Просмотр содержимого документа
««Алгоритм формирования артикуляционного уклада сонорных звуков на основе комплекса артикуляционной гимнастики».»
ТЕМА: «Алгоритм формирования артикуляционного уклада сонорных звуков на основе комплекса артикуляционной гимнастики».
ЦЕЛЬ: пропагандировать среди родителей и детей с нарушением речи знания об артикуляционной гимнастике как основе правильного звукопроизношения.
ЗАДАЧИ:
- познакомить родителей с приемами работы учителя-логопеда по формированию подвижности органов речи (губ, языка, нижней челюсти);
- показать важность роли артикуляционной гимнастики в развитии моторики артикуляционного аппарата, познакомить с правилами проведения артикуляционной гимнастики дома,обучать педагогическим приемам общения с детьми и закрепления навыков правильной артикуляции сонорных звуков;
-развивать навыки взаимодействия родителей с детьми и учителем-логопедом в совместной деятельности..
Оборудование: зеркала по количеству участников, салфетки, картинки-иллюстрации к упражнениям, игрушки, памятки для родителей.
Участники: воспитанники логопункта, родители.
Словарная работа: артикуляция, органы артикуляции, артикуляционные упражнения.
Подготовительная работа: разучивание с детьми комплекса артикуляционных упражнений для сонорных звуков, разработка памятки для родителей «Правила проведения артикуляционной гимнастики», распечатка описания артикуляционных упражнений для сонорных звуков.
План-конспект консультации.
1) Организационный момент. Знакомство с участниками «Представьте себя»
2) Вступительное слово учителя-логопеда: Здравствуйте, уважаемые родители и дети. Вот все и познакомились. Сегодня мы узнаем, зачем язычку делать зарядку и проведем совместную артикуляционную гимнастику. Оказывается, звуки речи образуются в результате сложного взаимодействия языка, губ, нижней челюсти, мягкого нёба и щёк. Мы правильно произносим разные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляционного аппарата. Это сложный двигательный навык, который нужно формировать и развивать. Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме специальной артикуляционной гимнастики.
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специально разработанных упражнений для укрепления мышц артикуляционного аппарата, развития силы и точности движений органов, участвующих в процессе произнесения звуков речи.
Цель артикуляционной гимнастики – формировать полноценные движения органов артикуляционного аппарата и умение объединять простые движения в сложные, необходимые для произнесения звуков, координировать последовательность действий.
3) Существуют специальные правила проведения артикуляционной гимнастики, которые перечислены в памятке для родителей. Послушайте внимательно, сегодня они вам пригодятся в совместной работе.
Памятка для родителей: «Правила проведения артикуляционной гимнастики».
Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно по 5-7 минут несколько раз в день до еды или через час после еды.
Выполняется она, сидя перед зеркалом, соблюдая правильную осанку и зрительно контролируя выполнение движений.
Движения необходимо выполнять точно, четко, плавно и поочередно, под счёт.
Темп артикуляционных движений, от медленного и неторопливого вначале, постепенно нарастает по мере автоматизации выполнения комплекса движений.
Комплекс артикуляционной гимнастики усложняется и расширяется за счет новых упражнений, освоенных ребенком с учителем-логопедом.
Каждое упражнение выполняется от 5 до 10 раз. Количество повторений постепенно возрастает, параллельно с увеличением темпа движений.
Желательно выполнять упражнения артикуляционной гимнастики под счёт или словесное сопровождение, текст которого произносит взрослый.
4) Учитель- логопед: -Предлагаю взрослым выполнять движения вместе с детьми. Для подготовки мышц языка к выполнению артикуляционных упражнений сделаем своему язычку массаж, чтобы он стал гибким и послушным. Помогут в этом зубы и губы. Смотрим в зеркало и выполняем движения:
Язычок погладим ласково губами,
А потом пошлёпаем бережно губами.
Язычок погладим ласково зубами,
Нежно покусаем мы его зубами.
И опять погладим ласково губами.
Чтоб послушным стал язык,
Чтоб работать он привык!
(Движения выполняют одновременно все участники).
5) После самомассажа языка можно делать артикуляционные упражнения. Они объединяются в специальные комплексы для различных групп звуков: свистящих, шипящих и сонорных. Упражнения, способствующие выработке движений и положения органов артикуляционного аппарата, необходимые для правильного произношения сонрных звуков ( л,р ), составляют комплекс артикуляционных упражнений для сонорных звуков. К ним относятся упражнения: «Парус», «Чистим верхние зубки язычком», «Вкусное варенье», «Качели», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка», «Индюк»).
Артикуляционную гимнастику следует начинать с отработки основных движений и положений губ, зубов и языка, необходимых для четкого, правильного произношения шипящих звуков. А закреплять навыки по формированию артикуляционного уклада можно дома вместе с ребенком в игровой форме. Предлагаю выполнять упражнения всем вместе, чтобы родители научились приёмам проведения артикуляционной гимнастики и смогли дома помогать своим детям.
(Под руководством учителя-логопеда участники выполняют упражнения)
Подведение итогов, заключительная беседа: - Уважаемые дети и родители! Помогла ли вам сегодняшняя встреча узнать, зачем язычку делать зарядку? Что вы узнали нового и важного? Чему научились? (Ответы родителей о важности и значимости артикуляционной гимнастики для исправления дефектов произношения как фундамента артикуляционного уклада сонорных звуков).
Ожидаемые результаты:
1) Родители будут более информированы о содержании коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с детьми по коррекции дефектов звукопроизношения.
2) Взаимодействие родителей, детей и учителя-логопеда в коррекционной работе даст положительный и более быстрый результат.
3) Адекватная оценка родителями возможностей своего ребенка сделает их активными участниками педагогического процесса.
4) Родители получат навыки проведения артикуляционной гимнастики и смогут дома в совместной деятельности помогать детям.
5) В непосредственном общении с детьми у родителей появится возможность закреплять сформированные навыки и развивать эмоциональный контакт с ребенком.
6) В случае возникновения затруднений при выполнении ребенком артикуляционных упражнений родители смогут обратиться за консультацией к учителю-логопеду или самостоятельно найти ответ в специальной литературе по логопедии.