ИСПОЛЬЗОВАНИЕИГР И УПРАЖНЕНИЙ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ В ПРОЦЕССЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ ДИСГРАФИИ
Чаще всего логопеду приходится работать над преодолением сложной (смешанной) формы дисграфии, являющейся сочетанием нескольких видов этого речевого расстройства. Длительность и успешность работы зависит от многих факторов, среди которых наиболее значимы следующие: • степень выраженности дисграфии; • общий уровень умственного и речевого развития ученика, его познавательная активность; • активность нервной системы, обеспечивающая координацию работы всех анализаторов, участвующих в процессе письма, нормальный уровень работоспособности, приемлемый темп деятельности; • наличие или отсутствие выраженных нарушений восприятия, внимания, слухоречевой памяти, саморегуляции; • степень понимания проблем ребенка и его поддержка в семье; • своевременность начала коррекционной работы. При планировании коррекционной работы следует опираться на результаты обследования речи детей, точно определять виды дисграфии и учитывать наличие неречевых расстройств.
Выделяют следующие виды дисграфий: • артикуляторно-акустическая дисграфия; • дисграфия на основе нарушений фонемного распознавания (т. е. акустическая); • дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза; • аграмматическая дисграфия; • оптическая дисграфия. На длительность и эффективность коррекционной работы влияют особенности учебной деятельности школьников с дисграфией: замедленное усвоение нового материала, особенно если он включает в себя лексику с отвлеченным значением; быстрое истощение работоспособности и внимания, трудности постановки целей, планирования деятельности, следования плану, установления связей с тем, что изучено ранее. Имеет место также недостаточность аналитико-синтетической деятельности и скорости мыслительных реакций, низкий уровень самоконтроля, неумение объективно оценить полученный результат, осуществить самокоррекцию. Многие школьники, даже учась в старших классах, не успевают осмысливать то, что пишут. В силу недостаточности развития волевой сферы дети с дисграфией не любят пользоваться алгоритмами, а если пользуются, то часто изменяют их по своему усмотрению: сокращают, меняют местами действия, заменяют нужные действия похожими. Профилактике дисграфии способствует не только своевременная медицинская и логопедическая помощь ребенку в дошкольный период, но и то, как учитель в школе организует добукварный и букварный периоды обучения грамоте: понимает ли он необходимость развития у учащихся навыков языкового анализа и синтеза, уделяет ли внимание наведению порядка на партах детей и в тетрадях, контролирует ли соблюдение алгоритмов при решении учебных задач. Известно, что если базовые навыки усвоены непрочно, то следующие, строящиеся на их основе, тоже будут непрочными.
Остановимся на некоторых особенностях коррекции отдельных форм дисграфии. Артикуляторно-акустическая форма дисграфии Артикуляторно-акустическая форма дисграфии может проявляться как косноязычие на письме (например, ребенок в речи заменяет звук [р] артикуляторно более простым звуком [л] и пишет вместо рыба — «лыба»), а также может быть компенсированной (если нарушение произношения устранено, а на письме замены остались). Поэтому при наличии в письменных работах ученика ошибок на замену букв нужно тщательно исследовать состояние звукопроизношения и фонематического слуха, а также выяснить, как формировалась произносительная сторона речи до школы, какую логопедическую помощь получал ребенок. Устранение этой формы дисграфии предполагает коррекцию звукопроизношения и формирование у ребенка стойких слухопроизносительных образов фонем. I. Если ученик на письме пропускает букву, обозначающую звук, который отсутствует в его произношении, то работа логопеда сводится к постановке звука, его автоматизации, установлению и закреплению связи звука с буквой. При этом нужно развивать и фонематические процессы: восприятие, анализ, синтез, представления. II. Если школьник заменяет дефектно произносимый звук на другой и это отражается на письме, то работа ведется поэтапно и включает в себя: 1) уточнение произносительного и слухового образа звука, которым ребенок заменяет дефектно произносимый звук, упражнения на фонематический анализ, связь этого звука с буквой; 2) коррекцию произношения дефектно произносимого звука (постановку и автоматизацию), формирование четкого слухопроизносительного образа поставленного звука, упражнения на фонематический анализ, связь звука с буквой; 3) дифференциацию звуков и соответствующих им букв. Проговаривание в процессе письма следует исключить, но от предварительного орфографического проговаривания под контролем логопеда отказываться не стоит. Предварительное проговаривание при записи слов или составлении их схем возможно в том случае, если нужный звук поставлен и находится на стадии автоматизации. После того как ребенок четко произнес слово, логопед задает вопрос: Есть ли в слове звук, над которым ведется работа? Для формирования прочных звуко-буквенных связей у детей школьного возраста полезно начинать использование буквы, как только в произношении появится изолированный звук. Игра «Посмотри и назови»
Логопед может предложить ребенку произносить этот звук, когда он увидит карточку с соответствующей буквой. Можно по очереди или в случайном порядке показывать ребенку лицевую сторону карточки, где написана буква, и оборотную — чистую. Можно предъявлять карточки с разными буквами, и ребенок должен будет произносить звук только тогда, когда увидит нужную (при этом в наборе букв не должно быть той, на которую ученик заменяет нужную букву). Если работа ведется у зеркала, то буквы на карточках нужно показывать ребенку так, чтобы в зеркале они не отражались. Чтобы звуко-буквенные связи стали прочными, следует пройти процесс автоматизации звука последовательно, от изолированного произношения к тексту, и на каждом из этапов уделять внимание развитию фонематических процессов. Дисграфия на основе нарушений фонемного распознавания (акустическая) Дисграфия на основе нарушений фонемного распознавания (акустическая) связана с нарушением дифференциации фонем и проявляется в заменах букв, соответствующих звукам со сходными акустическими характеристиками. Упражнения для преодоления акустической формы дисграфии должны быть направлены на коррекцию обозначения на письме конкретных звуков и выполняться поэтапно.
Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза является наиболее распространенной формой дисграфии. Ее преодоление целесообразно начинать с анализа и синтеза крупных единиц языка (предложений, слов) и по мере овладения навыками переходить к минимальным единицам (фонемам).
Приведем памятку с правилами списывания текста с образца. С Е К Р Е Т Ы Г Р А М О Т Н О Г О С П И С Ы В А Н И Я С О Б Р А З Ц А 1. Прочитай 1–2 слова по слогам точно так, как они написаны. Назови знак препинания, если он есть. 2. Точно так, как сказал, напиши в тетради. 3. Прочитай по слогам то, что написал, и назови знаки препинания. 4. Прочитай то же самое по слогам в образце и сравни, одинаково ли получилось. В МЕТОДИЧЕСКУЮ КОПИЛКУ ЛОГОПЕДА 1. Перед записью текста важно сначала предлагать детям задания на установление последовательности звуков в слове (порядковый фонематический анализ), а также чтение таблиц слогов и слов, которые потом им встретятся
2. Полезно организовывать чтение в парах.
3. Для качественной проверки написанного можно предложить учащимся отделять каждый слог вертикальной чертой, выделять морфемы или использовать прозрачную линейку, двигая ее от начала к концу слова и открывая для чтения слог за слогом.
4. Развитие навыков языкового анализа и синтеза проходит значительно легче, если логопед использует на занятиях игровые приемы.
Игры на развитие вербального анализа и синтеза Игра «Мы тоже!» Детям дается задание шагать на месте, пока логопед читает рассказ. В конце каждого предложения нужно остановиться и, если по смыслу это годится, хором сказать: «Мы тоже!» Эту игру можно проводить как физминутку. Поход в лес Однажды третьеклассники пошли в лес. Они хотели набрать много грибов и ягод. Дети взяли с собой корзины. Все ребята собрались на опушке и вместе вошли в лес. Он был густой, дремучий. Сосны там были высокие-высокие. Ребята стали кричать друг другу «Ау!». Лес отвечал им эхом. Грибы и ягоды быстро очутились у ребят в корзинах. Довольные, дети вернулись домой. Игра «Посмотри, что получилось» Детям предлагается записывать диктуемые логопедом отдельные слова в тетрадях, а предложения — на листочках и затем ответить на вопросы. Октябрь. Наступила поздняя осень. Месяц. Второй. На дворе ненастье. Часто льют дожди. Осень. Птицы улетают в тёплые края. Люди называют осень грустной порой. Вопросы: 1) Что вы записывали на листочках? (Предложения.) 2) Что получилось из предложений? (Рассказ.) 3) Что написано в тетрадях? (Слова.) 4) Объединяются ли эти слова общей мыслью? (Да.) 5) Можно ли назвать это предложением? (Нет.) 6) Как из этих слов получить предложение? (Изменить слово осень, изменить порядок слов.) Игра «Стрелочники» В этой игре все участники являются стрелочниками, пропускающими «поезда» — рассказы. Прослушав рассказ, стрелочник подни мает карточку с цифрой, соответствующей количеству предложений в рассказе. Если эта цифра определена правильно, «поезд» благополучно минует «станцию». Если кто-то из участников ошибся и неправильно определил количество предложений в тексте, считается, что он привел «поезд» к крушению и, следовательно, выбывает из игры. Логопед читает 3–5 коротких рассказов, включающих предложения различных грамматических конструкций. Побеждают участники, которые смогли остаться в игре. Так же может быть построена игра, в которой надо определить количество слогов или звуков в слове. Игра «Повторите — подсчитайте» Группа детей делится на две команды. Логопед по очереди читает им предложения. Прослушав предложение, команда должна дружно и точно его повторить. В это время участники второй команды подсчитывают количество слов в предложении. Если игроки смогли повторить предложение, их команда получает столько очков, сколько слов в этом предложении, если не смогли — ноль очков. Побеждает команда, набравшая большее количество очков. Для игры нужно подбирать предложения так, чтобы в случае правильного их повторения обе команды сыграли вничью.
Резкий ветер холодит руки и лицо. (6)
Тёмные тучи несут дождь или град. (6)
Мотоциклист обогнал велосипедиста. (3)
По пыльной дороге медленно бредёт стадо коров. (7)
С сосновой ветки упал большой ком снега. (7)
Водопроводчик ремонтирует водо- провод. (3)
Заяц заглянул за занавеску. (4)
В ворота въехал велосипедист. (4)
Игры на развитие слогового анализа и синтеза Игра «Получи оценку» Логопед просит детей вставить в слова пропущенные слоги, а потом составить из них слово, оценивающее результат этой работы. Кле…, зер… (вер-но). Холод = …роз, лентяй = …дырь, криница = коло… (мо-ло-дец). От…вился на охоту; …нул хвостом; острый …жик (пра-виль-но). Игра «Шифровальщики» Логопед предлагает ученикам выделить из слова заданный слог, запомнить или записать его. В результате из выделенных слогов получаются слова. 1. Выделить из слова первый слог. Хорёк, роса, шорох (хорошо). Ответ, личность, новичок (отлично). 2. Выделить в словах ударные слоги (письменно), составить из них слова и предложение. Горы, пилоты, сова, без, удочка, зима, капуста, красота, яма, рисунок, маленький. (Голова без ума — пустая сума.) 3. Выписать третий по счету слог. Из полученных слогов составить слово, обозначающее часть речи. Учительница, дорога, кимоно, пение, пастила, гостеприимство. Тель, га, но, е, ла, при — прилагательное. Игра «Кто дальше?» Оборудование: магнитная доска с двумя нарисованными на ней линиями-дорожками, две маленькие модели автомобилей на магнитах. На линиях должны быть начерчены деления одинаковой величины. В а р и а н т 1. Группа делится на две команды, каждая команда назначает «водителя». «Водители» выходят к доске, берут себе по одной машинке и выбирают дорожку. «Водитель» передвигает машинку по дорожке на столько делений, сколько слогов в выбранном им слове. Слова, которые предлагают ему члены его команды, могут быть связаны с определенной темой или начинаться на определенный звук (по заданию логопеда). Из всех слов, названных командой, «водитель» должен выбрать слово с наибольшим количеством слогов. Когда каждый из «водителей» сделает по 3 хода, подводится итог игры. Побеждает тот, чья машинка впереди. В а р и а н т 2. На тех же дорожках можно обозначить линию финиша. Количество ходов не оговаривается, для «водителей» главное — быстрее добраться до финиша, а это возможно при подборе слов с наибольшим количеством слогов. Вместо машинок можно использовать игрушки-магниты или картинки с изображениями, например, самолета и лошадки, черепахи и ракеты. Подводится итог: Кто быстрее добрался до финиша — черепаха или ракета? Игра «Внимание и счет» Игра проводится письменно. От учеников требуется внимательность и умение быстро считать слоги в словах. Логопед читает предложение, дети запоминают его и выписывают все слова, состоящие из трех слогов. Около школы построили бассейн. Стадо прошло мимо нашего домика. Под окном выросла душистая черёмуха. В клетке сидит белая мышь. Весной берёза оживает. Если задание выполнено верно, в тетради получится предложение Около нашего домика выросла белая берёза. Игры на развитие фонематического анализа и синтеза Игра «Узнай, кто ты» Логопед объясняет детям, что в результате выполнения задания каждый из них прочитает о себе в тетради что-то хорошее. З а д а н и е: прослушав пару слов, определить, какой звук есть в том и в другом слове пары, записать его в транскрипционных скобках, далее из звуков собрать слово и записать по правилам орфографии. Муха — мост, мак — сад, лужа — лом, астры — шкаф, день — диск, эхо — лес, цирк — отец. Решение: [малад’эц] — молодец. Можно предложить ученикам выполнить это задание в парах, но в таком случае следует подобрать для анализа слова так, чтобы в итоге получилось слово молодцы. Игра «Фокусники» Логопед показывает 6 конвертов, в каждом из которых лежит листочек цветной бумаги. Детям предлагается определить цвет листочка, не заглядывая в конверт. Для этого нужно внимательно слушать вопрос: в нем первый звук первого слова такой же, как первый звук в названии цвета. Вопросы: Какого цвета листочек лежит в этом конверте? (красный или коричневый) Отгадайте, какой здесь листок. (оранжевый) Фигура какого цвета находится в этом конверте? (фиолетовый) Гадайте — не угадаете, какого цвета здесь листок. (голубой) Через одну секунду ответьте, какой листок в этом конверте. (чёрный) Семь раз подумайте, один раз ответьте: какой здесь листок? (синий) Жду вашего ответа: какой листок в этом конверте? (жёлтый) Раз-два-три — цвет листочка говори! (розовый) Вместо листков бумаги можно положить в конверты картинки в соответствии с изучаемой на занятии лексической темой, например: Какое хищное животное обитает в водоёмах жарких стран? (крокодил) Самое большое сухопутное животное? (слон) В этом конверте находится изображение лесного хищника. (волк) Игра «Внимание — на старт!» В игре закрепляется умение выделять первый звук в слове, развивается навык количественного фонематического анализа. На наборное полотно выставляется картинка. Детям надо определить первый звук в ее названии. Затем дети подбирают из имеющихся у них картинок ту, название которой начинается с этого же звука. Победит тот, кто найдет картинку с наибольшим количеством звуков в названии. По команде «На старт! Внимание! Марш!» ученики выходят к доске и выставляют на наборное полотно свои картинки. Под водят итог игры: все названия картинок должны начинаться на один звук; определяют, сколько звуков в каждом слове; называют победителя. Игра «Отгадай-ка!» Дети учатся определять количество звуков в слове, придумывать слова с заданным количеством звуков. Детям раздают по одной карточке с написанной на ней цифрой. Каждый ученик, получивший карточку, не показывая ее товарищам, придумывает слово с количеством звуков, соответствующим указанной цифре. Остальные должны, услышав слово, отгадать, какая цифра написана на карточке. Игра «Какое слово задумано?» Эту игру удобно проводить в парах. У каждого ученика есть 4–7 предметных картинок и набор фишек для составления звуковой схемы слова. Ученик составляет схему названия одной из картинок, а его партнер должен по схеме определить, какое слово он задумал, и показать соответствующую картинку. Картинки для игры нужно подбирать так, чтобы количество звуков в их названиях было примерно одинаковым, тогда ученики направят свое внимание на качественные характеристики звуков. Аграмматическая дисграфия Аграмматическая дисграфия обусловлена лексико-грамматическим недоразвитием речи и часто является ведущей формой дисграфии у детей с задержкой речевого развития в анамнезе.
Работа по преодолению аграмматической формы дисграфии предполагает формирование у ребенка морфологических и синтаксических обобщений, развитие навыка морфемного анализа и синтеза, уточнение и обогащение словарного запаса.
Работа по развитию словаря учащихся Развитию словаря у школьников способствуют следующие упражнения. 1. Поиск незнакомых слов в предложении или в коротком тексте, объяснение их значения с помощью словаря, составление с ними словосочетаний, предложений, рассказов. 2. Сопоставление звучания и значений однокоренных слов, образованных с помощью разных приставок или суффиксов, например: путник — спутник, бегун — беглец. 3. Анализ ряда синонимов, например: хитрец — лукавец, обманщик, плут, пройдоха, проныра, ловкач, прохвост, хват, мошенник. После уточнения значения каждого слова уместно задать ученикам вопросы: С кем опаснее иметь дело — с хитрецом или с мошенником? Какие из приведенных слов свойственны разговорному стилю речи? 4. Составление ряда по принципу «от слабого — к сильному» из слов дождь, дождик, дождище, дождичек. 5. Нахождение в ряду ветер, ветерок, ветрище, ветряк лишнего слова. Оптическая дисграфия Оптическая дисграфия, связана с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа и синтеза, пространственных представлений. Чаще всего при письме дети допускают смешения букв и — у, а — о (в ударной позиции), б — д, п — т, ш — щ. Реже встречаются взаимозамены л — м, Р — Г, х — ж, и — ш. Написание этих букв начинается с одинакового элемента, и учащиеся иногда не переключаются на движение, продолжающее письмо следующего, нужного для данной буквы элемента.
За последние 10 лет почерк у школьников, а особенно у детей с дисграфией, стал заметно хуже: нестабильные размеры букв, отсутствие наклона, упрощение начертаний букв, неправильные соединения, соскальзывание со строки. Такой почерк делает письменные работы учеников небрежными и трудночитаемыми. (Причины этих отрицательных изменений многочисленны, например: патология беременности и родов, ведущая к нарушению формирования графомоторных предпосылок; отсутствие в школах специальных уроков каллиграфии; письмо ручками, требующими постоянного напряжения мышц пальцев, и т. д.). Незрелость зрительного анализа и графомоторных предпосылок письма при поступлении ребенка в школу, а также отсутствие специальных коррекционно-развивающих занятий в период начального обучения являются причиной неразборчивости почерка некоторых учащихся средних и старших классов. Упражнения для коррекции почерка 1. Письмо с проговариванием названий элементов букв и соединений. 2. Многократная обводка каллиграфических образцов по кальке. 3. Письмо крупными (15–20 см) буквами на доске или на больших листах бумаги. 4. Использование трафарета. 5. Рисование буквы в воздухе. 6. Письмо букв и коротких слов на доске лучом лазерной указки. Прием и упражнения для преодоления зеркального письма Одной из часто встречающихся трудностей при формировании у детей графического навыка является зеркальное письмо. Опишем эффективный прием, позволяющий развивать у ребенка чувство «направления». Учитель водит рукой ребенка слева направо, рисуя различные линии, серии элементов букв (например, еееее). При движении руки слева направо нужно вместе с ребенком говорить, что линия идет вперед, а при движении справа налево — назад. Одновременно нужно читать (не умеющим читать детям — называть расположенные в ряд картинки) с помощью рамки, открытой вправо. ашина едет и гудит. Упражнение «Буквы идут по дорожкам» Это упражнение помогает детям с помощью действий с предметами запомнить направление, в котором пишутся элементы букв. О б о р у д о в а н и е: кукла; 2 «дорожки» (полоски пластика или бумаги длиной 40 и 20 см); небольшой игрушечный домик; нарисованное лицо — анфас и в профиль (один профиль ориентирован вправо, другой — влево), картонные или пластмассовые буквы высотой 8–10 см. Х о д р а б о т ы: одну дорожку кладут параллельно краю стола перед ребенком, на правый конец дорожки ставят домик; вторая дорожка располагается перпендикулярно первой, направлена к ребенку. Логопед предлагает ученику провести куклу от начала первой дорожки вперед и ответить на вопрос: Куда идет кукла? (вперед, в домик). Далее куклу проводят назад, от домика к началу дорожки, замечая: «Кукла идет назад». После этого логопед ставит куклу на середину дорожки лицом к ребенку и направляет ее к нему по второй дорожке. «Куда теперь идет кукла?» — «Ко мне, к нам». Такие же действия производятся и с буквами. Симметричные буквы. Например, «Буквы ш, м, н, о идут к нам» — их по очереди двигают по дорожке, ведущей к ребенку, и прикрепляют к ним лицо, нарисованное анфас. «Буквы р, в, г, с, е, ю идут вперед» — их двигают по направлению к домику и прикрепляют профиль, ориентированный вправо. «Буквы я, э, з, у, ч идут назад» — их двигают от домика к началу дорожки, прикрепляют профиль, смотрящий влево. С буквами, которые ребенок пишет зеркально, работа проводится отдельно. Пока буква «идет по дорожке», можно петь песенку этой буквы или называть предметы на эту букву, которые могут встретиться ей на пути. Ребенок может обвести букву по контуру, раскрасить или заштриховать, написать рядом слова, начинающиеся на эту букву. Так можно преодолеть зеркальное письмо не только печатных, но и письменных букв, а также цифр. Известно, что любую проблему легче предупредить, чем потом решать. Профилактика должна быть направлена на решение не только общих, но и частных задач. Так, например, развивая у дошкольников и первоклассников навык слогового анализа, можно учить детей задавать вопрос от существительного к прилагательному и произносить прилагательное по слогам, четко выделяя окончание, — это поможет детям в 3-м классе усвоить правописание безударного окончания прилагательного. А упражнения на анализ и синтез предложений, установление грамматических связей в словосочетаниях и предложениях, предлагаемые детям в добукварный и букварный период, создают базу для пунктуационной грамотности, формируемой во 2–9-х классах. Успех работы по преодолению дисграфии во многом определяется взаимодействием логопеда, учителя и родителей ребенка.
Литература
Логопедия: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дефектология» / Под ред. Л. С. Волковой. — Москва: Просвещение, 1989.
2. Базарный В. Ф. Нервно-психологическое утомление учащихся в традиционной школьной среде / В. Ф. Базарный. — Сергиев Посад, 1995.
3. Корнев А. Н. Дислексия и дисграфия у детей / А. Н. Корнев. — Санкт-Петербург: Гиппократ, 1995. 4. Лалаева Р. И. Нарушение процесса овладения чтением у детей / Р. И. Лалаева. — Москва: Просвещение, 1983.
5. Лысенкова С. Н. Когда легко учиться: Из опыта работы учителя начальных классов школы № 587 Москвы / С. Н. Лысенкова; предисл. И. Д. Зверева. — Москва: Педагогика, 1981. 6. Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие / И. Н. Садовникова. — Москва : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,1997. 7. Сиротюк А. Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения / А. Л. Сиротюк. — Москва: ТЦ Сфера, 2003.