Просмотр содержимого документа
«Жизнь и творчество В.Я.Брюсова»
Конспект урока по теме: «Серебряный» век русской поэзии. В.Я. Брюсов как глава символизма в русской поэзии. Поэзия В. Я. Брюсова.
Цели: - Определить особое место Серебряного века в русской культуре, его хронологические рамки, основных представителей,
- познакомить учащихся с творчеством поэта-символиста В. Я. Брюсова,
- показать значение творчества поэта для русской поэзии,
-путём анализа стихотворений поэта выявить особенности его поэтики;
Ход урока.
1. Мы приступаем к изучению литературы рубежа веков, называемого «Серебряным веком». Термин «серебряный век» появился по аналогии с пушкинским, «Золотым веком» русской литературы 19 в. Назовите основных представителей (В.А. Жуковский, К.Н. Батюшков, Д.В. Давыдов, П.А. Вяземский, Н.М. Языков, Е.А. Баратынский, А.С. Пушкин, К.Ф. Рылеев, М.Ю. Лермонтов, Ф.И. Тютчев, А.А. Григорьев, Н.А. Некрасов, А.К. Толстой, А.Н. Плещеев, А.А. Фет). Если сравнивать эпитеты серебряный и золотой, получается, что литература рубежа веков, названная «серебряной» в чем-то уступает «золотому веку». Но в данном случае эпитеты «золотой» и «серебряный» имеют значение не степени качества, не определенного творческого уровня, а говорят о разности основных настроений эпохи: солнечный блеск поэтов XIX века и лунная хандра века XX. Величайшей заслугой Серебряного века было его стремление воспринять и осмыслить новую жизнь нового человека.
Границы Серебряного века условны. Серебряный век начался в 1892 году с манифеста - заявления о том, что мир и человек боле не могут быть поняты и выражены старыми художественными средствами. Это прозвучало в лекции « О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» Дмитрия Сергеевича Мережковского, а его завершением можно считать 1921 г. – год смерти А. Блока и расстрела Н. Гумилева.
Поэты «серебряного века» следовали пушкинским традициям, в их творчестве отразились темы поэта и поэзии, дружбы и любви, философские мотивы, звучала тема Родины. Не все поэты рубежа веков относились к Серебряному веку. Относились поэты-символисты, акмеисты, футуристы, кроме кубофутуристов, новокрестьянские поэты (Есенин, Клюев), а также поэты, не относившиеся ни к каким литературным направлениям: Цветаева, Ходасевич, Черный.
2. Серебряный век поэзии отмечен созвездием феноменальных поэтических дарований, одна из наиболее ярких звезд Валерий Яковлевич Брюсов — интереснейшая личность в литературе конца XIX — начала XX века. Прежде всего, Брюсов выделяется своей богатой культурой, обширнейшими знаниями, многогранностью интересов. "Если бы мне иметь сто жизней, — восклицал Брюсов, — они не насытили бы всей жажды познания, которая сжигает меня!"
Поэт, прозаик, драматург, литературовед, редактор, историк, филолог, лингвист, он до конца жизни занимался и математикой, и философией, интересовался достижениями науки. С 1893–1899 – учеба на историко-филологическом факультете Московского университета. Брюсов знал более 20 языков и был талантливым переводчиком, пропагандируя лучшие произведения мировой литературы. Его перу принадлежат переводы "Энеиды" Вергилия и "Божественной комедии" Данте, "Фауста" Гёте и произведений Байрона, Эдгара По, Верхарна, Метерлинка, Гюго, Вердена, а также сокровищ поэзии армянского, латышского и финского народов
В поэзию В.Я.Брюсов ворвался, намеренно шокируя публику. Вот, к примеру, скандально известный моностих В.Я.Брюсова "О, закрой свои бледные ноги!": Как вы думаете, чего этим стихотворением хотел добиться поэт? (Это намеренный эпатаж публики, хотел озадачить, хотел прославиться, громко заявить о себе.)
К началу 1890-х г.г. наступила пора увлечения В.Я.Брюсова произведениями французских символистов: Бодлера, Верлена, Малларме. В.Я.Брюсов пишет несколько статей о французских поэтах и в период с 1894 по 1895г.г. он издаёт (под псевдонимом Валерий Маслов) три стихотворных сборника "Русские символисты", куда вошли многие из его собственных стихотворений.
Но уже в 1895г. в свет выходит первый сборник стихотворений исключительно брюсовских стихотворений - "Chefs d,oeuvre" ("Шедевры").
- Как бы вы отнеслись к такому названию сборника молодого поэта? (Дал намеренно вызывающее название. Это самомнение, самонадеянность, самовлюблённость.)
В предисловии к книге В.Я.Брюсов написал, что не ждёт понимания ни от критиков, ни от читателей. Эта книга, как он говорил, "завещана вечности и искусству". Но никто и не подозревал о сомнениях, мучивших поэта, о его порывах всё порвать или сжечь. Ведь внимательный, вдумчивый читатель увидел бы, что основная тема сборника - это стремление уйти от будничной действительности к новому миру. В дневнике поэта мы находим: "Юность моя - юность гения".
У Брюсова очень много стихотворений посвящено теме творчества. И все они разные. Но объединяет их одна общая мысль: творчество должно быть свободно, оно продолжается, его невозможно постичь, оно хрупко, иллюзорно, воздушно, боится громких звуков и яркого света. Давайте прочтем стихотворение «Сонет к форме» 1894 г. Что такое сонет? (Сонет— твёрдая поэтическая форма: стихотворение из 14 строк, образующих 2 четверостишия-катрена (на 2 рифмы) и 2 трёхстишия-терцета (на 2 или 3 рифмы).
Поэт утверждает, что между контуром и запахом цветка имеется какая-то тонкая связь. У меня эта фраза сначала вызвала сомнение. Ведь контур – это видимый образ предмета, который воспринимается зрением. А запах – увидеть невозможно. Но, с другой стороны, каждый цветок пахнет по-своему. И получается, что увидев на рисунке ромашку, мы можем виртуально ощутить ее запах. Оказывается, что все в этом мире, так или иначе, это плод человеческих фантазий. Он смотрит на небо, и облака представляются ему в виде диковинных существ или сказочных дворцов. Эти и другие образы, которые рождаются в головах людей, сменяют друг друга ежесекундно. Но, воплотив эти видения в стихах, картинах или скульптурах человек обрекает их на существование в веках. Однако поэт считает, что образы, созданные человеком на века, должны быть отточены до совершенства, только тогда они достойны пребывать на земле дольше самого автора. Как мы убедились, поэта и ювелира объединяет умение придать форму — своим переживаниям или драгоценному камню, то есть воплотить то, что невидимо другим, и воплотить по законам красоты. Воплотить свои представления и переживания художник обязан столь филигранно, сколь совершенно обрабатывает алмаз ювелир, доводя его до состояния бриллианта. К слову сказать, Брюсов принадлежал к течению символистов, которые свято верили, что их творчество изменит человека к лучшему, а значит, жизнь будет совершенствоваться. Свои работы они сравнивали с чистейшими бриллиантами, красота которых должна преобразить внутренний мир людей, сделать его духовно богаче.
Прочтите стихотворение «Творчество» 1895 г.
Читая стихотворение "Творчество", невольно задумываешься: "Кто мог написать эти строки? Безумец, место которому только в психиатрической больнице". Так считали и многие современники автора этих строк. Действительно, в стихотворении все необычно, не укладывается в рамки сознания. "Фиолетовые руки", которые "чертят звуки", "месяц обнаженный", "звуки ластятся". Необходимо также помнить, что Брюсов - "отец русского символизма". Именно ему принадлежат слова, что "символизм - поэзия намеков".
В стихотворении "Творчество" Брюсов описывает то состояние, в котором пребывает творец в минуту вдохновения. Автор говорит о двух мирах: реальном и ином мире, где уже есть все, что будет им создано. И если в начале стихотворения говорится о тени "несозданных созданий", то в конце речь идет об уже воплотившихся творениях ("тайны созданных созданий"), но тем не мене полных тайн. Творчество продолжается, его невозможно постичь, оно хрупко, воздушно.
Брюсов соединяет в стихотворении зрительные и звуковые образы: "прозрачные киоски", "звонко-звучная тишина", " при лазоревой луне". Очень интересна композиция стихотворения, оно насыщено звуковыми повторами. Последняя строка первой строфы повторяется как вторая строка следующей строфы, а последняя строфа возвращает нас к первой.
Брюсов развивается как поэт стремительно. В 1897г. появляется следующий стихотворный сборник В.Я.Брюсова "Me eum esse" ("Это я").
Здесь поэт незначительно прогрессирует сравнительно со сборником "Шедевры". В нём автор ещё видится нам холодным мечтателем, отстранённым от "внешнего мира". И наиболее известное стихотворение этого сборника: "Юному поэту".
– А теперь прокомментируем его. Каким должен быть поэт, какими качествами он должен обладать? Отвечая на эти вопросы, используйте цитаты из текста. («не живи настоящим, Только грядущее – область поэта», «никому не сочувствуй, Сам же себя полюби беспредельно», «поклоняйся искусству, Только ему, безраздумно, бесцельно»).
– Соответствуют ли наставления автора юному поэту чертам символизма и каким? (пророческие ощущения, «искусство ради искусства» считал Брюсов, самоотверженная работа над словом, над собой).
– Какова цель стихотворения Брюсова? (Желание помочь юноше «со взором горящим» себя полюбить, поверить в собственные силы, с честью выполнить долг поэта, до конца нести знамя поэзии, поклоняться искусству, то есть чтить тех, за кем идешь, не споткнуться, не потушить жар своего юного сердца).
В 1900г. В.Я.Брюсов стал одним из инициаторов и руководителей издательства "Скорпион", объединившего сторонников нового искусства. Именно в "Скорпионе" был издан сборник стихотворений поэта под названием "Tertia Vigilia" ("Третья стража"). На этот сборник Брюсов возлагал большие надежды: " Это мои лучшие вещи, может быть, лучшее, что я мог написать в стихах".
Итак, после "Tertia Vigilia" Брюсов окончательно завоёвывает признание в петербургских литературных кругах, куда его ввёл К.Бальмонт. Не прошло и нескольких лет, как Брюсов, вдохновлённый успехом, издаёт в 1903г. следующий стихотворный сборник "Urbi et Orbi" ("Граду и Миру"). Эта книга, как и прежняя, состояла из нескольких циклов. Как пояснил позднее автор, название должно было показать, что он обращается не только к тесному "граду" своих единомышленников, но и ко всему "миру" русских читателей.
Уже в ранних своих сборниках Брюсов обращался к теме города, эта тема притягательна, город у Брюсова безмерно соблазнителен; прекрасен и ужасен. Он поприще трагедии одинокой души, переживающей своё одиночество в толпе. Город стал для поэта явлением, соединяющим прошлое и настоящее. Но во многих его стихах этого сборника чувствуется неоднозначное отношение поэта к образу города. С одной стороны, он воспевает культурные и материальные ценности, "дух движения" города ("Париж", "Мир", "Венеция"). С другой стороны город наводит ужас, человек теряется перед силой незримых чудовищ, уродливой действительностью - "Конь Блед", "Довольным", "Фабричная". Брюсов в одном из стихотворений так определил такое видение темы города: "борьба города с людьми". Интересно, что в этом сборнике Брюсов всё чаще и чаще обращается к гражданской теме. Классическим примером гражданской лирики и одним из наиболее известных в сборнике является стихотворение "Каменщик" 1901.
Случайный разговор прохожего и рабочего становится сюжетной основой для стихотворения. Присутствуют социальные мотивы, уделяется внимание обездоленных городских низов. Каменщик отвечает прохожему сухо, ведет себя грубо. За словами: - Эй, берегись! под лесами не балуй… Знаем все сами, молчи! обращенными к прохожему, пытающегося просвещать рабочего, встает образ не просто угнетенного, а народа, набирающего силу, готового подняться на борьбу со своими врагами.
Из всех жизненных путей он выбирает путь труда, дабы изведать тайны "жизни простой и мудрой".
Напомню только ещё раз, что этот сборник стихов был встречен русскими символистами как огромное событие. Критики убедились, что Брюсовым создан собственный стиль - звучный, чеканный, живописный.
Как несомненная поэтическая удача был встречен и сборник стихов "Stephanos" ("Венок") - 1906г. Сам Брюсов писал, что этот сборник завершил его поэзию и надел на неё воистину "венок". Здесь Брюсов преднамеренно взвешивает все составные элементы, продумывает соразмерность частей. Теперь книги Брюсова начинают выходить большими тиражами, теперь Брюсов получает право диктовать литературной жизни свои законы. Очень яркое стихотворение в этом сборнике - "Памятник", написанное в 1912г.
Вы знаете, что тема памятника занимает большое место в творчестве русских поэтов. Вы можете вспомнить стихотворения "Памятник" Державина и "Я памятник себе воздвиг" Пушкина. Стихотворения всех трёх поэтов объединяет одна тема. (Каждый из поэтов подводит как бы итог своему творчеству, определяет, за что он будет "любезен народу".)
Мой памятник стоит, из строф созвучных сложен.
Кричите, буйствуйте, - его вам не свалить!
Распад певучих слов в грядущем невозможен, -
Я есмь и вечно должен быть.
У Брюсова лирический герой противопоставлен тем, кто не понял поэта - "толпе": Мой памятник стоит, из строф созвучных сложен.// Кричите, буйствуйте, его вам не свалить! Теперь на пике славы Брюсов всё чаще говорит, что устал от декадентства. Он хочет обратиться к прочному и незыблемому - творчеству Пушкина, которое он всегда высоко ценил. Но это обращение не бескорыстно. Брюсов неустанно изучает стихотворную технику Пушкина, желая стать "новым Пушкиным". В итоге, вождь символистов становится одним из видных пушкинистов начала века. Он посвятил поэту и литературе о нём 82 статьи, не считая неоконченных статей и набросков. Постепенно символизм утрачивает ведущую роль, уступая место новым литературным течениям. Начинает колебаться и слава Брюсова как вождя символизма. Критики всё чаще говорят, что последние его стихи хуже прежних.
Надо сказать, что сам Брюсов не испытывал удовлетворения от таких стихов, но неустанно продолжает верить в неслучайность своего существования. Он считает, что в его жизни всё: и личные и исторические катастрофы, неустанный труд, творческие неудачи и взлёты - имеет свой смысл.
Да, творческая судьба этого поэта сложна, интересна, ярка! Он, словно очевидец, воспевает сокрытое веками. Брюсовский поэтический мир - это мир страстей и переживаний, это мир свободный. И хочется вновь вернуться к словам, с которых мы начали знакомство с творчеством этого поэта: В.Я.Брюсов - одна из наиболее ярких звёзд в созвездии символизма.