Просмотр содержимого документа
««Житие Сергия Радонежского». Служение Богу, мудрость, готовность к подвигу во имя Руси – основные нравственные проблемы житийной литературы».»
УРОК ЛИТЕРАТУРЫ С ЭЛЕМЕНТАМИ ИНТЕГРАЦИИ ЗНАНИЙ
ПО ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЕ, ИСТОРИИ, ИСКУССТВУ.
Тема: «Житие Сергия Радонежского». Служение Богу, мудрость, готовность к подвигу во имя Руси – основные нравственные проблемы житийной литературы».
Цели:
Познакомить учащихся с жизнью преподобного Сергия Радонежского и его ролью в истории Русского государства, выявить историческую основу «Жития Сергия Радонежского», основные нравственные проблемы житийной литературы; познакомить с основными достопримечательностями Троице-Сергиевой Лавры.
Закрепить понятия «духовная литература», «житие», «святой».
Воспитывать чувства патриотизма и нравственности, уважения к истории своей Родины, православным святыням России.
Планируемые результаты:
Личностные:
- формирование системы ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания. Метапредметные:
- формирование умения использовать различные способы поиска информации (в учебнике, в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет);
- умения организовать совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе, аргументировать и отстаивать своё мнение.
Предметные:
-формирование умения характеризовать отдельные эпизоды российской истории с помощью произведений древнерусской литературы;
Оборудование: универсальный портативный компьютер учителя; проектор; презентация по теме урока; портативные компьютеры обучающихся.
Задания к уроку:
1. Сообщение о Епифании Премудром.
2 «Житие Сергия Радонеджского» отдельные главы (стр. 39-46учебника)
Индивидуальные задания:
1. «Житие Сергия Радонежского» прочитать.
2. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. История и современность.
3. История России 12-13 вв. Куликовская битва.
4. Рассказ по картине М.В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею».
5. Рассказ по картине Н. Рериха «Святой Сергий».
ХОД УРОКА
І. Организационный этап
II. Подготовка к работе на основном этапе
1. Работа с эпиграфом(Слайд 1)
Вот Сергий-старец на исходе дней,
Остались в прошлом подвиги, затворы,
В нём ищут люди мудрости, опоры,
И жизнь его окидывая взором,
Хотят постичь, что было главным в ней.
(Т. Шорыгина)
- Посмотрите внимательно на портрет, вчитайтесь в слова эпиграфа. Как вы думаете, кому посвящён сегодняшний урок? (Сергию Радонежскому).
- Да, действительно наш урок посвящён преподобному Сергию Радонежскому.
2. Тема урока:«Житие Сергия Радонежского». Служение Богу, мудрость, готовность к подвигу во имя Руси – основные нравственные проблемы житийной литературы» (Слайд 2)
- Исходя из темы урока и отрывка Т. Шорыгиной, сформулируйте цели урока (учащиеся формулируют цели, учитель корректирует).
3. Мотивация
- Более 700 лет прошло со дня рождения преподобного Сергия Радонежского. Почему сегодня, в 21 веке, мы снова и снова обращаемся к образу этого человека? (Своей жизнью и деятельностью Сергий Радонежский проповедовал добро, милосердие, сострадание, любовь к Родине. Его жизнь может быть примером для многих поколений).
- Урок сегодня не совсем обычный: он предполагает интеграцию знаний из разных предметов: литературы, православной культуры, истории, искусства.
III. Этап усвоения новых знаний и способов действия
Актуализация знаний учащихся и сообщения учителя
- Как называется жанр древнерусской литературы, который рассказывает о жизни святого? (Житие).
- Найдите определение жития в «Литературной энциклопедии терминов и понятий»
Подготовка к работе в группах
Учитель заранее делит класс на группы (по интересам), объединяет более сильных и более слабых учеников и даёт задания, ссылки на источники информации, дополнительную литературу для работы
1 группа «Биографы»
«Житие Сергия Радонежского» было написано Епифанием Премудрым в 1417-1418 годах. Рассказать об авторе жития.
Материал для работы:
Стр. 47- 48 Литература . 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений : В 3ч. Ч 1/ Авт.- сост. Г.С. Меркин.- И: ООО» ТИД «Русское слово – РС», 2010.
2 группа «Историки»
Восстановить историческую эпоху, в которую жил Сергий Радонежский (13 -14 вв.). Объяснить, как имя Сергия Радонежского связано с Куликовской битвой (Слайд 6).
Материал для работы:
Школьная энциклопедия «Руссика». История России. IX- XVII века.- М.: ОЛМА- ПРЕСС Образование, 2003г.
3 группа «Агиографы»
Рассказать о жизни Сергия Радонежского (по плану построения жития).
План сообщения
1. Предисловие составителя;
2. Биографическая часть (детство; приход к вере, или пострижение в монашество, или постижение своего предназначения в миру; подвиг или подвиги и кончина святого);
3. Похвала святому.
Материалы для работы:
Бахметева А.Н. Жития святых для детей. – М.: Издательство Сретенского монастыря, 1997
Жизнь и житие Сергия Радонежского/ Сост. В.В. Колесов. – М.: Сов. Россия, 1991
Литература. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 3ч. Ч 1/ Авт.- сост. Г.С. Меркин. – М.: ООО» ТИД «Русское слово – РС», 2010
Группа «Искусствоведы»
Работа по картине М.В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею» (Слайд 8).
Работа по картине Н. Рериха «Святой Сергий».
Материал для работы:
http://artcyclopedia.ru/videnie_otroku_varfolomeyu_1899-1890_holst_maslo_160h211_sm-nesterov_mihail_vasilevich.htm картина М.В.Нестерова «Видение отроку Варфоломею»
группа «Экскурсоводы»
Виртуальная экскурсия в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру.
Материал для работы:
Православные святыни России. Минск: ООО «Харвест», 2006
http://www.patriarchia.ru/db/text/248314.html Русская Православная церковь. Официальный сайт Московского патриарха.
3. Самостоятельная работа учащихся в группах
IV. Этап первичной проверки усвоения изученного
1. Выступления учащихся
(Учитель и ученики задают вопросы выступающим и оценивают их работу).
V. Этап подведения итогов урока.
- Почему людей называют святыми?
- Что такое святость?
- Какими качествами должен обладать человек, посвятивший свою жизнь служению Богу и Руси?
- Чем велик Сергий? В чём состоит его подвиг во имя Руси?
- Как русский народ хранит память о Сергии Радонежском?
VI. Этап информации о домашнем задании
1. Подготовить выразительное чтение «Слова о погибели Русской земли».
2. Сообщение о нашествии Батыя. (Историки)
3. Сообщение о церкви Покрова на Нерли. (Искусствоведы)
VII. Рефлексия:
Закончить фразы
1. Сегодня я узнал …
2. Было интересно…
3. Я понял, что …
4. Я почувствовал, что …
5. Меня удивило …
6. Уроки, которые я извлёк для себя, изучив «Житие Сергия Радонежского