Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей "Почему ребёнок плохо говорит"»
Консультация для родителей «Почему ребёнок плохо говорит?»
Составитель: учитель – логопед высшей кв. категории
М.Г. Диканова МБ ДОУ «Детский сад
комбинированного вида № 29» АГО
Речевые нарушения у детей- серьёзная проблема нашего времени. Почему-то всё чаще перед поступлением в школу родители с удивлением узнают, что их семилетний ребёнок не выговаривает один или несколько звуков родного языка, а милая и забавная, для родителей, картавость - отклонение от нормы, которое будет мешать ребенку полноценно заниматься в школе. Самое неприятное - это то, что нет тенденции к уменьшению количества таких детей, - напротив, с каждым годом всё больше детей нуждаются в помощи логопеда. В чём причина этого явления в наш просвещённый век? И что в связи с этим необходимо знать родителям?
Нарушение речи- это отклонение речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде. Возникнув, речевые нарушения самостоятельно не исчезают, а закрепляются, не соответствуют возрасту говорящего, требуют того или иного логопедического вмешательства. Неправильная речь ребёнка может отражаться на его дальнейшем развитии, задерживая и искажая его, может затруднять обучение в школе. От чего зависят речевые нарушения, с чем они связаны?
Течение беременности у матери (токсикозы, болезни матери, обострение хронических заболеваний, травмы, ушибы, угроза выкидыша, иммунологическая несовместимость крови матери и плода, курение во время беременности, употребление алкоголя, наркотических веществ).
Наследственная предрасположенность
(по наследству могут передаваться особенности строения речевого аппарата, например, неправильная посадка и количество зубов, форма прикуса, предрасположенность к дефектам строения твердого и мягкого нёба, а также особенности развития речевых зон головного мозга и даже заикание. Если один из родителей поздно начал говорить, подобные проблемы могут возникнуть и у ребёнка. Хотя речевые нарушения не всегда передаются по наследству, но исключать такую возможность нельзя).
Развитие ребёнка от рождения до 1 года (отставание в физическом, психическом, речевом развитии (гуление, лепет, первые слова, фразы), частые болезни, травмы и ушибы головного мозга, испуг, стресс).
Речевое окружение в семье (неправильная речь членов семьи, заикание, двуязычие, «сюсюкание» с ребёнком). Важно, чтобы ребёнок слышал правильную речь взрослого!
Частые и длительные болезни ребёнка приводят к дефициту общения, нарушению речевого развития ребёнка.
Различныепсихические травмы (испуг, переживание в связи с разлукой с близкими людьми, длительная психотравмирующая ситуация в семье). Это задерживает развитие речи, а в ряде случаев, особенно при острых психических травмах, вызывает у ребёнка, психогенные речевые расстройства
мутизм (полный отказ от речевого общения), невротическое заикание.
особенности строения артикуляционного аппарата у ребёнка (губы, зубы- неправильный прикус, неправильный зубной ряд, язык, подъязычная уздечка, слабость мышц артикуляционного аппарата).
недостаточно развит фонематический слух у ребёнка (какой 1-ый, последний звук в слове, есть ли заданный звук в слове).
Речь— одна из важнейших психических функций человека. Недостатки речи могут быть как следствием проблем, имеющихся в развитии ребёнка, так и причиной их появления. Поэтому не стоит откладывать визит к специалисту, тем самым упуская сензитивные периоды в развитии головного мозга ребёнка.
Логопед – специалист, занимающийся развитием и коррекцией нарушения речи.
Когда нужно обратиться к логопеду?
речь ребёнка мало понятна окружающим.
искажена слоговая структура слова: пропуски, перестановки слогов, замена другими звуками.
количество слов в активном словаре не соответствует возрастной норме ребёнка. В речи ребёнка мало прилагательных, глаголов, наречий, числительных.
слова в самостоятельной речи ребёнка не связаны грамматически между собой. Например: «Три машинков стит на полу.» и т.п.
ребёнок плохо запоминает стихотворения, названия цвета, геометрических фигур, названия различных предметов, что ухудшает состояние словарного запаса ребёнка.
при прочтении рассказа, сказки, стихотворения не может установить (понять) основную мысль прочитанного, не может ответить на вопросы по содержанию текста, испытывает трудности при пересказе текста.
Нарушения речи могут возникнуть в любом возрасте, но наиболее «ранимой» речь оказывается у детей в возрасте 3-5 лет. В чем состоит работа логопеда по формированию или восстановлению речи? Преодоление и предупреждение нарушений речи основаны на компенсаторных возможностях человека, его головного мозга. Речь развивается в процессе общения. На этом основана организация всего комплекса работ, направленных на преодоление и предупреждение речевых дефектов. Логопедические воздействия полноценны и эффективны, если они систематически связаны с повседневной работой по преодолению речевого дефекта у ребёнка и родителями, и воспитателями, и педагогами в детском саду и дома. Необходима каждодневная, кропотливая работа по закреплению правильного произношения, контроль со стороны взрослого за правильным произношением при спонтанной (свободной] речи ребёнка. Нужно неукоснительно соблюдать и выполнять все задания, требования и рекомендации логопеда. Во многих случаях следует настроиться на длительную помощь своему ребёнку и не унывать.
Какие меры профилактики можно посоветовать родителям, бабушкам, дедушкам?
Для правильного речевого развития и профилактики речевых нарушений у детей необходимо здоровое речевое окружение с самого рождения ребенка. Разговаривайте с ним, не подстраиваясь под него, «сюсюкая и ломая язык». Говоря «детским» языком с малышом, Вы лишаете его правильного образца речи, так как его речь формируется в общении с Вами. Вредно сказывается на звукопроизношении и длительное сосание соски или пальца, за этим необходимо следить. Читая ребёнку книги, беседуйте с ним по прочитанному. Ребёнок, отвечая на вопросы, тем самым развивает и совершенствует свою речь. Внимательно слушайте ребёнка, побуждайте его к высказываниям, к активной речи. Развивайте её грамматический строй, обогащайте словарь ребёнка новыми словами. Никогда, даже если Вы устали, не говорите ребенку: «отстань», «некогда» - этим Вы тормозите развитие ребенка, снижаете или сводите на нет его речевую активность, его мыслительную деятельность.
Будьте другом и помощником своему ребёнку, развивайте и совершенствуйте его речь!