Жизнь и творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина .Урок литературы в 10 классе
Жизнь и творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина .Урок литературы в 10 классе
Ход урока
I. Оформление тетради.
Эпиграфы:
Живость боли и непрерывное ее ощущение служил источником живых образов. М.Е. Салтыков-Щедрин
Писателя-сатирика волнует то, что большинству кажется привычным и даже нормальным, что успело войти в плоть и кровь человека, что составляет самую атмосферу его жизни. И.М. Сеченов
План.
1. Этапы биографии и творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина.
2. Традиции русской литературы в творчестве писателя.
3. Гипербола и гротеск в сатире М.Е. Салтыкова-Щедрина.
4. «Эзопов язык» в произведениях писателя.
II. Слово учителя.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Жизнь и творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина .Урок литературы в 10 классе »
Литература.10 класс
Тема урока: От Салтыкова к Щедрину. Жизнь и творчество великого сатирика.
Оборудование: портрет писателя
Ход урока
I. Оформление тетради.
Эпиграфы:
Живость боли и непрерывное ее ощущение служил источником живых образов. М.Е. Салтыков-Щедрин
Писателя-сатирика волнует то, что большинству кажется привычным и даже нормальным, что успело войти в плоть и кровь человека, что составляет самую атмосферу его жизни. И.М. Сеченов
План.
1. Этапы биографии и творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина.
2. Традиции русской литературы в творчестве писателя.
3. Гипербола и гротеск в сатире М.Е. Салтыкова-Щедрина.
4. «Эзопов язык» в произведениях писателя.
II. Слово учителя.
М.Е. Салтыков - Щедрин - писатель большого поэтического диапазона. Его творчество продолжает и углубляет сатирическое направление в русской литературе, начатое А.С. Грибоедовым и Н.В. Гоголем. Писатель-сатирик, публицист, критик, редактор охватывает многие сферы общественной жизни России.
Наследие Салтыкова-Щедрина мы по праву называем классическим. Ведь истинно классическое в искусстве - это то, что, пережив свою эпоху и своего создателя, остается в духовном сознании потомков, обогащает нас сейчас, сегодня, знанием человеческих характеров, опытом истории.
Вот и мы сегодня попытаемся осознать этапы жизни, творческое наследие этого удивительного писателя.
III. Лекция «Этапы биографии и творчества Салтыкова-Щедрина».
15 (27) января 1826 г. в селе Спас - Угол Калязинского уезда Тверской губернии в богатой семье помещиков Салтыковых родился сын Михаил, однако через тридцать лет, в августе 1856 г., ему было суждено появиться на свет еще раз, но уже как литератору Салтыкову-Щедрину. Тридцать лет, разделяющие эти даты, многое определили в жизни и судьбе русского писателя Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина. Именно под этим именем он и вошел в историю русской литературы.
«Я вырос на лоне крепостного права, вскормлен молоком крепостной кормилицы, воспитан крепостными мамками и, наконец, обучен грамоте крепостным грамотеем...», - вспоминал писатель.
Михаил - шестой ребенок. Безрадостное, тяжелое детство. Жестокая, жадная мать, нищета крестьян - все порождает ненависть к крепостному праву.
Свое детство, картины жизни и быта усадьбы, отношения в семье он позже воссоздаст в «Пошехонской стороне» и в «Господах Головлевых».
1836 год - Московский дворянский институт, где воспитывались В.А.Жуковский, А.С.Грибоедов, М. Ю. Лермонтов. Раннее творчество испытывает на себе влияние Лермонтова.
1838 год - в числе лучших переведен в Лицей, где царствовали муштра и убогие знания. Страсть к чтению, увлечение Пушкиным, Лермонтовым, Гоголем, Белинским.
Большое влияние на будущего писателя оказал Белинский. Позднее Салтыков–Щедрин говорил о Белинском: «Он учил мыслить, наполняя сердца наши скорбью и негодованием и вместе с тем, указывая цель для наших стремлений».
В Лицее была традиция: в каждом выпуске должен был быть свой Пушкин. Салтыков был им на протяжении всех лет учебы в Лицее. Это ко многому обязывало.
1844-1848 годы - служба. Чиновник в канцелярии ведомства, но мысли его только о литературе. Критические статьи, рецензии. Повесть «Противоречия». Повесть «Запутанное дело».
В 1844 г. Салтыков-Щедрин был выпущен из Лицея и направлен в канцелярию военного министерства. Тогда же он примыкает к одному из кружков, заседания которого проходили на квартире Михаила Буташевича-Петрашевского.
Благодаря способностям и трудолюбию Щедрин постоянно «повышается в должностях» и одновременно с тем он много трудится на литературном поприще. Друг за другом в 1847 и 1848 годы выходят две его первые повести. Одна из них - «Запутанное дело» - появляется под псевдонимом «Н. Щедрин».
Почему же Салтыков вдруг стал Щедриным? В мемуарах сына писателя можно найти одну из версий: «Дело обстояло так. Ему, когда он еще состоял на государственной службе, намекнули на то, что неудобно подписывать труды своей фамилией». Но не только настоящая фамилия автора - чиновника, под которой было опубликовано первое произведение, вызвала гнев начальства. В дневнике чиновника для особых поручений при военном министерстве и одновременно писателя Н.В. Кукольникова читаем: «Неприятная история. Приказано арестовать чиновника» «за какое-то сочинение, напечатанное без ведома начальства». Этим чиновником и был М.Е. Салтыков, который, по высочайшему повелению, за публикацию повести «Запутанное дело», был сослан на Вятку. Это случилось 26 апреля 1848 год за личной подписью царя Николая I Салтыкову-Щедрину был предъявлен приказ об аресте и ссылке в Вятку. В это же время был совершен арест общества петрашевцев. Таким образом, «вятский плен» был спасением: после разгрома кружка Петрашевского, Салтыков-Щедрин хотя и был привлечен к допросу по делу, наказания за участие в работе кружка не последовало. Там же, в Вятке, он встретил и свою будущую жену Лизу Болтину.
Только в 1855 г. указом императора Александра II чиновнику Салтыкову было дозволено «проживать и служить, где пожелает».
Таким образом, с 1848 по 1856 г. в литературной деятельности писателя Салтыкова был перерыв. И хотя в 1856 г. выходят «Губернские очерки», принесшие писателю поистине признание и славу, он продолжает служить сначала в Министерстве внутренних дел, а потом вице - губернатором в Рязани и Твери. Недолгий период службы вице - губернатором оставил значительный след в жизни провинциальных российских городов. «Я не дам в обиду мужика! » - эти слова писателя стали девизом всей деятельности на поприще службы царю и отечеству. Современники писателя отмечали, что на службе он был в высшей степени правдив и человечен. Серьезный до суровости с равными, был очень мягок и деликатен с низшими.
Однако против многих злоупотреблений он оказался бессилен и в 1862 г. оставил должность, решив посвятить все свое время литературному труду.
По приезде в Петербург он вошел в состав редакции журнала «Современник», активно сотрудничал в том период, когда журнал подвергался настоящим преследованиям со стороны правительства.
С 1864 по 1868 г. Михаилу Евграфовичу снова приходится пойти на государственную службу из-за материальных затруднений. И вот, дослужившись до чина действительного статского советника (чиновника 4-го класса, что равняется армейскому званию «Генерал-майор»), в 1868 г. уходит в отставку, на этот раз навсегда. «Я - писатель, в этом мое призвание», - говорил Щедрин. В том же году он становится членом редакции и активным сотрудником журнала «Отечественные записки», который выпускает Н.А. Некрасов вместо запрещенного журнала «Современник». 1877 г. после смерти Некрасова он возглавит журнал, на страницах которого будут публиковаться пьесы А.Н. Островского, роман «Подросток» Ф.М. Достоевского, рассказы и повести В.М. Гаршина, Д.Н. Мамина - Сибиряка и многих других. Все это происходит с 1868 по 1884 год. В эти годы писатель ведет непрекращающуюся борьбу с цензурой. Михаил Евграфович вырабатывает особый эзопов язык, создает сатирический цикл «Помпадуры и помпадурши», пишет удивительно цельное сатирическое произведение - роман «История одного города».
Весной 1884 г., после неоднократных предупреждений, журнал «Отечественные записки» был закрыт. Писатель признавался одному из современников: «До сих пор не могу опомниться, что меня лишили ежемесячной беседы с читателем...» Однако интенсивная творческая деятельность продолжается, и писатель говорит с читателем со страниц «чужих» журналов.
Подводя итоги своей жизни, осенью 1887 г. Салтыков-Щедрин написал: «В 1868 г. совсем оставил службу и исключительно отдался литературе. Написал 22 названия книг...» Действительно, на одной литературе сосредоточились его помыслы и интересы, ради нее он пожертвовал очень многим, о ней как истинный писатель земли русской думал в последние минуты своей жизни.
80-е годы - раздумья над судьбой русского народа. Итогом этих раздумий становятся знаменитые «Сказки для детей изрядного возраста». В этих небольших по объему произведениях необычайно ярко отразилась ненависть к поработителям и любовь писателя к родному народу.
28 апреля 1889 года - Салтыков-Щедрин умер. Похороны писателя вылились во всенародную демонстрацию.
В своем творчестве Салтыков-Щедрин продолжал и развивал традиции русских сатириков Фонвизина и Гоголя. Вслед за ними, он использует смех как острейшее оружие. Это «оружие» очень сильное, говорил сатирик, «ибо ничто так не обескураживает порока, как сознание, что он угадан, и что по поводу его уже раздался смех».
Вспомните, как мастерски пользовался оружием смеха создатель «Недоросля», выступая против крепостного права. Рисуя пороки современного общества, Фонвизин показывал одновременно их смешную и страшную, трагическую сторону. Это сочетание смешного и трагического - одна из характерных черт и сатиры Щедрина.
Однако Фонвизин верил, что возможно установить справедливые отношения между классами в рамках существующего общественного строя. Например в конце «Недоросля» порок наказан, справедливость восстановлена и добродетель торжествует. Беспощадная же сатира Салтыкова - Щедрина не знает благополучных концов.
Тесные преемственные связи соединяют Щедрина с Гоголем. Как и Гоголь, Салтыков-Щедрин создает широкие обобщения, образы-типы. Как за образами помещиков и чиновников губернского города вставала вся Россия «мертвых душ», так и за щедринскими «органчиками», «иудушками», «пескарями», с которыми вам еще предстоит познакомиться, вставали образы российских правителей, бюрократов, трусливых обывателей. Непримиримое отношение сатирика ко всей государственной системе России того времени определило и общий настрой его произведений. «Ни у кого из предшествующих Щедрину писателей, - утверждал Чернышевский, - картины нашего» быта не рисовались красками более мрачными. Никто... не карал наших общественных язв с большей беспощадностью». Это углубление и заострение критической направленности русского реализма - характерная черта щедринской сатиры. Не столько слезы слышатся сквозь смех в его сатирических произведениях, сколько гнев, жгучая ненависть. В результате ни один из русских писателей не подвергался таким цензурным гонениям, как Салтыков - Щедрин. Перечисляя недуги, от которых он страдает, писатель однажды пошутил, назвав среди них «цензурные сердцебиения».
Задание на дом: cтр.78-85; читать «Историю одного города», первые три главы.