Эта дружба зародилась ещё с Мерге и Белозерске, где прошли их детство и юность. Оба вошли в Союз писателей и стали лауреатами литературной Государственной премии РСФСР им. Горького. В любимом городе этих поэтовесть улицы, названные в их честь, даже музей находятся рядом, на одной улице. Семья Викуловых переехала в Мегру из деревни Емельяновской. Это место очень понравилось 10-летнему Сергею: деревня была просторная, весёлая, пароходные гудки, пристань, рыбалка. Семья поселилась при медпункте, ранее в этом здании была школа, в мансарде которой жила семья Орловых. В воспитании особую роль играла бабушка, о ней Сергей потом напишет стихотворние «Бабушка», Юрий Беляем на эти слова сочинил музыку и сам же спел эту душевную песню. Прослушайте её. - Как относится лирической герой к своей бабушке? - Как зовут бабушку? - Каким герой запомнил бабушку? - О чём пела бабушку внуку? - Найдите с песне устаревшие слова. Что они оброзначают? - Какие диалектные слова вы услышали в песне? Слышали ли вы их когда-нибудь? При каких обстоятельствах? Объясните их лексическое значение. - Как вы думаете, почему композитор подобрал спокойну., ненавязчивую мелодию к этим словам? 7 школьных лет пролетели быстро, Викулов постыпает в Белозерский педагогический техникум. О роли учителя в жизни каждого из нас Сергей Васильевич говорит в стихотворении «Учитель... Слово-то какое!» - Каким чувством проникнуто стихотворение? - Как этому помогает синтаксис стихотворения - Найдите метафору в 1 части стихотворения. О ком говорит Сергей Викулов? - Чем является учитель для лирического героя этого стихотворения? - Найдите сравнение. Какую роль оно играет в этом произведении? - Почему поэт включает в конец стихотворения грустную нотку? Из педагогических стен его направили на учёбу в Севастопольское зенитно-артиллерийское училище, из которого был досрочно выпущен в звании лейтенанта. А потом фронт: командовал батареей, был помощником начальника штаба артиллерийского полка. Исполнял долг защиты Отечества отважно, как и его предки. Не даром в одном из своих стихотворений пишет такие строки: Оглядываюсь с гордостью назад: Прекрасно родовое древо наше! Кто прадед мой? Солдат и землепашец. Кто дед мой? - Землепашец и солдат. Солдат и землепашец мой отец. И сам я был солдатом, наконец. А в тылу тоже было не сладко. Тяжёлый труд выносили все, а вот плохие вести страшнее физической боли и усталости. О тыловом вестнике, почтальоне, говорится в стихотворении «Одна на век». - Почему не было «должности горестней», чем почтальон? - Как понимаете сравнительный оборот «те извещения без марок, как будно камни, волочил»? Все ждали заветного дня, часа, минуты. О том, как он настал писали многие поэты. Почитайте и сравните стихотворения Сергея Викулова «В тот миг» и Сергея Орлова «Это было всё-таки со мной». Общие вопросы на доске для работы со стихотворениями: 1) Кто лирический герой стихот-й? 2) Найдите риторический вопрос в стих-ях. Какую роль он играет в этих произведениях? 3) Каким настроением проникнуты стих-я? 4) Найдите ключевые фразы в стихотворениях. - Что объединяет прочитанные нами стихотворения С.Викулова и С.Орлова? - В чьём стихотворении внимание сосредоточено на самом моменте Победы, а кто показывает, что Победа открывает нам будущее? А после войны была Вологда и Вологодский педагогический институт, газета «Красный север», затем работа редактора в областном издательстве. В конце 1960-х гг. переехал в Москву. В 1967 г. стал заместителем главного редактора журнала «Молодая гвардия»; с августа 1968 до 1989 г. — главный редактор журнала «Наш современник». Писать стихи Викулов начал с 1936 г., первая публикация появилась в районной газете «Белозерский колхозник». В 1950-х гг. поэт печатался в областных газетах «Вологодский комсомолец» и «Красный Север», в 1960— 1980-х — в центральных литературно-художественных журналах «Наш современник» и «Молодая гвардия». Последовал этап публицистических произведений (5 книг очерков). Важная особенность поэзии Викулова – ее тяготение к сюжетности и к бытописанию, не случайно в этой связи постоянное обращение автора к жанру поэмы.Викулов умер 1 июля 2006 года. Похоронен в Москве на Троекуровском кладбище. «Большую роль в моей судьбе сыграли личные знакомства и дружба с поэтами-земляками А. Яшиным и С. Орловым», – писал Викулов. | 1. Слушают преподавателя. 2. Слушают аудиозапись песни «Бабушка» (сл.С.Викулов, муз. Ю.Беляева) в исполнении Юрия Беляева. 3. Отвечают на вопросы преподавателя после прослушивания песни. 4. Читают стихотворение «Учитель... Слово-то какое!» 5. Отвечают на вопросы преподавателя. 6. Подготовленный студент читает наизусть стих-е «Одна на век». 7. Отвечают на вопросы преподавателя. 1. Студенты делятся на 2 группы Одна работает со стихотворением Викулова, вторая — Орлова. 2. Представители каждой группы выразительно читают стихотворения. 3. Представители из каждой группы пишут краткие ответы на доске (разделена на 2 части) по своим стихотворениям. 4. Отвечают на вопросы преподавателя. |