Цель урока:
Для учителя: - Рассказать о жизни и творчестве Р.Г. Гамзатова. Совершенствовать навыки анализа стихотворения
- Создать атмосферу для работы учащихся
- Попытаться донести до ребят мысль «Никто не забыт, ничто не забыто»
Для учащихся: - Продолжить работу над формированием навыков вдумчивого чтения
- Развивать речь, умение анализировать, делать выводы, видеть художественную деталь
- Помнить и беречь память о героях, погибших во годы великой отечественной войны
Задачи:
- рассказать об истории создания стихотворения;
- показать, о том, что герои Великой отечественной войны будут всегда жить в памяти народа;
- развивать навыки выразительного чтения.
Просмотр содержимого документа
«Журавли – память о погибших солдатах. Расул Гамзатович Гамзатов «Журавли»»
Технологическая карта урока литературы в 5-м классе
Учитель русского языка и литературы МБОУ «ВВСОШ им. Ю.Н.Прокопьева» - Захарова Валентина Сергеевна
Предмет: Литература
Класс: 5
Тема: Журавли – память о погибших солдатах. Расул Гамзатович Гамзатов «Журавли»
Тип урока: Изучение нового материала
Вид урока: Урок-знакомство
Цель урока:
Для учителя: - Рассказать о жизни и творчестве Р.Г. Гамзатова. Совершенствовать навыки анализа стихотворения
- Создать атмосферу для работы учащихся
- Попытаться донести до ребят мысль «Никто не забыт, ничто не забыто»
Для учащихся: - Продолжить работу над формированием навыков вдумчивого чтения
- Развивать речь, умение анализировать, делать выводы, видеть художественную деталь
- Помнить и беречь память о героях, погибших во годы великой отечественной войны
Задачи:
- рассказать об истории создания стихотворения;
- показать, о том, что герои Великой отечественной войны будут всегда жить в памяти народа;
- развивать навыки выразительного чтения.
Оборудование урока:
- компьютер, презентация
Метод обучения: репродуктивный, частично - поисковый
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная
Дидактическая структура урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов | УУД |
1. Организация начала урока | Готовность класса. Приветствие | Проверяют необходимые предметы на рабочем столе | | 1) Регулятивные: - волевая саморегуляция; 2) Личностные: - смыслообразование (Я должен посмотреть...) 3) Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками |
2. Актуализация знаний
| Предлагает послушать песню и ответить на вопросы Показывает иллюстрацию (солдаты во время битвы) Анализирует ответы и подводит к итогу | Прослушивают песню «Журавли» Обдумывают ответ на вопрос Отвечают на вопрос | «Какие птицы упоминает автор в песне?» «Есть ли связь между песней и иллюстрацией?» «Для Гамзатова журавль это просто птица или символ? Символ чего?» | 1) Познавательные: - общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. 2) Логические: - анализ, сравнение, синтез. 3) Регулятивные: - контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия) |
3. Сообщение нового материала | Задает вопросы Подводит к формулировке темы урока | Ответить на вопросы Сформулировать тему урока «Журавли – память о погибших солдатах» | Вопросы для учащихся, вызывающие мыслительную деятельность: Кто такой солдат? (герой) В каком году была Великая отечественная война? (1941-45 гг.)
| 1) Регулятивные: - прогнозирование 2) Познавательные: - умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания |
3. Изучение нового материала | Слово учителя о Р. Г. Гамзатове и об истории создания стихотворения Учитель беседует с учащимися по содержанию стихотворения. Объясняет новые непонятные слова | Учащиеся слушают Работают с текстом. Чтение и анализ стихотворения Р. Гамзатова «Журавли» (Читает заранее подготовленный ученик) Находят непонятные слова | Как вы думаете, Какую роль сыграли солдаты в победе над врагами? (самую главную, решающую) Живы ли солдаты тех лет сейчас? | 1) Регулятивные: - целеполагание как постановка учебной задачи, - планирование, - прогнозирование. 2) Логические: - анализ, сравнение, синтез 2) Познавательные: - умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания |
| | | | |
5. Закрепление нового материала | Делит класс на группы Дает задание для учащихся | Составляют синквейн со словами: - солдат - война | Придумать синквейн со словами солдат, война | 1) Познавательные: - общеучебные умения структурировать знания 2) Регулятивные: - умение работать в группе, находить общее решение; -формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение 3)Коммуникативные: -умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками |
7.Рефлексия.
| Как вы думаете, почему именно в военные годы было написано много стихов? Какие чувства описываются в военных стихотворениях?
| Ответы учащихся. | Прослушивание стихотворения о войне подготовленным учеником | 1) Познавательные: - общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. 2) Логические: - анализ, сравнение, синтез. 3) Регулятивные: - контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия) |
| | | | |
Домашнее задание: Выучить первые две строфы стихотворения наизусть.