Конспект коррекционно - развивающего занятия по развитию коммуникативной функции речи у младших школьников «Путешествие в страну Понимания»
Конспект коррекционно - развивающего занятия по развитию коммуникативной функции речи у младших школьников «Путешествие в страну Понимания»
Конспект коррекционно - развивающего занятия по формированию коммуникативной функции речи является составной частью планирования работы школьного учителя - логопеда с обучающимися 2 класса, испытывающими затруднения в сфере социального общения. Данная работа соответствует новейшим требованиям коррекционного подхода к обучению детей с ОВЗ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект коррекционно - развивающего занятия по развитию коммуникативной функции речи у младших школьников «Путешествие в страну Понимания»»
Конспект коррекционно - развивающего занятия по развитию коммуникативной функции речи у младших школьников
«Путешествие в страну Понимания»
Автор: Осипова Татьяна Алексеевна,
учитель – логопед высшей категории
МБОУ «СШ № 28» города Смоленска
Цель: создание условий для развития коммуникативных и рефлексивных способностей участников и позитивной Я-концепции.
Задачи:
Формирование представлений о вербальном и невербальном общении;
Совершенствование коммуникативных навыков;
Развитие мыслительных способностей;
Развитие личностной и групповой активности;
Воспитание позитивного отношения в общении.
Оборудование: компьютер, проектор.
Материал:
Отрезки толстой веревки (по одному на пару детей), длиной 45см;
Пары варежек с узорами, по 3 карандаша на пару детей;
Экран эмоций.
Медальки с изображением веселых человечков.
Ход занятия
Здравствуйте, дети! Очень рада вас сегодня видеть. Ребята, я предлагаю вам сегодня отправиться в путешествие в страну Понимания. Как вы думаете, что это за страна, почему она так называется? (ответы детей). Путь туда неблизкий, нужно пройти по Дороге испытаний. Как вы думаете, мы справимся? Какими нам нужно быть для того, чтобы пройти все испытания? (ответы детей).
I. Разминка. Приветствие.
Но прежде чем отправиться в дорогу, нам нужно поприветствовать друг друга. Давайте поприветствуем друг друга, встав в круг, возьмем друг друга за руки и подарим каждому из нас привет и хорошее настроение, сказав «привет», дарим улыбку, начиная с меня.
II. Основная часть.
Упражнение 1. «Поссорились – помирились».
Сейчас вам нужно разбиться на пары. Помогут нам в этом волшебные веревочки. Они сами знают, кого из вас объединить в пары. Предлагается каждому ребенку взяться за конец веревки, середина – в руках у ведущего. Затем он отпускает середину: те дети, которые держатся за одну веревку, образуют пару.
Испытание называется: «Поссорились-помирились». Пара встает напротив друг друга. Изображать нужно без слов, молча, одними жестами. Сначала дети встретились, обрадовались друг другу! (дети изображают). Потом они что-то не поделили и поссорились. Как это было, покажите? (дети изображают). Они обиделись и даже отвернулись друг от друга (дети показывают). Но разве друзья могут обижаться долго? Они повернулись друг к другу и помирились (дети изображают). Скажите, ребята, что вы чувствовали, когда поссорились? А когда помирились? (ответы детей). Давайте беречь друг друга и не ссориться!
Упражнение 2. «Экран эмоций».
Работа с экраном эмоций. Посмотрите на экран эмоций. Ранее на занятии мы учились красиво выражать эмоции. Выберите те эмоции, которые вам нравится испытывать по отношению друг к другу. Назовите их. А каких эмоций мы должны избегать, какие эмоции делают больно другому человеку?
Упражнение 3. «Волшебное рисование».
Предлагаю побыть волшебниками. Представьте, что у каждого из вас в одной руке волшебная кисточка, а в другой — большая банка, наполненная теплым солнечным золотым цветом.Теперь мы будем мягко закрашивать партнера с головы до ног нашим теплым солнечным цветом, не касаясь ее при этом. Пусть расстояние от ваших рук до вашего партнера будет не меньше 20 сантиметров. А напарник может закрыть глаза и почувствовать, каково это, когда тебя всего окрашивают золотым цветом. Украшая партнера, представьте себе, что вы заливаете его не только солнечным цветом, но и своим теплым дружеским отношением. При этом вы можете говорить ему разные приятные вещи, например: "Я рад, что ты учишься со мной в одном классе", "Я люблю с тобой играть", "Ты моя подружка", "Ты мне нравишься" и т.д. Вы можете высказать ему свои пожелания, например: "Я желаю тебе прекрасного и приятного дня» и т.д. А напарнику, возможно, удастся почувствовать, как мы все любим его и дарим ему свои самые лучшие чувства.
А теперь начнем окрашивать партнера золотыми красками и своей любовью.
Через две-три минуты дается сигнал окончания этого небольшого ритуала со следующими словами: "Теперь вы можете отвести руки, остановиться. Открыть глаза и взять с собой домой все те хорошие вещи и все добрые чувства, которые вы получили в дар".
Упражнение 4. «Скульптура».
А теперь давайте немножко пофантазируем. Сегодня мы все вместе создадим одну большую скульптуру. Пусть в центр выйдет самый смелый. Он примет какую - нибудь удобную для него позу. Следующий присоединится к нему в том месте, где много свободного пространства, и тоже примет какую–нибудь позу. После чего к ним присоединится третий. Затем первый осторожно выберется из «скульптуры», а четвертый займет любое пустое место в общей группе и так далее. (Педагог выполняет роль «скульптора» в течение всего упражнения; помогает детям придумать, на что похожа композиция.)
Упражнение 5. «Веселая математика».
А вы знаете, что вместе можно не только строить скульптуры, играть, но и заниматься математикой? Сейчас я вам это докажу. Я буду считать до 5, а вы должны за это время выстроиться так, чтобы получился контур цифр 1, 2, 3, и т. д. (Дети выполняют задание).
Упражнение 6. «Пара варежек».
На столе лежат варежки. Но они все перепутались. У каждого из вас – одна варежка. Но нужно найти ей пару. Только помните о том, что одну варежку мы надеваем на правую руку, а другую – на левую. Посмотрите внимательно на свои варежки и найдите свою пару.
Дети садятся за столы. Педагог выдает на каждую пару детей один набор карандашей (в каждом наборе 3 карандаша, ни один цвет не повторяется). Задача детей – договорившись, раскрасить свою пару одинаково.
III. Заключительная часть.
Ребята, как вы думаете, какое качество вам помогло в работе? Смогли ли мы попасть в страну, где все понимают друг друга? Умеем ли мы понимать друг друга? (ответы детей) Оказывается, страна Понимания – вокруг нас. Нужно только быть внимательными друг к другу, помогать друг другу, и тогда не трудно будет понимать других людей. И тогда нам не будет грустно и одиноко, мир будет теплым и светлым. Давайте на прощанье подарим друг другу маленький кусочек света и тепла.
Аутотренинг.
Сядьте удобно, закройте глаза. Представьте перед собой свою любимую чашку. Мысленно наполните ее до краев своей добротой. Представьте рядом чужую чашку, она пустая. Отлейте в нее из своей чашки доброты. Рядом еще одна пустая чашка, еще и еще… Отливайте из своей чашки доброту в пустые. Не жалейте! А сейчас посмотрите в свою чашку. Она пустая, полная? Добавьте в нее своей доброты. Вы можете делиться своей добротой с другими, но ваша чашка всегда будет оставаться полной.
Откройте глаза. Спокойно и уверенно скажите – «это я! У меня есть такая чашка доброты!».
Рефлексия.
Упражнение «Коллаж настроения».
Ну вот, пришло время прощаться. Мне бы хотелось узнать, с каким настроением вы уходите с сегодняшнего занятия? У вас на столах лежат рисунки девочек и мальчиков. Дорисуйте, пожалуйста, их лица. Покажите мне, что вы сейчас чувствуете.
Я рада, что у вас отличное настроение. Вы сегодня так хорошо мне помогали, вы были добрыми, приветливыми. Посмотрите друг на друга и подарите друг другу самую добрую улыбку. И от меня примите улыбку и веселые медальки.