Ключевая идея: самостоятельный анализ комедии Ж.Б.Мольера «Мещанин во дворянстве».
Оборудование: статуэтка «ангелочек», «Кружки» желтого, зеленого цветов, эпиграф, портрет Ж.Б.Мольера, ватманы, маркеры, клей, ножницы, масляные мелки, набор цветного картона и бумаги, иллюстрации из журналов, шкатулка, стикеры, конверты со смайликами, клей, «Экран настроения», «Две звезды и одно пожелание»
Ход урока:
1. Организационный момент.
1.Тренинговое упражнение «Ритуал приветствия»
Учитель предлагает учащимся образовать круг.
Ребята берутся за руки. Смотрят друг другу в глаза. Называют имя и цвет своего настроения, передают хрупкий предмет-символ жизни.
(Статуэтка «Ангелочек»)
2. Деление на группы
Учитель предлагает ученикам разделиться на группы.
Ученики выбирают «кружки» разного (желтого, зеленого) цвета.
В каждой группе 3-4 человека.
2. Сообщение темы, цели и задач урока.
Наш сегодняшний урок литературы посвящен Жан Батисту Мольеру и его комедии «Мещанин во дворянстве». Мы рассмотрим личность Жан Батиста Мольера как основоположника классицизма, рассмотрим особенности комедии, сюжет и образы главных героев.
4. Знакомство с эпиграфом.
“…Как гений он знает всё…Он описывает жизнь, происшествие, частное лицо, а получается общечеловеческий порок и страсть…”
К.С. Станиславский о Мольере.
Как вы можете объяснить слова эпиграфа? (ответы учащихся)
5. Презентация учащегося на тему: Ж.Б.Мольер (Поклен)
Презентацию защищает Череутенко Юрий.
6. Метод «ЖИКСО»
Вводное слово учителя.
Первое представление комедии было дано в королевском замке Шамбор 14 октября 1670 года. Непосредственным поводом написания комедии было указание Людовика XIV, данное Мольеру,— высмеять турецкие церемонии. Оскорбленный фразой турецкого посла, что на лошади его повелителя больше драгоценных камней, чем на короле Франции, Людовик сперва велел засадить турка под домашний арест, а затем, выслав его из Франции, устроил такую своеобразную «месть».
В театре Пале-Рояль комедия была показана 23 ноября того же года. Роль господина Журдена исполнял Мольер. Первое издание комедии вышло в 1670 году.
Сейчас вам предстоит работать над составление постера.
Вам необходимо представить каждое действие комедии в определенном секторе вашего постера.
(для этого вам понадобятся: ватманы, маркеры, клей, ножницы, масляные мелки, набор цветного картона и бумаги, иллюстрации из журналов.)
5Метод «Перестрелка»
Учитель направляет деятельность учеников, наблюдает за работой в группах. Выслушивает ответы учеников.
Содержание деятельности учащихся:
Ученики записывают на листочках свои вопросы, кладут их в шкатулку, а затем каждый отвечает на вопрос, который ему выпал. Если же ребенок не справляется, то на вопрос должен ответить автор вопроса.
6. Рефлексия.
Учащиеся заполняют таблицу.
Рефлексия
Что я запомнил
Что я понял, в чем разобрался
Что мне понравилось, вызвало интерес
«Две звезды и одно пожелание»
Учитель предлагает написать на листочках то, что понравилось на уроке и, то, что им хотелось бы изменить.
Учащиеся пишут свои пожелания на листочках.
«Экран настроения»
Учитель предлагает наклеить смайлик рядом со своим именем.
Учащиеся выбирают смайлик, который соответствует их настроению на конец урока.
7.Домашнее задание.
Написать сочинение-миниатюру, ответив на вопрос: В чем актуальность комедии в наши дни?