левая).

Наиболее легким для детей является выделение верхнего направления, которое дифференцируется первым, что объясняется вертикальным положением человеческого тела. Направления горизонтальной плоскости, вперед - назад, выделяются позднее. Особую трудность представляет различение левого и правого направлений, в основе которого лежит процесс дифференцировки правой и левой руки.

Можно рекомендовать задания дидактических игровых ситуаций с использованием, например, русском народной сказки «Репка». В ходе беседа с ребенком в его пассиве и активе уточняются понятия первый ~ последний, начало ~ середина — конец, между — за — перед—после.

Для детей с низким уровнем речевого развития предложеные виды работ недоступны. Поэтому работу с неговорящими детьми необходимо начинать подготовительную работу рекомендуется с упражнений на развитие слухового восприятия, на формирование умения слушать речь взрослого, выполнять простые инструкции, поручения по заданию. В ходе занятий дети знакомятся с музыкальными инструментами, дети учатся узнавать музыкальные игрушки на слух без зрительного подкрепления. Сначала в пассивный, а затем и в активный словарь вводятся такие понятия, как тихо — громко, и дети учатся дифференцировать звуки по силе.

На этом этапе работы дети также обучаются различать громкую разговорную и шепотную речь, учатся прислушиваться к речи взрослого, чётко выполнять инструкции, предъявленные шёпотом. В процессе работы с алаликами можно проводить игровые занятия на развитие подражательности игры, сопровождающиеся речью, простые упражнения на формирование динамического праксиса рук. Кроме того детям предлагается выполнение действий с музыкальными игрушками. Все перечисленные упражнения постепенно подготавливают ребёнка к усвоению ритмической структуры родного языка

Формирование звукопроизношения на данном этапе не является самостоятельной задачей: оно тесно связано с усвоением слов разной слоговой структуры. Детей обучают неосознанному членению слов на слоги, послоговому проговариванию слова. Воспроизведение слова сопровождается отхлопыванием с соблюдением ритма. Проговариваются прямые одинаковые слоги, слога с разными звуками, закрытые и обратные слоги.

В процессе проведения занятий с детьми первого уровня речевого развития последовательно формируется активное отношение ребёнка к языковой деятельности. Стержневым моментом на этом этапе обучения является специально организованная игра с определённой учебно-речевой задачей.

Ориентация работы учителя-логопеда на развитие пространственных представлений помогает создать основу для овладения ребёнком слоговой структурой слова и оптимизировать весь коррекционный процесс.


Список литературы.


1. Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи

у дошко-льников. – СПб; 2000.

2..Кондратенко И.Ю., Барменкова Т.Д., Карелина И.Б. Выявление и

преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте. - М., 2005.

3. Кириллова Е.В. Логопедическая работа с безречевыми детьми. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 64 с.

4. Логинова В.И., Бабаева Т.И., Ноткина Н.А. и др. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду - СПб, Детство-ПРЕСС, 2004.

5. Логопедия: Учебник для студентов дефектологических факультетов пед. Вузов. / Под ред. Л.С. Волковой, с.н. Шаховской. - М.: Владос, 2003.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Щербина Валентина Петровна

Дата: 14.05.2017

Номер свидетельства: 415223

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(221) "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ  РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ "
    ["seo_title"] => string(133) "ispol-zovaniie-eliemientov-tiekhnologii-razvitiia-kritichieskogo-myshlieniia-v-formirovanii-zvukovoi-kul-tury-riechi-dietiei-4-5-liet"
    ["file_id"] => string(6) "180725"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425228559"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства