kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Жизненные ценности героя в рассказе В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок построен с использованием презентации и интерактивной диаграммы. Во время работы учащиеся заполняют таблицу самостоятельно, затем проверяют с учителем. таблица выведена на экран. Если навести курсор на красную стрелочку, всплывает ответ.

Дополнительный материал к уроку: презентация, раздаточный материал (таблица), интерактивная таблица, музыкальное сопровождение.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«таблица к уроку»

Как воспитывали Витьку

Бабушка — внуку: “Повезу свои ягоды в город, твои тоже продам и куплю тебе пряник конем”.


“Бабушка никогда не позволяла таскаться с кусками хлеба. Ешь за столом, иначе будет худо”.


“Бабушка держала деньги — “запас” на черный день”.


“Бабушка корила Левонтия за безделье, перечисляла работу, которую он должен был сделать в доме и вокруг дома”.


Бабушка — внуку, пытающемуся прорваться в дом Левонтия: “Нечего куски выглядывать. Нечего этих пролетарьев объедать, у них самих в кармане — вошь на аркане”.


“Бабушка „привечала“ Васеню до утра, когда Левонтий бушевал”.


Бабушка не стала перекладывать ягоды из туеска.


“Я думал, сейчас бабушка обнаружит мое мошенничество, даст мне что полагается, и уже приготовился к каре за содеянное злодейство”.


“Бабушку надул, калачи украл. Что только будет?” “Сон не брал меня, как окончательно запутавшегося преступника”.


Не стал будить бабушку: жалко ее будить, устала она, ей рано вставать.


“Дедушка никогда не шумел, работал неторопливо, но очень уемисто и податливо”.

“Дедушка бы не дал меня в обиду”. “Потатчик! Своих всю жизнь потакал, теперь этого!..”


На предложение Саньки зарыться в сено и притаиться: “Не буду так делать! И слушаться тебя не буду!”


“Дед погладил меня по голове: „Ну што ты! …Попроси прощения“”.


“Дед мне подмигнул: „Терпи“. Бабушка должна разрядиться, должна высказать все, что у нее накопилось, душу отвести должна”.


“По скобленому кухонному столу, как по огромной земле с пашнями, лугами и дорогами, на розовых копытцах скакал конь с розовой гривой. „Бери, бери, чего смотришь?“”




Просмотр содержимого документа
«урок по теме Жизненные уроки в рассказе Конь с розовой гривой.»

Урок литературы в 6 классе по произведению

В.Астафьева «Конь с розовой гривой».

УЧИТЕЛЬ: Дорогина Т.С.

Тема урока: «Жизненные уроки героя»


Цель:

  • Помочь учащимся разобраться в идейно-нравственном содержании рассказа

  • выделить духовные ценности, которые делают человека богаче и щедрее

  • развивать творческие способности, воображение учащихся

  • развивать речевую культуру учащихся


Оформление: портрет В. Астафьева, презентация к уроку.


Методические приемы: рассказ учителя, беседа, работа с текстом, опрос, словарная работа, инсценировка эпизода.


Эпиграф: Сколько лет прошло! Сколько событий минуло!

А я все не могу забыть бабушкиного пряника - того

дивного коня с розовой гривой.


В.П. Астафьев.




Ход урока:



  1. Вступительное слово учителя.


Виктор Петрович Астафьев - известный талантливый писатель, ушел из жизни совсем недавно. Это был очень честный, чуткий, требовательный к себе человек. Большинство произведений Астафьева автобиографичны, почти все они о родине Виктора Петровича – Сибири, о далеком деревенском детстве. Родился он в Сибири, на Енисее, в селе Овсянка, там он жил и последние годы жизни.


. Виктор рано осиротел: его мать утонула в Енисее, а отец не жил со своей семьей, занимался бродяжничеством.

Детства, как такового, у Виктора не было: он голодал, беспризорничал, жил в детском доме, но на его долю выпадали и светлые моменты, проведенные у бабушки Екатерины Петровны и у деда Ильи Евграфовича.

Когда ему еще не исполнилось 18 лет, он ушел добровольцем на фронт. Вернувшись с войны, начал заниматься литературой.


Рассказ «Конь с розовой гривой» открывает добрый и светлый мир народной жизни, увиденный детскими глазами, показывает живой и наблюдательный детский характер. «Конь с розовой гривой», такой романтичный, сказочный образ, оказывается всего-навсего «пряником конем». Наша с вами задача: проанализировать содержание рассказа и выяснить, какие жизненные уроки он несет.

2. Книга «Последний поклон».

Став писателем, Виктор Петрович написал автобиографическую книгу «Последний поклон». Эта книга представляет собой целостное произведение, которое состоит из отдельных законченных рассказов. В этих рассказах Астафьев вспоминает те радостные и светлые моменты своего детства, которые он провел с бабушкой Екатериной Петровной.

Один из таких рассказов – рассказ «Конь с розовой гривой», который вы прочитали дома к сегодняшнему уроку.


  1. Беседа по вопросам.


  • Как вы думаете, где и когда происходит действие рассказа «Конь с розовой гривой»?

(действие происходит в одной из деревень на берегу Енисея в первые годы после гражданской войны.)

  • Что это было за время? Как жилось людям?

(время было трудное, герой рассказа - сирота, у него мать утонула, жил он с бабушкой, дедушка приезжал с заимки время от времени; семья Левонтьевых жила очень бедно, было много детей, денег на всех не хватало, отец семейства много пил, пропивал деньги, да и работать не любил.)


  • Как автор при помощи текста показывает, что действие происходит в Сибири?

(автор использует сибирские диалектизмы)

  • С какой целью автор их использовал в тексте и не заменил другими словами?

Туесок – берестяная корзина с крышкой

Заполошная – суетливая

Бадога – длинные поленья

Шаньга – булочка с творогом

Заимка – земельный участок, вдали от села

Поскотина – пастбище, выгон

Яр – крутой край оврага


  1. Работа над текстом. Основная часть урока.

Скажите, пожалуйста, почему рассказ называется «Конь с розовой гривой»? (работаем над сюжетом)

Пряничный конь с розовой гривой — мечта деревенских ребятишек. Чтобы получить такого коня, Витя отправляется с соседскими ребятами собирать малину. Заигравшись, он поддаётся уговорам своего приятеля Саньки набить туесок травой, а малину насыпать сверху. Однако, его начинает мучить совесть и тревога: «А вдруг обман раскроется». В конце концов обман действительно раскрывается. Вите стыдно посмотреть в глаза бабушке, но он все-таки просит у нее прощения. Бабушка прощает своего внука, вручает ему заветный пряник.

С какими двумя мирами мы встречаемся в рассказе? Быт каких двух семей рисует нам автор?

Это семья самого Виктора и семья дяди Левонтия, соседа.

Совершенно верно. Чем эти семьи отличаются друг от друга? В каком отношении мы можем их сравнить?

Левонтий совсем не следит за своими детьми, а Екатерина Петровна опекает своего внука, воспитывает его.




  1. \Работа по таблице Как воспитывали Витьку.


  1. Как воспитывали Витьку

Бабушка — внуку: “Повезу свои ягоды в город, твои тоже продам и куплю тебе пряник конем”.


“Бабушка никогда не позволяла таскаться с кусками хлеба. Ешь за столом, иначе будет худо”.


“Бабушка держала деньги — “запас” на черный день”.


“Бабушка корила Левонтия за безделье, перечисляла работу, которую он должен был сделать в доме и вокруг дома”.


Бабушка — внуку, пытающемуся прорваться в дом Левонтия: “Нечего куски выглядывать. Нечего этих пролетарьев объедать, у них самих в кармане — вошь на аркане”.


“Бабушка „привечала“ Васеню до утра, когда Левонтий бушевал”.


Бабушка не стала перекладывать ягоды из туеска.


“Я думал, сейчас бабушка обнаружит мое мошенничество, даст мне что полагается, и уже приготовился к каре за содеянное злодейство”.


“Бабушку надул, калачи украл. Что только будет?” “Сон не брал меня, как окончательно запутавшегося преступника”.


Не стал будить бабушку: жалко ее будить, устала она, ей рано вставать.


“Дедушка никогда не шумел, работал неторопливо, но очень уемисто и податливо”.

“Дедушка бы не дал меня в обиду”. “Потатчик! Своих всю жизнь потакал, теперь этого!..”


На предложение Саньки зарыться в сено и притаиться: “Не буду так делать! И слушаться тебя не буду!”


“Дед погладил меня по голове: „Ну што ты! …Попроси прощения“”.


“Дед мне подмигнул: „Терпи“. Бабушка должна разрядиться, должна высказать все, что у нее накопилось, душу отвести должна”.


“По скобленому кухонному столу, как по огромной земле с пашнями, лугами и дорогами, на розовых копытцах скакал конь с розовой гривой. „Бери, бери, чего смотришь?“”


Вывод: таким образом, эти миры отличаются двумя способами существования. В семье Виктора это ответственность, основательность, трудолюбие, постоянная забота о завтрашнем дне. И полная противоположность в семье Левонтия, где нет этой ответственности, основательности, где будням предпочитают праздники, где живут только сегодняшним днем, а не завтрашним.

Как же Виктор относится к этим двум мирам?

Виктора в доме Левонтия привлекает именно свобода, беспечность, вольность. Ему хочется жить так же, как левонтьевские ребятишки, легко и просто, не думая ни о чем. Но он воспитывался в иной семье, в семье своей бабушки. Бабушка живет у него в сердце, он ее очень любит, хотя она и строгая.

В каком эпизоде наиболее ярко видно, что мир левонтьевских привлекает Виктора? Что ему тоже хочется быть такими?

Видно, когда ребята пошли за ягодами.

Что же там происходит?

Виктор уже почти наполнил своей туесок ягодами, но левонтьевским захотелось искупаться в речке, повеселиться. Виктору тоже очень этого хотелось. Санька называет Виктора жадным, говорит, что он испугался своей бабушки. А Виктор хочет показать всем, что он не боится своей бабушки и предлагает всем съесть собранные ягоды.

Какой же выбор делает Виктор в итоге? Какой мир ему остается дорог?

Сначала Виктор выбирает мир левонтьевских ребятишек, так как соглашается все-таки на обман. Но в итоге он все-таки остается в мире своей бабушки, так как он понимает, что поступил очень плохо и раскаивается. Виктор не может жить так, как левонтьевские, так как бабушкино начало уже живет в нем самом. Ему стыдно за свой поступок.

4. Итоги урока.

И, возвращаясь к книге «Последний поклон», ответьте, пожалуйста, на вопрос: кому же этот поклон? Что означает этот поклон?

Поклон бабушке, ее жизненным урокам. Поклон за доброту, умение прощать. Это знак благодарности за то, что Виктору дала бабушка.

Несмотря на обман, бабушка все-таки купила Виктору пряник, а не наказала его. Как вы думаете, почему?

Бабушка понимала, что Виктор совершил такой проступок под влиянием мира левонтьевских. Она знала, что Виктор сам бы никогда так не поступил. Бабушка любит Виктора и жалеет его. Но любовь эта ответственная, не такая, как любовь в семье Левонтия.

Хотя бабушка не наказала внука, он все равно наказан. Его наказание в нем самом. И как следствие раскаяния – слезы. Стр.138

Неслучайно рассказ заканчивается такими строчками. Стр. 139 последний абзац.



Просмотр содержимого презентации
«конь с розовой гривой»

Виктор Петрович Астафьев Сколько лет прошло! Сколько событий минуло!  А я все не могу забыть бабушкиного пряника - того  дивного коня с розовой гривой.    В.П. Астафьев.  

Виктор Петрович Астафьев

Сколько лет прошло! Сколько событий минуло!

А я все не могу забыть бабушкиного пряника - того

дивного коня с розовой гривой.

 

В.П. Астафьев.

 

Книга «Последний поклон »
  • Книга «Последний поклон »
Увал Туесок Пологий холм. Берестяная корзина с крышкой. Суетливая Длинные поленья Булочка с творогом. Земельный участок. пастбище Заполошная Бадога Шаньга Заимка Поскотина
  • Увал
  • Туесок
  • Пологий холм.
  • Берестяная корзина с крышкой.
  • Суетливая
  • Длинные поленья
  • Булочка с творогом.
  • Земельный участок.
  • пастбище
  • Заполошная
  • Бадога
  • Шаньга
  • Заимка
  • Поскотина
Пряничный конь с розовой гривой — мечта деревенских ребятишек. Чтобы получить такого коня, Витя отправляется с соседскими ребятами собирать малину. Заигравшись, он поддаётся уговорам своего приятеля Саньки набить туесок травой, а малину насыпать сверху. Однако, его начинает мучить совесть и тревога: «А вдруг обман раскроется». В конце концов обман действительно раскрывается. Вите стыдно посмотреть в глаза бабушке, но он все-таки просит у нее прощения. Бабушка прощает своего внука, вручает ему заветный пряник.
  • Пряничный конь с розовой гривой — мечта деревенских ребятишек. Чтобы получить такого коня, Витя отправляется с соседскими ребятами собирать малину. Заигравшись, он поддаётся уговорам своего приятеля Саньки набить туесок травой, а малину насыпать сверху. Однако, его начинает мучить совесть и тревога: «А вдруг обман раскроется». В конце концов обман действительно раскрывается. Вите стыдно посмотреть в глаза бабушке, но он все-таки просит у нее прощения. Бабушка прощает своего внука, вручает ему заветный пряник.
Кому же этот поклон?

Кому же этот поклон?

  • Поклон бабушке, ее жизненным урокам. Поклон за доброту, умение прощать. Это знак благодарности за то, что Виктору дала бабушка.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Жизненные ценности героя в рассказе В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой"

Автор: Дорогина Татьяна Сергеевна

Дата: 09.02.2015

Номер свидетельства: 169994

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Урок литературы в 6 классе по произведению  В.Астафьева «Конь с розовой гривой». "
    ["seo_title"] => string(82) "urok-litieratury-v-6-klassie-po-proizviedieniiu-v-astaf-ieva-kon-s-rozovoi-ghrivoi"
    ["file_id"] => string(6) "187610"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426531226"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "Открытый урок.  «Жизненные уроки героя» по рассказу В. Астафьева «Конь с розовой гривой»"
    ["seo_title"] => string(88) "otkrytyi-urok-zhizniennyie-uroki-ghieroia-po-rasskazu-v-astaf-ieva-kon-s-rozovoi-ghrivoi"
    ["file_id"] => string(6) "249413"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446897549"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства