Цель урока: создать условия для знакомства учащихся с гласным звуком [а],развития фонематического слуха и культуры звукопроизношения, воспитание культуры учебного труда.
Формировать личностные УУД: стремится к повышению культуры речевого общения, к овладению приёмами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда и своей жизни в целом; осознают роль речи в общении людей; поймут богатство и разнообразие языковых средств для выражения мыслей и чувств, выполнять установку на здоровый образ жизни.
Коммуникативные УУД: научатся обмениваться мнениями, учитывать позицию собеседника, самоопределяться.
Регулятивные УУД: научатся организовывать свое рабочее место под руководством учителя, определять цель выполнения заданий на уроке, в жизненных ситуациях под руководством учителя; использовать своей деятельности иллюстрации, фишки и звукобуквенные схемы.
Познавательные УУД: научатся самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель ,делать умозаключения и выводы в словесной форме.
Предметные УУД: научатся различать звук [а], определять в словах.
Тип урока
освоение новых знаний
Модель организации УПД младших школьников
фронтальная работа, индивидуальная, работа в парах.
Ребята, у нас сегодня гости. Вы удивились? Покажите свое удивление. Вы рады их видеть? Покажите, как вы рады приходу гостей повернитесь к ним и улыбнитесь. (дети изображают удивление и радость).
Молодцы!
Целеполагание.( Дать послушать загадку)
Черные птички
На каждой страничке,
молчат, ожидают.
Кто их прочитает? (буквы)
-Как вы думаете, почему я решила загадать вам такую загадку?( -Мы начнем изучать буквы.)
-Да, пора нам начать изучать буквы ,которые пришли на смену рисункам, чтобы помочь человеку. В чём буквы оказали помощь человеку? (Ответы)
Использование слайдов (картинки с изображением героев сказок, имена которых начинаются с буквы «А»).
-Кто изображен на первой картинке? Из какой сказки эти герои ? (Из произведения Алексея Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино»?
- Как звали пуделя Мальвины? (Артемон)
- А на второй картинке кто изображен? А эта сказка как называется?
- Какое имя у сестрицы Иванушки, который стал козленочком? (Аленушка)
- Чем же похожи эти слова? (Это имена сказочных героев, начинаются на букву «а»
- Подумайте, с какой буквой будем сегодня знакомиться?
- О каком звуке будет идти речь? («а»)
Тема нашего урока «Звук [а],буквы А, а»
Запомните ,звуки мы слышим, а буквы мы видим и пишем.
Работа с учебником
Откройте учебник на той страничке, где мы работали на прошлом уроке, перенесите закладку на следующую страничку. Рассмотрите ее внимательно. Какие новые значки, модели есть на страничке учебника.
В левом верхнем углу страницы учебника нарисован смешной человечек, который просит вас произнести звук [а].
- Обратите внимание на форму открытого рта.
- Обратите внимание на то, что звук [а] можно пропеть, и что ветерок (воздух) незаметен. Звуки, которые можно петь, называются гласными.
- Еще раз пропойте звук [а] . Какой это звук? ([а] – гласный звук)
Физкультминутка.
Зайцы взялись за бока ,
заплясали трепака.
Прилетели утки,
Заиграли в дудки.
Вот какие чудеса ,
Заиграли в дудки.
Откройте последнюю страницу «Азбуки», на которой приводится русский алфавит. Рассмотрите его и подумайте, что такое алфавит. Обсудите свои мнения в парах.(Алфавит это домик для букв).А теперь выскажите свое мнение .
- Какое место в русском алфавите занимает буква А?
Поднимите фишечку с соответствующей цифрой. (1)
А теперь из фишек сконструируйте печатную большую букву «А». Один из учащихся находит букву «А» и выставляет на наборное полотно (Молодцы).
-На что похожа буква «А»?
- Откройте страничку учебника с закладкой (стр.13 или 1 и 3).
Рассмотрите иллюстрацию в учебнике. Что нарисовано на первой картинке? (Арфа).Что обозначает слово арфа? (Щипковый музыкальный инструмент; слушаем звук арфы). Внимательно понаблюдайте, как я буду читать звуковую модель слова. Каждая буква имеет свой звук. И эти звуки нужно научиться слышать и записывать буквами. (Учитель медленно ведет указкой по клеточкам модели, выделяя интонационно звуки слова). Читаем теперь слово хором.
Что нарисовано на второй картинке? (Астра). Астра – травянистое декоративное растение с крупными цветками различной окраски, обычно без запаха. В переводе с греческого «астра» означает «звезда».
(Детям предлагается выбрать из букета цветов астру и продемонстрировать его классу). Присмотритесь внимательно к цветку. Действительно, его лепестки похожи на лучики звезды. По старинной легенде, астра выросла из пылинки, упавшей со звезды.
- Ставим пальчики на звуковую модель этого слова. Читаем ее вместе со мной.
- А теперь сами в парах по очереди произносим «читаем» звуковые модели в нашем учебнике. (Учитель проходит по классу и слушает и поощряет детей).
- Что обозначает каждая отдельная клеточка в модели? (Отдельная клеточка в модели – это отдельный звук).
- Как вы думайте, какой звук прячется в кружочке ([а]).
- Кто нарисован на следующем рисунке? (Аист).
- Может кто-то из вас знает что-нибудь об аистах? (Ответы детей).
Согласно народному поверью, аист приносит в дом мир и счастье.
Ставим пальчики на звуковую модель этого слова. Читаем ее вместе.
Физкультминутка :
Аист, аист, длинноногий
Покажи домой дорогу.
Аист отвечает:
-Топай правою ногой,
Топай левою ногой
Снова правою ногой,
Снова левою ногой
После правою ногой
После левою ногой.
Вот тогда придешь домой.
А теперь в мы разделимся на три группы 1 группа -1ряд,2-2ряд,3-ряд 3 и сами в парах по очереди произносим «читаем» звуковые модели в нашем учебнике. (Представители каждого ряда « прочитают» модели)
- Что обозначает каждая отдельная клеточка в модели ? ( отдельная клеточка это отдельный звук)
-Давайте посмотрим, как образуется в органах речи звук [а]. Понаблюдайте за собой, расскажите, что вам приходится делать, чтобы произнести звук [а]. (Открыть рот и сказать «а»).
-Давайте с помощью эксперимента выясним, почему врачи предлагают нам сказать именно звук [а]. Вы будете работать в паре со своим соседом. Поочерёдно один будет говорить ,другой будет смотреть. Говорить будем про себя, не произнося вслух ничего – без слышимого голоса. Можно сказать, что мы будем «как будто говорить».(Вывод: Звук [а] заставляет нас открывать рот широко, врачам нужно видеть горло ,язык, зубы)
А сейчас мы с вами поиграем. Я вам показываю рисунок. Вы его про себя произносите и если в нём есть звук [а] то вы хлопаете в ладоши, столько раз сколько звуков вы услышали. Если нет то, молчим. ( мак, ананас, апельсин, )
Ребята посмотрите на наши шарики - смайлики. Чтобы узнать, у кого какое настроение надо будет подойти к шарику? Если у вас прекрасное настроение то подойдите к улыбающемуся шарику, а если плохое, то к грустному шарику.
А у меня очень хорошее настроение и я подойду к улыбающемуся шарику. А тем детям, которым сегодня грустно давайте им улыбнемся и пожелаем не отчаливаться, все у них будет хорошо. Давайте скажем нашем гостям большое спасибо, за то что они пришли к нам в гости.