kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Житие Сергия Радонежского». Служение Богу, мудрость, готовность к подвигу во имя Руси – основные нравственные проблемы житийной литературы».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рассуждения о жизни и делах Сергия Радонежского. Работа в группах с материалом  большого объема. Развитие монологической речи.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Житие Сергия Радонежского». Служение Богу, мудрость, готовность к подвигу во имя Руси – основные нравственные проблемы житийной литературы».»

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ С ЭЛЕМЕНТАМИ ИНТЕГРАЦИИ ЗНАНИЙ

ПО ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЕ, ИСТОРИИ, ИСКУССТВУ.


Тема: «Житие Сергия Радонежского». Служение Богу, мудрость, готовность к подвигу во имя Руси – основные нравственные проблемы житийной литературы».


Цели:

  1. Познакомить учащихся с жизнью преподобного Сергия Радонежского и его ролью в истории Русского государства, выявить историческую основу «Жития Сергия Радонежского», основные нравственные проблемы житийной литературы; познакомить с основными достопримечательностями Троице-Сергиевой Лавры.

  2. Закрепить понятия «духовная литература», «житие», «святой».

  3. Воспитывать чувства патриотизма и нравственности, уважения к истории своей Родины, православным святыням России.


Планируемые результаты:

Личностные:

- формирование системы ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания.
Метапредметные:

        1. - формирование умения использовать различные способы поиска информации (в учебнике, в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет);
- умения организовать совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Предметные:

-формирование умения характеризовать отдельные эпизоды российской истории с помощью произведений древнерусской литературы;

Оборудование: универсальный портативный компьютер учителя; проектор; презентация по теме урока; портативные компьютеры обучающихся.


Задания к уроку:

1. Сообщение о Епифании Премудром.

2 «Житие Сергия Радонеджского» отдельные главы (стр. 39-46учебника)

Индивидуальные задания:

1. «Житие Сергия Радонежского» прочитать.

2. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. История и современность.

3. История России 12-13 вв. Куликовская битва.

4. Рассказ по картине М.В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею».

5. Рассказ по картине Н. Рериха «Святой Сергий».

ХОД УРОКА


І. Организационный этап

II. Подготовка к работе на основном этапе

1. Работа с эпиграфом (Слайд 1)


Вот Сергий-старец на исходе дней,

Остались в прошлом подвиги, затворы,

В нём ищут люди мудрости, опоры,

И жизнь его окидывая взором,

Хотят постичь, что было главным в ней.

(Т. Шорыгина)


- Посмотрите внимательно на портрет, вчитайтесь в слова эпиграфа. Как вы думаете, кому посвящён сегодняшний урок? (Сергию Радонежскому).

- Да, действительно наш урок посвящён преподобному Сергию Радонежскому.

2. Тема урока: «Житие Сергия Радонежского». Служение Богу, мудрость, готовность к подвигу во имя Руси – основные нравственные проблемы житийной литературы» (Слайд 2)

- Исходя из темы урока и отрывка Т. Шорыгиной, сформулируйте цели урока (учащиеся формулируют цели, учитель корректирует).


3. Мотивация

- Более 700 лет прошло со дня рождения преподобного Сергия Радонежского. Почему сегодня, в 21 веке, мы снова и снова обращаемся к образу этого человека? (Своей жизнью и деятельностью Сергий Радонежский проповедовал добро, милосердие, сострадание, любовь к Родине. Его жизнь может быть примером для многих поколений).

- Урок сегодня не совсем обычный: он предполагает интеграцию знаний из разных предметов: литературы, православной культуры, истории, искусства.


III. Этап усвоения новых знаний и способов действия

  1. Актуализация знаний учащихся и сообщения учителя


- Как называется жанр древнерусской литературы, который рассказывает о жизни святого? (Житие).

- Найдите определение жития в «Литературной энциклопедии терминов и понятий»

  1. Подготовка к работе в группах

Учитель заранее делит класс на группы (по интересам), объединяет более сильных и более слабых учеников и даёт задания, ссылки на источники информации, дополнительную литературу для работы

1 группа «Биографы»

«Житие Сергия Радонежского» было написано Епифанием Премудрым в 1417-1418 годах. Рассказать об авторе жития.


Материал для работы:

Стр. 47- 48 Литература . 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений : В 3ч. Ч 1/ Авт.- сост. Г.С. Меркин.- И: ООО» ТИД «Русское слово – РС», 2010.

2 группа «Историки»

Восстановить историческую эпоху, в которую жил Сергий Радонежский (13 -14 вв.). Объяснить, как имя Сергия Радонежского связано с Куликовской битвой (Слайд 6).

Материал для работы:

Школьная энциклопедия «Руссика». История России. IX- XVII века.- М.: ОЛМА- ПРЕСС Образование, 2003г.


3 группа «Агиографы»

Рассказать о жизни Сергия Радонежского (по плану построения жития).

План сообщения

1. Предисловие составителя;

2. Биографическая часть (детство; приход к вере, или пострижение в монашество, или постижение своего предназначения в миру; подвиг или подвиги и кончина святого);

3. Похвала святому.

Материалы для работы:

  1. Бахметева А.Н. Жития святых для детей. – М.: Издательство Сретенского монастыря, 1997

  2. Жизнь и житие Сергия Радонежского/ Сост. В.В. Колесов. – М.: Сов. Россия, 1991

  3. Литература. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 3ч. Ч 1/ Авт.- сост. Г.С. Меркин. – М.: ООО» ТИД «Русское слово – РС», 2010


  1. Группа «Искусствоведы»


  1. Работа по картине М.В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею» (Слайд 8).

  2. Работа по картине Н. Рериха «Святой Сергий».


Материал для работы:

http://artcyclopedia.ru/videnie_otroku_varfolomeyu_1899-1890_holst_maslo_160h211_sm-nesterov_mihail_vasilevich.htm картина М.В.Нестерова «Видение отроку Варфоломею»

  1. группа «Экскурсоводы»

Виртуальная экскурсия в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру.


Материал для работы:

  1. Православные святыни России. Минск: ООО «Харвест», 2006

  2. http://www.patriarchia.ru/db/text/248314.html Русская Православная церковь. Официальный сайт Московского патриарха.

3. Самостоятельная работа учащихся в группах


IV. Этап первичной проверки усвоения изученного

1. Выступления учащихся

(Учитель и ученики задают вопросы выступающим и оценивают их работу).

V. Этап подведения итогов урока.

- Почему людей называют святыми?

- Что такое святость?

-  Какими качествами должен обладать человек, посвятивший свою жизнь служению Богу и Руси?

- Чем велик Сергий? В чём состоит его подвиг во имя Руси?

- Как русский народ хранит память о Сергии Радонежском?


VI. Этап информации о домашнем задании

1. Подготовить выразительное чтение «Слова о погибели Русской земли».

2. Сообщение о нашествии Батыя. (Историки)

3. Сообщение о церкви Покрова на Нерли. (Искусствоведы)


VII. Рефлексия:

Закончить фразы


1. Сегодня я узнал …

2. Было интересно…

3. Я понял, что …

4. Я почувствовал, что …

5. Меня удивило …

6. Уроки, которые я извлёк для себя, изучив «Житие Сергия Радонежского



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Напиральская Елена Ивановна

Дата: 23.12.2018

Номер свидетельства: 492307


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства