kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Жизнь и творчество Сергея Викулова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта занятия по родной литературе (Вологодской области). Изучается жизнь и творчество поэта Сергея Викулова и его дружба с Сергеем Орловым. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Жизнь и творчество Сергея Викулова»

Злобина Светлана Николаевна

преподаватель русского языка и литературы

БПОУ ВО «Великоустюгский многопрофильный колледж


Тип урока: урок открытия нового знания

Цель: расширение и углубление знаний о жизни и творчестве вологодских поэтов.

Задачи:

Образовательные: познакомить с некоторыми биографическими данными поэта С.Викулова; формировать умение анализироватьанализировать лирическое произведение;

Развивающие: развивать устную речь обучающихся; навыки анализа лирического произведения; способствовать развитию активной жизненной позиции.

Воспитательные: воспитывать чуткое отношение к художественному слову; воспитывать любовь к малой родине.

Личностные УУД: воспитание правильного отношения к чувствам другого человека, душевную чуткость и внимание; развитие мышления, внимания; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности.

Метапредметные результаты:

– регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию;

– познавательные УУД: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения;

– коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других, применение знаний в жизни.

Методы: эвристический, частично-поисковый, метод самостоятельной работы с текстом, метод мотивации учебной деятельности.

Приемы: диалог, фронтальный опрос, работа в группах.


Оборудование: портреты С.Орлова и С.Викулова, совместное фото этих поэтов, ПК, проектор, колонки, аудиозапись песни «Бабушка» в исполнении Юрия Беляева.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

1. Мотивация обучающихся на достижение цели, сообщение цели урока.

Проверяет готовность обучающихся у занятию.

Перед вами фотография, на которой два Сергея, известные все вологжанам, и не только.

- Кто это?

Этих людей многое объединяет. Они были хорошо знакомы: учились в одной школе, тезки, оба поэты, фронтовики. Слева на фотографии Сергей Васильевич Викулов.

-Подумайте, какой может быть тема и цель этого занятия.

1. Поверяют рабочее место, наличие всех неоходимых принадлежностей к занятию.

2. Слушают преподавателя.

3. Отвечают на вопросы:
- Справа Сергей Орлов, мы знакомились с его биографией и творчеством на прошлом уроке, а слева мы не знаем.

- На этом уроке мы познакомимся с ещё одним представителем вологодской литературы, узнаем его биографию, познакомимся с его творчеством.

3. Открытие нового знания













































































4.

Самостоятельная работа в группах с проверкой в виде выступлений ответственного в группе.

Эта дружба зародилась ещё с Мерге и Белозерске, где прошли их детство и юность. Оба вошли в Союз писателей и стали лауреатами литературной Государственной премии РСФСР им. Горького. В любимом городе этих поэтовесть улицы, названные в их честь, даже музей находятся рядом, на одной улице.

Семья Викуловых переехала в Мегру из деревни Емельяновской. Это место очень понравилось 10-летнему Сергею: деревня была просторная, весёлая, пароходные гудки, пристань, рыбалка. Семья поселилась при медпункте, ранее в этом здании была школа, в мансарде которой жила семья Орловых.

В воспитании особую роль играла бабушка, о ней Сергей потом напишет стихотворние «Бабушка», Юрий Беляем на эти слова сочинил музыку и сам же спел эту душевную песню. Прослушайте её.
- Как относится лирической герой к своей бабушке?
- Как зовут бабушку?
- Каким герой запомнил бабушку?

- О чём пела бабушку внуку?

- Найдите с песне устаревшие слова. Что они оброзначают?
- Какие диалектные слова вы услышали в песне? Слышали ли вы их когда-нибудь? При каких обстоятельствах? Объясните их лексическое значение.

- Как вы думаете, почему композитор подобрал спокойну., ненавязчивую мелодию к этим словам?

7 школьных лет пролетели быстро, Викулов постыпает в Белозерский педагогический техникум. О роли учителя в жизни каждого из нас Сергей Васильевич говорит в стихотворении «Учитель... Слово-то какое!»

- Каким чувством проникнуто стихотворение?

- Как этому помогает синтаксис стихотворения
- Найдите метафору в 1 части стихотворения. О ком говорит Сергей Викулов?

- Чем является учитель для лирического героя этого стихотворения?

- Найдите сравнение. Какую роль оно играет в этом произведении?

- Почему поэт включает в конец стихотворения грустную нотку?

Из педагогических стен его направили на учёбу в Севастопольское зенитно-артиллерийское училище, из которого был досрочно выпущен в звании лейтенанта. А потом фронт: командовал батареей, был помощником начальника штаба артиллерийского полка. Исполнял долг защиты Отечества отважно, как и его предки. Не даром в одном из своих стихотворений пишет такие строки:

Оглядываюсь с гордостью назад:

Прекрасно родовое древо наше!

Кто прадед мой? Солдат и землепашец.

Кто дед мой? - Землепашец и солдат.

Солдат и землепашец мой отец.

И сам я был солдатом, наконец.

А в тылу тоже было не сладко. Тяжёлый труд выносили все, а вот плохие вести страшнее физической боли и усталости. О тыловом вестнике, почтальоне, говорится в стихотворении «Одна на век».

- Почему не было «должности горестней», чем почтальон?

- Как понимаете сравнительный оборот «те извещения без марок, как будно камни, волочил»?

Все ждали заветного дня, часа, минуты. О том, как он настал писали многие поэты. Почитайте и сравните стихотворения Сергея Викулова «В тот миг» и Сергея Орлова «Это было всё-таки со мной».

Общие вопросы на доске для работы со стихотворениями:

1) Кто лирический герой стихот-й?

2) Найдите риторический вопрос в стих-ях. Какую роль он играет в этих произведениях?

3) Каким настроением проникнуты стих-я?

4) Найдите ключевые фразы в стихотворениях.

- Что объединяет прочитанные нами стихотворения С.Викулова и С.Орлова?

- В чьём стихотворении внимание сосредоточено на самом моменте Победы, а кто показывает, что Победа открывает нам будущее?

А после войны была Вологда и Вологодский педагогический институт, газета «Красный север», затем работа редактора в областном издательстве. В конце 1960-х гг. переехал в Москву. В 1967 г. стал заместителем главного редактора журнала «Молодая гвардия»; с августа 1968 до 1989 г. — главный редактор журнала «Наш современник». Писать стихи Викулов начал с 1936 г., первая публикация появилась в районной газете «Белозерский колхозник». В 1950-х гг. поэт печатался в областных газетах «Вологодский комсомолец» и «Красный Север», в 1960— 1980-х — в центральных литературно-художественных журналах «Наш современник» и «Молодая гвардия». Последовал этап публицистических произведений (5 книг очерков). Важная особенность поэзии Викулова – ее тяготение к сюжетности и к бытописанию, не случайно в этой связи постоянное обращение автора к жанру поэмы.Викулов умер 1 июля 2006 года. Похоронен в Москве на Троекуровском кладбище. «Большую роль в моей судьбе сыграли личные знакомства и дружба с поэтами-земляками А. Яшиным и С. Орловым», – писал Викулов.

1. Слушают преподавателя.

















2. Слушают аудиозапись песни «Бабушка» (сл.С.Викулов, муз. Ю.Беляева) в исполнении Юрия Беляева.

3. Отвечают на вопросы преподавателя после прослушивания песни.













4. Читают стихотворение «Учитель... Слово-то какое!»

5. Отвечают на вопросы преподавателя.































6. Подготовленный студент читает наизусть стих-е «Одна на век».

7. Отвечают на вопросы преподавателя.






1. Студенты делятся на 2 группы Одна работает со стихотворением Викулова, вторая — Орлова.

2. Представители каждой группы выразительно читают стихотворения.

3. Представители из каждой группы пишут краткие ответы на доске (разделена на 2 части) по своим стихотворениям.


4. Отвечают на вопросы преподавателя.

4. Применение полученных знаний на практике, обобщение.

- Вспомните все прочитанные и прослушанные стихотворения Сергея Викулова и распределите их по тематике:
1. О родных и близких.

2. О лучших профессиях

3. О войне.

4. О деревне, родине

5. О природе.

- Стихотворения на какие темы мы сегодня не рассмотрели?


Распределяют изученные на уроке произведения по темам.

5. Итог урока, рефлексия, домашнее задание

Преподаватель задаёт вопросы:

- Что объединяет 3 последние наши занятия?

- Какие темы в творчестве Яшина, Орлова, Яшина переплетаются?

- Стихотворения на какие темы мы сегодня не рассмотрели? К следующему уроку приготовьте выразительное чтение и анализ стихотворения С.Викулова на одну из нерассмотренных тем.
- Какие интересные факты вам запомнились особенно?

- С чем кроме творчества была связана жизнь Сергея Викулова?

- Как события жизни Сергея Викулова отразились в его творчестве?

- Вспомните цель нашего урока, поставьте на полях в теради «+», если цель достигнута; «v — если цель достигнута частично, и «—» если нель не достигнута вообще.

1.Обучающиеся отвечают на вопросы преподавателя:

- На 3 последних занятиях мы изучали творчество А.Яшина, С.Орлова, С.Викулова. Все они уроженцы Вологодчины, а ещё были друзьями.

- Тема Родины, природы, войны отражена в творчестве каждого.

- Не было стихотворений о природе, деревне и Родине.

2. Определяют степеь достижения цели.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Жизнь и творчество Сергея Викулова

Автор: Злобина Светлана Николаевна

Дата: 27.12.2021

Номер свидетельства: 596396


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства