Закреплять образование относительных прилагательных; согласование числительных с существительными.
Коррекционно- воспитательные: воспитывать у детей любовь и бережное отношение к красивым местам и их обитателям (насекомым).
Развивающая среда: предметные картинки с изображением насекомых; карточки с изображением цифр; сюжетная картина «Чудесная поляна», картинка с изображением цветка, листочки на каждого ребёнка с изображением бабочки для штриховки, карандаши.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Логопед: Сегодня я предлагаю совершить прогулку на чудесную полянку. Посмотрите, сколько вокруг цветов. Изобразите цветы с помощью своих пальчиков.
(Дети выполняют задание)
Понюхайте их.
(Дети делают глубокий вдох через нос, а выдох через “трубочку”)
А вот мимо полетели бабочки, проползли жучки, червячки.
(Дети выполняют пальчиковую гимнастику)
Игра «Назови одним словом»
Логопед: Комар, кузнечик, стрекоза, муравей, бабочка, кто это? (Ответы детей:Насекомые).
II. Сообщение темы занятия
Логопед: А каких насекомых вы еще знаете? (Ответы детей: Стрекоза, муха, пчела, жук, и т.д.)
Лексико-грамматические игры и упражнения:
Игра «Что делают?». Образование формы множественного числа глаголов.
Логопед: Насекомые (что делают?)
Бабочка порхает, а бабочки…(Порхают).
Пчела мёд собирает, а пчёлы мёд …(Собирают).
Оса жалит, а осы …(Жалят).
Жук жужжит, а жуки…(Жужжат).
Комар звенит, а комары …(Звенят).
Стрекоза стрекочет, а стрекозы …(Стрекочут).
Муха в дом залетела, а мухи …(Залетают).
Кузнечик прыгает, а кузнечики…(Прыгают).
Паук паутину ткёт, а пауки …(Ткут).
Муравей муравейник строит, а муравьи …(Строят).
Игра с мячом «Подбери признак». Подбор признаков, образование относительных прилагательных.
Логопед:. Я бросаю вам мяч и задаю вопрос, а вы отвечаете и бросаете мяч обратно мне.
Физминутка. «Стрекоза» Выполнение движений по тексту стихотворения.
Вот какая стрекоза –
Очень круглые глаза.
Вертится, как вертолёт:
Вправо – влево, назад – вперёд.
Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики!
Сели, травку покушали,
Тишину послушали…
Игра «Сколько насекомых на цветке?» согласование числительных с существительными.
У каждого ребенка картина с изображением насекомого.
Логопед показывает цифру (от 1 до 5). Ребенок должен составить предложение: «На цветке 3 муравья»
Игра «Куда спрятались насекомые»
На доске помещена картина с изображением поляны.
Логопед: Ожидается сильный ливень. Все насекомые спрятались, попробуйте отыскать их. (Дети на ходят на картинке насекомых и отвечают : Гусеница под яблоком. Бабочка укрылась под ромашкой. Усатый жук заполз под куст. И т.д.)
Игра «Назови ласково» Образование имен существительных с помощью уменьшительно- ласкательных суффиксов.
Комар – комарик,
Стрекоза – стрекозка,
Пчела- пчёлка,
Жук – жучок,
Муравей- муравьишко.
Паук – паучок. И т.д.
Упражнение на развитие графомоторных навыков (штриховка бабочки).
Логопед:Ребята отгадайте загадку.
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся, взвился вверх и улетел.
(Бабочка)
-Посмотрите, к вам прилетела красивая бабочка. Давайте выполним штриховку бабочки.
Логопед: Нам пора возвращаться, и насекомые тоже улетают. Только бабочки остались с нами.
III. Итог занятия.
Логопед: Куда мы сегодня совершили путешествие? Каких насекомых можно встретить на лесной полянке? Как нужно относиться к насекомым?