kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Консультация на тему: « Использование программно- индикаторного тренажерного комплекса БОС в совершенствовании и коррекции речевой функции детей с ОВЗ».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная консультация поможет педагогам ознакомиться с работой на програмно-тренажёрном комплексе БОС

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Консультация на тему: « Использование программно- индикаторного тренажерного комплекса БОС в совершенствовании и коррекции речевой функции детей с ОВЗ».»

Управление образования г. Новочеркасска, городской методический кабинет.













Выступление на тему: « Использование программно- индикаторного тренажерного комплекса БОС в совершенствовании и коррекции речевой функции детей с ОВЗ».


В рамках проведения городской тематической недели

«Особенности организации образовательной деятельности (с учетом индивидуализации образования) для детей в группах общеразвивающей и компенсирующей (для детей с ОВЗ) направленности в условиях реализации требований ФГОС ДО по обеспечению их психолого-педагогического сопровождения».

















Подготовила: учитель-логопед Онищенко Н.В.



МБДОУ д/с № 11

г. Новочеркасск

2016 г.








« Использование программно- индикаторного тренажерного комплекса БОС в совершенствовании и коррекции речевой функции детей с ОВЗ».



Современные условия жизни, являются источником большого количества стрессовых факторов, оказывающих влияние на физическое и психическое благополучие детей. Наступило время, когда требования мира, окружающего ребёнка, столь высоки, что ему жизненно необходимы эффективные навыки адаптации и умение сохранять свои силы, внутренние ресурсы даже в самых сложных ситуациях.

1 слайд.

Это связано со следующими факторами:

- ускоряющимся темпом жизни;

- постоянными изменениями окружающей среды;

- внедрением инновационных технологий во все сферы жизни;

- информационными и физическими перегрузками;

- экологическим неблагополучием и т.д.

Большинство детей, поступающих к нам в ДОУ имеют отклонения в речевом развитии различной структуры и степени выраженности.

Наряду с речевыми нарушениями у детей отмечаются проблемы в развитии высших психических функций, а именно недоразвитие внимания, мышления, памяти,.     

У большинства воспитанников наблюдается отсутствие интереса к познанию, обучению, обусловленная снижением мыслительных функций, отмечается повышенная утомляемость, недостаточная переключаемость и концентрация внимания. Дети зачастую нервные, раздражительные, необщительные.

Чтобы заинтересовать воспитанников, сделать процесс коррекции и развития осознанным, результативным, нужны нестандартные методы, подходы, индивидуальные программы развития, использовать инновационные приемы, методы и технологии. Одними из таких инноваций являются компьютерные технологии, широко применяющиеся в последнее время в области специального образования как адаптивные и легко индивидуализированные средства обучения. Наш детский сад тоже был оснащён программно- индикаторным тренажерным комплексом БОС.

2 слайд

Метод биологической обратной связи (БОС) — это передача человеку дополнительной, не предусмотренной природой информации о состоянии его органов и систем в доступной и наглядной форме. На основе этой информации человек способен включать механизмы саморегуляции и целенаправленно использовать огромные функциональные возможности организма с целью совершенствования своих функций в норме (тем самым сохраняя и укрепляя свое здоровье) и коррекции деятельности нарушенных функций при патологии. 

Реализация метода биологической обратной связи.

3 слайд

Достоинства БОС (биологическая обратная связь, биоуправление и т.д.) в целом заключаются в том, что человек в виде доступных ему световых или звуковых сигналов видит и слышит, как работает тренируемая функция организма и соответственно может ей управлять; работа с любой функцией ведется под непрерывным контролем физиологического параметра её обеспечивающего.

На тренируемую мышцу ставится датчик, который регистрирует ее активность. Специальный прибор преобразует сигнал, а компьютер показывает нам его в виде миограммы (инструктору), а ребёнок наблюдает его в виде света и звука (различных игровых сюжетов). Световая обратная связь представлена в виде игры (она продолжается до тех пор, пока человек удерживает нужный уровень активности мышцы), столбика (мышцу напрягаем – поднимается вверх, расслабляем – опускается вниз) и пр. Звуковая обратная связь - в виде тонального звукового сигнала (усиливается при напряжении, затухает при расслаблении), фрагментов музыкальных произведений, звука фильма (пока мышца напрягается в пределах пороговых значений, идет фильм, звук слышен; выходит за пороговые значения – экран постепенно гаснет, звук затихает) и т.п.

 Таким образом, замыкается цепочка обратной связи. Далее в течение курса регулярно проводимых занятий у человека на условно-рефлекторном уровне закрепляется формируемый навык.

4 слайд

БОС по частоте сердечных сокращений состоит из ПБС (преобразователя сигналов), датчика ЧСС (фиксирует повышение и понижение пульса на вдохе и выдохе), датчика дыхания (регистрирует подъем передней брюшной стенки при воспроизведении ДРД (диафрагмально-релаксационного дыхания)), а так же специального ПО (программного обеспечения).

Особенно он эффективен при постановке диафрагмально-реберного дыхания и речевого дыхания, на этапе автоматизации звуков (при дислалии, дизартрии, ринолалии, алалии), в корреции заикания, нарушений голоса, нарушений темпа речи, речевой тревоге.

Большой плюс в том, что позволяет одновременно: скорректировать речевые нарушения и оздоровить организм в целом за счет восстановления вегетативного балланса (синхронизирует работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, улучшает оксигинацию организма, снимает напряжение и пр.)

5 слайд

Работа с логопатологией состоит из шести этапов:

1.Диагностический.

В программе заводится карточка, собираются жалобы, анамнез. Далее проводится диагностика на тренажере: ставятся датчики, включается микрофон и записываются фоновые показатели в состоянии покоя и при различной речевой нагрузке.

Важно, что в любое время можно просмотреть результаты в виде графиков, таблиц и прослушать звукозапись.

2.Обучение диафрагмально-релаксационному дыханию под контролем тренажера БОС.

Задачи:

      • формирование и закрепление диафрагмально-релаксационного типа дыхания с максимальной дыхательной аритмией сердца (ДАС).

      • купирование вегетативных дисфункций; десенсибилизации обще- и логоневротических проявлений.

      • понижение уровня тревоги, стресса, избыточного психоэмоционального и мышечного напряжения.

      • подготовка ребёнка к формированию новых речевых навыков.

Программа контролирует произнесение речевого материала на равномерном плавном удлиненном выдохе).

6 слайд

Задачи:

  • формирование новых навыков правильной артикуляции, мягкой подачи голоса

  • купирование речевых судорог при заикании

  • формирование речевого дыхания, артикуляции, голосоподачи.

  • координация речезрительного, речеслухового и речедвигательного анализаторов.

Программа содержит большую базу материала для работы и позволяет специалисту создавать свою.

Если задание выполняется правильно, предложение выделяется подчеркиванием. Ведется постоянный контроль физиологических параметров.

Технология БОС подобна зеркальному отражению, которое позволяет человеку заглянуть внутрь себя. Таким образом использование аппарата БОС позволяет констатировать связь между текущим состоянием человека и его физиологическими параметрами.

Процесс коррекции речи является длительной процедурой. Курс длится от 40 до 60 сеансов. Вся работа по формированию свободной плавной речи  начинается с обретением ребенком устойчивого навыка замедленного дыхания с длительным выдохом.

7 слайд

Первый этап. Всё начинается с обучения деафрагмально- релаксационному типу дыхания с максимальной дыхательной аритмии сердца. В ходе занятия одновременно вырабатывается необходимый тип дыхания, одновременно с этим осуществляется познание мира. Работа ведется на компьютере с тренажёром БОС лого, где открывается тематическая картинка. При правильно сделанном выдохе снижается частота пульса, что заставляет часть картинки открыться, задание продолжается пока не откроется вся картинка целиком.

Второй этап. Приблизительно через шесть, семь занятий, когда ребенок начинает устойчиво воспроизводить диафрагмальный навык дыхания с максимальной ДАС, можно переходить к следующему этапу. Игровые картинки ребёнок открывает горизонтальными полосами. Картинка открывается, если на выдохе частота пульса уменьшается и становиться меньше, что необходимо для подготовки к последующему этапу - для формирования собственного выдоха, на котором будет произноситься отдельные звуки, слоги и затем слова.

Третий этап. Логопед выбирает из речевого материала программы речевые шаблоны и выносит в отдельное окошко монитора. Это окошко откроется лишь тогда, когда наступает фаза выдоха. Ребёнок произносит звуки, которые предлагает логопед. Так же отрабатываются слоги. Программа позволяет логопеду записать необходимые фрагменты речевой тренировки, а потом, прослушивая их сравнивать, и обсуждать динамику формирования нового речевого стереотипа.

Четвёртый этап. На данном этапе осуществляется переход к более сложному этапу. Цель данного этапа учить ребёнка произносить короткие фразы, равномерно распределяя звуки на весь выдох. Программа не откроет окно с картинкой, если произнесёшь неправильно.

Пятый этап. На экране представлены картинки, которые соответствуют тексту логопеда. Каждое предложение произносится на одном плавном выдохе. На данном этапе происходит начало формирования навыков плавной речи. Этот этап предполагает свободную речь ребенка, который надёжно владеет дыханием, умеет отвечать на поставленные вопросы, пересказывает. Происходит подготовка и переход к формированию свободной плавной интонированной речи.

Заключительный этап. На экране монитора развёрнута сюжетная, тематическая картинка, по которой ребёнок делает устное изложение, фактически тренируя свободную речь. Причем без сигналов обратной связи, опираясь только на собственные ощущения, ритм дыхания и сердца. Программа позволяет логопеду для контроля над качеством сформированного навыка постоянно обращаться к показателям БОС и вносить коррективы в речь ребёнка.

8 слайд

Проанализировав теоретический аспект проблемы БОС технологии в логопедической работе, мы пришли к пониманию того, что сегодня, благодаря достижениям науки (прежде всего, российской), создавшей метод биологической обратной связи (БОС), появилась возможность включать механизмы саморегуляции и целенаправленно использовать огромные функциональные возможности организма с целью совершенствования своих функций в норме и коррекции деятельности нарушенных функций при патологии.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Онищенко Наталья Владимировна

Дата: 16.05.2017

Номер свидетельства: 416052


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства