kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Живучесть Шариковщины как социального и морального явления".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-игра.Для учителя. После изучения повести Булгакова "Собачье сердце". 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Живучесть Шариковщины как социального и морального явления".»

Урок литературы

Тема: "Живучесть Шариковщины как социального и морального явления".

Цель: роль детали в идейно-художественной структуре произведения, воспитание гражданской позиции.

Ход урока

Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Вступительное слово учителя.

По природе своего дарования Булгаков был лириком. Всё, что он написал, прошло через его сердце. Каждый созданный им образ несёт в себе его любовь или ненависть, восхищение или горечь, нежность или сожалениие. Когда читаешь книги Булгакова, неизбежно заражаешься этими его чувствами. Теперь, пожалуй, уже никто не будет отрицать, что Булгаков был выдающимся сатириком нашей эпохи. Сатирой он только огрызался на всё то недоброе, что родилось и множилось на его глазах, от чего ему не однажды приходилось отбиваться самому и что грозило тяжёлыми бедами народу в стране.

Ему отвратительны были бюрократические формы управления людьми и жизнью общества в целом. Он не выносил насилия - ни над ним самим, ни над другими людьми.

Он видел главную беду своей отсталой страны в бескультурье и невежестве.

И он бросился в бой на защиту того "разумного, доброго, вечного", что сеяли в свое время лучшие умы и души русской интеллигенции и, что отбрасывалось и затаптывалось во имя так называемых классовых интересов пролетариата.

Им неизменно руководили тревога и боль за то доброе и вечное, что терялось людьми и страной на пути, по которому шли они отнюдь не по своей воле.

Потому-то на десятом году го творчества , в условиях расцветавшего произвола произведения его были запрещены. Но через 6 десятков лет он был возвращен читателям, и произведения его не только не устарели, но и оказались злободневней многих других.

Творческий мир Булгакова фантастически богат, разнообразен, полон всякого рода неожиданностей.

У каждого внимательного читателя свой Булгаков. Пусть всякий, кто войдет в его мир, возьмет хоть малую толику его богатств. Они неисчерпаемы и теперь, слава богу, открыты всем.

Приглашаем всех в путешествие в мир Булгаковских героев повести «Собачье сердце». Напоминаем, что викторина состоит из трех агонов (агон в переводе с греческого означает «состязание», «соревнование».

  1. Красная дорожка – самый короткий путь к победе, ибо участник игры должен ответить на два вопроса. Однако, избрав красную дорожку, агонист подвергает себя наибольшему риску – он не имеет права на ошибку.

  2. На желтой дорожке участника ожидают три вопроса, зато здесь допустима неточность в ответе.

Зелёная дорожка – длиннее предыдущих – агонист должен ответить на четыре вопроса. Но у зелёной дорожки есть своё преимущество. Здесь можно ошибиться дважды.

Судит состязание главный судья. Итак, начинаем. Что за стук? Извините, я открою. (сцена визита Швондера к профессору Преображенскому) – инсценирование.

Знакомство с героями состоялось, а теперь я вызываю для участия в первом агоне 3 человека.

Вопросы для розыгрыша дорожек.

1 агон: представьте, что вы Полиграф Полиграфович Шариков, объяснитесь в любви(предложите руку и сердце) машинистке Васнецовой. В игре принимают участие теоретики. За правильный ответ- орден совы (слово судье, занимают дорожки, распределение ролей)

Вопросы для розыгрыша ролей.

1 агон

  1. Вы- профессор медицины с европейским именем, выдающийся специалист в области омоложения. Вы категорически отвергаете революционную теорию и практику переустройства мира.

Представьтесь! (Преображенский)- желтая .

  1. Ваш отец – судебный следователь, вы – закончили медицинский факультет университета, а в данный момент – ассистируете профессору Преображенскому и многим ему обязаны (за человеческое участие в вашей судьбе). Вы? (И.А. Борменталь) – красная.

  2. Самец. Порода – дворняжка. Хвост цвета топлёного молока. Шерсть жидкая, кусками, буроватая, с падпалинами. На правом боку- следы совершенно зажившего ожога. Кличка? (шарик) – зелёная.


Красная (2) (И.А. Борменталь)

  1. Какой совет вам дал за обедом профессор Преображенский? (если вы заботитесь о своем пищеварении – не говорите за обедом о большевизме и медицине).

  2. Скажите, доктор, как было описано сенсационное открытие проф. Преображенского в «Вечерней газете?» (родился ребёнок, который играет на скрипке. Тут же рисунок – скрипка и фото Борменталя, под ней подпись «Проф. Преображенский, делавший кесарево сечениие у матери».

Жёлтая (3) (ФФ Преображенский)

  1. Уважаемый профессор, скажите пожалуйста, как вам удалось подманить такого нервного пса (Шарика)? (лаской, единственный способ, который возможен в обращении с живым существом.

  2. Скажите, ФФ что такое разруха?

  3. Почему уважаемый проф. Преображенский, вы разочаровались в результатах своего эксперимента (в своем открытии)? ( Шариков детально возродил профессиональные навыки и черты личности Клима Чугункина) ( милейшего пса превратить в такую мразь!)



Зелёная (4) (пес Шарик)

  1. Какую колбасу дал вам профессор при встрече? (краковскую)

  2. Кем вам казался ФФ после того, как он приютил пса? Почему? (он волшебник, маг и кудесник из собачьей сказки).

  3. Вспомните уважаемый пес вашу прогулку с Зиной. На вас надели широкий блестящий ошейник. После прогулки вы пришли к умозаключению, что « ошейник – всё равно, что портфель». Объясните смысл ваших рассуждений. (необычно, нехарактерно для собаки)

  4. Учиться читать совершенно ни к чему, когда мясо и так пахнет за версту. Тем не менее, ежели вы проживаете в Москве и хотя какие- нибудь мозги у вас в голове имеются, вы волей-неволей выучитесь грамоте, и притом безо всяких курсов… так считали вы. Расскажите нам, как вы учились грамоте? (начал по цветам ( зелёно-голубые вывески мясных магазинов), - однажды перепутал – и попал в магазин электрических принадлежностей братьев Голубизнер на мясницкой улице, отведал изомеров, проволоки, а она почище кнута извозчика – это было началом моего образования) ( на всех мясных первая слева - золотая и рыжая раскоряка, похожая на санки, А – в главрыбе, Б – тут же, в хвосте рыбы выучил.)

Если все агонисты ответили правильно на вопросы – победителя выявляет главный судья.



2 агон

Вопросы для выбора дорожек.

Представьте , что вы Шариков. Расскажите профессору Преображенскому и доктору Борменталю о своей должности. ( судья оценивает ответы, после выбор дорожек)

Вопросы для розыгрыша ролей.

  1. Вы – представитель новой власти, ваша должность – председатель домкома, боретесь за социальную справедливость и революционный порядок, читаете Энгельса. Представьтесь! (Швондер) - красная

  2. Вы – совслужащая. Работаете в отделе очистки города Москвы от бродячих животных. Представьтесь! (машинистка Васнецова)- жёлтая

  3. Совершенный человек по строению тела, вес около 3х пудов, рост маленький, голова маленькая, курит, ест человеческую пищу, одевается самостоятельно, гладко ведёт разговор. Представьтесь! (Шариков) - зелёная.



Красная (2) Швондер

  1. Товарищ Швондер, скажите, кто входит в состав нов. Управления дома, где проживает профессор Преображенский? (Швондер – председатель домкома, Вяземская, Пеструхин, Каровкин).

  2. Какую заметку вы написали в газету в связи с открытием профессора Преображенского? (Никаких сомнений нет в том, что это его незаконнорожденный сын. Как выражались в гнилом буржуазном обществе, вот как развлекается наша псевдоучёная буржуазия! 7 комнат каждый умеет занимать до тех пор, пока блистательный меч правосудия не сверкнул над ним красным лучом).



Жёлтая (3) Васнецова

  1. Что взял у вас на память Шариков (залог любви)? ( кольцо с изумрудом)

  2. Как вам объяснил Шариков наличие шрама на лбу? (Я на колчаковских фронтах ранен).

  3. Сколько денег дал вам ФФ компенсирую моральный ущерб? (три бумажки по три червонца) 3х30 – 90 зол. Р.



Зелёная (4) ПП Шариков

  1. Какое ваше любимое музыкальное произведение? (можно два ) («Светит месяц»), («Яблочко»)

  2. За столом вы произнесли следующее: «Всё у вас как на параде,- салфетку – туда, галстук – сюда, да «извините», да «пожалуйста» - мерси, а так - чтобы по- настоящему, - это нет. Мучаете себя сами, как при царском режиме». (объясните смысл слов)

  3. Какие книги вы читали? (переписка Энгельса с Каутским)

  4. Вы сказали профессору, что … «человеку без документов строго воспрещается существовать и что документ – это важная вещь на свете». Зачем вам был нужен документ, объясните смысл ваших слов. (прописка, жилплощадь, учетная карточка, союз. биржа).



В третьем агоне будут участвовать победители 1, 2 агона и тот из теоретиков, кто набрал более орденов совы.

Конкурсные задания для теоретиков

  1. Чем был вызван обморок Зины 1 января 1925 г. (Шарик засмеялся)

  2. Что назвал Фил. Фил. Отравой для человеческого желудка? ( краковскую колбасу)

  3. Какие первые слова произнёс шарик после операции? (абыр, абыр – валг, буржуи)

  4. Какое сообщение сделал Шариков о своей работе по специальности? (котов душили, душили)

  5. Назовите верхнюю одежду Фил. Фил.? (шуба на чернобурой лисе с синеватой искрой)

  6. Кто был отцом профессора Преображенского? (кафедральный протоирей)

  7. Кем был отец доктора Борменталя ? (судебный следователь в Вильно)

  8. Какие вещи пропали из квартиры Фил.Фил. после визита гостей Шарикова? (малахитовая пепельница, бобровая шапка Фил.Фил. и его трость с дарственной надписью: «Дорогому и уважаемому Фил.Фил. благодарные ординаторы»)

  9. Назовите сатирические повести Булгаков? (Дьяволиада 1923, Роковые яйца 1924, Собачье сердце 1925)

  10. У той мадам Шариков убил кошку? (Полосухер)

  11. В этой газете Булгаков работал правщиком? (гудок )

  12. Туда был направлен Булгаков при мобилизации в Белую армию, осенью 19вр19г. (Владикавказ)

  13. Как называется село Смоленской губернии, в которое был направлен Булгаков в качестве госпитального врача? (Никольское)

  14. После чтения какой газеты пациенты Фил.Фил. теряли в весе? (Правда)

  15. Назовите увлечения семьи Булгаковых? (музыка, театр, литература, опера, ин. языки)

  16. Родина Булгакова? (Киев)

3 агон

Задания для выбора дорожек.

Вставит пропущенные знаки препинания в предложенные отрывки.

  1. О, гляньте на меня, я погибаю. Вьюга в подворотне ревёт мне отходную. Пропал я, пропал. Негодяй в грязном колпаке повар столовой нормального питания служащих Центрального Совета Народного Хозяйства плеснул кипятком и обварил мне левый бок. Какая гадина, а ещё пролетарий.

  2. Господи боже мой как больно! До костей кипяточком. Я теперь вою, вою ,да разве воем поможешь. Чем я помешал ему? Неужели я обожру Совет Народного Хозяйства, если в помойке пороюсь? Жадная тварь!

  3. Вы гляньте когда-нибудь на его рожу ведь он поперек себя шире. Вор с медной мордой. Ах люди люди. В полдень угостил меня колпак кипятком а сейчас стемнело часа четыре приблизительно пополудни, судя по тому как луком пахнет из пожарной Пречистенкой команды. Пожарные ужинают кашей как вам известно.

Красная (2)

  1. Что делали с убитыми котами в отделе Московского коммунального хозяйства ( очистки г. Москвы от бродячих животных)?

  2. После визита гостей Шарикова в квартире пропали некоторые вещи. Пропала трость ФФ. Вы не помните, какова была дарственная надпись на ней?

Желтая (3)

  1. Почему мы говорим о многоплановости «Собачьего сердца».?

  2. Где вы встречались с шариковщиной сейчас?

  3. Узнать героя по описанию: « Человек маленького роста и несимпатичной наружности. Волосы у него на голове росли жесткие, как бы кустами на выкорчеванном поле, а лицо покрывал небритый пух. Лоб поражал своей малой вышиной. Почти непосредственно над черными кисточками раскидистых бровей начиналась густая головная щетка. На шее у человека был повязан небесного цвета галстук с фальшивой рубиновой булавкой». (ПП Шариков)



Зелёная (4)

  1. Объясните, почему преображение собаки в человека происходит в период с 24 дек. По : января. (с 6 янв. По 19 янв.). случайно ли Булгаков взял эти даты?

(Сценка с Васнецовой)

  1. Не догадывался Швондер, что его программа «Кто был ничем, тот станет всем» помноженная на интеллект и нравственные данные Шариковых, может сыграть злую шутку не только с интеллигентами, типа Преображенского и Борменталя, но и с ним самим. Почему?

  2. Что мы имеем в виду, когда говорим о шариковщине. Её живучисти?

  3. Объясните действие пары «Преображенский – Борменталь».



Рефлексия. (Финальная сцена – посмотрите и придумайте свою версию финала повести – это д/з )

Вручение победителю приза.







Е. Вахрушина, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №5 г. Сельцо


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
"Живучесть Шариковщины как социального и морального явления".

Автор: Вахрушина Екатерина Александровна

Дата: 10.10.2016

Номер свидетельства: 348151


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства