Цель: учить детей навыкам составления рассказа по сюжетной картине, с придумыванием предшествующих событий; учить выделять событийную основу и существенные детали изображения; активизировать и расширять словарь детей по теме; развивать навыки планирования развёрнутых высказываний; закреплять умение подбирать прилагательные к существительным и согласовывать эти части речи между собой; Развивать мелкую моторику; развивать координацию движений со словами стихотворения; развивать зрительный гнозис, умение находить две одинаковые фотографии развивать графические навыки детей, Воспитывать у детей самостоятельность и ответственность за свои поступки. Оборудование: конверты с фотографиями на каждого ребёнка, демонстрационные фотографии 4 шт; с.к. «Одни дома» поссобие О.С.Гомзяк, листы с графической работой «Собери бусы» на каждого ребёнка, геометрические фигуры , мнемотаблица «Семья». Диск Т.Морозовой «Наши мамы». Предшествующая работа: чтение русск. нар. сказки «Гуси - лебеди», заучивание домашнего адреса, рисование - «Моя семья», заучивание пословиц и поговорок.
Ход занятия. Организационный момент: Дети заходят в зал под музыку Т. Морозовой « Наши мамы» встают полукругом Логопед: Сегодня на адрес нашего д/с пришло письмо от Кати и Вовы. Дети пишут: « Разгадайте ребус и узнаете , о чём мы хотим вам рассказать» Логопед выставляет ребус -Какая цифра – 7 Какая буква – Я. Произнесите слитно. Какое слово получится? – СЕМЬЯ. Назовите членов семьи – мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра. В письме дети спрашивают:« О ком мы так говорим?» Добрая, весёлая, строгая (кто?) – мама, бабушка Добрый, весёлый, строгий, (кто?) – папа, дедушка Добрые, весёлые, строгие, (кто?) – родители Как назвать одним словом этих людей: папа, мама, сын, дочь, бабушка, дедушка? Давайте вспомним пальчиковую гимнастику «Семья», а поможет нам мнемотаблица., Бабушка и мамочка, Дедушка и папочка, Вот братишка, вот сестрёнка, Он Антон, она Алёнка, Всех назвал вам я – Вот моя семья. 2. Логопед: Ребята нам прислали фотографии их семьи, но очень спешили. Внимательно рассмотрите их и найдите две одинаковые фотографии. 3 Логопед: «А вы знаете, кем члены семьи приходятся друг другу? Давайте проверим. Игра «Кем приходится» Мальчик для папы и мамы кто? – Сын Девочка для мамы и папы кто? – Дочка Папа для бабушки и дедушки кто? – Сын Мама для бабушки и дедушки кто? – Дочь Мальчик для дедушки и бабушки кто? – Внук Девочка для дедушки и бабушки кто? – Внучка Мальчик кем приходится девочке? А девочка мальчику? Кто в семье самый старший, самый младший? Посмотрите на фотографию и скажите, какая семья? – Дружная, весёлая. 4. Логопед: «В своем письме Катя и Вова написали, что семья их большая и дружная, но иногда они ненадолго остаются одни дома. Хотите узнать, какая история однажды с ними случилась? Дети садятся за столы. 5. Логопед выставляет сюжетную картину (из пособия О.С. Гомзяк). Сегодня мы будем составлять рассказ о том, как Катя и Вова остались одни дома. 6. Рассматривание картины с последующим обсуждением. Логопед: Вы видите на картине только окончание рассказа, а нужно придумать, что же случилось, пока мамы не было дома. Кого вы видите на картине? Ребёнок: На картине вижу маму, девочку и мальчика. Какие игрушки вы видите на картине? Ребёнок: Я вижу мишку и машинки. Кто из детей любит играть с мишкой? А кто с машинками? Ребёнок: С мишкой играет Катя. С машинками играет Вова. Какое настроение у мамы? Чем она не довольна? Ребёнок У мамы плохое настроение. Её бусы разорвали. Когда это могло случиться? Ребёнок: Пока мамы не было дома. Как вы думаете, куда ходила мама? Дети; мама ходила в магазин, на почту, к соседке. Кто оставался дома один? Что дети пообещали маме? Чем занималась Катя? Дети: Она кормила мишку, клала спать, рассказывала сказку. А Вова? Дети: Катал машинку, ремонтировал машинку. Чьи бусы рассыпались на полу? Дети: Мамины. А кто их взял? Почему бусы оказались разорванными? Что почувствовали дети, когда вернулась мама? Что сделал Вова? Какая стояла Катя? Ребята, мы с вами видим, что произошло, когда вернулась мама: Вова от испуга спрятался под одеяло, а Катя стояла и виновато смотрела на маму. Им было стыдно, что они не выполнили свое обещание. Логопед: А сейчас вы попробуете составить рассказ о детях. Составлять его будем по частям. 1. Сначала расскажите, куда ушла мама. Кто остался один дома. Что пообещали дети маме. 2. Что делала Катя, Вова. 3. Кто увидел бусы, что случилось. 4. Как дети вели себя, когда вернулась мама? Составление рассказа 2-3 детьми 7. Логопед: Мама, конечно, огорчилась и рассердилась, но она не всегда расстраивается, подберите слова: Мама (какая?) – добрая, весёлая, строгая, заботливая, требовательная, любимая. Как вы относитесь к маме? Упражнение на координацию речи и движения: «Маму я свою люблю» Маму я свою люблю Я всегда ей помогу: Я стираю, полоскаю, Воду с ручек отряхаю, Пол я чисто подмету И дрова ей наколю, Маме надо отдыхать, Маме хочется поспать, Я на цыпочках хожу, Ни словечка, ни скажу. Дети читают стихотворение, и выполняют движения, соответствующие каждой строчке. 8. Дети, вспомните пословицы и поговорки, которые подходят для нашего рассказа. Одно дело сказать, другое делать. Слово дал – держи. От доброго не бегай, а дурного не делай. Всякой вещи своё место. Если знаешь, что хорошо, не поступай плохо. Шила в мешке не утаишь. 9. Дети, конечно, маму огорчили, бусы разорвали, а мы постараемся маму порадовать и соберём ей новые бусы. Дети выполняют графическую работу « Собери бусы» 10. Итог: О ком составляли рассказ? Кто оказался виноват в том, что бусы оказались разорванными? Как нужно вести себя, когда рядом взрослых нет дома? |