« Золотой мир детства» ( По рассказу И.С.Шмелёва « Мартовская капель»)
« Золотой мир детства» ( По рассказу И.С.Шмелёва « Мартовская капель»)
« Золотой мир детства»
( По рассказу И.С.Шмелёва « Мартовская капель»)
Цель: восприятие душевного состояния главного героя через собственные ощущения детства учащихся.
Задачи: обучающая: познакомить посредством частичного анализа рассказа с некоторыми
особенностями художественного мира писателя;
развивающая: продолжить развитие навыков чтения и анализа произведения малой
прозаической формы, расширение круга чтения пятиклассников.
воспитательная: воспитание патриотизма, любви и уважения к традициям русского
народа, любви к природе.
Счастлив дом, где пребывает мир,
где брат любит брата, родители пекут-
ся о детях, дети почитают родителей.
Там благодать Господня.
Слово Иоанна Златоуста.
I. Вступительное слово учителя. Постановка целей и задач.
Сегодня мы с вами прикоснёмся к творчеству Ивана Сергеевича Шмелёва, к его удивительному, поэтическому, наполненному духовным светом произведению «Мартовская капель».
«Мартовская капель»- это не самостоятельное произведение, это маленькая капелька большой и интересной книги Шмелёва « Лето Господне».
- Хотели бы вы больше узнать об этой книге и о писателе, её написавшем?
Вот это и будет целью нашего урока. Кроме того, мы будем учиться чувствовать слово, заглянем в творческую лабораторию писателя.
Эпиграфом сегодняшнего урока являются слова Иоанна Златоуста. (Архиепископ Константиновский получил такое прозвище за красноречие, умение убеждать). Подумайте над этими словами и в конце урока вы скажете, почему взяты именно эти слова. ( Читаю эпиграф. Благодать-радость, счастье).
II. Основная часть.
1) Рассказ о писателе И.С. Шмелёве (подготовленный ученик) А сейчас мы с вами совершим небольшое путешествие по Москве.
2) Что означает название книги « Лето Господнее»?
Вы спросите, откуда это непонятное название? Оказывается, оно восходит к Евангелию, к книге пророка Исайи: «… И послал Он меня проповедовать лета Господне благоприятно…» Вот и Шмелев пишет свою книгу о благоприятном лете. Может быть, поэтому она особенно нужна в дни трудные, в лета неблагоприятные. Как-то очень солнечно и одухотворенно рассказывает писатель о своем детстве. Посреди огромного города, «супротив Кремля», в окружении мастеровых и работников, купцов и духовенства протекает жизнь, полная доброты и душевной щедрости, жизнь маленького Вани, будущего русского писателя Ивана Шмелева.
3) И.С. Шмелёв -удивительный писатель 20 века. Удивителен он тем, что мог посмотреть на мир глазами ребёнка, умел увидеть в обыденных для нас вещах что-то необыкновенное, чудесное.
Сквозь пробоины в душе
Я вижу детство в шалаше.
Как плакал, всех любя.
Глядел на небо из дыры
И видел дальние миры
И глубину себя.
Как пахла пряная трава,
Как больно ранили слова,
И как был сладок сон.
Смешное было так смешно,
Грешное вовсе не грешно.
И жизнь со всех сторон !
Рос ясень и ловился язь,
Меж всем была прямая связь,
Как птица и полет.
Обиды были горячи,
И били из земли ключи
Холодные, как лед.
4) Герой рассказа Шмелёва « Весенний плеск» говорил: « Чтобы увидеть весну, надо закрыть глаза и через узенькую щёлку глядеть на небо… и вот так смотреть и слушать…»
Давайте и мы с вами попробуем. Закройте глаза. Представьте солнечный весенний день…… Что нарисовало ваше воображение? Какие цвета, звуки, запахи? ( яркое солнце, капель, чирикающие воробьи…)
5) Обратимся к нашему рассказу.
Приход весны. Автор описывает его так, что мы можем не только увидеть, но и услышать его звуки. Какие слова помогают услышать весну?
Вывод: капель живая. Как называется такой приём в литературе? (олицетворение)
Ваня вместе с мартовской капелью мог слышать другие звуки. И прежде всего это колокольный перезвон, так похожий на капель.
Колокола. На протяжении множества веков сопровождали они своим звоном жизнь христиан. Размеряли течение дня, возвещая время труда и отдыха, время бодрствования и сна, время великой скорби и великого праздника.
- Какие ассоциации вызывают эти звуки у вас? ( Пасха)
- Как они связаны со звуками капели?
Капель - воскресение природы, всё просыпается , возрождается.
Пасха-воскресение Иисуса Христа, светлый праздник, связанный с радостью возрождения жизни.
- Найдите наиболее яркие, на ваш взгляд, сравнения, которые соединяют в сознании мальчика весну и праздник. ( луч солнца - дорога, по которой спускаются ангелы с неба, пасхальные яички–прозрачные, как дымок, описание шаров).
- Почему сравнения такие необычные? (их находит ребёнок, он воспринимает весну не только глазами, но и сердцем).
6) - Итак, приподнятое настроение мальчика вызвано не только приходом весны, но и ожиданием праздника. Какие чувства он испытывает? (ощущение радости, счастья, ожидание чего-то доброго. Он испытывает любовь к Богу и окружающему миру, благоговение, умиление, душевный трепет)
Обратимся к тексту.
( в тревожно-радостном полусне, радостное к нам стучится,
и такой день чудесный, спускаются с неба ангелы).
7 )- Радость, счастье – вот основное настроение героя. А какой он, цвет радости и счастья?
Каким видит окружающий мир мальчик?
( одухотворённым, ярким, звучащим, живым).
Ещё раз обратимся к тексту ( от слов Защурив глаза…до Весна, весна).
- В какие краски расцвечен этот удивительный мир? ( широкая золотая полоса, золотые окна, голубой и красный зайчики, светлым огнём горит, светится разноцветными огнями, золотые капли)
Золотой солнечный свет, золотые звуки колоколов, золотой блеск куполов и свечей, золотое сердце мальчика- золотой мир детства. Вот мы и совершили открытие золотого мира детства Шмелёва.
- Что вы можете сказать о мальчике, глазами и сердцем которого мы видим весну? (очень точно чувствует природу, внимательный, чуткий, счастливый ребёнок).
8) – А теперь давайте вернёмся к эпиграфу. Как перекликается он с нашим разговором о произведении Шмелёва?
Только в счастливом доме, где мир и согласие, ребёнок может быть таким эмоциональным, радостным и счастливым.
Дай Бог каждому из вас иметь такой дом, чтобы о детстве вспоминать с такой же теплотой и любовью, как это делает Шмелёв.
III. Заключение.
Сегодня мы с вами лишь краешком глаза заглянули в творческую лабораторию писателя И.С.Шмелёва. Но когда-нибудь двери в его рабочий кабинет широко распахнутся перед вами. Это непременно случится, если вы научитесь внимательно, вдумчиво читать, научитесь сопереживать писателю и его герою.
IV.Рефлексия
А теперь вновь закройте глаза и загляните в своё сердце. Что появилось в нём нового? Не появилось ли трещинок в душе? Какой цвет обрело ваше детство?
V. Д/З Думаю, что на эти вопросы вы должны ответить, оставшись в одиночестве, пережив, осознав всё, что произошло на сегодняшнем уроке. А справившись со своей душой и бьющимся сердцем, попробуйте написать письмо своему ровеснику Ване Шмелёву или озвучить, описать услышанную музыку души героя.
Или напишите сочинение-миниатюру о том, что для вас означает приход весны. Какие настроения, краски, запахи связаны у вас со словом « весна»?.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«« Золотой мир детства» ( По рассказу И.С.Шмелёва « Мартовская капель») »
« Золотой мир детства»
( По рассказу И.С.Шмелёва « Мартовская капель»)
Цель: восприятие душевного состояния главного героя через собственные ощущения детства учащихся.
Задачи: обучающая: познакомить посредством частичного анализа рассказа с некоторыми
особенностями художественного мира писателя;
развивающая: продолжить развитие навыков чтения и анализа произведения малой
прозаической формы, расширение круга чтения пятиклассников.
воспитательная: воспитание патриотизма, любви и уважения к традициям русского
народа, любви к природе.
Счастлив дом, где пребывает мир,
где брат любит брата, родители пекут-
ся о детях, дети почитают родителей.
Там благодать Господня.
Слово Иоанна Златоуста.
I. Вступительное слово учителя. Постановка целей и задач.
Сегодня мы с вами прикоснёмся к творчеству Ивана Сергеевича Шмелёва, к его удивительному, поэтическому, наполненному духовным светом произведению «Мартовская капель».
«Мартовская капель»- это не самостоятельное произведение, это маленькая капелька большой и интересной книги Шмелёва « Лето Господне».
- Хотели бы вы больше узнать об этой книге и о писателе, её написавшем?
Вот это и будет целью нашего урока. Кроме того, мы будем учиться чувствовать слово, заглянем в творческую лабораторию писателя.
Эпиграфом сегодняшнего урока являются слова Иоанна Златоуста. (Архиепископ Константиновский получил такое прозвище за красноречие, умение убеждать). Подумайте над этими словами и в конце урока вы скажете, почему взяты именно эти слова. ( Читаю эпиграф. Благодать-радость, счастье).
II. Основная часть.
1) Рассказ о писателе И.С. Шмелёве (подготовленный ученик) А сейчас мы с вами совершим небольшое путешествие по Москве.
№ п/п
Изображение на слайде.
Текст монологического выступления.
1.
Панорама Кремля и Замоскворечья конца XIX века.
Приглашаю вас в путешествие, в Москву столетней давности. Деревянные особняки, каменные мостовые, извозчики, сады и луга. И Москва-река, конечно, придавала городу особое очарование. Напротив Кремля открывалась широкая луговая низина – Замоскворечье.
2.
Портрет И.Шмелева в юношеские годы.
Здесь в сентябре 1873 года и родился Иван Шмелев. Здесь же, в Замоскворечье, он учился в 6-ой Московской гимназии, а затем поступил в университет на юридический факультет.
3.
Портрет А.С.Пушкина.
Излюбленным занятием юноши было чтение. А литературным кумиром на все годы оставался А.С.Пушкин.
4.
Мартовский пейзаж.
И.Шмелев великолепно знал свой родной город и любил его. Самые ранние впечатления детства – это мартовская капель, вербная неделя, стояние в церкви.
5.
Разворот книги И.Шмелева «Лето Господне».
Эти детские впечатления и составили лучшую книгу писателя «Лето Господне».
- Что означает название книги « Лето Господнее»?
Вы спросите, откуда это непонятное название? Оказывается, оно восходит к Евангелию, к книге пророка Исайи: «… И послал Он меня проповедовать лета Господне благоприятно…» Вот и Шмелев пишет свою книгу о благоприятном лете. Может быть, поэтому она особенно нужна в дни трудные, в лета неблагоприятные. Как-то очень солнечно и одухотворенно рассказывает писатель о своем детстве. Посреди огромного города, «супротив Кремля», в окружении мастеровых и работников, купцов и духовенства протекает жизнь, полная доброты и душевной щедрости, жизнь маленького Вани, будущего русского писателя Ивана Шмелева.
3) И.С. Шмелёв -удивительный писатель 20 века. Удивителен он тем, что мог посмотреть на мир глазами ребёнка, умел увидеть в обыденных для нас вещах что-то необыкновенное, чудесное.
Сквозь пробоины в душе
Я вижу детство в шалаше.
Как плакал, всех любя.
Глядел на небо из дыры
И видел дальние миры
И глубину себя.
Как пахла пряная трава,
Как больно ранили слова,
И как былсладок сон.
Смешное было так смешно,
Грешное вовсе не грешно.
И жизнь со всех сторон !
Рос ясень и ловился язь,
Меж всем была прямая связь,
Как птица и полет.
Обиды были горячи,
И били из земли ключи
Холодные, как лед.
4) Герой рассказа Шмелёва « Весенний плеск» говорил: « Чтобы увидеть весну, надо закрыть глаза и через узенькую щёлку глядеть на небо… и вот так смотреть и слушать…»
Давайте и мы с вами попробуем. Закройте глаза. Представьте солнечный весенний день…… Что нарисовало ваше воображение? Какие цвета, звуки, запахи? ( яркое солнце, капель, чирикающие воробьи…)
5) Обратимся к нашему рассказу.
Приход весны. Автор описывает его так, что мы можем не только увидеть, но и услышать его звуки. Какие слова помогают услышать весну?
Вывод: капель живая. Как называется такой приём в литературе? (олицетворение)
Ваня вместе с мартовской капелью мог слышать другие звуки. И прежде всего это колокольный перезвон, так похожий на капель.
Колокола. На протяжении множества веков сопровождали они своим звоном жизнь христиан. Размеряли течение дня, возвещая время труда и отдыха, время бодрствования и сна, время великой скорби и великого праздника.
- Какие ассоциации вызывают эти звуки у вас? ( Пасха)
- Как они связаны со звуками капели?
Капель - воскресение природы, всё просыпается , возрождается.
Пасха-воскресение Иисуса Христа, светлый праздник, связанный с радостью возрождения жизни.
- Найдите наиболее яркие, на ваш взгляд, сравнения, которые соединяют в сознании мальчика весну и праздник. ( луч солнца - дорога, по которой спускаются ангелы с неба, пасхальные яички–прозрачные, как дымок, описание шаров).
- Почему сравнения такие необычные? (их находит ребёнок, он воспринимает весну не только глазами, но и сердцем).
6) - Итак, приподнятое настроение мальчика вызвано не только приходом весны, но и ожиданием праздника. Какие чувства он испытывает? (ощущение радости, счастья, ожидание чего-то доброго. Он испытывает любовь к Богу и окружающему миру, благоговение, умиление, душевный трепет)
Обратимся к тексту.
( в тревожно-радостном полусне, радостное к нам стучится,
и такой день чудесный, спускаются с неба ангелы).
7 )- Радость, счастье – вот основное настроение героя. А какой он, цвет радости и счастья?
Каким видит окружающий мир мальчик?
( одухотворённым, ярким, звучащим, живым).
Ещё раз обратимся к тексту ( от слов Защурив глаза…до Весна, весна).
- В какие краски расцвечен этот удивительный мир? ( широкая золотая полоса, золотые окна, голубой и красный зайчики, светлым огнём горит, светится разноцветными огнями, золотые капли)
Золотой солнечный свет, золотые звуки колоколов, золотой блеск куполов и свечей, золотое сердце мальчика- золотой мир детства. Вот мы и совершили открытие золотого мира детства Шмелёва.
- Что вы можете сказать о мальчике, глазами и сердцем которого мы видим весну? (очень точно чувствует природу, внимательный, чуткий, счастливый ребёнок).
8) – А теперь давайте вернёмся к эпиграфу. Как перекликается он с нашим разговором о произведении Шмелёва?
Только в счастливом доме, где мир и согласие, ребёнок может быть таким эмоциональным, радостным и счастливым.
Дай Бог каждому из вас иметь такой дом, чтобы о детстве вспоминать с такой же теплотой и любовью, как это делает Шмелёв.
III. Заключение.
Сегодня мы с вами лишь краешком глаза заглянули в творческую лабораторию писателя И.С.Шмелёва. Но когда-нибудь двери в его рабочий кабинет широко распахнутся перед вами. Это непременно случится, если вы научитесь внимательно, вдумчиво читать, научитесь сопереживать писателю и его герою.
IV.Рефлексия
А теперь вновь закройте глаза и загляните в своё сердце. Что появилось в нём нового? Не появилось ли трещинок в душе? Какой цвет обрело ваше детство?
V. Д/З Думаю, что на эти вопросы вы должны ответить, оставшись в одиночестве, пережив, осознав всё, что произошло на сегодняшнем уроке. А справившись со своей душой и бьющимся сердцем, попробуйте написать письмо своему ровеснику Ване Шмелёву или озвучить, описать услышанную музыку души героя.
Или напишите сочинение-миниатюру о том, что для вас означает приход весны. Какие настроения, краски, запахи связаны у вас со словом « весна»?.