Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов «Методические разработки игр, упражнений и заданий по профилактике дисграфии у детей 6 -7 лет с речевыми нарушениями».»
Мучкаева Ирина Валерьевна, учитель – логопед МБДОУ МО «Город Архангельск» «Детский сад комбинированного вида № 187 «Умка»
г. Архангельск
Консультация для педагогов
«Методические разработки игр, упражнений и заданий по профилактике дисграфии у детей 6 -7 лет с речевыми нарушениями».
За последнее время требования, предъявляемые к будущим первоклассникам, возросли. Значительная часть детей, поступающих в первый класс, не подготовлена к обучению письму и грамоте, а это уже с первых школьных дней создаёт комплекс трудностей. По данным городского мониторинга, проведенного специалистами центра «ЛЕДА» и дошкольных учреждений в 2017-2018 годах, от 32% до 45% детей 6-7 лет, посещающих детский сад, имеют недостаточный уровень развития зрительно-моторной координации, от 25% до 33% дошкольников имеют недостаточный уровень формирования звуко-буквенного анализа. Это является фактором возникновения нарушения письменной речи у обучающихся начальной школы.
Факторы, которые являются предпосылками возникновения дисграфии:
несформированность простейших видов фонематического анализа слов;
несформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза;
несформированность грамматических систем словоизменения и словообразования.
Одной из главных целей учителя-логопеда является проведение психолого-педагогической работы, направленной на профилактику дисграфии у детей дошкольного возраста в подготовительной к школе группе.
Реализуемые задачи:
Развивать мелкую моторику пальцев рук, графо-моторные навыки посредством различных заданий
Развивать звуко-слоговой анализ и синтез
Формировать лексико-грамматические категории
Развивать психические процессы, зрительно- пространственную ориентировку, ориентировку в собственном теле.
Программа, по которой работает логопедическая группа № 5 (авторы Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа для детей с ОНР 7-го года жизни»), предусматривает проведение 5-ти раз в неделю в подготовительной группе организованной образовательной деятельности (ООД) по развитию лексико-грамматических категорий, звуковой культуры, обучению грамоте, развитию связной речи.
1. ООД по обучению грамоте
Виды заданий: узнать букву на ощупь, вылепить букву из пластилина; склеить букву из полос цветной бумаги; сконструировать букву из спичек, счетных палочек, веревочки, соломинки и др.
2. ООД по звуковой культуре речи
Виды заданий: «Дифференциация гласных и согласных букв», где дети распределяют буквы по «домикам»; «Выделение заданного звука из слова» и др.
3. ООД по развитию лексико-грамматических категорий
Виды заданий: составление предложений по картинкам с использованием предлогов; работа со схемами предлогов и др.
4. ООД по развитию связной речи
Виды заданий: зарисовки к прочитанному рассказу, лепка героя сказки из пластилина и т.д.
Взаимодействие логопеда с родителями и воспитателями.
Виды взаимодействия:
тематические консультации для специалистов;
родительские собрания и тематические консультации для родителей;
индивидуальные консультации для родителей;
оформление информационных уголков для педагогов и родителей.
Методические рекомендации для педагогов
по профилактике дисграфии:
- Для развития слухового восприятия можно использовать игры на формирование слухового внимания: "Угадай кто это"; навыка определения направления звука: "Где позвонили", "Часовой" и т.д.
- Для развития фонематического слуха ребенка следует обучать сравнению простых фраз; выделения и запоминанию определенных слов в ряду других и т.д.
- Для развития зрительного восприятия - "Назвать предметы по их контурам, "Назвать и дорисовать недорисованные предметы", "Назвать перечеркнутые изображения".
- Развитие моторно-двигательной координации включает в себя формирование крупной и мелкой моторики. Можно использовать пальчиковые игры, "пальчиковый бассейн", динамические паузы, физминутки и т.д.
- Для формирования грамматического строя речи можно использовать "Какое варенье? ", "Скажи наоборот".