kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Консультация-практикум для педагогов: «Использование элементов технологии ТРИЗ для развития речи дошкольников».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация-практикум для педагогов:  «Использование элементов технологии ТРИЗ для развития речи дошкольников».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Консультация-практикум для педагогов: «Использование элементов технологии ТРИЗ для развития речи дошкольников».»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЯСЛИ-САД КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА №397 ГОРОДА ДОНЕЦКА»













Консультация-практикум для педагогов:


«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ

ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ

ДОШКОЛЬНИКОВ».












Подготовила и провела:

учитель-логопед

Кравченко Т.Л.












г. Донецк


Цель: Способствовать повышению уровня теоретической и методической подготовки воспитателей в вопросах использование элементов технологии ТРИЗ для развития речи дошкольников

Задачи.

  • Познакомить педагогов с технологией ТРИЗ и ее основными методами.

  • Формировать творческий подход использованию игр и упражнений на занятиях по развитию речи.



 Слайд 2. В настоящее время в современной дошкольной педагогике   большое внимание уделяется развитию речи дошкольников. Многие дети дошкольного возраста имеют речевые проблемы: нарушена связная речь, связное речевое высказывание отличается отсутствием чёткости, последовательности изложения. У детей трудно удержать внимание, пробудить интерес к занятию, добиться, чтобы усвоенный материал сохранился надолго в памяти, способствовал развитию мышления. Поэтому работа педагогов дошкольных учреждений заставляет искать новые, нетрадиционные формы, которыми можно облегчить детскую деятельность, сделать процесс обучения интересным и полезным.

Слайд 3. Еще Л.С. Выготский говорил о тесной взаимосвязи мышления и речи. Развивать речь ребенка, не включая ее в познавательную деятельность невозможно. Речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делая ее более целенаправленной и осознанной.

Слайд 4. Одним из результативных способов формирования познавательно-речевой активности для нас является технология  ТРИЗ – Теория Решения Изобретательных Задач. Она возникла в нашей стране в 50-х годах усилиями выдающегося учёного, изобретателя, писателя – фантаста Генриха Сауловича Альтшуллера.

В детских садах технология ТРИЗ начала применяться в 80-е годы. Но, несмотря на то, что технология ТРИЗ не нова, она и сегодня остаётся актуальной и востребованной для достижения детьми целевых ориентиров.

Слайд 5.ТРИЗ технологию так же называют РТВ (развитие творческого воображения). Дошкольный возраст уникален, поскольку это наиболее благоприятный период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.

Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие гибкости, подвижности, системности, диалектичности мышления; речевой активности, и творческого воображения.

ТРИЗ позволяет снять барьеры, убрать боязнь перед новым, неизвестным, сформировать восприятие жизненных и учебных проблем, не как непреодолимых препятствий, а как очередных задач.

Слайд 6. Важно научить ребенка излагать свои мысли понятно и доступно для окружающих. Использование адаптированных методов ТРИЗ в процессе развития речи дошкольников способствует:

• активизации познавательной деятельности детей;

• созданию мотивационных установок на проявление творчества;

• созданию условий для развития образной стороны речи детей (обогащение словарного запаса оценочной лексики, словами с переносным значением, синонимами и антонимами);

• повышению эффективности овладения всеми языковыми средствами.

Слайд 7. Использования приёмов ТРИЗ в развитии речи дошкольников.

Известно, что в понятие «речь» мы включаем такие компоненты как словарный запас, звукопроизношение, грамматический строй речи (словообразование, словоизменение) и связную речь. Как вы думаете, в развитии какого компонента речи наиболее успешным будет применение методики ТРИЗ?

Слайд 8. Программа ТРИЗ для дошкольников – это программа коллективных игр и занятий. Они учат детей выявлять противоречия, свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению.

На первом этапе занятия даются не как форма, а как поиск истины и сути. Ребенка подводят к проблеме многофункционального использования объекта (предмет заместитель). Вопросы: «Какой? Что делает? И др.

Второй этап – это «тайна двойного», или выявление противоречий в объекте, явлении.  Когда что – то в нем хорошо, а что- то плохо, что – то вредное, что – то мешает, а что – то нужно.

        Третий этап разрешение противоречий. Для разрешения противоречий существует целая система игровых  и сказочных задач. Например, задача: «Как можно перенести воду в решете?». Воспитатель формирует противоречие; вода должна быть в решете, чтобы ее перенести и воды не должно быть, так как в решете ее не перенести – вытечет. Разрешается противоречие изменением агрегатного состояния вещества – воды. Вода будет в решете в измененном виде (лед ) и ее не будет, т. к. лед это не вода. Решение задачи – перенести в решете воду в виде льда.

        Финальный этап по программе ТРИЗ – это решение сказочных задач и придумывание новых сказок с помощью специальных методов. Этот метод заключается в том, что привычные объекты начинают обладать  необычными свойствами. Т.е. проблему придумываем сами и сами ее решаем.

Вся эта работа включает в себя разные виды детской деятельности – игровую, речевую, рисование, лепку, аппликацию, конструирование.

Слайд 9.Методы ТРИЗ технологии

  • Синектика. Мышление по аналогии

  • Мозговой штурм

  • Системный оператор

  • Моделирование

  • Метод морфологического анализа

  • Круги Луллияи

  • Типовые приёмы фантазирования (ТПФ)

  • Метод каталога

  • Метод фокальных объектов

  • Др.

Слайд 10.«МОЗГОВОЙ ШТУРМ»

Методика мозгового штурма – суть в том, что детям ставят задачу и предлагают найти решение, причем разрешено выдвигать любые, даже самые нереальные версии решения. Запрещена любая критика выдвигаемых идей как со стороны взрослых, так и со стороны товарищей по группе в садике. Можно лишь дополнять и предлагать усовершенствования чужих идей. Задачи для мозгового штурма выбирают из числа понятных детям:

Когда идей накопится много, участники обсуждения все вместе выбирают оптимальный вариант.

Игра «Как спасти колобка?» (Метод мозгового штурма, с 3 лет)


Слайд 11.СИНЕКТИКА (метод аналогий):

Личностная аналогия (эмпатия). Варианты заданий (начинать с простых).

  • Изобрази кота или собаку, покажи, как кот или собака сердится, радуется, просит есть.

  • Покажи походку человека, которому жмут ботинки.

Изобрази будильник, который забыли выключить.

  • Представь, что ты животное, которое любит музыку, но не умеет говорить, а хочет спеть песню. Прохрюкай знакомую песенку или промяукай.

  • Покажи походку человека, которому жмут ботинки

После можно перейти к заданиям посложнее.

  • Изобрази дождь, грозу, снегопад, шторм на море, закипающий чайник, работающий пылесос.

  • Подбери подходящую песню для «поющего пылесоса».

Символическая аналогия. Сравнение предметов по их свойствам

- по форме (круглый, как)

- по цвету (жёлтый, как)

- по размеру (большой, как)

- по вкусовым ощущениям (кислый, как.)

- по тактильным ощущениям (тёплый, как.)

Прямая аналогия. Основывается на поиске сходных процессов в других областях знаний: вертолёт – стрекоза,подводная лодка – рыбы

Фантастическая аналогия.  Решение проблемы, задачи осуществляются, как в волшебной сказке, т.е. игнорируются все существующие законы. Варианты: нарисуй свою радость; солнце; цветок, изобрази любовь; растение ……

Синектика всегда проводится в паре с мозговым штурмом.

Игры. По кругу (Аукцион), Антилогическое лото, «Добавь словечко»

На что похоже?  Что это может быть?, Мои друзья, "Повторяка"

Дидактическое упражнение «Сочиняем загадки»


Слайд 12.МОДЕЛИРОВАНИЕ

Создание упрощенных копий, схем, образов, заменителей или аналогов, которые и называют моделями 

Моделирование сказочного сюжета:

  • морфологический  анализ

  • типовое фантазирование» (ТПФ)»

  • синектика

  • системный  оператор

  • каталог

«ММЧ – моделирование маленькими человечками», позволяет наглядно увидеть и почувствовать природные явления, характер взаимодействия предметов и их элементов; представления о внутренней структуре тел живой и неживой природы, предметов.

Разработан на основе синектики


Слайд 13.

«ВОЛШЕБНЫЕ КРУГИ ЛУЛЛИЯ»

Такой известный методический прием, как Кольца Луллия, является эффективным механизмом развития речи, воображения и совершенствования грамматической стороны речи.

Детям очень нравится это пособие. Они с удовольствием самостоятельно заменяют кольца, комбинируют задания, пытаются сами определить цель и правила игры.

Игры. «Найди реальное сочетание».  «Объясни необычное сочетание».  «Придумай фантастическую историю или сказку». 


Слайд 14-15.

МЕТОД МОРФОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА.

Родился из кругов Луллия. Суть метода в том, чтобы попытаться скомбинировать разные характеристики предмета при создании некоего нового объекта.

Обычно для морфологического анализа строят таблицу (две оси) или ящик (более двух осей). В качестве осей берут основные характеристики рассматриваемого объекта и записывают возможные их варианты по каждой оси. Затем выбираются различные сочетания элементов. Перебираются все возможные варианты.

Допустим, если нужно придумать сказочное жилище, для наглядности рисуют две оси. Вдоль одной рисуют геометрические фигуры или тела, которые будут обозначать форму жилища, а вдоль другой варианты материала, которые можно использовать при постройке. Далее перебирают возможные варианты сочетаний формы и материала постройки дома, а в завершении можно предложить нарисовать дом, который дети придумали только что.


Слайд 16-17.

СИСТЕМНЫЙ ОПЕРАТОР

Одно из первых упражнений развития системного логического мышления, это видение единства всего, что нас окружает, мира в котором мы живем

Мир системен. Любой объект можно рассматривать как единое целое (систему, можно мысленно поделить его на части, каждую часть можно поделить на ещё более мелкие части. Все системы существуют во времени. Они сталкиваются, взаимодействуют друг с другом, влияют друг на друга.

Одной из важнейших задач обучения является задача закрепления и систематизации полученных знаний.

Игры «Что было – чем стало». «Паровозик». 

Слайд 18.МЕТОД КАТАЛОГА

Нужно наугад открывать любой каталог (словарь, книгу, журнал, взять любое слово и состыковывать с исходным словом. Например, если прототипом является слово «дом», а случайным словом «снег», то получается «снежный дом». Это сочетание можно развить, используя ассоциации: «ледяной дом», «холодный дом», «белоснежный дом» и т. д.

Позволяет в большой степени решить проблему обучения дошкольников творческому рассказыванию. Суть метода в том, чтобы расположить события в логической последовательности и придумать связки и переходы между ними. Таким способом, например, можно сочинить новую сказку.

Игры. Волшебный мешочек (с 3х лет), «Старые новые сказки» (с 4 лет). Предложения по цепочке. «Коллаж из сказок» «Знакомые герои в новых обстоятельствах». «Спасательные ситуации в сказках».


Слайд 19-26. МЕТОДИКА ТИПОВЫХ ПРИЕМОВ ФАНТАЗИРОВАНИЯ (ТПФ)предполагает изменение свойств предмета с помощью волшебства. На помощь детям приходит Волшебник Увеличения, Волшебник Уменьшения, Волшебники Деления и Объединения, а еще Волшебники, способные переносить нас в прошлое или будущее.

Приемы:

а) уменьшение - увеличение объекта (выросла репка маленькая-премаленькая. Продолжи сказку);

б) наоборот (добрый Волк и злая Красная Шапочка);

в) дробление - объединение (придумывание новой игрушки из частей старых игрушек или невероятного живого, отдельные части которого представляют собой части других животных);

г) оператор времени (замедление - ускорение времени: нарисуй себя через много лет, нарисуй своего будущего ребенка или какой была твоя мама в детстве);

д) динамика - статика (оживление неживых объектов и наоборот: Буратино - живое дерево; Снегурочка - живой снег; Колобок - живое тесто и т.д.). Дети сами могут выбрать объект, а затем оживить его, придумать название.


Слайд 27.МЕТОД ФОКАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ (МФО).

Суть метода в том, что к определённому объекту "примеряются" свойства и характеристики других, ни чем с ним не связанных объектов.

Сначала выберем фокальный объект, то есть тот, что мы хотим модифицировать, видоизменить, дополнить. Я вот выбрала телегу. Будем создавать фантастическое транспортное средство. Для этого воспользуемся следующим планом.

  1. Помещаем модернизируемый объект в центр внимания, то есть в «фокус». В фокусе у меня обычная телега, такая, как на картинке.

  2. Выбираем 3 случайных объекта. Можно просто открыть словарь и использовать первые попавшиеся слова.

  3. Рассматриваем эти объекты как системы, то есть выделяем их свойства, качества, особенности.

  4. Выписываем свойства и признаки этих объектов, не забывая про фокальный. Потому что свойства лучше подбирать, хоть как-то подходящие к нему.

  5. Переносим эти признаки на фокальный объект, причем стараемся, чтобы он получил новые и желательно полезные качества.

  6. Теперь осмысливаем, анализируем, подключаем ассоциативное мышление.

  7. Выбираем наиболее интересные и функциональные комбинации и создаем целостный образ.

В качестве случайных объектов три: книга, ежик и чайник.

Телега + чайник. Телега с паровым двигателем, с обогревом, теплая и уютная. (Ну, так себе, ничего особо оригинального пока).

Телега+ежик. Быстро и бесшумно передвигается, обладает прибором ночного видения. Может быстро создавать защитную броню из острых игл. Двигатель работает на органике, поэтому заправляется во время движения – что нашла, то и слопала. (Уже интереснее).

Телега + книга. Имеет несколько ярусов, состоит из отдельных блоков, можно складывать как конструктор лего, меняя внешнюю форму и вид салона. Обладает автономным хранилищем информации.

Что у нас получилось? Многофункциональный, хорошо защищенный, не нуждающийся в горючем, полностью автономный телегомонстр.

Игры. «Путаница» (с 4 лет).  «Фантастическое животное», «Несуществующее животное», "Необычный подарок".


Слайд 28. Литература

Пристяжная Т.В. ТРИЗ педагогика – развиваем мышление дошкольников

Гин С.И. ТРИЗ педагогика для малышей

Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду

Гуткович И.Я., Сидорчук Т.А. Учимся системно думать вместе с детьми (технология ТРИЗ)

Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. Познаем мир и фантазируем с кругами Луллия (Технология ТРИЗ)


Слайд 29. Спасибо за Внимание


























СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


    1. Государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 19 октября 2021 г № 128-НП)

URL: https://drive.google.com/file/d/1F_J197igxjsOYv71692VZ4L4nQ6H_AGS/view

    1. Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании» (утвержден постановлением №I – 233П – НС Народного Совета Донецкой Народной Республики от 19 июня 2015г.)

URL: http://mondnr.ru/dokumenty/zakony/send/6-zakony/20-zakon-ob-obrazovanii

    1. Типовая образовательная программа дошкольного образования «Растим личность»

URL: https://drive.google.com/file/d/1c9wEmlF06jx4CrXEZK0m18SqegA0FPoR/view

4.     Арушанова А. Г. Развитие диалогического общения: речь и речевое общение детей: методическое пособие для воспитателей: [для работы с детьми 3-7 лет] / А. Г. Арушанова. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Мозаика-Синтез, 2008. - 126

5.     Гин С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошк. учреждений. — 4-е изд. — Минск: ИВЦ Минфина, 2008. — 112 с.

6.     Жихар О.П., Корзун А.В. ОТСМ-ТРИЗ в дошкольном образовании: вопросы планирования: пособие для педагогов, руководителей учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования.– 2-е изд. – Мозырь: ООО ИД “Белый Ветер”, 2008.

7.     Сидорчук Т.А. Технология обучения дошкольников умению решать творческие задачи. Ульяновск, 2006. 212 с.

8.     Корзун А.В. Веселая дидактика. Элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. Минск, 2010. 72 с.

9.     Корзун А. В. Цели, задачи и содержание ТРИЗ-педагогики. Решение проблем многоуровневого образования средствами ТРИЗ-педагогики. Саратов, 2008.

10. Корзун А.В. Веселая дидактика. Элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. Минск, 2010. 72 с.

11.  Ширяева В.А. ТРИЗ - педагогика: от теории к практике: учеб. Метод. Пособие/ В.А. Ширяева. – Саратов, Наука, 2006. 88 с.







Приложение № 1






КАРТОТЕКА

ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ

ТРИЗ ТЕХНОЛОГИИ












«Как спасти колобка?»

 (Метод мозгового штурма, с 3 лет)

— Каким должен быть колобок, чтобы его не съели животные?

— Какие предметы можно подарить колобку, чтобы его не съели в лесу?

— Как обхитрить лисичку?

— Может ли колобок танцевать и отвлечь зверей?

— Кто может жить в лесу из героев других сказок и спасти колобка?


По кругу (Аукцион)

Цель: обогащение словарного запаса словами признаками предмета, автоматизация определенного звука

Оборудование: картинки или предметы в соответствии с целью игры.

Ход игры. Дети сидят вокруг стола. В руках воспитателя стопка перевернутых карточек. Первый игрок вынимает из этой стопки любую карточку, например «собака», и придумывает какое-нибудь словосочетание, предположим: «Собака пушистая». Картинка передвигается к следующему игроку. «Собака домашняя», «Собака злая», и пр., поочередно говорят участники игры, передвигая картинку по кругу. Игрок, назвавший последнее словосочетание, оставляет картинку «шуба» у себя и получает право вынуть из стопки следующую картинку. Победитель тот, у кого больше всех картинок


Антилогическое лото

Цель: развитие связной речи и логического мышления, автоматизация определенного звука

Оборудование: подготовить две группы  карточек. Названия картинок первой группы составляют тематические пары с названиями картинок второй группы.

Ход игры. Воспитатель поровну делит между игроками картинки первой группы. Они раскладываются рисунками вверх. Картинки второй группы логопед перетасовывает и раздает, перевернув их рисунками вниз. А дети, не глядя на картинки, накладываю их на свои карточки.

Затем игроки поочередно открывают по одной перевернутой картинке. Предположим, что на «шкафу» оказалась карточка с изображением «клюшки». Игрок отвечает на вопрос воспитателя: «Зачем шкафу клюшка?». Дети придумывают множество самых неожиданных и забавных связок между парами картинок и на каждую интересную «изобретательскую идею» получают очко. «Зачем белке лопата?», «Зачем самолету колбаса?» и т.д. 


Мои друзья

Цель: обогащение словарного запаса словами существительными по теме

Ход игры. Ведущий «превращается» в какой-то предмет и «ищет» друзей.

 - Я – водяной. Мои друзья – те, кто живёт в воде.

 Дети подбегают или подходят к ведущему, называя подходящие предметы.



«Добавь словечко» (Метод прямой аналогии).

Цель: обогаще­ние, уточнение и активизация словаря.

Оборудование:  предметные картинки (можно без них)

Ход игры. Педагог раскладывает предметные картинки и называет цепочку слов.

Ребенок должен выбрать картинку, к которой все эти слова подходят.

Яркое, теплое (Что?)– солнце.

Руки, лужи (Какие?) – грязные.

Снег, мороженое (Что делают?) – тают.

Звенит, бежит (Что?) — ручей.

Котенок, девочка (Какие?) – маленькие.

Чашка, тарелка (Что делают?) – стоят

Усложнение – без картинок.


"Повторяка"

Цель: обогащение словарного запаса словами действиями

Оборудование: предметные картинки или предметы

Ход игры. Дети выбирают себе образы или получают их от ведущего. Затем ведущий называет свой образ и свойственную ему функцию, а остальные дети «примеряют» эту функцию на себя:

Я – лягушка. Я умею прыгать.

Я – машинка. Я тоже прыгаю, когда еду по кочкам.

Я – карандаш, я тоже прыгаю, когда рисую точечки. И т.д.


«На что похоже?» (Метод графической символической аналогии)

Цель: стимуляция ассоциативного мышления, развитие воображения, творческих, речевых и коммуникативных навыков, обогащение словаря.

Загадка: зацепилась за карниз, головой свисает вниз.

(Предъявляется схематический рисунок)

— На что похожа сосулька?

(На нос, морковку, колпак, ножик, карандаш, иголку, клюв, указку).

— Давайте назовем красивые слова о сосульке. Сосулька какая? (Прозрачная, длинная, мокрая, холодная, блестящая, прозрачная, острая)


«Что это может быть?» (Метод ассоциаций)

— А что еще может быть мокрым и блестящим?

(Лед, лужа, трава, зеркало, окно, машина)








Расскажи сказку.

Цель. Стимуляция ассоциативного мышления, обучение работе по схемам и моделям, развитие связной речи.

Ход игры. Педагог показывает детям готовую схему сказки и предлагает рассказать ее по схеме. Сказка может быть, как знакомая (простой вариант), так и незнакомая (сложный вариант)





Дидактическое упражнение «Сочиняем загадки»

Шаблон №1.  Выделение свойств. Выбирать объект – выделить главные свойства – подобрать к каждому свойству похожий объект – сформулировать загадку.

П ример: Сочиняем загадку про радугу. Она цветная, высокая, красивая. Цветная — бумага. Высокая — гора. Красивая — картинка.

Получаем: Цветная, но не бумага, высокая, но не гора, красивая, но не картинка. Ответ – радуга.

Ш аблон № 2. Обозначение действий. Выбрать объект – обозначить его действия, эффекты – подобрать предметы с аналогичными движениями – сформулировать загадку.

Пример: Возьмем самолет. Он летает, гудит, перевозит пассажиров, оставляет след.

Ищем аналогичные действия и эффекты. Летает – птица. Гудит – паровоз. Перевозит пассажиров – автобус. Оставляет след – сапог.

Получаем: Летает, но не птица, гудит, но не паровоз, перевозит пассажиров, но не автобус, оставляет след, но не сапог. Ответ – самолет.

Шаблон № 3. Сходства и различия. Выбрать объект – придумать похожие на него предметы либо подобрать ассоциативные образы – выделить свойства, сходства и различия – объединить описание, акцентируя различия.

Пример: Белочка. Подбираем похожие, ассоциативные предметы или понятия: лисичка, шишки, запасы. Выделяем признаки, дополняем образы:

Рыжая шубка, собирает шишки как медведь, делает запасы как маленькие грызуны, которые живут в норках.

П олучаем: В рыжей шубке, но не лисичка, собирает шишки, но не косолапый зверь, делает запасы как маленькие грызуны, но прячет не в норку. Ответ – белочка.

На основании вышеперечисленных шаблонов с детьми можно придумать очень простые загадки, новые и хорошо понятные детской логике.


«Волшебные круги Луллия»

«Найди реальное сочетание». Например, Лист березы – клякса зеленого цвета. Лист березы зеленого цвета. Листья у березы бывает зелеными летом.

«Объясни необычное сочетание». Например, лист березы клякса черного цвета. Березовый листок может быть черного цвета ночью.

«Придумай фантастическую историю или сказку». 




«Что было – чем стало». Можно предложить детям называть предметы, изготовленные из названного материала:

 - Что изготовлено из дерева? (бумага, мебель, спички).

 - Было зёрнышком, а стало…(деревом)

 - Чего было много, а стало мало? (Звёзды, потому что днём их не видно; снег, потому что растаял и т. д).

 - Было зелёным, а стало жёлтым. Что это?

 Вариант задания: называем предмет, а дети рассказывают, из чего он сделан.


Если мы рассмотрим что – то

Цель: Формирование умения системно мыслить по отношению к любому объекту, обогащение словаря, развитие связной монологической речи, развитие творческого воображения.

Ход игры. С помощью стихотворения в игровой форме коллективно составляем рассказ о легковом автомобиле.

Если мы рассмотрим что – то, это что – то для чего – то….Для чего нам нужен легковой автомобиль? (Он нужен для того, чтобы возить людей, ездить на дальние расстояния, передвигаться с одного места на другое).

Это что – то часто чего – то…Частью чего является легковой автомобиль? (Автомобиль – это часть транспорта, это наземный транспорт).

Это что - то из чего - то…Какие части есть у автомобиля?(У автомобиля есть колёса, руль, педали, мотор, сиденья, дверцы, капот, багажник, фары).

Чем –то было это что – то…Всегда ли люди ездили на автомобилях? (нет).На чём люди ездили раньше? (на лошадях, на телегах). Потом люди придумали первый автомобиль. Он выглядел не так, как современные автомобили, у него был очень большой мотор, ему нужно было очень много топлива и он ездил не так быстро).

Что – то будет с этим что – то… Всем ли хороши современные автомобили? (нет). Что в них вам хотелось бы изменить? (нужно, чтобы они были прочнее, чтобы не разбивались в авариях, чтобы не загрязняли воздух, чтобы могли не только ездить, но и летать, и плавать).


Предложения по цепочке

Цель: автоматизация определенного звука

Оборудование: картинки с отрабатываемым звуком

Ход игры. Воспитатель поровну делит картинки между всеми участниками игры. Каждый игрок складывает свои картинки в стопочку.

Воспитатель выкладывает на середину стола любую картинку, например «кошку». Первый игрок должен составить простое предложение, используя слово «кошка» и слово, проиллюстрированное верхней картинкой в его стопке (допустим «шубка»): «У кошки пушистая шубка». Наложив «шубку» на «кошку», первый игрок передвигает картинки ко второму игроку, которому необходимо соединить слово «шубка» с первым словом в своей стопке, и т.д. Если игрок не справляется с заданием, то забирает себе все передвигаемые картинки себе, а следующему игроку передает только одну верхнюю картинку. Победителем становиться тот, кто первым избавляется от своих картинок.

«Паровозик». 

Оборудование: предметные картинки, картинка паровоза.


1 вариант. Цель: автоматизация определенного звука, развитие связной речи и логического мышления.

Ход игры. Детям предлагаются карточки с изображением предметов в разных временных периодах. Например, зёрнышко, колосок, мука, тесто, пирог. Дети составляют «паровозик», «объект в прошлом», «объект в настоящем», «объект в будущем».


2 вариант. Цель:  развитие логического мышления и связной речи формирование умения составлять сложноподчиненное предложение с союзом потому, что; автоматизация определенного звука.

Ход игры. Воспитатель раздает картинки поровну между участниками игры. В центр стола выкладывается картинка паровоза.

Первый участник кладет  рядом с паровозом свою картинку и говорит: «В паровозе едет лошадь, потому что…». Далее он придумывает причину, по которой «лошадь» поехала на паровозе.

Второй ребенок берет свою картинку прикладывает к «лошади» и говорит: «Лампа едет с «лошадью» на паровозе, потому что…». Допустим, что лошади стало темно, и она взяла лампочку, чтобы включить свет.

Следующий ребенок берет свою картинку, прикладывает ее к последней («лампа»), и объясняет,  почему она едет в паровозе с ней, и т.д. Если ребенок не называет причину, по которой две картинки собрались в паровозе, то он пропускает ход.

Победителем становиться тот, кто первым избавился от всех своих картинок.



Волшебный мешочек (с 3х лет)

Цель:  учить придумывать связки и переходы между случайно выбранными предметными игрушками.

Оборудование: мешочек с мелкими предметными игрушками

Ход игры. Педагог предлагает наугад доставать игрушки из мешочка и отвечать на вопросы. Ответы должны укладываться в сказочный сюжет.

Примерная цепочка вопросов.

- Жил-был. Кто?

- С кем он дружил?

- Пришел злой. Кто?

- Кто помог друзьям спастись?


Игра «Старые новые сказки» (с 4 лет)

1 вариант. «Подружи слова»

Цель:  формирование лексико-грамматического строя речи, учить согласовывать слова в словосочетаниях случайно выбранных игрушек/картинок/слов

Оборудование: игрушки, предметные и схематические картинки, детские книжки

Ход игры. Берем наугад любую игрушку/картинку/слово в детской книжке и состыковываем с другим объектом также выбранным наугад. Например, если прототипом является слово «дом», а случайным словом «снег», то получается «снежный дом». Это сочетание можно развить, используя ассоциации: «ледяной дом», «холодный дом», «белоснежный дом» и т. д.


2 вариант. «Составь сказку».

Цель:  учить придумывать связки и переходы между случайно выбранными игрушками/картинками/словами.

Оборудование: детские книжки.

Ход игры. Детям предлагаются игрушки, предметные картинки или книжки из библиотеки ДОУ несколько книг с любимыми сказками и переселить героев из одной сказки в другую либо поменять их местами. Дошкольники могут предложить развитие сюжетной линии, действия сказочных персонажей.

Примерная цепочка вопросов.

- Жил-был. Кто? Какой он был? (Какое добро умел делать)

- Пошел гулять (путешествовать, смотреть.). Куда?

- Встретил кого злого? Какое зло этот отрицательный герой всем причинял?

- Был у нашего героя друг. Кто? Какой он был? Как он мог помочь главному герою? Что стало со злым героем?

- Где наши друзья стали жить?

- Что стали делать?

Воспитатель помогает оформить детские предложения в единую новую сказку, быстро и эмоционально реагируя на детские идеи. Игра отлично стимулирует творческое воображение.


 «Фантастическое животное» или «Несуществующее животное»

Цель: научить соединять воедино элементы различных животных и создавать новые образы на основе заданных характеристик.

Принцип игры аналогичный, выбирается случайное слово, выделяются его свойства и присоединяются к живому объекту.

Осьминогожираф - Живет в России. Зимой улетает в Африку. Питается фруктами, растениями. Любит есть, может ходить по воде.

Кошаверб - Живет в Африке. Питается мясом, мухами и кактусами. Есть семья. Привычки: всё время разговаривает. Живет до 100 лет.


«Путаница». Рекомендуется с 4 лет.

Цель.  Закрепить умение детей находить типичные свойства объекта.

Ход игры. Воспитатель называет 3-4 объекта с необычными свойствами и просит детей поменяться этими свойствами, чтобы восстановить порядок.

Например: тигр заостренный, карандаш полосатый, полка морозная, стекло весящее.


"Необычный подарок".

Цель: учить детей переносить признак одного объекта на другой и объяснять практическое использование нового объекта. Развивать фантазию, память, воображение. Воспитывать дружелюбие, вежливость.

Материал. Карточки с изображением различных предметов (книга, машина, шарик, кукла, платье, мяч, и т.д.)

Игровая задача. Наделить нетипичными признаками различные предметы.

Ход игры.

 Воспитатель спрашивает, какой подарок хотел бы получить ребенок и как он должен выглядеть. Опрашивается два ребенка. Например:

- Даша, какой бы подарок ты хотела получить от Никиты? (Книгу)

- А какую, опиши ее. (Большую, толстую, со сказками, в которой много картинок)

- Никита, а ты что хотел бы, чтобы тебе подарила Даша? (Машину)

- Опиши ее. (Красивую, с пультом управления)

Далее детям предлагается поменять свойства их подарков местами.

- Даша пусть у тебя будет книга с признаками машины Никиты, а у тебя Никита машина с признаками Дашиной книги. Что у нас получается?

Дети меняют признаки местами. Например:

Даша М.: - "У меня будет книга с пультом управления. Она ходит сама и рассказывает сказки"

Никита И.: - "А у меня машина, разукрашенная сказками. Или в моей машине живут сказки. А еще, толстая машина, так как в ней сидит много людей, которые едут показывать детям сказки".



















Приложение № 2




































































































Программа ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр и занятий с детьми:

  • «Угадай, что я загадала?»

  • «Сказка наизнанку»

  • «Что из чего?»

  • «На что похоже?»

  • «Плохо – хорошо»

  • «Перевёртыши»

  • «Четвёртый линий»

  • «Почему так произошло?»

«Один – много» (Сколько у меня расчёсок? –Одна. –Чего в расчёске много? – Зубчиков….


етод «Золотой рыбки» заключается в разделении ситуации на составные элементы, оценке элементов как реальных или фантастических и поиске обоснования для элементов, которые кажутся невозможными и фантастическими. Данный метод получил название согласно сюжету всем известной сказки, да и рассматривать применение метода проще всего именно на примере сказки про золотую рыбку.

Детям предлагается построчный анализ произведения с оценкой по шкале «реальное – фантастическое». Так, первые несколько строчек выглядят вполне реально. Старик действительно мог жить со своей старухой на берегу моря и действительно неводом вместо рыбы можно вытащить и водоросли, и тину. Фантастика начинается с момента, когда в невод попадает золотая рыбка.

Может ли рыбка быть золотой? Тут детям и предлагается найти объяснение этому явлению. Например, рыбья чешуя сверкала в лучах солнышка и потому казалась золотой. Или море было далеким и южным, где водятся рыбки самых причудливых расцветок. Так дети находят обоснование непонятным и нереальным на первый взгляд явлениям. Поэтому метод «Золотой рыбки» еще часто называют методом обоснования новых идей.

Метод «Снежного кома»

Метод «Снежного кома» – это полная противоположность методу «Золотой рыбки». В его основе лежит допущение некой фантастической ситуации, на которую, как на катящийся снежный ком наслаиваются вполне реальные события. Классическим вариантов применения этого приема является повесть Александра Беляева «Человек-амфибия».

На изначально нереальную фантастическую идею, что человеку были вживлены жабры для дыхания под водой, накладываются другие, вполне реальные события из жизни людей. К слову, метод «Снежного кома» чаще всего используется именно для написания сказок. И, пользуясь данным методом, вполне можно научить детей сочинять сказки самостоятельно.

Это самые основные и наиболее популярные методики ТРИЗ для дошкольников. Больше методических разработок вы найдете в статье «Проведение занятий по технологии ТРИЗ в детском саду» [Н. Фоминых, 2017].



Основным средством работы с детьми является педагогический поиск:

• Педагог не должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить.

• Обучение решению творческих изобретательных задач осуществляется в несколько этапов:

• На первом этапе ребенка подводят к проблеме многофункционального использования объекта. Например: мяч - как можно использовать предмет?

• Следующий этап – это «тайна двойного», или выявление противоречий в объекте, явлении, когда что-то в нем хорошо, а что-то плохо, что-то вредно, что-то мешает, а что-то нужно. Например: «Хорошо - плохо».

• Далее следует этап – разрешение противоречий. Для разрешения противоречий существует целая система игровых и сказочных задач. Например, задача: «Как можно перенести воду в решете?» Решение задачи – перенести в решете воду в виде льда.

• На этапе изобретательства основная задача: научить детей искать и находить свое решение. Изобретательство детей выражается в творческой фантазии, в соображении, в придумывании чего-то нового. Для этого детям предлагается ряд специальных заданий. Например, придумайте новый стул, на котором вам хотелось бы сидеть. Придумайте новую игрушку и др.

• Следующий этап работы по программе ТРИЗ – это решение сказочных задач и придумывание новых сказок с помощью специальных методов. Вся эта работа включает в себя разные виды детской деятельности – игровую деятельность, речевую, рисование, лепку, аппликацию, конструирование и т. д.

• На последнем этапе, опираясь на полученные знания, интуицию, используя оригинальные решения проблем, малыш учится находить выход из любой сложной ситуации. Здесь педагог только наблюдает, ребенок рассчитывает на собственные силы, свой умственный и творческий потенциалы. Ситуации могут быть разные, из любой области человеческой деятельности. Дети ставятся и в экспериментальные ситуации, где необходимо быстро принимать решения. Например: как остаться сухим, гуляя под дождём?

Чтобы повысить уровень выразительности речи дошкольников, педагогам дошкольного учреждения нужно начинать свою работу с обучения созданию сравнений с трехлетнего возраста. Упражнения проводятся не только на занятиях по развитию речи, но и в свободное время.

В работе по ТРИЗ - технологиям по развитию речи используются различные методы и приемы. Вот некоторые из них:

Игра «Хорошо – плохо»— берется объект, не вызывающий у игроков стойких положительных или отрицательных ассоциаций, и называется как можно больше положительных и отрицательных его сторон. Например: шарф-мягкий, теплый, красивый… колется, можно зацепиться, рвется… Книга: хорошо-из книг узнаёшь много интересного; плохо-они быстро рвутся и т.д.

«Да–Нет» или « Угадай, что я загадала»Игроки разгадывают «тайну», заданную ведущим. Для этого игроки задают ведущему вопросы в такой форме, чтобы он мог ответить «Да» или «Нет».Например: воспитатель загадывает слово «Слон», дети задают вопросы (Это живое? Это растение? Это животное? Оно большое? Оно живет в жарких странах? Это слон?), воспитатель отвечает только «да» или «нет», пока дети не угадают задуманное. Когда дети научатся играть в эту игру , они начинают загадывать слова друг другу .

Игра «Цепочка» -рассказ»или «Соедининас» Цель: установление ситуативных связей .Необходимо составить цепочку- рассказ: «Как от яблони перейти к ложке?» Как это сделать? Воспитатель начинает цепочку, дети продолжают. - В саду стояла яблонька, на которой … - Висели вкусные и спелые яблочки. - Яблочки были спелые и поэтому сами … - Сами падали на землю. - Так как яблочки падали, бабушка… - Бабушка их собирала. - Собрав яблоки, чтобы они не испортились, бабушка… - Варила вкусное варенье. - Варенье было вкусное, поэтому… - Внуки ели его прямо ложками.


  • Метод морфологического анализа



Игра «Наоборот» или «перевертыши» (проводится с мячом).

Воспитатель бросает мяч ребенку и называет слово, а ребенок отвечает словом, противоположным по значению и возвращает ведущему мяч (хороший – плохой, строить - разрушать выход – вход).

Метод «Мозговой штурм» - постановка изобретательской задачи и нахождения способов ее решения с помощью перебора ресурсов, выбора идеального решения. Ситуации могут быть разные, из любой области человеческой деятельности. Например, как остаться сухим, гуляя под дождем. (Можно надеть плащ, взять большую коробку, поднять ее над головой, надеть шляпу с широкими полями и т. п.) Как мышкам достать сыр из-под носа кота, как не дать медведю залезть на теремок и сломать его, как оставить кусочек лета в зиму.

Метод «Синектика» . Это так называемый метод аналогий: личностная аналогия (эмпатия). Предлагаем ребёнку представить самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации. Например: -представь, что ты цветочек на клумбе, которую забыли полить. Предлагаю рассказать детям о чем думает цветочек в данной ситуации. Фантастическая аналогия. Решение проблемы, задачи осуществляется, как в волшебной сказке, т. е. игнорируются все существующие законы (нарисуй свою радость, изобрази любовь). Символическая аналогия. Сравнение предметов по их свойствам - по форме (круглый, как) - по размеру (большой, как) - по цвету (жёлтый, как) - по вкусовым ощущениям (кислый, как.) - по тактильным ощущениям (тёплый, как.)

Приёмы ТРИЗ можно применять и в обучении творческому рассказыванию, используя различные варианты работы со сказкой:

- «Сказка наизнанку» - игра состоит в «перевирании» сказки или в выворачивании «наизнанку» сказочной темы. Вспомнить с детьми хорошо знакомую сказку и предложить поменять характер её героев. Положительный характер на отрицательный и наоборот. Например: «Красная шапочка злая, а волк добрый», «Колобок предлагает всех съесть и съедает всех по очереди».

- «Коллаж из сказок» Придумывание новой сказки на основе уже известных детям сказок. (творческая совместная работа детей и воспитателя.

• - «Знакомые герои в новых обстоятельствах». Этот метод развивает фантазию, ломает привычные стереотипы у детей, создает условия, при которых главные герои остаются, но попадают в новые обстоятельства.

• - «Спасательные ситуации в сказках».

Такой метод служит предпосылкой для сочинения всевозможных сюжетов и концовок. Кроме умения сочинять, ребенок учится находить выход из, порой, трудных обстоятельств. «Однажды котёнок решил поплавать. Заплыл он очень далеко от берега. Вдруг началась буря, и он начал тонуть...» Предложите свои варианты спасения котёнка.

ТРИЗ технология очень интересна и увлекательна - стоит только поближе с ней познакомиться.Именно дошкольный возраст является сенситивным для развития речи детей, он уникален, ибо как сформируется ребёнок, такова будет его жизнь, поэтому важно не упустить этот период для раскрытия потенциала каждого ребёнка. Речевая инициатива ТРИЗ дает детям возможность проявить свою индивидуальность, нестандартно мыслить и высказывать свои мысли, развивая речь.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Кравченко Татьяна Леонидовна

Дата: 09.02.2023

Номер свидетельства: 625177


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства