kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Жизнь и творчество А.Твардовского

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока поможет при  подготовке к урокам по  творчеству Твардовского

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Жизнь и творчество А.Твардовского»

Тема урока: «Не отступая - быть самим собой»

Жизнь и творчество Александра Трифоновича Твардовского

Тип урока: формирование новых знаний

Форма проведения: урок – встреча, урок - панорама

Цели урока.

Образовательная: познакомить учащихся с творческой судьбой

А.Т.Твардовского, поэзия которого вобрала

в себя лучшие черты русского фольклора: искренность

чувств и простоту выражения мыслей и стала

«нравственным прозрением» для всего нашего народа

Развивающая: развитие логического и образного мышления учащихся,

формирование поэтического чутья, культуры чтения

Воспитательная: воспитание любви к творчеству писателя, которого

по праву можно назвать народным Поэтом

Оборудование урока: выставка книг, компьютерная презентация

«Я в памяти все берегу, не теряя …»

Опережающие задания: сообщения учащихся:

«Я вижу отчий край смоленский…» - детство поэта.

«Годы учебы будущего поэта

Методическая цель: личностно – ориентированная ситуация на уроке

Ход урока: знакомство с целями урока и эпиграфом:

С тропы своей ни в чем не соступая,

Не отступая — быть самим собой.

Так со своей управиться судьбой,

Чтоб в ней себя нашла судьба любая

И чью-то душу отпустила боль.

А.Т.Твардовский

Я жил, я был

За всё на свете

Я отвечаю головой

А.Т.Твардовский


План урока.

1. Вступительное слово учителя: «Не отступая — быть самим собой»

2. Сообщение учащегося: «Я вижу отчий край смоленский…» - детство поэта.

3. Сообщение учащегося: «Годы учебы будущего поэта»

4. Продолжение лекции учителя: «Создание знаменитой «книги про бойца» -

поэмы «Василий Теркин»

5. «Это — настоящий реквием, простой, величавый и скорбный» - тема памяти в творчестве А.Т.Твардовского

6.«Лирическая хроника» - поэма «Дом у дороги» (1946 г.)

7. Журнал "Новый мир" действительно стал новым миром

8. Заключение: «Нравственное прозрение Твардовского»

Проблемные вопросы:

  • Какие факты биографии А.Т.Твардовского отразились в творчестве поэта?

  • Как вы понимаете слова Твардовского: «Тёркин был для меня… моей лирикой, моей публицистикой, песней и поучением, анекдотом и присказкой, разговором по душам и репликой к случаю»?

  • Как вы понимаете жанр поэмы «Дом у дороги» - лирическая хроника?

  • Что значит в поэме «дом», «дорога»? Что роднит Анну Синцову с

некрасовскими женщинами?

  • Что отличает позднюю лирику Твардовского?

  • Как характеризует личность Твардовского его редакторская деятельность в журнале «Новый мир»?

  • Что значит, по Твардовскому, быть писателем?


1. Вступительное слово учителя: «Не отступая — быть самим собой»

Александр Трифонович Твардовский – это имя знакомо нам с детства, и порой это может сыграть с нами злую шутку. Так, глядя через прозрачную воду на камешки, кажущиеся такими близкими, не осознаёшь глубины реки.

  • Твардовский, – каким же он был?

Вот как о нем вспоминает художник Орест Верейский, один из лучших иллюстраторов творчества поэта: «Впервые я увидел поэта весной 1943 года. Он пришел в газету Западного фронта «Крас­ноармейская правда» уже известным писателем. Все ждали его с нетерпением. Мы стояли тогда в густом лесу под Малоярославцем. И вот как-то в весенний день приехал на попут­ной машине Твардовский. Едва он пошел докладывать о прибытии, все принялись обмени­ваться первыми впечатлениями. Кто-то очень точно сказал о его внешности: «Помесь крас­ной девицы с добрым молодцем». Он был удивительно хорош собой. Высокий, широкопле­чий, с тонкой талией и узкими бедрами. Держался он прямо, ходил, расправив плечи, мягко ступая, отводя на ходу локти, как это часто делают борцы. Военная форма очень шла ему. Голова его горделиво сидела на стройной шее, мягкие русые волосы, зачесанные назад, распадались в стороны, обрамляя высокий лоб. Очень светлые глаза его глядели внимательно и строго. Подвижные брови иногда удивленно приподнимались, иногда хмурились, сходясь к переносью и придавая выражению лица суровость. Но в очертаниях губ и округлых линиях щек была какая-то женственная мягкость. Несмотря на удивительную моложавость, он вы­глядел и держался так, что никому и в голову не приходило на первых порах называть его Сашей, как это было принято у нас и как некоторые уже звали его за глаза задолго до первой встречи».

Обратимся к нашим эпиграфам – в них весь Твардовский с его необычайной ответственностью, нравственной бескомпромиссностью, именно «не отступая — быть самим собой»

2. Сообщение учащегося: «Я вижу отчий край смоленский…» - детство поэта. Родился Твардовский в 1910 году на Смоленщине. На всю жизнь он сохранил образ родного хутора Загорье:

Ой, родная, отцовская,

Что на свете одна,

Сторона приднепровская,

Смоленская сторона.

Его отец был кузнецом. Запахи и звуки детства навсегда вошли в душу поэта.
Стояла кузница в Загорье,
И я при ней с рожденья рос.

Навсегда осталась боль за отца - великого труженика, записанного в кулаки и вынужденного скрываться. В годы хрущевской оттепели Твардовский просил вычеркнуть из учетной карточки – сын кулака, но получил отказ. О матери Твардовский вспоминал с искренней нежностью. В статье об И. Бунине, Твардовский напишет: «Самая драгоценная память человеческая — память матери». У него есть лирический цикл «Памяти матери», состоящий из четырех стихов: «Матери», «И первый шум листвы еще неполной…», «Прощаемся мы с матерями…», «В краю, куда их вывезли гуртом…», «Как не спеша садовники орудуют…», «Ты откуда эту песню…».

Перевозчик-водогребщик,

Парень молодой,

Перевези меня на ту сторону,

Сторону — домой...

Из песни

- Ты откуда эту песню,

Мать, на старость запасла?

Мать, на старость запасла?

- Не откуда — всё оттуда,

Где у матери росла.


Всё из той своей родимой

Приднепровской стороны,

Из далёкой-предалёкой

Деревенской старины.


Там считалось, что прощалась

Навек с матерью родной,

Если замуж выходила

Девка на берег другой.


Перевозчик - водогребщик,

Парень молодой,

Перевези меня на ту сторону,

Сторону -домой...


Давней молодости слёзы,

Не до тех девичьих слёз,

Как иные перевозы

В жизни видеть привелось.



Как с земли родного края

Вдаль спровадила пора.

Там текла река другая —

Шире нашего Днепра.


В том краю леса темнее,

Зимы дольше и лютей,

Даже снег визжал больнее

Под полозьями саней.


Но была, пускай не пета,

Песня в памяти жива.

Были эти на край света

Завезённые слова.


Перевозчик - водогребщик,

Парень молодой,

перевези меня на ту сторону,

Сторону — домой...


Отжитое — пережито,

А с кого какой же спрос?

Да уже неподалёку

И последний перевоз.


Перевозчик-водогребщик,

Старичок седой,

Перевези меня на ту сторону

Сторону — домой...

1965

  • Какие чувства испытывает поэт, размышляя о взаимоотношениях с матерью?

  • Случайно ли эпиграфом к стихотворению взяты слова из народной песни, какое настроение они создают?

  • Какими основными изобразительными средствами иносказания пользуется автор?

  • Какие речевые особенности вы обнаружили в этом стихотворении?

  • Какова по – вашему главная мысль этого стихотворения?

Вывод: Боль и вина сопутствуют размышлениям поэта о взаимоотношениях с матерью. В поисках самозащиты устремляется он в пору юности, но и там – боль и вина. Доброта, сердечность, забота нужны живым. Эпиграфом к стихотворению служат слова из народной песни. Свадебная песня, сохраненная материнской памятью, предстаёт как многозначная метафора. Разлука сродным берегом ранит душу жаждой возвращения домой.

Песня обращена к перевозчику, который помогает людям соединить разорванную жизнь: «Перевозчик - водогребщик,/ Парень молодой,/ Перевези меня на ту сторону,/ Сторону - домой... ….

Стихотворение написано по следам одного из жутких впечатлений материнской жизни – раскулачивания, когда в чужом, глухом поселении она жила в постоянной готовности принять смерть. По русской традиции душа рвалась в разные места, чтобы на земле предков обрести земной покой. Насильственное переселение из родных пределов – тоже перевоз. Это вмешательство в судьбу, куда более страшное. Сохранение песни в памяти выступает как свидетельство стойкости духа. Твардовский говорит о невосполнимости утрат – нельзя вернуться в прошлое, а впереди переселение в мир иной, на тот берег, называемый греками Стикс – река смерти. Мир родительского дома уже там, ведь старичок уже седой. Трогательный мир лирической песни оживлён выстраданным словом – как подтверждение крепости неумирающего

национального духа.

3. Сообщение учащегося: «Годы учебы будущего поэта»

Если рассматривать биографию Твардовского с внешней стороны, то событий вроде бы немного: окончив семилетку на родине, приехал в Смоленск, был сельским корреспондентом. В 1934 году его зачислили в Смоленский пединститут, хотя он не имел среднего образования, учитывая его особые способности. Осенью 1936, успешно закончив 2 курс Смоленского пединститута, опубликовав поэму «Страна Муравия», перевелся на 3 курс лучшего гуманитарного заведения того времени – Московского института философии и литературы (МИФЛИ), который достойно закончил в 1939 году. В 1939 году Твардовский вместе с группой других писателей был призван в армию и, не снимая обмундирования, сотрудничал в военных изданиях, вплоть до окончания Великой Отечественной войны.

4. Продолжение лекции учителя: «Создание знаменитой «книги про бойца» - поэмы «Василий Теркин»

Талант поэта проснулся в Александре Твардовском в раннем детстве. Еще учась в сельской школе, в Смоленской области, он в 14 лет стал селькором смоленских газет, а в 1925 году там были опубликованы его стихи. Вскоре выходят его поэмы "Путь к социализму" (1931), "Вступление" (1932), "Страна Муравия" (1934-36), а затем - и сборники стихов "Дорога" (1938), "Сельская хроника" (1939), "Загорье" (1941). Но самой знаменитой стала созданная во время войны поэма "Василий Теркин. Книга про бойца". Здесь суровая правда о войне представлена глазами простого солдата.

А всего иного пуще

Не прожить наверняка -

Без чего? Без правды сущей,

Правды, прямо в душу бьющей,

Да была б она погуще,

Как бы ни была горька.

Во время Финской компании поэт участвовал в составлении подписей под рисунками, посвященными удачливому балагуру Васе Теркину. Но только в трагические годы (1942-1945 гг.) Твардовский создаёт «Книгу про бойца» - солдатскую библию - поэму «Василий Тёркин». Слово «книга» адресует произведение самому широкому кругу читателей.

Поэма «Василий Тёркин» становится ярким воплощением русского характера и общенародных чувств эпохи Великой Отечественной войны. Этой теме мы посвятим следующие уроки

5. «Это — настоящий реквием, простой, величавый и скорбный» - тема памяти в творчестве А.Т.Твардовского

О настоящих народных героях, защищавших страну от фашизма, автор знал не понаслышке. В годы Великой Отечественной войны он работал в военных газетах. «Это - настоящий реквием, простой, величавый и скорбный». Эти слова С. Я. Маршака можно отнести к таким стихотворениям Твардовского как «Я убит подо Ржевом…», «В тот день, когда окончилась война…», «Сыну погибшего воина», «Их памяти», «22 июня 1941 года», «Жестокая память», «Лежат они, глухие и немые…», «Я знаю, никакой моей вины…». Все они раскрывают ключевую тему в творчестве поэта — тему памяти.

В своей заметке «О стихотворении «Я убит подо Ржевом…» поэт рассказывает об истории его создания, о поездке под Ржев осенью 1942 года: «Стихи эти продиктованы мыслью и чувством, которые более всего заполняли душу. Навечное обязательство живых перед павшими за общее дело, невозможность забвения, неизбывное ощущение как бы себя в них, а их в себе, — так приблизительно можно определить эту мысль и чувство». «Форма первого лица в «Я убит подо Ржевом…» показалась мне наиболее соответственной идее единства живых и павших «ради жизни на земле»

«У каждого настоящего поэта обязательно есть стихи, выделяющиеся из прочих, возвышающиеся над остальными. Они становятся достоянием различных антологий, хрестоматий. В этом ряду, - считает К. Ваншенкин, - безусловно, и «Я убит подо Ржевом…».

  «...Тут вспыхнувшие с жестокой неотвратимостью хлёсткие, взрывающиеся слова «болоте – роте – налёте» словно обрывают человеческую жизнь, тут совсем иная музыка стиха: каждое слово отлетает одно от другого, произносится отдельно и резко, и внутренняя рифма усиливает и ещё больше разъединяет их. Все слова звучат как толчки земли от минных разрывов. Удивительная инструментовка!»

(Кондратович А. Ровесник любому поколению. М., 1984. С. 351).

6. «Лирическая хроника» - поэма «Дом у дороги» (1946 г.)

Наряду с этим задорным лубочно-частушечным произведением Твардовский создает и другие, в которых война предстает в своем ужасном обличье. С 1942 по 1946 год он пишет поэму "Дом у дороги", в центре которой - судьбы "подвижника-бойца" Андрея Сивцова и его жены, Анны, которую вместе с детьми угнали в Германию. В ней звучат народные мотивы, близкие жанру плача. Поэма - гимн человеческому мужеству, стойкости и самоотверженности.

Поэма «Дом у дороги» – «лирическая хроника» - «плач о родине» связана с двумя обобщенными символическими образами – дома и дороги.

Дом – это не только стены и крыша, это уклад жизни, быта и бытия, нравственности. Жена в доме – хранительница очага, воплощение непрерывности жизни. И вот эта Жизнь столкнулась лицом со Смертью, небытием, тотальным разрушением, дом оказался у дороги, а по дороге шла страшная война. Дорога – судьба народа и человека. Жизнь вступает в поединок со смертью.

Вспоминает художник Орест Верейский: «Я много раз слушал Твардовского. Но никогда — ни до, ни после этого (даже тогда, в лесу под Малоярославцем) — он не читал так, как в этот вечер. Он читал свои юношеские стихи, потом стихи военных лет, потом главы из «Тер­кина» и несколько глав из «Дома у дороги». Я очень люблю эту поэму.

Когда он читал главу «Родился мальчик в дни войны», хозяйка дома, давно уже сидевшая с влажными гла­зами, теперь просто рыдала, не вытирая слез, сбегавших по ее милому румяному лицу. Плакал и ее муж, бывший в войну храбрым боевым генералом. Что до меня, то даже сейчас, много, много лет спустя, когда я вспоминаю этот вечер, стоит, не проходит комок в горле».

7. Журнал "Новый мир" действительно стал новым миром

После войны Твардовский обращается в своем творчестве к жизни простых людей - как они возрождаются к мирной жизни, восстанавливают то, что было разрушено войной. Создается книга "За далью - даль", представляющая как бы дневник путешествия в Сибирь и на Дальний Восток. Книга была в 1961 году удостоена Ленинской премии. Важными вехами в жизни Александра Трифоновича Твардовского была работа в качестве главного редактора журнала "Новый мир". Впервые он возглавлял журнал в 1950-1954 годах. Время тогда было сложное - проходил процесс восстановления народного хозяйства. Твардовский, душой болевший за деревню, сам остро критиковал социально-экономические преобразования и публиковал статьи на эту тему, названные "порочными", авторами которых были В.Померанцев, М.Лившиц, Ф.Абрамов, М.Щеглов и другие. Кроме того, он попытался опубликовать там поэму "Теркин на том свете", где в иносказательной форме подверг критике господствующую тогда бюрократическую систему. Результатом явилось освобождение его от обязанностей главного редактора 23 июля 1954 года. Лишь после знаменитого 20-го съезда партии у него появилась возможность вернуться в журнал.

При нем "Новый мир" стал действительно новым миром - миром демократии и свободы. Там публиковались произведения Ф. Абрамова, Ч. Айтматова, Г. Бакланова, В. Белова, В. Быкова, В. Войновича, К. Воробьева, В. Дороша, Ю. Домбровского, С. Залыгина, Ф. Искандера, Б. Можаева, В. Овечкина, Ю. Трифонова, Шукшина, А. Яшина и др.. Величайшей заслугой редактора стало опубликование произведения тогда еще никому не известного рязанского учителя Александра Солженицына "Один день Ивана Денисовича" (1962). В это время в литературный обиход вошел термин "новомирская проза" - то есть остро социальная и художественно значимая. Журнал «Новый мир» эпохи Твардовского стал символом «шестидесятничества», духовным оазисом тех лет.


8.Заключение: «Нравственное прозрение Твардовского»

К какому выводу можно прийти, просто, перечислив произведения Твардовского: «Страна Муравия» - о крестьянах в годы коллективизации; «Василий Тёркин» и «Дом у дороги» - о Великой Отечественной войне, «За далью - даль» - о жизни после войны?

  • Что значит для Твардовского быть поэтом?

Вывод: «Преподавание литературы - творческое дело» - с такой речью выступил А. Т. Твардовский на Всероссийском съезде учителей в 1960 году. В ней он говорил, что урок литературы «должен быть часами воодушевления, эмоционального подъема, нравственного прозрения».

«Нравственным прозрением» для всего нашего народа стала сама поэзия Твардовского и его нравственное кредо:

Я жил, я был

За всё на свете

Я отвечаю головой

Итоги урока.


Д/З: 1. Составить антологию стихов Твардовского по следующим темам:

«Тема «малой родины» в поэзии Твардовского»:

«Тема поэта и поэзии»

«Тема памяти»

2. Выучить наизусть отрывок из поэмы «Василий Тёркин».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Жизнь и творчество А.Твардовского

Автор: Беллаш Елена Владимировна

Дата: 05.04.2022

Номер свидетельства: 604207


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства