kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Жизнь и творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина .Урок литературы в 10 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ход урока

I. Оформление тетради.

Эпиграфы:

   Живость боли и непрерывное ее ощущение служил источником живых образов.                                                 М.Е. Салтыков-Щедрин

Писателя-сатирика волнует то, что большинству кажется привыч­ным и даже нормальным, что успело войти в плоть и кровь человека, что составляет самую атмосферу его жизни.    И.М. Сеченов

План.

1.    Этапы биографии и творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина.

2.    Традиции русской литературы в творчестве писателя.

3.    Гипербола и гротеск в сатире М.Е. Салтыкова-Щедрина.

4.    «Эзопов язык» в произведениях писателя.          

II. Слово учителя.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Жизнь и творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина .Урок литературы в 10 классе »

Литература.10 класс

Тема урока: От Салтыкова к Щедрину. Жизнь и творчество великого сатирика.

Оборудование: портрет писателя

Ход урока

I. Оформление тетради.

Эпиграфы:

Живость боли и непрерывное ее ощущение служил источником живых образов. М.Е. Салтыков-Щедрин

Писателя-сатирика волнует то, что большинству кажется привыч­ным и даже нормальным, что успело войти в плоть и кровь человека, что составляет самую атмосферу его жизни. И.М. Сеченов

План.

1. Этапы биографии и творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина.

2. Традиции русской литературы в творчестве писателя.

3. Гипербола и гротеск в сатире М.Е. Салтыкова-Щедрина.

4. «Эзопов язык» в произведениях писателя.

II. Слово учителя.

М.Е. Салтыков - Щедрин - писатель большого поэтического диапазона. Его творчество продол­жает и углубляет сатирическое направление в русской литературе, начатое А.С. Грибоедовым и Н.В. Гоголем. Писатель-сатирик, публицист, критик, редактор охватывает многие сферы общественной жизни России.

Наследие Салтыкова-Щедрина мы по праву называем классическим. Ведь истинно классиче­ское в искусстве - это то, что, пережив свою эпоху и своего создателя, остается в духовном сознании потомков, обогащает нас сейчас, се­годня, знанием человеческих характеров, опытом истории.

Вот и мы сегодня попытаемся осознать этапы жизни, творческое насле­дие этого удивительного писателя.

III. Лекция «Этапы биографии и творчества Салтыкова-Щедрина».

15 (27) января 1826 г. в селе Спас - Угол Калязинского уезда Тверской губернии в богатой семье помещиков Салтыковых родился сын Михаил, однако через тридцать лет, в августе 1856 г., ему было суждено появиться на свет еще раз, но уже как литератору Салтыкову-Щедрину. Тридцать лет, раз­деляющие эти даты, многое определили в жизни и судьбе русского писателя Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина. Именно под этим именем он и вошел в историю русской литературы.

«Я вырос на лоне крепостного права, вскормлен молоком крепостной кормилицы, воспитан крепостными мамками и, наконец, обучен грамоте кре­постным грамотеем...», - вспоминал писатель.

Михаил - шестой ребенок. Безрадостное, тяжелое детство. Жестокая, жадная мать, нищета крестьян - все порождает ненависть к крепостному праву.

Свое детство, картины жизни и быта усадьбы, отношения в семье он поз­же воссоздаст в «По­шехонской стороне» и в «Господах Головлевых».

1836 год - Московский дворянский институт, где воспитывались В.А.Жуковский, А.С.Грибоедов, М. Ю. Лермонтов. Раннее творчество испытывает на себе влияние Лермонтова.

1838 год - в числе лучших переведен в Лицей, где царствовали муштра и убогие знания. Страсть к чтению, увлечение Пушкиным, Лермонтовым, Гоголем, Белинским.

Большое влияние на будущего писателя оказал Белинский. Позднее Сал­тыков–Щедрин гово­рил о Белинском: «Он учил мыслить, наполняя сердца наши скорбью и негодованием и вместе с тем, указывая цель для наших стремлений».

В Лицее была традиция: в каждом выпуске должен был быть свой Пушкин. Салтыков был им на протяжении всех лет учебы в Лицее. Это ко многому обязывало.

1844-1848 годы  - служба. Чиновник в канцелярии ведомства, но мысли его только о литературе. Критические статьи, рецензии. Повесть «Противоречия». Повесть «Запутанное дело».

В 1844 г. Салтыков-Щедрин был выпущен из Лицея и направлен в канце­лярию военного мини­стерства. Тогда же он примыкает к одному из кружков, заседания которого проходили на квартире Михаила Буташевича-Петрашевского.

Благодаря способностям и трудолюбию Щедрин постоянно «повышает­ся в должностях» и од­новременно с тем он много трудится на литературном поприще. Друг за другом в 1847 и 1848 годы выходят две его первые повести. Одна из них - «Запутан­ное дело» - появляется под псевдонимом «Н. Щедрин».

Почему же Салтыков вдруг стал Щедриным? В мемуарах сына писателя можно найти одну из версий: «Дело обстояло так. Ему, когда он еще состоял на государственной службе, намекнули на то, что неудобно подписывать тру­ды своей фамилией». Но не только настоящая фамилия автора - чи­новника, под которой было опубликовано первое произведение, вызвала гнев начальст­ва. В днев­нике чиновника для особых поручений при военном министерстве и одновременно писателя Н.В. Кукольникова читаем: «Неприятная история. Приказано арестовать чиновника» «за какое-то сочине­ние, напечатанное без ведома начальства». Этим чиновником и был М.Е. Салтыков, который, по вы­сочайшему повелению, за публикацию повести «Запутанное дело», был сослан на Вятку. Это случи­лось 26 апреля 1848 год за личной подписью царя Николая I  Салтыкову-Щедрину был предъявлен приказ об аресте и ссылке в Вятку. В это же время был совершен арест общества петрашевцев. Таким обра­зом, «вятский плен» был спасением: после разгрома кружка Петрашевского, Салтыков-Щедрин хотя и был привлечен к допросу по делу, наказания за участие в работе кружка не последовало. Там же, в Вятке, он встретил и свою будущую жену Лизу Болтину.

Только в 1855 г. указом императора Александра II чиновнику Салтыкову было дозволено «про­живать и служить, где пожелает».

Таким образом, с 1848 по 1856 г. в литератур­ной деятельности писателя Салтыкова был пере­рыв. И хотя в 1856 г. выходят «Губернские очерки», принесшие писателю поистине признание и славу, он продолжает служить сначала в Министерстве внутренних дел, а потом вице - губернатором в Ряза­ни и Твери. Недолгий период службы вице - губернатором оставил значитель­ный след в жизни провинциальных российских городов. «Я не дам в обиду мужика! » - эти слова писателя стали деви­зом всей деятельности на поприще службы царю и отечеству. Современники писателя отмечали, что на службе он был в высшей степени правдив и человечен. Серьезный до суровости с равны­ми, был очень мягок и деликатен с низшими.

Однако против многих злоупотреблений он оказался бессилен и в 1862 г. оставил должность, решив посвятить все свое время литературному труду.

По приезде в Петербург он вошел в состав редакции журнала «Совре­менник», активно сотруд­ничал в том период, когда журнал подвергался на­стоящим преследованиям со стороны правитель­ства.

С 1864 по 1868 г. Михаилу Евграфовичу снова приходится пойти на государственную службу из-за материальных затруднений. И вот, дослужившись до чина действительного стат­ского советника (чиновника 4-го класса, что равняется армейскому званию «Генерал-майор»), в 1868 г. уходит в от­ставку, на этот раз навсегда. «Я - писатель, в этом мое призвание», - говорил Щедрин. В том же году он становится членом редакции и активным сотрудником журнала «Отечественные записки», кото­рый выпускает Н.А. Некрасов вместо запрещенного журнала «Современник». 1877 г. после смерти Некрасова он возглавит журнал, на страницах которого будут публиковаться пьесы А.Н. Островского, роман «Подросток» Ф.М. Дос­тоевского, рассказы и повести В.М. Гаршина, Д.Н. Мамина - Сибиряка и мно­гих других. Все это происходит с 1868 по 1884 год. В эти годы писатель ведет непрекращаю­щуюся борьбу с цензурой. Михаил Евграфович вырабатывает особый эзопов язык, создает сатири­ческий цикл «Помпадуры и помпадурши», пишет удивительно цельное сатирическое произведение - роман «История одного города».

Весной 1884 г., после неоднократных предупреждений, журнал «Отечест­венные записки» был закрыт. Писатель признавался одному из современников: «До сих пор не могу опомниться, что меня лишили ежемесячной беседы с чи­тателем...» Однако интенсивная творческая деятельность продол­жается, и писатель говорит с читателем со страниц «чужих» журналов.

Подводя итоги своей жизни, осенью 1887 г. Салтыков-Щедрин написал: «В 1868 г. совсем ос­тавил службу и исключительно отдался литературе. Напи­сал 22 названия книг...» Действительно, на одной литературе сосредоточились его помыслы и интересы, ради нее он пожертвовал очень мно­гим, о ней как истинный писатель земли русской думал в последние минуты своей жизни.

80-е годы - раздумья над судьбой русского народа. Итогом этих раздумий становятся знаме­нитые «Сказки для детей изрядного возраста». В этих небольших по объему произведениях необы­чайно ярко отразилась ненависть к поработителям и любовь писателя к родному народу.

28 апреля 1889 года - Салтыков-Щедрин умер. Похороны писателя вылились во всенародную демонстрацию.

В своем творчестве Салтыков-Щедрин продолжал и развивал традиции русских сатириков Фонвизина и Гоголя. Вслед за ними, он использует смех как острейшее оружие. Это «оружие» очень сильное, говорил сатирик, «ибо ничто так не обескураживает порока, как сознание, что он угадан, и что по поводу его уже раздался смех».

Вспомните, как мастерски пользовался оружием смеха создатель «Недо­росля», выступая про­тив крепостного права. Рисуя пороки современного об­щества, Фонвизин показывал одновременно их смешную и страшную, траги­ческую сторону. Это сочетание смешного и трагического - одна из ха­рактер­ных черт и сатиры Щедрина.

Однако Фонвизин верил, что возможно установить справедливые отно­шения между классами в рамках существующего общественного строя. На­пример в конце «Недоросля» порок наказан, справедливость восстановлена и добродетель торжествует. Беспощадная же сатира Салтыкова - Щедрина не знает благополучных концов.

Тесные преемственные связи соединяют Щедрина с Гоголем. Как и Го­голь, Салтыков-Щедрин создает широкие обобщения, образы-типы. Как за образами помещиков и чиновников губернского города вставала вся Россия «мертвых душ», так и за щедринскими «органчиками», «иудушками», «песка­рями», с которыми вам еще предстоит познакомиться, вставали образы рос­сийских правите­лей, бюрократов, трусливых обывателей. Непримиримое от­ношение сатирика ко всей государствен­ной системе России того времени оп­ределило и общий настрой его произведений. «Ни у кого из предшествующих Щедрину писателей, - утверждал Чернышевский, - картины нашего» быта не рисо­вались красками более мрачными. Никто... не карал наших общественных язв с большей беспощад­ностью». Это углубление и заострение критической направленности русского реализма - характерная черта щедринской сатиры. Не столько слезы слышатся сквозь смех в его сатирических произведе­ниях, сколько гнев, жгучая ненависть. В результате ни один из русских писателей не подвергался та­ким цензурным гонениям, как Салтыков - Щедрин. Перечисляя недуги, от которых он страдает, писа­тель однажды пошутил, назвав среди них «цензурные сердцебиения».

Задание на дом: cтр.78-85; читать «Историю одного города», первые три главы.


3



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Жизнь и творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина .Урок литературы в 10 классе

Автор: Бахтин Сергей Фёдорович

Дата: 20.11.2014

Номер свидетельства: 133220


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства