Жизненные ценности поэта и человека Владимира Высоцкого
Жизненные ценности поэта и человека Владимира Высоцкого
Жизненные ценности поэта и человека Владимира Высоцкого.
аналитическая беседа, анализстихотворения «Я не люблю»
Свой урок я назвала бы уроком общения. Суть такого урока
заключается в следующем: анализируя , я общаюсь с учениками и наоборот, разговаривая с ними, я анализирую произведение. Он помог мне открыть прекрасные стороны их души. Красной нитью на уроке проходит тема воспитания. В этом плане повезло учителям словесности, потому что литература – это главный школьный предмет, который должен быть ориентирован прежде всего на формирование души.
Моя важнейшая задача – заставить работать одновременно
мысль и чувство ребят. Для этого создаю эмоциональный фон урока. Учу слушать и говорить, мыслить и чувствовать.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Жизненные ценности поэта и человека Владимира Высоцкого »
Урок
литературы в 11 классе на тему:
«Жизненные ценности поэта и человека Владимира Высоцкого»
учителя МБОУ «Еланская СОШ № 2»
Прыймак Татьяны Владимировны
2014 г.
Тема «Жизненные ценности поэта и человека
Владимира Высоцкого»
Цели:
Образовательная: сформировать у учащихся представление о жизни и творчестве В. Высоцкого, выявить черты его индивидуальности.
Развивающая: развивать навыки выразительного чтения, обобщения и выделения главного в материале урока посредством составления плана-конспекта; совершенствование навыков анализа лирического произведения.
Воспитательная: использовать силу воздействия авторской песни на формирование духовно-развитой личности обучающихся, воспитание патриотизма, чувства подлинного гуманизма, нетерпимости ко всему, что препятствует свободе самовыражения личности, воспитывать чувства исторической памяти, способности воспринимать трагедию страны, как свою собственную; формирование лучших нравственных качеств.
Оборудование:
Портрет и фотографии В. Высоцкого
Мультимедийный проектор, ноутбук, экран
Выставка книг
Выставка газет, буклетов
Презентация
Методические приёмы: рассказ учителя; сообщения учащихся; прослушивание аудиозаписей, просмотр видеофрагментов, клипов и компьютерных презентаций; аналитическая беседа, анализ стихотворения «Я не люблю»
Эпиграфы:
То, чего я не люблю!
В.С. Высоцкий
…поэты ходят босиком по лезвию ножа
и режут в кровь свои босые души…
Ход урока
Предварительное домашнее задание:
Первая группа готовит сообщения о жизни и личности В.Высоцкого. Учит стихи, посвящённые военной тематике.
Вторая группа готовит сообщения о любовной лирике поэта и о роли женщин в судьбе поэта. Учат стихотворения о любви.
Третья группа готовит сообщения о работе В. Высоцкого в театре и кино.
Слайд 1
1.Слово учителя.
Сегодня на уроке мы должны мысленно побывать во времени и пространстве, в котором жил и творил великий бард, актёр, поэт и прекрасный человек Владимир Семёнович Высоцкий.Наша задача - познакомиться с фактами биографии В. Высоцкого и выяснить, каковы его жизненные ценности.
В.С. Высоцкий – личность очень сильная, яркая, талантливая. О его жизни и творчестве много пишут, спорят, высказывают самые разные мнения. С мнениями некоторых выдающихся людей мы познакомимся.
2. Чтение высказываний о Высоцком (раздаточный материал)
1) Когда люди слушают песни Высоцкого, то они вспоминают, что они – люди.
Писатель Виктор Шкловский
2) Высоцкий – подлинный, настоящий поэт.
Поэт В. Рутминский
3) По творческому напору Высоцкий был редким и уникальным явлением.
Режиссёр Александр Митта
4) Неповторимость Владимира Высоцкого, соединившего в себе несколько талантов сразу, состоит прежде всего в его авторской самобытности как поэта.
Бард Александр Городницкий
5) Меня поражали и голос, и эмоциональная напряжённость, и манера исполнения: чувствовалась талантливая рука.
Бард Михаил Анчаров
6) Он пел, о чём молчали мы, себя сжигая пел,
Свою большую совесть в мир обрушив,
По лезвию ножа ходил, вопил, кричал, хрипел,
И резал в кровь свою и нашу души.
Поэт Э. Лурье
7) В первую очередь Высоцкий относится к литературе. Значение его стихов и песен непреходяще. Они будут актуальны всегда. Его стихи – огромная ценность.
Кинодраматург Эдуард Володарский
В чём едины те, кто высказал своё мнение о Высоцком?
Он был талантливым человеком, подлинным настоящим поэтом, у которого были свои убеждения, свои жизненные ценности.
Как мы можем заменить выражение «жизненные ценности» - кредо ( убеждения, мировозрение)
Выпишите высказывание в тетрадь .Это и будет нашей темой урока.
3. Знакомство с фактами биографии.
( В ходе работы обучающиеся составляют хронологическую таблицу)
Владимир Высоцкий родился 25 января 1938 года в Москве на 1-й Мещанской улице. Слайды
Детство В.Высоцкого совпало с периодом Великой Отечественной войны. В 1941 – 1943 годах – Владимир Высоцкий и Нина Максимовна находились в эвакуации, в Оренбургской области, затем вернулись в Москву. В детстве Володя Высоцкий был самым обыкновенным ребёнком, очень любил общаться с другими детьми, играть во дворе. Слайды
С 1946 года Владимир жил в семье отца и его новой жены Евгении Степановны, которая очень хорошо относилась к юному Высоцкому. В 1947 – 1949 годах отец служит в Германии, куда увозит и семью. Слайд
Время было послевоенное и Володю больше интересовали мальчишки во дворе да неразорвавшиеся снаряды, которых было полно в округе. Однажды он пришел домой с опаленными волосами и бровями: оказалось, что рванули с ребятами гранату. Родители были очень обеспокоены произошедшим. Чтобы отвлечь мальчика от таких опасных игр, пришлось пойти на хитрость и Евгения Степановна, как ученица, вместе с Володей села за пианино. Началось соревнование: кто лучше выучит урок. Таким образом, Евгения Степановна стала первым человеком, который приобщил маленького Володю к музыке. Дела пошли лучше, но все же юным Высоцким всё ещё владела война. Шел 1947 год. Володя дружил с немецкими ребятами, он очень жалел этих мальчишек, оставшихся без отцов, и одному из них щедро подарил свой новый велосипед: "Папка, не сердись, ведь ты у меня живой, а ему подарить велосипед некому". А потом пристал к родителям, чтобы сшили ему военный костюм, настоящий, такой же, как у отца
4.Юность В.Высоцкого. Годы учёбы (сообщение учащегося)
Ещё в юности Высоцкий мечтал стать артистом. С 1953 года он посещал драмкружок в Доме учителя, руководимый артистом МХАТа В. Богомоловым.
В 1955 году закончил среднюю школу № 186, и по настоянию родственников поступил в Московский инженерно-строительный институт им. В.Куйбышева. Но после первого семестра уходит из института. Решение об уходе было принято в новогоднюю ночь с 1955 на 1956 год. Вместе со школьным другом Высоцкого — Игорем Кохановским было решено провести новогоднюю ночь весьма своеобразным манером — за исполнением чертежей, без которых их не допустили бы к сессии.
Игорь Кохановский вспоминал: «Мы засели у Володи на кухне, чтобы сделать чертежи и сдать их 2 января, к 2 часам закончили чертить и решили выпить по чашечке кофе, я посмотрел на то, что вычертил мой друг. Идиома «как курица лапой», казалось, нашла ещё одну графическую интерпретацию в исполнении Володи. Он засмеялся, но как-то грустно, словно впервые увидел своё творение со стороны. Потом вылил остатки кофе на чертёж. - Ты что, спятил? - Я больше в институт не пойду. Мне там неинтересно. Буду готовиться в театральный. А это — не моё…»
В 1956 году Владимир Высоцкий поступил в Школу-студию МХАТ им. В. И. Немировича-Данченко на актерское отделение. 1959 год ознаменован первой актерской работой Владимира Высоцкого – это роль Порфирия Петровича в "Преступлении и наказании" А. М. Достоевского на сцене Московского дома учителя. В том же году была сыграна первая роль в кино в фильме «Сверстницы» Слайды
В 1960 окончил школу-студию МХАТ, работал в Московском драматическом театре имени А. С. Пушкина и в Театре миниатюр. Слайд 18 В 1964-1980 Владимир Высоцкий работал в Театре драмы и комедии на Таганке. Слайд 19
В 1960-1961 появились первые песни Высоцкого, исполнявшиеся в узком кругу друзей. Так появилась в жизни Высоцкого бардовская песня. С 1965г. он начал исполнять свои песни со сцены. Слайд
5.Творческая деятельность В. Высоцкого (сообщение учащегося)
В конце 1964-го В.Высоцкий поступил в Московский театр драмы и комедии на Таганке, где работал до 1980 года. Самой значительной работой Владимира Высоцкого в театре осталась его заглавная роль в шекспировском “Гамлете” , которая была им сыграна 317 раз; спектакль был удостоен театральных премий в Югославии, Франции, Польше.
Песни В.Высоцкого звучали во многих спектаклях театра на Таганке. В 1965 году Владимир Высоцкий начал петь свои песни со сцены. 18 января 1967 года в ленинградском клубе “Восток” состоялось его первое официальное выступление. С этого года его все чаще стали приглашать на концерты с песнями в институты, на заводы, в клубы. Взлет его популярности приходится на выход фильма “Вертикаль” с его песнями летом 1967 года. Как актер, Высоцкий участвовал в создании 30 художественных и телевизионных кинофильмов. Известны его работы в кинофильмах “Хозяин тайги” (1968), “Четвертый” (1972), “Плохой хороший человек” (1973), “Сказ про то, как царь Петр арапа женил” (1976). Особую популярность Высоцкому-киноактеру принесла роль Жеглова в фильме “Место встречи изменить нельзя”, 1979г. Слайд
6. Анализ стихотворения «Я не люблю». Словарная работа.
(по группам)
Тема, проблема, авторская позиция.
У каждого большого поэта есть стихотворение, в котором выражена его жизненная позиция поэта и человека. У Высоцкого это стихотворение «Я не люблю», которое стало впоследствии песней и к которому он относился особо. Во время одного из интервью у него спросили: «Каково ваше кредо?» В ответ он сказал, что исполнит песню «Я не люблю». Сделал первые аккорды и остановился. «Я встану, - сказал он. – Такие песни поют стоя». И зазвучал страстный откровенный монолог, который был сравним с криком души. Это, наверное, и был самый полный ответ на заданный вопрос об убеждениях.
Послушаем эту песню. Подумайте над вопросами:
Каким вам представляется лирический герой?
Что не принимает герой в жизни, в нравственном облике человека?
Слайд
Звучит песня «Я не люблю».
Что презирал и не принимал Высоцкий?
Каким человеком представляется сам поэт?
Не любил ложь, несправедливость, насилие, трусость, не мог мириться с тем, когда обижали слабых и невинных, не любил, когда люди проявляли излишнее любопытство к его личной жизни, сплетничали по этому поводу и выдвигали свои версии.
В. Высоцкий старался жить по законам совести, стремился быть человеком честным, порядочным, отзывчивым, с чувством собственного достоинства и сильным характером.
Сегодня мы понаблюдаем, в каких условиях формировалась сильная личность Высоцкого. Обратимся к фактам его биографии.
Работа с раздаточным материалом (анализ стихотворения «Я не люблю») Работа в группах и в парах.
Однажды в Америке Высоцкий встречается с
И. Бродским. Они очень долго беседуют, обедают в каком-то кафе, и Бродский приглашает Высоцкого к себе в гости. И когда встреча закончилась, Бродский подарил ему книгу, подписав посвящение, как поэт поэту. Впервые признанный поэт увидел в
Высоцком, равного себе. Владимир Семёнович был очень горд, как священную реликвию показывал всем книгу. Его собственные сборники «Нерв» и «Прерванный полёт» вышли только после смерти.
Чтение стихотворения Никиты Высоцкого «На смерть В.Высоцкого»
Никита Высоцкий Пророков нет в отечестве моем, А вот теперь ушла и совесть. Он больше не споет нам ни о чем, И можно жить, совсем не беспокоясь.
Лишь он умел сказать, и спеть умел, Что наших душ в ответ дрожали струны. Аккорд его срывался и звенел, Чтоб нас заставить мучаться и думать.
Он не допел, не досказал всего, Что было пульсом и в душе звучало, И сердце разорвалось от того, Что слишком долго отдыха не знало.
Он больше на эстраду не взойдет Так просто, вместе с тем и так достойно. Он умер! Да! И все же он поет, И песни не дадут нам жить спокойно.
июль--август 1980 г. Москва
- С каким багажом каждый из нас идет по жизни... Наверное, это одна из главных тем его творчества. В последней записке Высоцкий написал «Что же будет с Россией? Кто мне ответит?»
Вам есть, о чём подумать. Вас ждёт истинно талантливая поэзия Высоцкого. Успехов и удачи вам. Спасибо.
7. Рефлексия
Дать письменный ответ. Урок понравился? Что я узнал о Высоцком?
8. Домашнее задание: Почитать сборник стихов В.С. Высоцкого, выбрать наиболее понравившиеся, подготовить для выразительного чтения. Составить свое жизненное кредо или стихотворение « Я не люблю…»
Литература:
Встречи в зале ожидания. Воспоминания о Булате. – М.: “Деком”, 2004
Высоцкий В. Я не люблю. – М.: “Эксмо-пресс”, 1998 г.
Демидова А. Владимир Высоцкий, каким я знаю и люблю. – М., 1989 г.
Евтушенко Е. Медленная любовь. – М.: “Эксмо-пресс”, 1997 г.
Окуджава Б. Стихотворения. – М.: “Эксмо”, 2006 г
Приложения
Словарь.
Кредо – чьи-нибудь убеждения, мировоззрение. Стихи-песни, авторская песня (Творчество «поющих поэтов», сочетающих в одном автора мелодии, автора стихов, исполнителя и аккомпаниатора) Бард – 1. У древних кельтов; певец-поэт;2. Поэт и музыкант,исполнитель собственных песен.// бардовый.Словарь С.И.Ожегова С.36 Бюрократизм – 1.Управление, при котором деятельность органов исполнительной власти излишне осложнена и направлена на обеспечение ведомственных интересов в ущерб интересам общества, во вред ему. 2. Канцелярщина, пренебрежение к существу дела ради соблюдения формальностей.// бюрократический, бюрократ. Гражданственность – 2. Свойственный гражданину как сознательному члену общества. Гражданский долг. Иметь гражданское мужество.
События жизни В.С. Высоцкого
Владимир Высоцкий родился 25 января 1938 года в Москве.
1941 – 1943 гг. – эвакуация, жил в Оренбургской области.
В 1946 -1949гг. Владимир жил в новой семье отца в Германии, где начал заниматься музыкой.
1949 год – после возвращения из Германии семья поселилась в Москве, в Большом Каретном переулке. 15
В 1955 г. закончил среднюю школу № 186, и по настоянию родственников поступил в Московский инженерно-строительный институт, но после первого семестра уходит из института.
1956-1960гг.- учился в школе-студии МХАТ. В 1964-1980 Владимир Высоцкий работал в Театре драмы и комедии на Таганке. Самая значительная роль – Гамлет. В 1960-1961 появились первые песни Высоцкого, исполнявшиеся в узком кругу друзей. С 1965г. он начал исполнять свои песни со сцены.
Схема анализа стихотворения:
1.Время (место) написания, история создания.
2.Жанровое своеобразие.
3.Место данного стихотворения в творчестве поэтов или в ряду стихотворений на подобную тему (с подобным мотивом, сюжетом, структурой и т.п.).
4.Пояснение неясных мести и прочие расшифровки.
5. Чувства, выраженные лирическим героем стихотворения; чувства, которые вызывает стихотворение у читателя.
6. Тема, проблема, авторская позиция, затронутые в стихотворении.