Цель:
Формирование у детей представлений об окружающем мире, о его многообразии, разных странах, России как о родной стране, формирование отношения к толерантности как к важнейшей ценности общества.
Задачи:
Развитие у школьников:
- черт толерантной личности с целью воспитания чутких и ответственных граждан, открытых восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческое достоинство и индивидуальность;
- способностей понимать важнейшие принципы толерантности и применять их в повседневной жизни;
-умения распознавать настроение окружающих.
Формировать у детей:
-умение вступать в диалог, учитывая национальные, гедерные и возрастные особенности человека;
- умение доброжелательно относиться к людям независимо от их национальной принадлежности;
- опыт проявления доброжелательности в мелочах: улыбка, вежливые слова, жесты ит.д.;
- позитивного отношения к своим эмоциям и чувствам и их гуманного выражения.
Воспитывать умение проявлять доверие и дружелюбие по отношению к окружающим и к гостям из других стран.
Оборудование: глобус, запись мультфильма "Маугли", клубок ниток, мультимедийное оборудование, презентация "Дружба", книга Р. Киплинга "Маугли",листы бумаги формата А4, цветные карандаши, заготовка "солнце".
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Приветствие.Оргмомент.(Слайд 1)
Логопед:
- Сегодня мы отправляемся в наше первое путешествие в "Страну Дружбы и Понимания".
Но сначала я вам предлагаю поближе познакомиться с помощью волшебного клубочка. Закройте глаза и вспомните всех своих друзей.... А теперь тот, кто получит клубочек, скажет, как зовут его лучшего друга, и что-нибудь о нем расскажет.
Игра : "Дружная паутинка"(дети собираются в круг )Первым рассказывает о друге библиотекарь и объясняет, что после рассказа участник передает клубочек дальше, но ниточку не бросает и все делают так, чтобы получилась паутинка. Игра продолжается до тех пор, пока не выскажется каждый участник.
Логопед:
- Ребята, посмотрите, у нас получилось сплести замечательную паутинку, а сообща даже самое сложное дело можно сделать хорошо.
Логопед: (демонстрирует детям глобус)
- Ребята, кто из вас знает , что это такое? Правильно, это глобус - модель планеты земля, на которой живём мы с вами и ещё много-много других людей. Я предлагаю вам закрыть глаза и послушать стихотворение В.Орлова.
Словно крыша над землёй,
Голубые небеса.
А под крышей голубой
Реки, горы и леса,
Океаны, пароходы,
И поляны, и цветы.
Страны все и все народы,
И, конечно я и ты.
Кружит в небе голубом
Наш огромный круглый дом.
Под одной голубой
Общей крышей мы живём!
Логопед:
- Ребята, каким вы представили себе наш большой мир?(ответы детей)
- А теперь посмотрите ко карту, сколько разных стран на Земле! Не сосчитать! Есть страны маленькие и очень большие, например, наша Россия. (Слайд 2)
-Что вы знаете о России? (ответы детей)
- Как вы думаете, нужна ли дружба на планете? (ответы детей)
- А что такое дружба? (ответы детей) (Слайд 3)
- Кто такой друг? (ответы детей) (Слайд 4)
- Какими качествами должен обладать друг? (ответы детей) (Слайд 5)
-Как вы думаете, для чего нужно дружить? (ответы детей)
- Что необходимо чтобы стать хорошим другом? (ответы детей) (Слайд 6)
- Ну, что ж, пора продолжить наше путешествие по "Стране Дружбы и Понимания".
- Во всем мире существует множество пословиц и поговорок о дружбе. А вы их знаете? Давайте проверим!
Игра "Дополни пословицу".(Слайд 7,8)
Логопед:
- Молодцы! Вы блестяще справились с этим заданием! А знаете ли вы правила дружбы? (Слайд 9)
- Ребята, чем могут заниматься друзья, когда они собираются вместе?
- А вы можете считать себя друзьями? Давайте проверим, как вы друг друга знаете!
Игра "Отгадай, чей голос?". (Слайд 10)
- Вы уже знаете голоса друг друга? Каждый из вас по очереди будет становиться в центр круга с закрытыми глазами, а остальные, взявшись за руки будут ходить по кругу со словами "(Имя), мы находимся в лесу а зовём тебя "Ау!". Глазки сразу открывай, кто зовёт тебя узнай!" Тебя позовут по имени, а ты отгадай, кто тебя позвал.( игра длится 3-4 минуты)
Логопед:
- Ребята, мы поговорили о нашей стране - России, в которой все люди говорят на русском языке. Но есть, как мы уже сказали, и другие страны, где говорят на разных языках. И даже в нашей стране, где русский язык является государственным, живет много разных народов, у которых есть свой родной язык. Да и к нам в страну приезжает много людей из других государств и говорящих на разных языках. Как же нам понять их, если рядом не окажется переводчика? (Ответы детей.)
Библиотекарь соглашается с правильными ответами и рассказывает, что с помощью жестов и мимики можно всё понять и предлагает поиграть в игру "Пойми меня".(Слайд 11)
Взрослый показывают мимикой какую-нибудь эмоцию, игроки называют её и стараются воспроизвести. Кто сделает это первым, получает очко. Начинать нужно с легко угадываемых эмоций: удивления, страха, радости, гнева, печали. Показывать их надо утрированно, даже карикатурно. Постепенно постараться расширить диапазон чувств, ввести различные оттенки эмоций (раздражение, возмущение, ярость).
В конце игры библиотекарь спрашивает у детей:
- Сложно ли было понять друг друга?
- Какие эмоции вызвала у вас эта игра?
- Смогли бы вы общаться с детьми других национальностей жестами и мимикой ?
- Есть ещё одно средство общения, которое понятно всем людям мира - это музыка. Вы со мной согласны? Тогда сыграем в игру "Угадай мелодию".(Слайд 12,13)
Логопед:
- Итак, продолжаем наше путешествие по "Стане Дружбы и Понимания". И давайте рассмотрим одну очень интересную книгу. Называется она "Маугли", а написал ее для детей замечательный писатель Редьярд Киплинг. (Демонстрация книги, рассматривание иллюстраций). (Слайд 14)
- А советский режиссер мультипликатор Роман Давыдов создал замечательный мультфильм, который тоже называется "Маугли", и отрывок из которого я предлагаю сейчас посмотреть. (Просмотр отрывка мультфильма.)
Примерные вопросы для обсуждения:
- Как вы думаете, какие чувства испытывал наш герой при встрече с Шерханом?
- Как вы считаете, можно ли назвать настоящими друзьями МауглиКаа, Балу, Багиру и Акело?
- Как вы поступили, если бы друг попал в беду?
- Ребята, как вы считаете, какой национальности Маугли?
- Вы хоте ли бы иметь такого друга?
- Могут ли люди разных национальностей быть друзьями?
- Мы тоже с вами все разные, хоть и похожи внешне. Возможно и среди нас есть ребята разных национальностей: русские, украинцы, белорусы, армяне и молдаване ..., но это нам не мешает понимать друг друга и дружить, правда. А сейчас поднимите вверх свои ладошки, они тоже у всех разные. У вас на столах лежат листы бумаги, карандаши и ножницы. Обведите каждый свою ладошку и разукрасьте ее так, как вам захочется.
(Дети рисуют под спокойную музыку) (Слайд 15)
- Посмотрите, у всех ладошки получились разные, так как мы все отличаемся друг от друга. Теперь приклейте свои ладошки к большому по краю этого большого круга.
-Что у нас получилось? (Солнышко, цветочек).
-Посмотрите, по отдельности вы все - лучики, лепесточки, а вместе -солнышко, цветочек, которые дарят радость и тепло. Спасибо вам за работу. А теперь встаньте в круг и возьмитесь за руки, почувствуйте тепло ладошек-"лучиков" ваших друзей-одноклассников. Думаю теперь вы чаще будете замечать друг в друге хорошее и доброе.
Рефлексия. (Примерные вопросы)
- Понравилось ли вам занятие?
- Что нового вы узнали о дружбе?
- Что помогает людям дружить?
- Кто такой друг?
Ритуал прощания.
Логопед предлагает детям взяться за руки и вместе произнести стихотворение Игоря Мазина "Давайте дружить".
(Слайд 17,18)
Давайте будем
Дружить друг с другом,
Как птица- с небом,
Как травы- с лугом,
Как ветер- с морем,
Поля- с дождями,
Как дружит солнце
Со всеми нами!
Давайте будем
К тому стремиться,
Чтоб нас любили
И зверь, и птица
И доверяли
Повсюду нам,
Как самым верным
Своим друзьям!
Логопед:
- А закончить наше занятие я хочу такими словами:
В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы. Исключить из жизни дружбу - всё равно, что лишить мир солнечного света. (Цицерон) (Слайд 19,20)