Просмотр содержимого документа
«Женские образы в романе Л.Н.Толстого "Война и мир"»
Аннотация к уроку литературы
Данный урок рассчитан на 45 минут для учащихся 10 класса. Тема является обязательной по программе. Данный урок актуализации знаний с углублением изученного материала. Обучающие цели урока лежат в области базовой учебной дисциплины: 1.систематизация знаний учащихся по теме 2.совершенствование практических навыков. Воспитательные цели детерминируются образовательно-воспитательной парадигмой: 1. воспитание навыков контроля и самоконтроля 2. развитие личностных качеств учащихся. Этот урок составлен в рамках личностно - ориентированного подхода. На уроке были использованы следующие технологии: технология коллективного взаимодействия, технология развития критического мышления, информационно-коммуникационная технология.
Актуальность данного урока, заключается в том, что большую часть времени на уроке учащиеся добывают знания самостоятельно, используются разнообразные формы работы (индивидуальная, парная, групповая, фронтальная); применяется сочетание приемов и способов обучения для стимулирования интереса и потребности в познавательной самостоятельности учащихся.
Интеллектуальная активность школьников во многом определила успешность усвоения учебного материала. Фактором, обеспечившим активность учащихся, явился принцип последовательного обобщения усваиваемого учебного материала посредством подобранных заданий, выстроенных в определенной последовательности.
Тема: Женские образы в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»
Цели: продолжитьобучение анализу художественного образа, составления сравнительной характеристики женских образов романа;
развивать исследовательское и аналитическое мышление учащихся, умение анализировать эпизоды художественного произведения;
воспитывать стремление искать ответы на непреходящие вопросы о добре и зле, искренности и лицемерии, о смысле человеческой жизни; чувства прекрасного на примере героев романа. Форма проведения: групповая Оборудование: компьютер, проектор, карточки. Эпиграф: Самое прекрасное – то, чего не увидишь глазами. Антуан де Сент – Экзюпери «Маленький принц» На столе учителя: -невзрачное комнатное растение с распустившимся прекрасным цветком, -хрустальная ваза, -незажженная свеча.
ХОД УРОКА I. Организационный этап.
II. Актуализация опорных знаний. Работа над темой урока. Анализ текста.
Прочитав роман, вновь и вновь листаем мы страницы «Войны и мира», перечитываем сцены, которые навсегда остались в памяти и вызвали в жизни немало поэтических строк. Вспоминаем героев романа.
Задание. Назвать персонажей романа по их авторской характеристике.
1) «Князь, в придворном, шитом мундире, в чулках, башмаках и звездах, с светлым выражением плоского лица».
2) «Блудный сын», «беспокойный дурак, который стоит отцу сорок тысяч в год».
3) «Недостаток ее – ее короткость губы и полуоткрытый рот – казались ее особенностью, собственно ее красотою».
4) «Молодой человек, не умеющий жить, которого хозяйка салона приветствовала поклоном, относящимся к людям самой низшей иерархии».
5) «Вполне красивая женщина, предоставлявшая право любоваться собой».
6) Человек с «усталым, скучающим взглядом».
7) «Пожилая бледная дама, одной из лучших фамилий, утратившая прежние связи в свете».
8) «Известная фрейлина и приближенная императрицы Марии Федоровны».
(Ответы: князь Василий Курагин, его сын Анатоль Курагин, Лиза Болконская, Пьер Безухов, Элен Курагина, Андрей Болконский, княгиня Друбецкая, Анна Павловна Шерер.)
II. Постановка целей и задач урока.
Музыкальная заставка. Звучит старинный вальс.
Учитель. Поговорим о персонажах романа Л.Н.Толстого, чьи судьбы, по словам критика Бочарова, «только звено в бесконечном опыте человечества, всех людей, и прошлых, и будущих ». Кто они?
(Слайдовая презентация «Женские образы в романе»).
Героини сегодняшнего урока – Наташа Ростова, Марья Болконская и Элен Курагина. Поговорим о нравственном облике женских образов романа «Война и мир».
Эпиграфом нашего урока стали слова Антуана де Сент – Экзюпери
( чтение эпиграфа на экране)
2) Работа с эпиграфом. Вопросы для обсуждения:
- Согласны ли вы с точкой зрения Маленького Принца? - Что можно не увидеть глазами? - Что для вас является прекрасным? - Подходит ли эпиграф для нашей темы?
3) Словарная работа (красивый, прекрасный, идеал). Упражнение «Глоссарий».
Красивый Приятный внешним видом, высоконравственный,эффектный, но бессодержательный.
Идеал Очень красивый, очень хороший,то, что воплощает красоту, соответствует идеалу. Прекрасный Совершенное воплощение прекрасного.
Вывод учащихся: идеал для человека – высшее воплощение прекрасного. Учитель: Так что такое красота в женщине?
Учитель. Какой представлял идеальную женщину И.С. Тургенев?
(свободной, стремящейся стать соратницей своего мужа,
способной на самопожертвование).
Учитель. А каким был идеал женщины у Л.Н.Толстого?
Вспомним некоторые положения, отражающие воззрения автора.
- Лев Толстой был глубоко убежден, что человеку при рождении
дается в дар своеобразный сосуд – душа, чистая и незапятнанная. Чем
дольше человек связан с природой, трудом, землей, тем дольше этот
сосуд остается чистым.
- Соприкасаясь с важными моментами жизни, загрязненная душа
очищается. Человек жизнь свою прежде всего должен расходовать на
самоусовершенствование. И смысл жизни заключен:
во всепрощении;
в жизни для других;
3) в полном самопожертвовании.
Женщина должна выполнять свое самое важное предначертание: быть женой и матерью. Если она их не осуществляет, она – пустоцвет.
Учитель. Исходя из этих взглядов Толстого, проанализируем женские образы
романа.
Дальше мы будем работать в группах:
1- я группа подготовила материал по характеристике Наташи,
2 – я группа подготовила материал по характеристике Марьи, 3 – я группа подготовила материал по характеристике Элен.
(На столах таблички с именами героинь).
Учитель. Давайте вспомним план характеристики героя эпического про –
изведения. ( План высвечивается на экране). План
Имя.
Портрет.
Речь.
Жизненные идеалы, поступки.
Испытание любовью.
Позиция автора.
Позиция читателя.
Учитель. Какое значение имеет имя толстовских героинь?
Наталья – русское имя, что подчеркивает простоту Натальи,
близость ее к народным традициям.
Марья – Мария, тоже русское имя, которое встречается в
народных сказках (например, Марья Моревна), а также оно ассоциируется с именем святой. В характере княжны Марьи подчеркнута вера в Бога, милосердие.
Элен – имя Елена, произнесенное на французский манер, что говорит об отдаленности ее от традиций русского народа.
Учитель. Как с помощью портрета Толстой характеризует своих героинь?
(Представители групп (или спикер) зачитывают эпизоды, где есть
портретная характеристика героинь: Натальи – эпизод «Именины»,
Марьи - эпизод «Лысые горы»,
Элен - эпизод «Салон Шерер»). Учитель. Как речь помогает дополнить нравственный облик женских образов? Проанализируйте эти эпизоды. Наташа (именины, бал, святки)
Вывод группы№1. Речь Наташи изобилует эмоциональной лексикой ( «душенька», «такая прелесть», «голубчик», «папенька»), словами с уменьшительно – ласкательными суффиксами, что говорит о ее добром нраве, простоте. О восторженной натуре свидетельствуют восклицательные предложения («Весело!», «Я рада!»).
Речь Марьи.
Вывод группы №2. Марья очень любит своих близких. К брату обращается ласково «Андрюша», в ее речи много положительно окрашенных слов ( «совершенный ребенок», «такой милый»). Марья – верующий человек, поэтому часто говорит о Боге, о вере.
Речь Элен.
Вывод группы №3. Речь Элен выдает ее интересы: как бы ярче заблистать на светском небосклоне. Она говорит мало, часто на французском языке, потому что не обладает достаточным умом и отдалена от традиций своего народа. Ее речь отражает ее любования собой, пустую душу («как я красива»), привязанность к светскому обществу.
Учитель. Чем живут наши герои, каковы их интересы, идеалы?
(Выразительное чтение по ролям, подготовленное дома.)
1 группа – «Ночь в Отрадном»,
2 группа – «Размышления о жизни»,
3 группа – «Сватовство Пьера».
Вывод группы №1. Вывод группы №2. Вывод группы №3.
Учитель. Роман «Война и мир» посвящен участию русского народа в войне 1812 года. Как проявляют свой патриотизм героини произведения?
Наташа. Эпизод «Наташа и раненые» (пересказ).
Вывод группы №1.
Марья. « Сцена бунта в Богучарово» (пересказ).
Вывод группы №2.
Элен. Эпизод «Салон Элен » (пересказ )
Вывод группы №3.
(Минутка релаксации)
Учитель. Ребята, а сейчас немного отдохните, расслабьтесь, послушайте прекрасную классическую музыку и полюбуйтесь удивительными произведениями мировых художников, отражающими женскую красоту. ( Звучит музыка, на экран проецируются слайды с репродукциями картин).
Учитель. Способны ли наши героини глубоко и искренне любить?
Наташа. Эпизод «Записка кн. Марье».
Ответ группы №1. Марья. Эпизод «Мысли о племяннике». Встреча с Николаем Ростовым (чтение).
Ответ группы №2. Элен. Объяснение с Пьером (чтение)
Ответ группы №3.
Учитель. Выполнили ли героини свое предназначение – стать женами и матерями?
Ответ группы №1. Наташа выполнила. Она стала прекрасной женой Пьеру, у них дети и счастливая семья.
Ответ группы №2. Марья тоже выполнила свое предназначение: нашла счастье в семье, в браке с Николаем Ростовым.
Ответ группы №3. Элен не смогла стать ни хорошей женой, ни матерью. Она пустоцвет. Толстой выводит эту героиню из романа. Она умирает от сибирской язвы, что само по себе очень неприятно.
Учитель. Согласно мировоззрению Толстого Наташу и княжну Марью можно назвать его любимыми героинями. Они прошли сложный путь испытаний и стали богаче духовно. Так что же привлекает современного читателя в этих образах?
Упражнение «Продолжи предложение». В образе Наташи меня привлекает…
В образе Марьи…
В образе Элен …
( отвечают девушки)
Ответы учащихся. В образах Наташи Ростовой и княжны Марьи подчеркнуты национальные черты русских женщин: душевная чуткость и щедрость, любовь, пробуждающая лучшее в других, человечность, самопожертвование, самоотдача.
Учитель. Многие поколения будут учиться у Наташи и Марьи их умению делать добро, способности любить, жить, чувствовать красоту окружающего мира, растить достойных сынов и дочерей Отчизны.
Учитель. Ответьте письменно на вопрос: « Какую героиню вы назвали бы идеалом Толстого?» ( Зачитывается по одной работе от группы).
Учитель. Основной литературоведческий композиционный прием, которым пользуется Толстой в романе – антитеза. К противопоставлению писатель обращается, чтобы подчеркнуть положительные и отрицательные явления, образы.
Учитель. Давайте подведем итог сказанному. (Каждая группа женский образ (обобщающий) представляет схемой - презентацией на один – два слайда. Это задание было предложено группам на предыдущем уроке).
Учитель. В одной из глав «Войны и мира» Лев Толстой высказал мысль о том, что все предметы и явления окружающей жизни можно разделить на две категории, в зависимости от того, что в них преобладает: форма или содержание. Толстой не любил ни людей, ни явлений, в которых главное – форма. Он не любил высшее общество с его раз и навсегда установленными правилами и нормами жизни. Они ему не интересны, потому что в их роскошной оболочке нет ни жизни, ни движения.
В его любимых героях содержание преобладает над формой. Автор часто подчеркивает некрасивость княжны Марьи и Наташи Ростовой и при этом любуется ими, заставляя читателя полюбить его героинь и поверить в их счастье.
Ответы учащихся. Наташа и Марья стали воплощением одной из главных идей романа: «Красоты и счастья нет там, где нет добра, простоты и правды».
Чтение отрывка из стихотворения Н.Заболоцкого:
… что есть красота
И почему ее обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
Учитель. Учащиеся отвечают на вопрос: что есть красота (отвечают юноши)?
Учитель. Итак, мы с вами исследовали позицию автора романа «Война и мир». Выяснили, что идеалом прекрасного является Наташа. Да, наряду с образами Андрея Болконского, Пьера Безухова, княжны Марьи, это любимый образ Льва Толстого. Но образ Наташи еще и идеал прекрасного для писателя. И наш урок был бы неполным без рассказа о ней в эпилоге романа. Еще при жизни Толстого Наташа в эпилоге выдержала много критики. Найдите строки, какой мы ее видим после замужества. ( Эпилог)
«… у ней в 1820 году было уже три дочери и один сын… Она пополнела и поширела». «Теперь часто видно было одно ее лицо и тело, а души вовсе не было видно. Видна была одна сильная, красивая и плодовитая самка».
^ Вопросно – ответная беседа.
Учитель. Как теперь выглядела она?
- Наташа опустилась, отказалась от светского общества, она «не заботилась ни о своих манерах, ни о деликатности речей», забыла о локонах и костюме.
Учитель. Почему?
- Ей совершенно некогда было «взбивать локоны, надевать роброны и петь романсы» (роброны – длинные платья со шлейфом).
Учитель. Что стало теперь сущностью ее жизни?
- «Предмет, в который погрузилась вполне Наташа, - была семья, то есть муж… и дети, которых надо было носить, рожать, кормить, воспитывать».
Учитель. Какое у нее было отношение к мужу?
- Наташа ревновала Пьера «к Соне, к гувернантке, ко всякой красивой и некрасивой женщине».
- «Наташа у себя в доме ставила себя на ногу рабы мужа… Стоило ему выразить желание, чтобы Наташа вскакивала и бежала исполнять его».
Учитель. Таким предстает перед нами идеал Толстого в эпилоге. Что не приемлет современная девушка в образе замужней Наташи?
( Неопрятность, ревность, мысли только о муже и детях, никаких увлечений, отказ от света). Учитель. Ребята, сейчас вы подтвердили точку зрения, которая существует в литературной критике более 140 лет. Но поверили бы мы Толстому, если бы он нарисовал в эпилоге прежнюю Наташу – мать четырех детей, порхающую на балах, мечтающую, чтобы ее пригласили на танец? Нет, конечно. Могла ли быть иной кормящая мать, проводящая ночи без сна у постели больного ребенка, поглощенная заботами о большой семье, встревоженная долгим отсутствием мужа? Значит, Наташа в эпилоге – такая , какой хотел видеть женщину Лев Николаевич Толстой, эта перемена является логическим продолжением ее характера. Именно в семье проявились ее настоящая красота, именно в семье она нашла настоящее счастье, о котором мечтает каждый человек. А как вы относитесь к выражению «плодовитая самка»? ( Ответы учащихся) Писатель сказал это с иронией. Кому так сказал То лстой? Может быть, он с кем – то спорил, изображая Наташу такой в замужестве?
Подготовленное выступление.
Ученик. ( Обращение к значению слов на доске: эмансипация, шестидесятники).
В 60 – х годах 19 века в России существовало движение эмансипации женщин. Их назвали «шестидесятники». Они боролись за права женщин быть наравне с мужчинами, за самоотречение от женских обязанностей. Это отразилось даже на женской моде: эмансипированные женщины отказались от корсетов, впервые надели брюки, что было крайне возмутительным в то время. Образ Наташи Ростовой, и противоречивый, и цельный, отражает отношение Толстого к семье и материнству. Русский писатель считал, что для женщины должно быть высшее призвание и назначение – материнство. Поэтому Наташа в эпилоге, пополневшая и поширевшая, - идеал Толстого. Возможно, этим образом Лев Николаевич спорил с шестидесятниками, которые хотели уравнять в правах женщин с мужчинами. Учитель.Дискуссия.
Ребята, вы должны дать свой ответ, представив свои аргументы из текста, показать позицию Толстого и сделать вывод по своему ответу. Итак, с каким образом у вас ассоциируется
- невзрачное комнатное растение с распустившимся прекрасным цветком? ( Минута на размышление),
- хрустальная ваза,
- зажженная свеча? (Ответы учащихся. Ребята могут предложить свои ассоциации).
III. Рефлексия. Подведение итогов урока.
Учитель. Мы заканчиваем наш урок вальсом Прокофьева. Ведь нам известно, что в жизни Толстого музыка играла большую роль. А в раскрытии образов она подчеркивала их музыкальную чуткость, одаренность натуры, восприимчивость всего окружающего.
( Звучит музыка, демонстрация слайдов).
Учитель (читает на фоне музыки): литературовед и педагог Н.Г. Долинина, написавшая книгу о романе Л.Н.Толстого «По страницам «Войны и мира», заканчивает ее так: «И снова я открываю роман – и перечитываю много раз читанные страницы…но каждый раз в них открывается новое, неизведанное, их нельзя исчерпать, их можно только читать снова и снова…»
Я думаю, что вы тоже еще вернетесь к этой книге, потому что в ней вся жизнь человеческая: война и мир. Эта книга охватывает все, чем живет человек, она сама похожа на человеческую жизнь: в ней меняются поколения, уходят старики, дети становятся взрослыми, а взрослые – стариками. И каждый из старых и молодых объясняет нам не только то, что было вчера, но и то, что есть сегодня, будет завтра. Это книга всех поколений. Второй такой нет.
Рефлексия. На этом уроке я узнал (а) … (учащиеся продолжают предложение). IV. Домашнее задание: