Наконец, наступил долгожданный момент: ваш ребенок научился произносить трудный для него звук. Но родители часто бывают разочарованы тем, что, повторяя звук изолированно по просьбе взрослых или по собственной инициативе, малыш не произноси его речи. Это вполне закономерное явление, говорящее о том, что пришло время для важного этапа логопедической работы – автоматизации (закрепления) правильного произношения. Насколько постановка звука кропотливый труд логопеда, требующий специальных знаний и навыков, настолько автоматизация звуков – сотрудничество ребенка и его родителей. Это сотрудничество может решать не только задачу формирования правильной речи, но так же способствовать установлению доверительных отношений в семье, когда ребёнок стремится к общению со своими близкими.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей "Ура! Звук родился!"»
Учитель – логопед МАУ «ЦППМиСП»
Козионова Лариса Викторовна
Консультация для родителей
«Ура! Звук родился!»
Цель: повышение логопедической компетенции родителей.
Задачи:
Рассказать родителям об особенностях введения звуков в речь.
Показать разнообразие игр и упражнений со словами при автоматизации звуков.
Убедить родителей в необходимости выполнения рекомендаций учителя-логопеда.
Привлечь родителей к сотрудничеству в совершенствовании речи детей.
Место проведения: музыкальный зал ДОУ
Создание среды для организации и проведения:мультимедийное оборудование, ноутбук, лист регистрации, листочки для записи и простые карандаши.
Ход консультации:
Логопед: Наконец, наступил долгожданный момент: ваш ребенок научился произносить трудный для него звук. Но родители часто бывают разочарованы тем, что, повторяя звук изолированно по просьбе взрослых или по собственной инициативе, малыш не произноси его речи. Это вполне закономерное явление, говорящее о том, что пришло время для важного этапа логопедической работы – автоматизации (закрепления) правильного произношения. Насколько постановка звука кропотливый труд логопеда, требующий специальных знаний и навыков, настолько автоматизация звуков – сотрудничество ребенка и его родителей. Это сотрудничество может решать не только задачу формирования правильной речи, но так же способствовать установлению доверительных отношений в семье, когда ребёнок стремится к общению со своими близкими.
Представляю игры по автоматизации звуков (демонстрация на экране).
Логопед: Планируя занятия, помните, что:
- они должны быть систематическим, так как у ребёнка 5-7 лет навык формируется в результате постоянного повторения, закрепления желаемого действия; в противном случае автоматизация звука может затянуться на длительное время;
- правильно выбирайте время для занятий – шумные, эмоциональные игры нежелательны перед сном, ребёнок не должен быть уставшим, недопустимо отрывать его от любимого занятия (игры, просмотра передачи), иначе у него ещё до начала занятия с вами сложится негативное отношение к нему;
- продолжительность занятия может составлять от 10 до 20-25 минут; старайтесь закончить игру до того, как ребёнок сам об этом попросит, это поможет поддержать его интерес;
- ваш ребёнок нуждается в похвале и поддержке, особенно если испытывает какие-то трудности; избегайте слов «Ты сказал неправильно», «Это неверный ответ», «Ты слушаешь невнимательно», лучшие варианты - «Давай подумаем вместе», «Я назову два (три) слова, а ты выбери подходящее», «Послушай ещё раз»;
- главные помощники в общении с ребёнком – терпение, выдержка, доброжелательность; если вы никак не можете добиться от малыша желаемого ответа или действия, значит вы не сумели объяснить, чего вы хотите;
- инструкция должна быть простой, чёткой, короткой, содержать понятные ребёнку слова; желательно показать, как это делаете вы, прежде чем малыш вступит в игру сам;
- резкий тон, раздражение недопустимы, ребёнок должен чувствовать себя комфортно; не жалейте похвал, даже если успехи незначительны. Главное – поверить в свои силы: «Сегодня ты говорил лучше, чем вчера», «Молодец, ты очень старался!».
- обязательно начинайте с простых, посильных даже для ребёнка заданий, усложняйте постепенно. Не торопите его, дайте время подумать. Если ребёнок чего-то не знает, можно дать правильный ответ, но лучше, если вы ему предоставите выбор, например: «яблоко, фрукт или овощ?» Прежде, чем пойти далее мы должны уточнить разницу между буквой и звуком.
Работа над автоматизацией звуков ведется поэтапно от простого к сложному:
в словах со стечением согласных (бабушка, матрешка).
Автоматизация звука в предложениях (Малыши шагают в школу).
Автоматизация звука в стихотворениях.
Автоматизация звука в скороговорках.
Автоматизация звука в самостоятельной речи.
Показ видео. Все занятия по автоматизации звуков начинаем с развития мелкой моторики.
Показ фото и видео. Далее следует артикуляционная гимнастика.
Показ видео. Дыхательная гимнастика.
Предлагаемые далее игры и игровые упражнения помогут автоматизировать (закрепить) звук, который ваш ребёнок научился правильно произносить, а так же будут способствовать расширению его словарного запаса, подготовят к усвоению грамоты, предупредят ошибки чтения и письма, научат правильно строить предложения, разовьют связную речь. Поиграем?
Автоматизация изолированного звука.
Очень важно в период постановки и отработки его изолированно, ребенку нельзя говорить: «Скажи «Ж!» или «Сейчас будем учиться говорить «С». Мы должны произнести:
«Заведи моторчик»
«Пожужжи, как жук»
«Погуди, как пароход»
«Пошипи, как змея»
«Порычи, как тигр»
«Спой песенку пчелы»
«Погуди, как самолет»
«Посвисти, как ветерок»
«Позвени, как комарик»
«Звук потерялся»
Называя слова без последнего (или первого – более сложный вариант) звука, попросите ребёнка вернуть его на место, чтобы слово стало понятным. Например, для звука «Р»: _ак, _оза, _учка, _ыба, _олики, _оща; кома_, кефи_, севе_, бисе_, мухомо_. Для звука «Ж»: _ук, _ара, _асмин, _ареный и др.
«Назови маленький предмет» или «Назови ласково»
Предлагая ребёнку слова, где есть нужный звук, попросите изменить его: лодка – лодочка, полка - … , угол - … , лошадь - … , лужа - … (для звука «Л»); шар - … , кошка - … , шкаф - … , шарф - … , ухо - … , карандаш - … , шуба - … , мешок - … и др. (для звука «Ш»).
«Сосчитай-ка» (согласование числительных и существительных)
Взрослый начинает счет: «Один голубь», ребенок продолжает: «Два голубя, три голубя, четыре голубя, пять голубей и т.д.)
«Четвертый лишний»
Взрослый называет три зимующих птицы и одну перелетную, ребенок должен определить какая птица лишняя.«Ворона, ласточка, сорока, голубь» и т.д.
«Один – много»
Ребёнок учится изменять слова по числам одновременно с закреплением звука : роза – розы, друг - … , сестра - … , ковёр - … , муравей - … , рот - … , метро - … , кенгуру - … (звук «Р»). Обратите внимание на слова, которые не изменяются.
«Скажи, чего много»
Ребенок учиться образовывать форму родительного падежа: рука – много рук, шапка – много шапок, друг – много друзей, игрушка – много … , карандаш – много … , грузовик – много …(звук «Р»)и т.д.
В этих играх детям необходим образец. Не забывайте поощрять правильное произношение. В случае ошибки пусть ребёнок попробует выбрать правильный вариант, например: «Как правильно – много братов или много братьев?». Можно обыграть ситуацию: «Представь, что у тебя есть волшебная палочка. Она может превратить один предмет в несколько. Я назову один предмет, а ты преврати их во множество. Не забудь красиво говорить звук …».
«Доскажи словечко» или «Угадай, какое слово я задумал»:
В начале загадывайте хорошо знакомые ребёнку слова, после чего подумайте вместе, какие ещё слова начинаются с данного слога, объясните значение незнакомых, например: ру… (рубанок, русый, рудник и др.).
«Кто больше назовет»
Предложите ребёнку назвать как можно больше предметов со звуком, который он научился правильно произносить. Это может быть игра «Магазин»: «Представь. Что ты пришёл в волшебный магазин. Там можно купить только предметы, у которых в названиях есть звук «Р» (или другой).
Игра «Слово – шаг», когда разрешается делать шаг, называя любое слово с нужным звуком. При этом ставится задача: дойти до конца ковра, до противоположной стены. В случае повторения одного и того же слова (нет звука или неправильное произношение) придётся вернуться на шаг назад.
Рассматривая иллюстрации в детских книгах или журналах, предложите ребёнку назвать предметы, героев и т.д. с нужным звуком. Предложите ему подумать, есть ли этот звук в именах, фамилиях, отчествах родственников или знакомых, придумать клички животным, имена куклам.
«Телеграф»
Заданные для автоматизации слова разделить (произнести) по слогам:
Ра-ке-та, ру-ка, ко-ро-ва, мА-ка-ро-ны, ру-ба-ха, во-ро-на, ра-бо-та и т.д.
«Закончи предложение»
поможет развить творческие начала и у ребенка, и у взрослого. Предложите закончить ваше высказывание, добавив слово (или несколько) с закрепляемым звуком:
На ветку села … . Рома рисует … . В зоопарке мы видели… .
«Измени по образцу»: игра с мячом. Взрослый кидает мяч и называет местоимение. Ребенок ловит мяч, повторяет местоимение и продолжает фразу.
На этапе автоматизации очень большую роль играют чистоговорки. Именно чистоговорки, а не скороговорки. Разница между ними только в темпе произнесения. Главное – не быстрота, а правильность. Чистоговорки помогут закрепить звук, развить слуховую память, повысить интерес ребёнка к речевым упражнениям. После тренировок вы можете устроить соревнование, кто больше вспомнит чистоговорок. Не требуйте произнесения в быстром темпе. Можно попросить ребёнка сосчитать, сколько всего слов в чистоговорке, сколько слов с определённым звуком, какая чистоговорка самая длинная, предложите вспомнить всё предложение по подсказке, например: «Расскажи чистоговорку про жука, мышат и т.д.
Для лучшего запоминания можно использовать мнемотаблицы – это схематичное изображение того, о чем говориться в чистоговорке или предложении. С помощью мнемотаблиц можно заучивать стихи и небольшие рассказы. Попробуем!
Шашки на столе, шишки на сосне.
У ежа – ежата, у ужа – ужата.
Жаба в луже сидела, на жука смотрела.
Жук жужжал, жужжал, жужжал и на ужин к ней попал.
На опушке в избушке живут старушки – говорушки.
У каждой старушки лукошко, в каждом лукошке – кошка.
Незабывайте!
- Брать домой тетрадь для домашних заданий.
- Приносить тетрадь после выходных.
- Ежедневно выполнять артикуляционную гимнастику и речевые задания.
- Домашние задания выполнять в полном объеме, аккуратно и качественно.
На практике я убедилась, что не только постановка звуков идет у детей в разной последовательности, но и их автоматизация. В связи с этим материал, игры и упражнения подбираются с учетом особенностей каждого ребенка.
И как итог: «Весело о грустном» Говорят дети:
«чесалка», «вертенка»
«сковобаоба»
«хусарики»
«кружина»
«яблочник»
«журавлики»
«козявки»
«вного»
«Имбалит»
«все прошло!»
Желаю успехов в достижении положительных результатов по автоматизации звуков!