I Организационный момент Время: 5 мин. Задачи: создать исходную мотивацию к восприятию учебного материала; определить цели; развивать монологическую и диалогическую формы речи; вовлекать учащихся в активную деятельность через формулирование ими собственной точки зрения
| 1Учащиеся участвуют в игре Ученики смотрят и комментируют фрагмент II. Записывают тему урока в тетрадь. 3.Формулируют цель урока: (предполагаемые ответы) сопоставить разные точки зрения на роман и образ главного героя | 1.Организацует и проводит игру»Узнай героя» с учащимися. Учитель«Это был человек лет тридцати двух-трёх от роду, среднего роста, приятной наружности, с тёмно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определённой идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Цвет лица не был ни румяный, ни смуглый, ни положительно бледный, а безразличный.» «Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав; щёк у него почти вовсе нет, т.е. есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости; цвет лица ровный, смугловатый и ни какого румянца, глаза, хотя немного зеленоватые, но выразительные». «(Она) в строгом смысле слова не была красавица, т.е. не было ни белизны в ней, ни яркого колорита щёк и губ, и глаза не горели лучами внутреннего огня; ни кораллов на губах, ни жемчугу во рту не было, ни миньятюрных рук… Но если б её обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии» Учитель: вы угадали героев? Как вы думаете, о каком литературном герое было сказано одним из критиков»золотое сердце».а другим –«русская лень»? Фрагмент художественного фильма Н. Михалкова «Несколько дней из жизни Обломова».
II. Организация беседы: – О чем, по-вашему, пойдет речь на уроке? Ш. Учитель предлагает записать тему в тетрадь.
IV. Слово учителя Сегодня мы узнаем об оценке романа»Обломов» Н. А. Добролюбовым,Д. И. Писаревым, А. В. Дружининым. "Золотое сердце" или "русская лень"? Так далеко разошлись оценки главного героя романа Гончарова в критике. V. Учитель побуждает к постановке цели: попробуйте сформулировать цель урока. Записывает ответы на доске, чтобы возвратиться к ним в конце урока. | 1.Осмыслить игру и устно ответить на вопрос I.Сформулируйте цель урока. | Уметь высказывать собственную точку зрения, и аргументировать ее. | (Познавательные УУД): выделение и формулирование познавательной цели (Коммуникативные УУД): владение монологической и диалогической формами речи (Регулятивные УУД): определение целей с учетом конечного результата |
II.Изучение нового материала Время: 35 мин. Задачи: 1 сопоставить разные точки зрения на роман и образ главного героя, уточнить, скорректировать восприятие учащихся, обучать умению создавать правильные речевые обороты, выступать перед аудиторией сверстников, контролировать лексический материал, необходимый для общения 3.Уметь формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать ее. 4.Уметь создавать речевое высказыва-ния. 5Сотрудничество в поиске и сборе информации; контроль, коррекция, оценка действий партнера. 6. Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка. 7.Осуществлять оценивание качества и уровня усвоения материала 1.Уметь создавать речевое высказывания в письменной форме . Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка. 2. Осуществлять оценивание качества и уровня усвоения материала .Рефлексия Время:5мин. Задачи Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения, мотивации способов деятельности, общения, усвоение принципов саморегуляции и сотрудничеств | Два "лица"Обломова "Золотое сердце" | "Русская лень" | Честность, совестливость, добросердечие, кротость, стремление к идеалам, мечтательность, поэтичность,доброта | Инфантильность, безволие, неспособность к действию, апатичность, медлительность,нерешительность | "Русская лень" | Инфантильность, безволие, неспособность к действию, апатичность, медлительность,нерешительность | I.Обсуждают задание в группах, записывают результаты в тетради, осуществляют самооценку. , , дополняют и оценивают работу других и проводят са мооценку. \ Выступают с сообщениями . Выполняют предложенное задание Оценивают выступления,заполняют оценочную таблицу. VI.Выполняют задание. Письменная работа I II.Осуществляют подсчет баллов, накопленных за урок | Учитель дает задание Составить список положительных и отрицательных черт Обломова, Обломов -- сложный образ, отражающий сложность и противоречивость русского национального характера Учитель организует работу групп.
Задание для первой группы: Н. А. Добролюбов.» Что такое обломовщина?» 1. Почему Добролюбов считает главными пороками Обломова его нравственное рабство, барство и неумение работать? 2. С каким чувством изображены автором эти черты Обломова? 3. Подтвердите текстом правомерность обеих позиций. Вывод.Н. А. Добролюбов рассматривал характер Обломова с позиций революционеров-демократов. Он видит его последним в ряду "лишних людей" и обличает "обломовщину" как общественный порок. Но он увидел только одну сторону характера героя: его социальную несостоятельность, тогда как сам Гончаров рисует образ Обломова более многозначным: вневременным, "вечным", лиричным, общечеловеческим. Задание для второй группы: .Д. И. Писарев. "Обломов". Роман И. А. Гончарова. 1. Какие противоречивые, взаимоисключающие черты характера Обломова видит Писарев? 2. Прав ли критик, объясняя двойственность характера Обломова неизбежностью переходной эпохи от старорусской жизни к европейской? 3. Показал ли Гончаров в романе, что таких людей, как Обломов "нужно жалеть", потому что они "жертвы исторической необходимости". Вывод. В критических взглядах Д. И. Писарева заметна резкая смена отношений к образам романа "Обломов": от положительных оценок до резкого неприятия. Группа 3. А. В. Дружинин. "Обломов". Роман И. А. Гончарова. 1. Прав ли Дружинин, что "нежная, любящая натура Обломовых вся озаряется через любовь"? Подтвердите свои мысли текстом. 2. Какой смысл вкладывает критик в такую оценку: "...он любезен нам, как чудак, который в нашу эпоху себялюбия, ухищрений и неправды мирно покончил свой век"? 3. Почему Дружинин сравнивает Гончарова с фламандскими живописцами? Найдите в тексте примеры такого воссоздания жизни. Вывод.Дружинин считает, что Обломов "любезен всем нам и стоит беспредельной любви".Критик называет его чудаком, потому что он в ущерб своему человеческому достоинству не хочет стать дельцом, потерять свое золотое сердце, которое никого не обмануло,не научило "ни одного человека ничему скверному". Группа 4.Роман "Обломов"в критике XXвека. 1. В чем видит "вечность" Обломова Ю. Айхенвальд? ("Силуэты русских писателей", 1906--1908). 2. Какую оценку дает героям романа "Обломов"Ю. Лощиц? ("Феномен Гончарова", 1982). 3. Прокомментируйте мысль критика В. И. Мельника, что в образе Обломова "Гончаров передает драматическую попытку человека уйти от времени" ("Илья Обломов и .лишние люди. в русской литературе", 1991). Выводы. В критике XIX века мнения о романе Гончарова разделились на два лагеря в решении вопроса, что важнее: "художественность"или "социальная значимость" произведения. Критики революционно-демократического лагеря видели в Обломове апофеоз "лишнего человека", менее радикальная критика пыталась заметить в нем и положительные черты русского национального характера. В оценках исследователей конца XX века образ Обломова трактуется в диалектике "временного" и "вечного", социального и общечеловеческого, сатирического и лирического начал. Задание. Учитель: - Напишите письмо Обломову, выскажите свое отношение к образу жизни героя, поговорите с ним, постарайтесь убедить в своем мнении. VII. Рефлексия. Учитель задает вопросы: 1. Какие виды работы были полезными и почему? 2. В чем испытали затруднения? 3В чём видите практическую значимость урока? 4Оцените свою деятельность на уроке по 5-тибальной системе. 5Какие умения и навыки пришлось применить на уроке? | Выполнение задания.Заполнение таблицы Два "лица"Обломова Подготовка сообщений Оценивают выступления Задание.Написатьписьмо Обломову |
Уметь формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать ее. | Познавательные УУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности Коммуникативные УУД: сотрудничество в поиске и сборе информации; контроль, коррекция, оценка действий партнера; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка. Регулятивные УУД: оценивание качества и уровня усвоения материала формирование целостного мировоззрения,соответствующего современному уровню литературоведения; формирование коммуникативной компетенции учащихся в различных ситуациях речевого общения. |