Проверка домашнего задания. - Что такое дом? (Жилое здание) -Какие дома у животных? Кто мне скажет, где живут лисы и барсуки? Медведи, муравьи, птицы. Актуализация жизненного опыта Выход на тему урока - О чем мы будем говорить на уроке? - Что такое сказка? / Сказка- жанр устного народного творчества, в основе которого лежит рассказ о волшебных историях, приключениях людей и животных/ -На какие 2 группы можно разделить все сказки? /авторские и народные/ (На доске открываются опорные карточки). -Попробуйте по отрывкам догадаться о какой, сказке идет речь. - Жил-был мальчик Петя Зубов. Учился он в третьем классе и все время отставал, и по русскому, и по арифметике, и даже по пению. /Сказка о потерянном времени Евгений Шварц/ - На следующее утро, после нескольких часов пути, друзья увидели на горизонте слабое зеленое сияние. - Это должно быть, Изумрудный город, - сказала Элли. /Волшебник Изумрудного города, Александр Волков/ -Жили- были старик со старухой. Как-то раз говорит старик старухе: « Поди-ка, старуха, испеки колобок». /Русская народная сказка/ Стоял в поле теремок, он не низок не высок. Бежала мимо мышка норушка. Теремок /русская народная сказка/ Жила – была лиса да заяц. У лисы была избёнка ледяная, у зайца лубяная. Пришла весна – красна – у лисы избёнка растаяла, а у зайца стоит по - старому. Лиса и заяц./ русская народная сказка/ | - Сегодня мы продолжим изучать народные сказки, познакомимся с новой сказкой. А героев сказки вы узнаете, отгадав загадки (слайд) Мордочка усатая, Шубка полосатая, Часто умывается, А с водой не знается. Кошка Заплелись густые травы, Закудрявились луга, Да и сам я весь кудрявый, Даже завитком рога. Баран Спереди – пятачок, Сзади – крючок, Посредине – спинка, На спинке – щетинка. Свинья Кукарекает с утра Хватит спать, вставать пора. Шпоры, красный гребешок, Что за птица? (Петушок) Траву жует, Копытом бьет, Красными глазами Пастбище обводит: Кто его заметит – Стороной обходит. (Бык) - Как вы думаете, почему об этих животных я загадала вам загадки? - Да, верно, это герои одной сказки. - Откройте учебник на странице 64. Прочитайте название сказки. (слайд) - Как вы понимаете название сказки «Зимовье»? - Каким народом сложена эта сказка? -Спрогнозируйте о чем пойдет в этой сказке речь? Работа над литературным произведением Словарная работа. Прежде, чем продолжить знакомство со сказкой проведём словарную работу. Зимовье* – место, где зимуют люди, здесь животные. ¨ Зимовье – место, где зимуют животные, их жилище. ¨ Столбы тесать – выравнивать бревна. ¨ Щепу драть – мелко колоть, расщеплять дерево по слоям (на щепки). Стены конопатить- затыкать щели в стенах. Рубили избу- строили дом. Гимнастика для глаз Упражнение «Сова» - открыли широко глаза - сильно зажмурьте глазки (2-3р) Учащиеся читают сказку. -Как называется сказка? -Про кого эта сказка? (про зверей) -Почему звери надумали строить зимовье? (стало в лесу холодать) -Кто первым спохватился строить зимовье? (бык) -Кого позвал бык первым строить зимовье? (барана) - Кто поселился в зимовье жить? (Бык, баран, свинья, петух и кот) -Где построили зимовье звери? ( найти в тексте) (выбрали друзья в лесу место посуше) -Как вы думаете, чем закончилась сказка? Чтение концовки сказки. - Что случилось однажды? (пришли волки) - Как зверям удалось спастись? (звери испугали волков) - Какие звери в зимовье, дайте им характеристику? (смелые и дружные) -А смогли бы звери в зимовье сражаться с волками поодиночке? (нет, только вместе) Почему? -Ребята, значит эта сказка про что? (про дружбу). Дружба важна не только для животных, но и для людей. - Кому из героев подходит пословица «У страха глаза велики? (волку) - Как вы ее понимаете? Так говорят об испугавшемся человеке, который преувеличивает опасность. В состоянии страха опасность преувеличивают или видят её там, где её нет. Говорится, когда на самом деле опасность не так велика, как кажется. -Ребята, а легко ли животным зимой в лесу живётся? (строят себе жилища, запасают корм) - А как мы можем помочь животным зимой? - Какова основная мысль произведения? Сказка учит быть дружными, все дела делать сообща. Учит не бояться врагов и смело давать им отпор. ФИЗМИНУТКА Работа в тетради. РТ 37 №2 Соедини стрелками, каждый из зверей какое задание получил Из лесу бревна носить да столбы тесать Бык Щепу драть Баран Глину месить, кирпичи делать, печку класть Свинья Мох таскать, стены конопатить Кот Крушу крыть Петух Работа в группе. Творческая работа в группах. Класс делится на 6 групп 1 ГРУППА Задание: послать волкам телеграмму. 2 ГРУППА Задание: подобрать пословицы к сказке. 3 ГРУППА Задание: перечислить, какими качествами характера обладают главные герои сказки. 4 ГРУППА Задание: разделить текст на части и озаглавить каждую часть. 5 ГРУППА Задание: придумать продолжение сказки, что могло произойти с волками. 6 ГРУППА Задание: показать постройку зимовья в виде кластера. Друг за дружку держаться - ничего не бояться. Один за всех- все за одного. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. -Составление синквейна «Зимовье» Зимовье Теплое, уютное Согреет, спасает, объединяет Друзья в лесу построили зимовье. Дом. |