Урок литературного чтения составлен с целью интеллектуального развития младших школьников. Цель урока состоит не только в том, чтобы познакомить детей с новыми звуками и буквами, но и заставить их мыслить, рассуждать, доказывать свою точку зрения, аргументируя ответ.Задания подобраны таким образом, что учащиеся, используя логическое мышление, внимание и зрительную память, сами открывают для себя новый материал.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Звуки х, [х’] и буква,которая их обозначает. »
МБОУ «Зубово-Полянская гимназия»
Урока обучения грамоте в 1 классе
на тему «Звуки х, [х’] и буква,
которая их обозначает.»
Подготовила учитель начальных классов
Чекмарёва Анна Юрьевна
Зубова Поляна 2014 год.
ЦЕЛЬ: познакомить учащихся со звуками [х], [х’] и буквой, которая их обозначает; учиться отличать звуки [х] и [х’] и букву, которая их обозначает, от других звуков и букв; учиться читать слоги, слова с новой буквой;
ОБОРУДОВАНИЕ: иллюстрация на тему «Сельские мотивы», иллюстрация «В магазине «Хлебобулочные изделия», картинки с изображением зерна, колоса, муки, хлеба и теста, этикетки с буквами, карточки со словами, тексты на листах, условные обозначения для звуков.
Ход урока
Организационный момент.
Мобилизующий этап.
На доске картинки с изображением зерна, колоса, муки, хлеба и теста.
У. Назовите предметы, изображённые на картинках.
Д. Зерно, мука, хлеб, колос, тесто.
У. Расположите картинки в смысловой последовательности, составив рассказ с использованием этих слов так, чтобы ни одно слово, обозначающее действие предмета, не повторялось.
Д. Сначала располагаем колос, а затем зерно, т.к. зерно созревает в колосе. Из зерна получают муку. Из муки приготавливают тесто. А из теста пекут хлеб.
3. Формулирование темы и цели урока учащимися.
У. Мы не случайно начали наш урок с разговора о хлебе.
Сегодня всё, о чём мы будем говорить на уроке, связано с ролью хлеба в нашей жизни.
У. Ребята, а как вы понимаете смысл слова «хлеб»?
Д. Хлеб – пищевой продукт, выпекаемый из пшеничной или ржаной муки.
У. А из чего получают муку?
Д. Из зерновых культур: пшеницы и ржи.
У. Где можно увидеть, как растут зерновые культуры: в городе или в селе?
Д. Зерновые культуры выращивают сельские жители.
У. Давайте на несколько минут перенесёмся на окраину села, где начинается пшеничное поле.
На доске иллюстрация.
У. Жизнь в селе начинается рано.
У. Кто это идёт по дороге?
Д. Это пастух.
У. А кто это голосисто приветствует пастуха, сидя на заборе?
Д. Это петухи.
У. Произнесите ещё раз названные слова. Найдите в них незнакомые нам звуки и сформулируйте тему сегодняшнего урока.
Д. В словах пастух и петухи мы услышали звуки [х] и [х’]. Значит тема урока – «Звуки [х], [х’] и буква, которая их обозначает».
У. Учитывая тему, сформулируйте цель нашего урока.
Д.Цель урока: *познакомиться со звуками [х], [х’] и буквой, которая их обозначает; *учиться отличать звуки [х], [х’] и букву, которая их обозначает, от других звуков и букв; *учиться читать слоги, слова с новой буквой.
4. Знакомство с новыми звуками.
У. Ребята, цель урока поставлена, приступим к работе над ней и вернёмся к словам пастух и петухи.
У. Произнесите слово пастух, выделяя в нём последний звук.
Д. Пастух-х-х-х.
У. Это звук [х].
У. Ещё раз произнесите звук [х] и дайте ему полную характеристику.
Д. При произнесении звука [х] воздух встречает преграду. Значит, он согласный. При произнесении звука [х] слышится только шум. Значит, он глухой. Звук произносится твёрдо, значит он твёрдый.
У. Выберите условные обозначения, которые соответствуют характеристике звука [х] и обоснуйте свой выбор.
Д. Я выбираю молоточек, т.к. звук [х] – глухой и синий квадратик т.к. он твёрдый.
У. Дайте короткую характеристику звука [х].
Д.Звук [х] – согласный, глухой, твёрдый.
У. Произнесите слово петухи по слогам.
Д. Пе-ту-хи.
У. Произнесите третий слог в этом слове, выделяя первый звук.
Д. Х-х-хи.
У. Произнесите выделенный звук.
Д. Это звук [х’].
У. Дайте подробную характеристику звука по известной вам схеме.
Д. При произнесении звука [х’] поток воздуха встречает препятствие. Значит, он согласный. При произнесении звука [х’] слышится только шум. Значит, он глухой. За звуком [х’] следует звук [и], который обозначает мягкость стоящего перед ним согласного. Значит, звук [х’] – мягкий.
У. Выберите условные обозначения, которые соответствуют характеристике звука [х’], обосновав свой выбор.
Д. Я выбираю молоточек, т.к. звук [х’] – глухой, и зелёный квадратик, т.к. он мягкий.
У. Дайте короткую характеристику звука [х’].
Д.Звук [х’] – согласный,глухой,мягкий.
У. А теперь охарактеризуйте оба звука.
Д. ………………………………………… .
У. Ответьте на мои вопросы, выбирая для ответа одно из данных слов и обосновывая свою точку зрения. Не забывайте при этом о теме урока.
Задание выполняется с опорой на иллюстрацию.
У. Но прежде, чем приступить к выполнению задания, вспомните, кто такой хлебороб.
Д. Хлебороб – сельский житель, выращивающий хлеб.
У. Рано утром проснулся врач или хлебороб?
Д. Проснулся хлебороб, т.к. в этом слове есть звук [х].
У. В какую комнату он отправился: в гостиную или на кухню?
Д. Он отправился на кухню, т.к. в этом слове есть звук [х].
У. Хлебороб решил позавтракать. Где он нашёл хлеб: на тарелке или в хлебнице?
Д. Хлеб он нашёл в хлебнице, т.к. в этом слове есть звук [х].
У. Что он положил в чай: сахар или варенье?
Д. Хлебороб положил сахар, т.к. в этом слове есть звук [х].
У. Перекусив, хлебороб вышел на крыльцо и стал любоваться ромашками или подсолнухами, растущими в саду.
Д. Любовался подсолнухами, т.к. в этом слове есть звук [х].
У. На заборе звонко пели соловьи или петухи?
Д. Пели петухи, т.к. в этом слове есть звук [х’].
У. Хлебороб отправился на работу. По дороге он встретил шофера или пастуха?
Д. Пастуха, т.к. в этом слове есть звук [х].
У. А теперь, вспомнив тему урока, ответьте на вопрос: «Какое настроение было у хлебороба? Почему?»
Д. Настроение у хлебороба было хорошее, т.к. в этом слове есть звук [х].
У. Составьте рассказ с использованием выбранных слов.
5. Физкультминутка.
У. Сейчас мы попытаемся представить, как растёт хлеб. Если я произношу слово, в котором нет звука [х] или [х’], вы приседаете. Если я назову слово, в котором есть эти звуки, то вы медленно встаёте, поднимаете руки вверх и качаете ими из стороны в сторону, изображая, как растёт и качается на ветке колосок.
У. А сейчас мы переносимся в город. Не пора ли нам заглянуть в магазин «Хлебобулочные изделия» и вспомнить, какие продукты выпекают из муки? (Рассматривание картины на доске.)
У. Сейчас я вам буду показывать этикетки на разные хлебопродукты. На этикетках напечатаны только первые буквы названий продуктов. Если вы знакомы с этими буквами, то называете их. Когда увидите букву, которая обозначает звуки [х] и [х’], то поприветствуйте её.
Учитель показывает карточки с буквами П,Х,Р,Т,Б.
У. Кто знает, как называется эта буква?
Д. Это буква «ха».
У. Почему этикетка с этой буквой окрашена в сине-зелёный цвет?
Д. Потому, что буква Х обозначает два звука: твёрдый и мягкий.
7. Чтение слогов с новой буквой.
У. Мы познакомились с новой буквой. Чем займёмся дальше?
Д. Мы будем читать слоги и слова с новой буквой.
У. Перед вами столбик гласных букв и этикетки с буквами из магазина «Хлебобулочные изделия»
А
У
О Х П Р
И
Е
Сформулируйте задание с гласными буквами и буквой Х.
Д. Надо поставить этикетку с буквой Х перед гласными и прочитать слоги – слияния.
У. Сформулируйте ещё одно задание с этой этикеткой и гласными буквами.
Д. Прочитать эти слоги справа налево.
Чтение слогов детьми.
У. Сформулируйте новое задание с этикеткой с буквой П.
Д. Надо поставить букву П перед согласной буквой Х и прочитать получившиеся слоги.
У. Какое задание будет следующим?
Д. Поставить этикетку с буквой Р после гласных и прочитать получившиеся слоги.
Чтение слогов хором.
8. Чтение слогов с новой буквой.
На доске слова:колхозники, хищник, хорёк, выращивали, хитрый, хлеб.
У. Прочитайте напечатанные слова.
У. Составьте из данных слов два предложения, в каждом из которых одинаковое количество слов.
Д. Колхозники выращивали хлеб.
Хорёк – хитрый хищник.
9. Чтение предложений.
У. Посмотрите на данную запись и сформулируйте своё задание с этими предложениями.
………… - всему голова.
Худ обед, когда ……… нет.
Д. Надо вставить подходящие по смыслу пропущенные слова и прочитать пословицы.
У. Прочитайте эти пословицы.
Д. Хлеб – всему голова.
Худ обед, когда хлеба нет.
У. Какой общий смысл имеют данные пословицы?
Выводы детей.
У. Как надо относиться к хлебу?
(Обсуждается этот вопрос).
У. Прочитайте текст № 1 про себя.
У. Прочитайте текст вслух (по предложению).
Умей беречь хлеб.
С любовью и заботой выращивают люди рожь и пшеницу. Большой труд они вкладывают. В холод, дождь и жару они работают в поле. В трудную пору жатвы им помогают школьники. Каждый колосок надо сохранить.
На столе лежит душистый свежий хлеб. В нём сила рабочих рук, тепло сердец. Хлеб – это сама жизнь. Умей его беречь!
У. А сейчас посмотрите на текст № 2 и сформулируйте задание к нему.
Д. Прочитайте текст, вставив пропущенные буквы и слова.
Умей беречь хлеб.
С любовью и заботой выращивают люди рожь и пш..н..ц.. . Большой труд они вкладывают. В …… , …… и жару они работают в поле. В трудную пору ж..тв.. им помогают школьники. Каждый колосок надо ………
.
На столе лежит душистый свежий ……б. В нём с..л.. рабочих рук, тепло сердец. ………– это сама жизнь. Умей его беречь!
У. Почему надо беречь хлеб?
10. Итог урока.
У. С какими новыми звуками и новой буквой мы познакомились на уроке?
Д. Мы познакомились со звуками [х] и [х’] и буквой Х.
У. Охарактеризуйте звуки [х] и [х’].
Д. Звук [х] – согласный, глухой, твёрдый.
Звук [х’] – согласный, глухой, мягкий.
11. Самооценка детей (закрашивание колоска).
У. А сейчас я бы хотела узнать, как вы оцениваете наш урок, нашу работу. На столе у каждого из вас лежат листы с не закрашенными колосками. Вы должны «оживить» картинку, закрасив колосок. Если вы довольны уроком, то воспользуйтесь жёлтым карандашом, если не понравился урок – зелёным.
Подведение итогов самооценки.
Список используемых источников:
Г.А. Бакулина Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка, ВЛАДОС, 2007 г.
О.И. Дмитриева Поурочные разработки по русскому языку в 3 классе, Москва «ВАКО», 2013 г.