Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков установили, что «…уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук».
Успешное обучение детей в школе, создание благоприятных условий для укрепления здоровья маленьких граждан, их интеллектуального развития требует от учителя-дефектолога целенаправленной, вдумчивой, творческой работы. Чтобы работа была более результативной, нужны нестандартные подходы, новые, инновационные технологии, внедрение современных методов и приемов. Таким инновационным методом является биоэнергопластика.
Термин “биоэнергопластика” состоит из двух слов: биоэнергия и пластика. По мнению И. В. Курис, биоэнергия – это та энергия, которая находится внутри человека. Пластика – плавные, раскрепощённые движения тела, рук, которые являются основой биоэнергопластики.
Уместно привести довольно обширную цитату из книги Архиповой Елены Филипповны, профессора кафедры логопедии МГОПУ им. М.А. Шолохова «Стёртая дизартрия у детей»: «В лаборатории высшей нервной деятельности ребёнка в электрофизиологическом исследовании было обнаружено, что, когда, ребёнок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга. Оказалось, что если ребёнок производит ритмические движения (сгибание и разгибание) пальцами правой руки, то в левом полушарии мозга у него возникает усиление согласованных электрических колебаний в лобной и височной зонах, именно отвечающих за речь. Движения пальцев левой руки вызвало такую же активацию в правом полушарии».
«Где обедал воробей ?» (автоматизация звука [р]) |
Где обедал, воробей ? В зоопарке у зверей. | Дети машут перекрещенными ладошками. |
Пообедал я сперва | Ладошками изображают раскрывающуюся пасть. |
За решеткою у льва. | На каждое название животного загибают по одному пальчику поочередно на левой, затем на правой руке. |
Подкрепился у лисицы, У моржа попил водицы. Ел морковку у слона. С журавлем поел пшена. Погостил у носорога, Отрубей поел немного. Побывал я на пиру У хвастатых кенгуру. Был на праздничном обеде У мохнатого медведя. А зубастый крокодил | Опять изображают раскрывающуюся |
Чуть меня не проглотил. | пасть животного. |
«Крокодил» (автоматизация свистящих звуков) |
Крокодил плывёт по речке, Выпучив свои глаза. Он зеленый весь, как тина, От макушки до хвоста. | Ладонь расположена горизонтально полу. Большой палец под ладонью. Указательный и мизинец согнуты (глаза) и прижаты, соответственно, к среднему и безымянному. | |
| | |
«Черепаха» (автоматизация звука [c]) |
Черепаха домик свой Всюду носит за собой. | | |
| | |
“Зоопарк”(автоматизация звуков [р], [c]) |
В зоопарке разные звери есть: | “фонарики” кулачками |
В зоопарке олени есть, И верблюды ходят горбатые, Крокодилы здесь, и мартышки здесь, И медведица с медвежатами. | Разжимание пальцев из кулачка, начиная мизинца |
Словом, звери со всех сторон, | Веерообразное движение пальцев обеих рук одновременно |
Но мне нравится только слон! | Хлопки в ладоши |
«Слон» (автоматизация звуков [р], [c]) |
В зоопарке стоит слон. Уши, хобот, серый он. Головой своей кивает, Будто в гости приглашает. | Ладонь на себя. Средний палец опущен. С одной стороны зажат мизинцем и безымянным, а с другой- указательным и большим. Шевелить средним пальцем. Качаем всей кистью. | |
КОМПЛЕКС №2 «ЛЕСНЫЕ ЖИВОТНЫЕ» |
«Белка» (автоматизация звука [л]) |
Сидит белка на тележке, | Хлопки ладонями и удары кулачками |
Продает она орешки. | друг о друга попеременно. |
Лисичке – сестричке, | Загибают по одному пальчику, начиная с большого. |
Воробью, синичке, Мишке толстопятому, Заиньке усатому. Кому в платок, | Ритмичные хлопки ладонями |
Кому в зобок | и удары кулачками |
Кому в лапочку. | | |
«На лужок» (дифференциация шипящих- свистящих звуков) |
На лужок пришли зайчата, Медвежата, барсучата, Лягушата и енот. На зеленый на лужок Приходи и ты, дружок. | Сгибание пальцев в кулак в ритме потешки. При перечислении животных считать пальцы на обеих руках поочередно. | На лужок пришли зайчата, Медвежата, барсучата, Лягушата и енот. На зеленый на лужок Приходи и ты, дружок. |
«Есть у каждого свой дом» (дифференциация звуков [л]- [р]) |
У лисы в лесу глухом Есть нора – надежный дом. Не страшны зимой метели | Дети загибают пальцы на обеих руках: |
Белочки в дупле на ели. | по одному пальцу на каждое двустишье |
Под кустами еж колючий Нагребает листья в кучу. Из ветвей, корней, коры Хатки делают бобры. Спит в берлоге косолапый, До весны сосет там лапу. Есть у каждого свой дом, | Удары ладонями и кулачками поочередно. |
Всем тепло, уютно в нем. | | |
|
«Волк и лиса» (дифференциация шипящих- свистящих звуков) |
Серый волк бежит по лесу. А за ним бежит лиса. Поднялись у них трубою Два пушистеньких хвоста | Чтобы изобразить волка, большие пальцы разводим в стороны, указательные пальцы сгибаем внутрь ладоней - лоб. Остальные пальцы — верхняя и нижняя челюсти. Чтобы изобразить лису, делаем то же самое, но внутрь ладоней сгибаем также мизинцы, чтобы мордочка была еще острее. Большие пальцы чуть сгибаем. | |
| | |
«Зайка и ушки» (автоматизация звуков [с], [р]) |
Ушки длинные у зайки, Из кустов они торчат. Он и прыгает, и скачет, Веселит своих зайчат. | Пальцы сжать в кулак. Указательный и средний пальцы выставить вверх и шевелить ими (в стороны и вперед). | |
| | |
«Зайка в норке» (автоматизация звуков [с], [р]) |
У ёлки на пригорке Спрятался зайчишка в норке. | Левая ладонь расположена горизонтально, правая согнута. Указательный палец и мизинец правой руки упираются в указательный палец и мизинец левой. Средний и безымянный пальцы правой руки подняты и разведены в сторону (ушки). Большой палец прижат. | |
| | |
«Зайка и зеркало» (дифференциация шипящих- свистящих звуков) |
Зайка в зеркальце глядит И ушами шевелит. | Левая ладонь тыльной стороной кверху, изображаем «козу». Сверху на нее накладываем правую руку, которая тоже изображает «козу» (тыльной стороной вверх). Выставляем вверх и вниз средние и безымянные пальцы обеих рук и двигаем ими в противоположные стороны. | |
«Мышка» (дифференциация шипящих- свистящих звуков) |
Серенький комок сидит И бумажкой все шуршит. | Средний и безымянный пальцы правой руки упираются в большой. Указательный и мизинец согнуты в дугу и прижаты к среднему и безымянному пальцам. | |