kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

« Золотой мир детства» ( По рассказу И.С.Шмелёва « Мартовская капель»)

Нажмите, чтобы узнать подробности

                             « Золотой мир детства»

                 ( По рассказу И.С.Шмелёва « Мартовская капель»)

 

Цель: восприятие душевного состояния главного героя через собственные ощущения детства учащихся.

Задачи: обучающая: познакомить посредством частичного анализа рассказа с некоторыми

             особенностями художественного мира писателя;         

             развивающая: продолжить развитие навыков чтения и анализа произведения малой

             прозаической формы, расширение круга чтения пятиклассников.

             воспитательная: воспитание патриотизма, любви и уважения к традициям русского

             народа, любви к природе.

                                                                                                      

                                                                                                 Счастлив дом, где пребывает мир,

                                                                                         где брат любит брата, родители пекут-

                                                                                         ся о детях, дети почитают родителей.

                                                                                         Там благодать Господня.

                                                                                                                Слово Иоанна Златоуста.

 

I. Вступительное слово учителя. Постановка целей и задач.

              Сегодня мы с вами прикоснёмся к творчеству Ивана Сергеевича Шмелёва, к его удивительному, поэтическому, наполненному духовным светом произведению «Мартовская капель».

               «Мартовская капель»- это не самостоятельное произведение, это маленькая капелька большой и интересной книги Шмелёва « Лето Господне».

 - Хотели бы вы больше узнать об этой книге и о писателе, её написавшем?

 Вот это и будет целью нашего урока. Кроме того, мы будем учиться чувствовать слово, заглянем в творческую лабораторию писателя.

                 Эпиграфом сегодняшнего урока являются слова Иоанна Златоуста. (Архиепископ Константиновский получил такое прозвище за красноречие, умение убеждать). Подумайте над этими словами и в конце урока вы скажете, почему взяты именно эти слова. ( Читаю эпиграф. Благодать-радость, счастье).

II. Основная часть.

     1) Рассказ о писателе И.С. Шмелёве (подготовленный ученик) А сейчас мы с вами совершим небольшое путешествие по Москве.

2) Что означает название книги « Лето Господнее»?

Вы спросите, откуда это непонятное название? Оказывается, оно восходит к Евангелию, к книге пророка Исайи: «… И послал Он меня проповедовать лета Господне благоприятно…» Вот и Шмелев пишет свою книгу о благоприятном лете. Может быть, поэтому она особенно нужна в дни трудные, в лета неблагоприятные. Как-то очень солнечно и одухотворенно рассказывает писатель о своем детстве. Посреди огромного города, «супротив Кремля», в окружении мастеровых и работников, купцов и духовенства протекает жизнь, полная доброты и душевной щедрости, жизнь маленького Вани, будущего русского писателя Ивана Шмелева.

3) И.С. Шмелёв -удивительный писатель 20 века. Удивителен он тем, что мог посмотреть на мир глазами ребёнка, умел увидеть в обыденных для нас вещах что-то необыкновенное, чудесное.

Сквозь пробоины в душе

Я вижу детство в шалаше.

 Как плакал, всех любя.

Глядел на небо из дыры

И видел дальние миры

И глубину себя.

Как пахла пряная трава,

Как больно ранили слова,

И как был сладок сон.

Смешное было так смешно,

Грешное вовсе не грешно.

И жизнь со всех сторон !

Рос ясень и ловился язь,

Меж всем была прямая связь,

Как птица и полет.

Обиды были горячи,

И били из земли ключи

Холодные, как лед.

 

4) Герой рассказа Шмелёва « Весенний плеск» говорил: « Чтобы увидеть весну, надо закрыть глаза и через узенькую щёлку глядеть на небо… и вот так смотреть и слушать…»

Давайте и мы с вами попробуем. Закройте глаза. Представьте солнечный весенний день……   Что нарисовало ваше воображение? Какие цвета, звуки, запахи?  ( яркое солнце, капель, чирикающие воробьи…)

5) Обратимся к нашему рассказу.

Приход весны. Автор описывает его так, что мы можем не только увидеть, но и услышать его звуки. Какие слова помогают услышать весну?

Вывод: капель живая. Как называется такой приём в литературе? (олицетворение)

Ваня вместе с мартовской капелью мог слышать другие звуки. И прежде всего это колокольный перезвон, так похожий на капель.

Колокола. На протяжении множества веков сопровождали они своим звоном жизнь христиан. Размеряли течение дня, возвещая время труда и отдыха, время бодрствования и сна, время великой скорби и великого праздника.

- Какие ассоциации вызывают эти звуки у вас? ( Пасха)

- Как они связаны со звуками капели?

Капель - воскресение природы, всё просыпается , возрождается.

Пасха-воскресение Иисуса Христа, светлый праздник, связанный с радостью возрождения жизни.

- Найдите наиболее яркие, на ваш взгляд, сравнения, которые соединяют в сознании мальчика весну и праздник.   ( луч солнца - дорога, по которой спускаются ангелы с неба, пасхальные яички–прозрачные, как дымок, описание шаров).

- Почему сравнения такие необычные? (их находит ребёнок, он воспринимает весну не только глазами, но и сердцем).

6) - Итак, приподнятое настроение мальчика вызвано не только приходом весны, но и ожиданием праздника. Какие чувства он испытывает?  (ощущение радости, счастья, ожидание чего-то доброго. Он испытывает любовь к Богу и окружающему миру, благоговение, умиление, душевный трепет)

Обратимся к тексту.

                                  ( в тревожно-радостном полусне, радостное к нам стучится,    

                      и такой день чудесный, спускаются с неба ангелы).

7 )- Радость, счастье – вот основное настроение героя. А какой он, цвет радости и счастья?

Каким видит окружающий мир мальчик?

( одухотворённым, ярким, звучащим, живым).

Ещё раз обратимся к тексту ( от слов Защурив глаза…до Весна, весна).

 

- В какие краски расцвечен этот удивительный мир?  ( широкая золотая полоса, золотые окна, голубой и красный зайчики, светлым огнём горит, светится разноцветными огнями, золотые капли)

Золотой солнечный свет, золотые звуки колоколов, золотой блеск куполов и свечей, золотое сердце мальчика- золотой мир детства. Вот мы и совершили открытие золотого мира детства Шмелёва.

- Что вы можете сказать о мальчике, глазами и сердцем которого мы видим весну?  (очень точно чувствует природу, внимательный, чуткий, счастливый ребёнок).

8) – А теперь давайте вернёмся к эпиграфу. Как перекликается он с нашим разговором о произведении Шмелёва?

Только в счастливом доме, где мир и согласие, ребёнок может быть таким эмоциональным, радостным и счастливым.

Дай Бог каждому из вас иметь такой дом, чтобы о детстве вспоминать с такой же теплотой и любовью, как это делает Шмелёв.

III. Заключение.

Сегодня мы с вами лишь краешком глаза заглянули в творческую лабораторию писателя И.С.Шмелёва. Но когда-нибудь двери в его рабочий кабинет широко распахнутся перед вами. Это непременно случится, если вы научитесь внимательно, вдумчиво читать, научитесь сопереживать писателю и его герою.

IV.Рефлексия

А теперь вновь закройте глаза и загляните в своё сердце. Что появилось в нём нового? Не появилось ли трещинок в душе? Какой цвет обрело ваше детство?

 V. Д/З  Думаю, что на эти вопросы вы должны ответить, оставшись в одиночестве, пережив, осознав всё, что произошло на сегодняшнем уроке. А справившись со своей душой и бьющимся сердцем, попробуйте написать письмо своему ровеснику Ване Шмелёву или озвучить, описать услышанную музыку души героя.

 Или напишите сочинение-миниатюру о том, что для вас означает приход весны. Какие настроения, краски, запахи связаны у вас со словом « весна»?.

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«« Золотой мир детства» ( По рассказу И.С.Шмелёва « Мартовская капель») »

« Золотой мир детства»

( По рассказу И.С.Шмелёва « Мартовская капель»)


Цель: восприятие душевного состояния главного героя через собственные ощущения детства учащихся.

Задачи: обучающая: познакомить посредством частичного анализа рассказа с некоторыми

особенностями художественного мира писателя;

развивающая: продолжить развитие навыков чтения и анализа произведения малой

прозаической формы, расширение круга чтения пятиклассников.

воспитательная: воспитание патриотизма, любви и уважения к традициям русского

народа, любви к природе.

Счастлив дом, где пребывает мир,

где брат любит брата, родители пекут-

ся о детях, дети почитают родителей.

Там благодать Господня.

Слово Иоанна Златоуста.

I. Вступительное слово учителя. Постановка целей и задач.

Сегодня мы с вами прикоснёмся к творчеству Ивана Сергеевича Шмелёва, к его удивительному, поэтическому, наполненному духовным светом произведению «Мартовская капель».

«Мартовская капель»- это не самостоятельное произведение, это маленькая капелька большой и интересной книги Шмелёва « Лето Господне».

- Хотели бы вы больше узнать об этой книге и о писателе, её написавшем?

Вот это и будет целью нашего урока. Кроме того, мы будем учиться чувствовать слово, заглянем в творческую лабораторию писателя.


Эпиграфом сегодняшнего урока являются слова Иоанна Златоуста. (Архиепископ Константиновский получил такое прозвище за красноречие, умение убеждать). Подумайте над этими словами и в конце урока вы скажете, почему взяты именно эти слова. ( Читаю эпиграф. Благодать-радость, счастье).

II. Основная часть.

1) Рассказ о писателе И.С. Шмелёве (подготовленный ученик) А сейчас мы с вами совершим небольшое путешествие по Москве.


№ п/п

Изображение на слайде.

Текст монологического выступления.

1.

Панорама Кремля и Замоскворечья конца XIX века.

Приглашаю вас в путешествие, в Москву столетней давности. Деревянные особняки, каменные мостовые, извозчики, сады и луга. И Москва-река, конечно, придавала городу особое очарование. Напротив Кремля открывалась широкая луговая низина – Замоскворечье.

2.

Портрет И.Шмелева в юношеские годы.

Здесь в сентябре 1873 года и родился Иван Шмелев. Здесь же, в Замоскворечье, он учился в 6-ой Московской гимназии, а затем поступил в университет на юридический факультет.

3.

Портрет А.С.Пушкина.

Излюбленным занятием юноши было чтение. А литературным кумиром на все годы оставался А.С.Пушкин.


4.

Мартовский пейзаж.

И.Шмелев великолепно знал свой родной город и любил его. Самые ранние впечатления детства – это мартовская капель, вербная неделя, стояние в церкви.

5.

Разворот книги И.Шмелева «Лето Господне».

Эти детские впечатления и составили лучшую книгу писателя «Лето Господне».


    1. - Что означает название книги « Лето Господнее»?

Вы спросите, откуда это непонятное название? Оказывается, оно восходит к Евангелию, к книге пророка Исайи: «… И послал Он меня проповедовать лета Господне благоприятно…» Вот и Шмелев пишет свою книгу о благоприятном лете. Может быть, поэтому она особенно нужна в дни трудные, в лета неблагоприятные. Как-то очень солнечно и одухотворенно рассказывает писатель о своем детстве. Посреди огромного города, «супротив Кремля», в окружении мастеровых и работников, купцов и духовенства протекает жизнь, полная доброты и душевной щедрости, жизнь маленького Вани, будущего русского писателя Ивана Шмелева.



3) И.С. Шмелёв -удивительный писатель 20 века. Удивителен он тем, что мог посмотреть на мир глазами ребёнка, умел увидеть в обыденных для нас вещах что-то необыкновенное, чудесное.


Сквозь пробоины в душе

Я вижу детство в шалаше.

Как плакал, всех любя.

Глядел на небо из дыры

И видел дальние миры

И глубину себя.

Как пахла пряная трава,

Как больно ранили слова,

И как был сладок сон.

Смешное было так смешно,

Грешное вовсе не грешно.

И жизнь со всех сторон !

Рос ясень и ловился язь,

Меж всем была прямая связь,

Как птица и полет.

Обиды были горячи,

И били из земли ключи

Холодные, как лед.


4) Герой рассказа Шмелёва « Весенний плеск» говорил: « Чтобы увидеть весну, надо закрыть глаза и через узенькую щёлку глядеть на небо… и вот так смотреть и слушать…»


Давайте и мы с вами попробуем. Закройте глаза. Представьте солнечный весенний день…… Что нарисовало ваше воображение? Какие цвета, звуки, запахи? ( яркое солнце, капель, чирикающие воробьи…)


5) Обратимся к нашему рассказу.

Приход весны. Автор описывает его так, что мы можем не только увидеть, но и услышать его звуки. Какие слова помогают услышать весну?

Вывод: капель живая. Как называется такой приём в литературе? (олицетворение)


Ваня вместе с мартовской капелью мог слышать другие звуки. И прежде всего это колокольный перезвон, так похожий на капель.


Колокола. На протяжении множества веков сопровождали они своим звоном жизнь христиан. Размеряли течение дня, возвещая время труда и отдыха, время бодрствования и сна, время великой скорби и великого праздника.


- Какие ассоциации вызывают эти звуки у вас? ( Пасха)

- Как они связаны со звуками капели?

Капель - воскресение природы, всё просыпается , возрождается.

Пасха-воскресение Иисуса Христа, светлый праздник, связанный с радостью возрождения жизни.


- Найдите наиболее яркие, на ваш взгляд, сравнения, которые соединяют в сознании мальчика весну и праздник. ( луч солнца - дорога, по которой спускаются ангелы с неба, пасхальные яички–прозрачные, как дымок, описание шаров).

- Почему сравнения такие необычные? (их находит ребёнок, он воспринимает весну не только глазами, но и сердцем).


6) - Итак, приподнятое настроение мальчика вызвано не только приходом весны, но и ожиданием праздника. Какие чувства он испытывает? (ощущение радости, счастья, ожидание чего-то доброго. Он испытывает любовь к Богу и окружающему миру, благоговение, умиление, душевный трепет)

Обратимся к тексту.

( в тревожно-радостном полусне, радостное к нам стучится,

и такой день чудесный, спускаются с неба ангелы).


7 )- Радость, счастье – вот основное настроение героя. А какой он, цвет радости и счастья?

Каким видит окружающий мир мальчик?

( одухотворённым, ярким, звучащим, живым).

Ещё раз обратимся к тексту ( от слов Защурив глаза…до Весна, весна).


- В какие краски расцвечен этот удивительный мир? ( широкая золотая полоса, золотые окна, голубой и красный зайчики, светлым огнём горит, светится разноцветными огнями, золотые капли)


Золотой солнечный свет, золотые звуки колоколов, золотой блеск куполов и свечей, золотое сердце мальчика- золотой мир детства. Вот мы и совершили открытие золотого мира детства Шмелёва.


- Что вы можете сказать о мальчике, глазами и сердцем которого мы видим весну? (очень точно чувствует природу, внимательный, чуткий, счастливый ребёнок).


8) – А теперь давайте вернёмся к эпиграфу. Как перекликается он с нашим разговором о произведении Шмелёва?

Только в счастливом доме, где мир и согласие, ребёнок может быть таким эмоциональным, радостным и счастливым.

Дай Бог каждому из вас иметь такой дом, чтобы о детстве вспоминать с такой же теплотой и любовью, как это делает Шмелёв.



III. Заключение.

Сегодня мы с вами лишь краешком глаза заглянули в творческую лабораторию писателя И.С.Шмелёва. Но когда-нибудь двери в его рабочий кабинет широко распахнутся перед вами. Это непременно случится, если вы научитесь внимательно, вдумчиво читать, научитесь сопереживать писателю и его герою.


IV.Рефлексия

А теперь вновь закройте глаза и загляните в своё сердце. Что появилось в нём нового? Не появилось ли трещинок в душе? Какой цвет обрело ваше детство?


V. Д/З Думаю, что на эти вопросы вы должны ответить, оставшись в одиночестве, пережив, осознав всё, что произошло на сегодняшнем уроке. А справившись со своей душой и бьющимся сердцем, попробуйте написать письмо своему ровеснику Ване Шмелёву или озвучить, описать услышанную музыку души героя.

Или напишите сочинение-миниатюру о том, что для вас означает приход весны. Какие настроения, краски, запахи связаны у вас со словом « весна»?.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
« Золотой мир детства» ( По рассказу И.С.Шмелёва « Мартовская капель»)

Автор: Максимчук Ольга Степановна

Дата: 23.10.2014

Номер свидетельства: 121798


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства