Просмотр содержимого документа
«...жив талант, бессмертен гений »
Цели урока:
• обобщить сведения учащихся по роману «Евгений Онегин»; расширить словарный запас;
• развивать познавательный интерес к творчеству Пушкина; с изобразительным искусством;
• воспитывать любовь к родному слову, к творчеству Пушкина
Ход урока
I. Организационный момент
Приветствие, проверка присутствующих.
Заполнение журнала.
Класс в зависимости от количества учащихся делится на 3 команды (по рядам). Приглашается жюри
II. Актуализация знаний
На интерактивной доске показывается презентация «", Жив талант, бессмертен гений!»
Звучит вступительное слово учителя. По-гречески его имя означает «защитник людей». Родился он в Москве. Отец его - офицер, гвардии майор. Сам он служил в коллегии иностранных дел, имел звание камер-юнкера. В своих статьях-памфлетах выступал за подписью Фиофилакт Косичкин. Его знают персы и турки, арабы и китайцы, немцы и французы. Кто это? Правильно. Это А.С.Пушкин.
III. Литературный монтаж
1 ученик:
О, Пушкин, Пушкин! Кто тебя
Учил пленять в стихах чудесных?
Какой из жителей небесных,
Тебя младенцем полюбя.
Лелеял. баял в колыбели? ..
2 ученик:
И вырос ты, резвился вволю,
И взрос с тобою дар богов ...
3 ученик:
Судьбы и времени седого
Не бойся, молодой певец!
Следы исчезнут поколений,
Но жив талант, бессмертен гений.
4 ученик:Владимир Одоевский сказал о Пушкине: «Пушкина читает и ребенок на коленях матери, и ученый в кабинете. Его знает весь просвещенный мир!»
5 ученик:
И на вопрос «Кто ваш поэт?»
В строенье ль каменном, в избушке,
Один у русского ответ -
Он, улыбнувшись, скажет: «Пушкин».
Слова учителя. Я предлагаю вам совершить сегодня с нами экскурсию по знакомым страницам произведения великого Поэта. Сопровождать команды в нашей экскурсии будут члены коллегии присяжных заседателей,
Мы находимся сейчас на площади «Евгения Онегина» в городе Пушкиногорье. Нам необходимо выставить на площадь 3 кареты. Участие в экскурсии будет принимать весь класс, каждый ряд должен получить по карете.
IV. Историческая минутка
Карета основное средство передвижения в ХVIII-ХIХ веке. Она являлась и мерилом социального достоинства. Пушкин не держал лошадей, а имел только карету. Обычная скорость для едущих была зимой не более 12 верст в час, летом - не более 10 верст, а осенью - 8 верст. На станции проезжающий «платил прогоны», т.е. оплачивал лошадей по таксе, которая колебалась от 8 до 10 коп. за одну лошадь на версту.
Ларины ехали в Москву «на своих». В этих случаях лошадей на станции не меняли, а давали им отдохнуть. Одновременно уменьшалась и стоимость
«Наконец день выезда наступил. Это было после крещения. На дорогу нажарили телятины, гуся, индейку, утку, испекли пирог с курицею, пирожков с фаршем и вареных лепешек, сдобных калачиков, в которые были запечены яйца цельные совсем с скорлупою. Особый большой ящик назначался для харчевого запаса. Для чайного и столового приборов был изготовлен погребец. Кроме погребца и ящика для харчей, был еще ящик для складного самовара.
V. Станция «Онегинский парк»
Каждому ряду задается по 2 вопроса. (Романтизм)
Вопрос передается другому ряду, если ответ был не верен.
Кто из героев произведения не мог «Ямба от хорея отличить?» (Евгений Онегин)
Поэт, друг Пушкина, автор строчки, взятой Пушкиным в качестве эпиграфа к 1 главе «Евгения Онегина» «И жить торопиться, и чувствовать спешит …» (Князь вяземский)
Вставьте в цитату пропущенное слово:
Чем меньше женщину мы любим,
Тем легче нравимся мы ей.
Представителем какого литературного направления, судя по этим строчкам, был Владимир Ленский?
Он пел разлуку и печаль,
И нечто, и туману даль … (Романтизм)
В каком месяце родилась Татьяна Ларина? (Январь).
Какие танцы исполнялись у Лариных? (Вальс, мазурка, котильон).
Историческая справка:
Бал в эпоху Онегина начинался полонезом, который в торжественной функции сменил менуэт. Менуэт отошел в прошлое вместе с королевской Францией. Показательно, что в «Евгении Онегине полонез не упоминается ни разу. В Петербурге поэт вводит нас в бальную залу в момент, когда «толпа мазуркой занята», т.е. в самый разгар праздника, чем подчеркивает модное опоздание Онегина. Но и на балу у Лариных полонез опущен, и описание праздника начинается со второго танца - вальса. Мазурка составляла центр бала и знаменовала собой его кульминацию. Мазурка танцевалась с многочисленными причудливыми фигурами и мужским соло, составляющими «соль» танца. Котильон - вид кадрили, один из заключающих бал танцев - танцевался на мотив вальса и представлял собой танец-игру, самый непринужденный, разнообразный и шаловливый танец.
Итог конкурса - за каждый вопрос 5 баллов.
VI. Станция «Литературно-опознавательная»
В стихотворной форме каждому ряду дается описание героев. Задание: по описанию героев узнать их.
1 ряд
Всегда скромна, всегда послушна
Всегда как утро весела,
Как жизнь поэта простодушна.
Как поцелуй любви мила;
Глаза, как небо, голубые ... (Ольга)
2 ряд
Он из Германии туманной
Привез учености плоды:
Вольнолюбивые мечты,
Дух пылкий и довольно странный,
Всегда восторженную речь
И кудри черные до плеч. (Ленский)
3 ряд
Ей рано нравились романы;
Они ей заменяли все;
Она влюблялася в обманы
И Ричардсона, и Руссо. (Татьяна)
Итог конкурса - 10 баллов.
VII. Станция «Живописная»
Каждому ряду дается иллюстрация из учебника.
Задание: Назовите автора рисунка. Кто изображен на рисунке?
1 ряд
«Евгений Онегин», 1826 г.
Рисунок А. С. Пушкина
2 ряд
Татьяна Рисунок
А. С. Пушкина
3 ряд
Поэт Д В. Веневитинов
(до последнего времени портрет считался изображением Онегина)
Рисунок А. С. Пушкина
Учитель: Удивительно выразительная манера пушкинского рисунка была оценена только многие годы спустя после окончания Лицея. Сюжеты его рисунков очень разнообразны. Но фигуры он рисовал редко, чаще - профили.
Итог конкурса - 20 баллов.
VIII. Станция «Мир слов»
Каждому ряду дастся словарь эпохи Пушкина и раздаточный материал. Задание. Объяснить значение выделенного слова при помощи словаря. Дать комментарий строке.
1 ряд
1. Надев широкий боливар. Онегин едет на бульвар.
2. Там будет бал, там детский праздник.
2 ряд
1. Двойной лорнет скосясь наводит
На ложи незнакомых дам.
2. Как рано мог уж он тревожить
Сердца кокеток записных!
3 ряд
1. «Ученый малый, но педант ... »
2. Хранить молчанье в важном споре
И возбуждать улыбку дам
Огнем нежданных эпиграмм.
Ответы:
Боливар – мужская черная атласная шляпа с расширяющейся кверху тульей.
Детский праздник - для подростков. «Дамами» на детских праздниках были 13- 16 летние барышни: кавалеры могли быть самые разные.
Педант - «человек, выставляющий напоказ свои знания, свою ученость, с апломбом судящий обо всем».
Эпиграмма - «колкое едкое замечание»
Итог конкурса - за правильный ответ 5 баллов.
IX. Выводы урока
Мы с Вами познакомились с мудрой пушкинской концепцией времени, с его убеждением, что прошлое, настоящее и будущее - было. есть. будут неразрывны, предстают как звенья единой жизненной судьбы. Исправить сегодня прошлое, вчерашнее оказывается нелегко: человек способен изменяться, меняются его мировосприятие, его идеалы; но в новом всегда остается частичка старого, былого.