kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Жизнь и творчество Е.Замятина

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по творчеству Е.Замятина. Жизнь и становление Замятина 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Жизнь и творчество Е.Замятина»

УРОК 50

Тема урока: «Его щедро наградила родная Лебедянь» (К.Федин).

Жизнь и творчество Е.И Замятина

Тип урока: формирование новых знаний

Форма проведения: урок - встреча

Цели урока.

Обучающая: познакомить учащихся с творческой судьбой

писателя – земляка, подчеркнуть его неразрывную

связь с родиной, главным источником его духовной и

нравственной силы, бескомпромиссности, его

удивительный дар предвидения.

Развивающая: воспитание художественной зоркости, умения

аргументировать свои ответы, культуры чтения.

Воспитывающая: воспитание любви к историческому прошлому, гордости

за самобытность русской культуры, творчество писателя,

открывшего целое направление в мировой литературе

Оборудование: выставка книг Е.И.Замятина, фотовыставка «Жизнь и

творчество Е.И.Замятина», запись фортепьянной пьесы

П.И.Чайковского «Баркарола» из цикла «Времена года» в

исполнении К.Н.Игумнова, презентация MS POWER POINT

«Идти по линии наибольшего сопротивления»

Опережающие задания: прочитать повесть «Уездное» и рассказ «Русь»,

подготовить сообщение

«Лебедянь 1884 – 1896гг - детство Е.И.Замятина»

Методическая цель: личностно – ориентированная ситуация на уроке

Ход урока: знакомство с целями урока и эпиграфом:

Настоящий художник писатель всегда на один

шаг впереди своего времени и своего общества,

поэтому положение настоящего писателя

всегда и при всех обстоятельствах одно и то же –

положение еретика.

Е.И.Замятин

План

1. Вступительное слово учителя «Идти по линии наибольшего

сопротивления» (кадры 1-3 презентации MS POWER POINT)

2. Сообщение учащегося: «Лебедянь 1884 – 1896гг - детство

Е.И.Замятина» (кадры 4- 9)

3. Продолжение лекции учителя «В атмосфере музыки и духовности»

(кадры 9- 13)

4. Продолжение лекции учителя: «Милая Мила Николаевна»

5. Начало творческой деятельности

6. Сценка по повести Е.И.Замятина «Уездное» (кадры 14- 17)

7. История создания рассказа «Русь», выразительное чтение отрывка из

рассказа.

8. Публицистика Замятина и роман – антиутопия « Мы»

9. Заключение: «Таланты в России издавна формировались в

провинции»

Проблемные вопросы

  • Что значит по Замятину быть писателем?

  • Как относился писатель к своей малой родине?

  • Как отразилась на формировании личности писателя

нравственно – чистая атмосфера его семьи?

  • Как характеризует Замятина тот факт, что он

сидел в тюрьме на ул. Шпалерной и при царском, и

при большевистском правительстве?

  • В чём проявилась самобытность Замятина как

писателя?

1. Вступительное слово учителя «Идти по линии наибольшего

сопротивления» (кадры 1-3 презентации MS POWER POINT)

Имя писателя Евгения Ивановича Замятина более 50 – ти лет находилось под строжайшим запретом. Сегодня он по праву занимает одно из ведущих мест в нашей культуре.

На сегодняшнем уроке, знакомясь с биографией писателя, мы попытаемся проследить пути нравственного становления художника слова, ответить на вопрос, почему же он называет себя еретиком, почему он не угоден ни одной власти, как ему удалось так ясно представить себе то, чему мы стали свидетелями только через много десятков лет. Как современники отзывались об этой «яркой, незаурядной, сложной, противоречивой личности».

Нам посчастливилось поучаствовать в воссоздании биографии великого писателя – земляка, многие учащиеся нашего училища побывали в краеведческом музее, встречались с местными старожилами и краеведами. И сейчас, те, кто работал над темой или дополнял её, познакомят нас с результатами своей деятельности

2. Сообщение учащегося: «Лебедянь 1884 – 1896гг - детство

Е.И.Замятина»

В одном из писем к М. Волошину Замятин писал: «Дорогой Максимилиан Александрович, пишу Вам из России – самой настоящей, с чернозёмом, Доном, соломенными крышами, лаптями, яблоками. И кругом меня сейчас - яблоки. Воздух – как парча – весь расшит запахами яблок разных сортов: пахнет аркадом, шелковкой, малокваской, лимонкой, анисом, боровинкой, грушовкой, китайкой – знаете Вы такие сорта?»

Лебедянь – город детства, сюда возвращается писатель в самые трудные для него времена, чтобы, глотнув врачующего «парчового» воздуха, собраться с новыми силами и отстаивать свои удивительные «еретические» идеи.

Лето 1883 года. «В густой, чернозёмной Лебедяни, Тамбовской губернии, на заросшей просвирником улице». Покровской (ныне Ситникова 14) поселяется семья священнослужителя Ивана Дмитриевича Замятина. Просторный дом с семью светлыми окнами вместе с приходом в близлежащей Покровской церкви достаётся матери писателя – Марии Александровне – по наследству. Её братья не стали священниками, и к ней, как старшей в семье, переходит дом и приход. О Марии Алекс. до нас дошли самые скупые сведения: в девичестве Платонова, хорошая музыкантша, содержала при доме великолепный сад, яблоки из которого так любил Е.И.Замятин. У Марии Алекс. была сестра Варвара Александровна, (любимая тётя Е.И.Зам), она работала учителем начальных классов в Зелёной школе (за мостом по ул. К.Маркса). Мария Алекс. умерла в 1926 г. Отец писателя Иван Дмитриевич Замятин ( 1853 – 1916) получил высшее духовное образование – закончил Тамбовскую духовную семинарию. Он служил старшим священником в Покровской церкви, а через год стал благочинным и служил священником при Лебедянской тюрьме.

Евгений Иванович родился 20 января (1 февраля) 1884 года, а через 2 года родилась его сестра Александра, которая впоследствии закончила Козловскую гимназию, её специализацией была математика. Её мужем стал преподаватель математики Лебедянской гимназии Волков Владимир Васильевич, у которого потом учился Е.И.Зам. Специально для сестры Е.И. рядом с домом был построен ещё один.

Любовь и привязанность к своему дому сохранил он на всю жизнь( биографию 1928, 1931гг)часто вспоминал он «далёкий прозрачный звон в монастыре», слушать который приезжали из Тамбова, Воронежа, Москвы, водовоза Измашку, радостно провожавшего взглядом восьмилетнего Женю, первый раз надевшего форменную гимназическую курточку.

Запомнился Е.И. и красный флаг, который «вывешивался на пожарной каланче (здание городской Думы) и символизировал не социальную революцию, а мороз в 20 градусов.

В Лебедяни проходят детские годы будущего писателя, здесь он учился с 1893 по 1896г. во вновь открывшейся мужской прогимназии. Здесь в нравственно – чистой атмосфере семьи, где поклонялись книге, музыке, природе, он вырабатывает иммунитет против пошлости, бездуховности, лакейства, обретёт нравственную бескомпромиссность, нетерпение насилия и обезличивания. Это был такой семейный мир, о котором другой наш земляк Иван Алексеевич Бунин напишет:

О счастье мы всегда лишь вспоминаем,

А счастье всюду. Может быть, оно

Тот сад осенний за сараем

И чистый воздух, льющийся в окно.

В бездонном небе лёгким белым краем

Встаёт, сияет облако. Давно

Слежу за ним… Мы мало видим, знаем,

А счастье только знающим дано.

Окно открыто. Пискнула и села

На подоконник птичка. И от книг

Усталый взгляд я отвожу на миг.

День вечереет, небо опустело,

Гул молотилки слышен на гумне…

Я вижу, слышу, счастлив. Всё во мне.

3. Продолжение лекции учителя «В атмосфере музыки и духовности»

(кадры 9- 13)

В своей автобиографии Замятин писал: « Рос под роялем: мать – хорошая музыкантша. Гоголя в четыре уже читал. Детство почти без товарищей: товарищи – книги». Увлечение музыкой он сохранил на всю жизнь. Музыка звучала и в самом городе: здесь начинал свою концертную деятельность выдающийся педагог и пианист К.Н. Игумнов. Мы имеем возможность прослушать сейчас редчайшую запись концерта самого К.Н.Игумнова: «Баркарола» из цикла «Времена года» П.И.Чайковского. Это одна из любимых вещей Е.И.Замятина.

  • Какие из презентации вам показались наиболее интересными?

  • Как относился писатель к своей малой родине?

  • Как отразилась на формировании личности писателя

нравственно – чистая атмосфера его семьи?

4. Продолжение лекции учителя: « Милая Мила Николаевна».

«Милая Мила Николаевна», - так начинаются многие письма Евгения Ивановича к этой женщине. Странные были эти письма: в них нет пылких признаний о любви, адресаты обращаются к друг другу на Вы. Но они полны скрытой нежности, бесконечной заботы о друг друге, горечи от расставаний.

(Выходят учащиеся, зажигают свечи и читают отрывки из писем.

Они опубликованы в кн: « Рукописные памятники. Рукописное наследие

Евгения Ивановича Замятина. Выпуск третий, часть 1». С – П., 1997).

  • Кто же она такая – эта Мила Николаевна?

  • Как оказалась на пути Е.И Замятина?

Но обо всём по порядку…

1896 – 1902 учёба в Воронежской гимназии

1902 - поступил в Петебургский политехнический институт на факультет кораблестроения, был с большевиками, арест, ссылка в

Лебедянь, нелегальное проживание в Петербурге и Финляндии.

Вот здесь – то и повстречались они с той самой Милой Николаевной. Она тоже была в стане большевиков, её сестра стала профессиональной революционеркой. Людмила Николаевна, по образованию врач – эпидемиолог, работала в Петропавловской больнице. Она стала не только женой Е.И., но и духовно близким ему человеком, его секретарём, курьером, первым критиком. "В те годы быть большевиком - значило идти полиции наибольшего сопротивления; и я был тогда большевиком..." Побывал в одиночной камере, изучал стенографию, английский, писал стихи. Весною девятьсот шестого года освободили и выслали на родину: "Лебедянскую тишину, колокола, палисадники - выдержал недолго: уже летом - без прописки в Петербурге, потом - в Гельсингфорсе...» писал Е.И.Замятин в своей «Автобиографии»

  • Каким вам представляется Замятин по письмам к жене?

  • А каким он был в годы первой русской революции?

Вывод: Е.И.Замятин был мягким, нежным, лиричным в письмах, и дерзким, мужественным, стремившимся шагать в ногу со временем, в студенческий период. «Идти по линии наибольшего сопротивления» - вот девиз всей жизни Замятина.

Дальнейшая судьба писателя: преподаватель корабельной архитектуры, начинающий писатель, строитель ледоколов для России. В марте 1916 года Замятин отправляется в командировку в Англию на завод в Ньюкасле для наблюдения за строительством судов по русским заказам. Здесь при непосредственном участии Замятина строятся ледоколы " Святой Александр Невский" ( после революции – «Ленин» ), "Святогор" ( позднее - "Красин "), «Минин»," Пожарский ", «Илья Муромец». Однако при первых известиях о Февральской революции 1917 г. он заторопился на родину, куда, по обстоятельствам военного времени, смог вернуться только в сентябре.

5. Начало творческой деятельности: История создания повести « Уездное»

6. Сценка по повести Е.И.Замятина «Уездное» (кадры 14- 17)

Действующие лица:

Анфим Барыба, батюшка, ученики, два ведущих

Справка: Месопотамия –древнее название Ирака. Тигр, Ефрат – реки в Ираке, где жили Адам и Ева, пока были безгрешными).

1 вед. «Уездное». Сонное, до одури, замедленное житие. Заведут разговор, пользительный для еды: о снах, о соннике, о Мартыне Задеке, о приметах да присухах разных.

2 вед. Туда- сюда, ан, глядь, уже двенадцатый час. Полудновать пора. Студень, щи, сомовина, а то сазан соленый, кишки жареные с гречневой кашей, требуха с хреном, моченые арбузы да яблоки, да и мало ли там ещё что.

1 вед. Только в таких заплесневелых посадах и умеют по – настоящему, по – старинному пироги печь.

2 вед. А то можно и книжицу лубочную полистать:

«Тяпка – лебедянский разбойник», «Преступник, монах и его сокровища», «Кучер королевы испанской».

1 вед. Вот и Анфим Барыба – уездный житель. Было ему в ту пору годов пятнадцать, не больше. Высыпали уж как хорошая озимь усы, а всё с малыми ребятами бегает на Стрелецкий пруд. В каждом классе сидел года по два. Так, не торопясь, добрался Барыба и до последнего.

2 вед. Не зря прозвали его утюгом ребята – уездники. Тяжкие железные челюсти, широченный четырёхугольный рот и узенький лоб: как есть утюг, носиком кверху. Да и весь – то Барыба какой – то широкий, громыхающий, весь из жёстких прямых углов. Но так одно к одному пригнано, что из нескладных кусков как будто и лад какой – то выходит: может и дикий, может и страшный, а всё лад.

Ребята побаивались Барыбы: зверюга, под тяжёлую руку в землю вобьёт.

1 – вед: Восемнадцатого, на царицу Александру, по закону

Божьему экзамен - первый из выпускных

(Появляются ученики и Барыба)

Ученик: Эй, Барыба, за полбулки камушки разгрызешь? (Играя,

подбрасывает камушки)

Барыба: Мало, булку давай.

Ученик: Вот черт, едун! Ладно, согласен. Вот потеха будет!

Смотри, вон батюшка уже идет, садись быстрее!

(Все быстро рассаживаются за парты)

2 – ой вед: Барыбу батюшка вызывает первым

Батюшка: Ну – с, начнем экзамен. Барыба Анфим, пожалуйте – с.

Барыба: (вытягивает билет) читает: Долина Тигра и Евфрата.

(Молчит, пялит глаза, обращается к ученику: чего там?)

Ученик: (подсказывает) Тигр и Евфрат... Сад, в котором жили...

Мессопотамия. Me-со-по –та... Черт глухой.

Барыба: Адам и Ева. Между Тигром и этим Евфратом. Рай

был, огромный сад, в котором

водились мессопотамы и другие животные.

Батюшка: Это кто же-с… мессопотамы- то? А, Анфим?

Объясни-ка нам, Анфимушка.

Барыба: Мессопотамы… Это такие… допотопные звери… Очень

хищные… И вот в раю они жили рядом…

Батюшка: Эх, чадушко. Души-то, совести у тебя - ровно у

курицы…

  • Кому из учащихся из учащихся удалось наиболее

полно передать характер?

  • Какое впечатление оставляет Барыба?

7. История создания рассказа «Русь», выразительное чтение отрывка из

рассказа.

8. Публицистика Замятина и роман – антиутопия « Мы»

8.1 Замятин в воспоминаниях современников: А. Ремизов,

К.Федин, Никитин.

8.2 Вопросы для закрепления

  • Сравните Русь в рассказе «Русь» и в повести « Уездное»

  • О какой Руси мечтает автор?

  • Судя по публицистике и роману «Мы», что значит для

Замятина быть писателем?

  • Можно ли сопоставить слова Вольтера «Что сделалось

смешным, не может быть опасным» с содержанием пов. «Уездное»?

9. Заключение: «Таланты в России издавна формировались в

провинции»

Вывод: В 1921 году Е.И.Замятин написал: «Настоящая литература может быть только там, где её делают не исполнительные и благонадёжные чиновники, а безумцы, еретики, отшельники, мечтатели, бунтари, скептики».

Он всю жизнь отстаивал очень неудобное для других право на самостоятельность мысли, на горькую и дерзкую правду.

«Неудобный» писатель, он не раз попадал в опалу у царского правительства, а после революции 1917 года оказался неудобным настолько, что его имя было вычеркнуто из русской литературы на целых полвека. Ему пришлось сидеть в тюрьме на ул. Шпалерной и при царском, и при большевистском правительстве. Долг писателя , по мнению писателя, писать правду, какой бы горькой она не была, писать об опасности уравниловки и обезличивания, опасности подмены ценностей.

Таланты в России издавна формировались в провинции. Это потом они ехали в столицу, приобретая там блеск, известность, значительность, а корни их здесь, на «малой» родине». Лебедянь стала родиной писателя с мировым именем. И это должно быть предметом нашей величайшей гордости!

Итоги урока

Задание на дом: Выписать из повести «Уездное» описания улиц, храмов, прудов, в которых угадываются силуэты Лебедяни, подготовить сообщение: «Лебедянские мотивы в повести Е.И.Замятина «Уездное»










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Жизнь и творчество Е.Замятина

Автор: Беллаш Елена Владимировна

Дата: 04.05.2023

Номер свидетельства: 630839


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства