Традиции - Рождественская традиция – традиция, связанная с празднованием Рождества Христова.
Традиция: 1.То, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений.
2.Обычай, установившийся порядок в поведении, в быту.
(«Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова.)
Ангел (греч. - «вестник») – согласно православному учению, небесное бесплодное существо, созданное Богом, одаренное волей, умом и могуществом и находящееся на одной из высших ступеней в ряду Божественных творений.
Богомладенец (Богочеловек) – в христианстве Сын Божий, Второе Лицо Троицы, который при воплощении на земле восприял человеческую природу, соединившись с ней неслиянно и нераздельно (остался и Богом, и человеком).
Волхвы – восточные мудрецы.
Ладан – растительная ароматная смола, распространяющая при нагревании сильный бальзамный запах и употребляющаяся при каждении (от слова кадило) на богослужении.
Смирна (миро) – благовонное масло, составленное примерно из пятидесяти растительных компонентов. В Иудее использовали при погребении.
(Малый православный толковый словарь под ред. Н.С. Мовлевой).
Великий чудный праздник.
Праздник детского чистого сердца.
Праздник горячей веры
И радостной надежды.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Вводное слово учителя
- Какой праздник ещё называют Зимней Пасхой? (Рождество Христово).
Рождество Христово отмечается 7 января в Православной Церкви и 25 января – в католической.
Вопросы и задания:
- Что вы знаете о православном празднике «Рождество Христово»?
- Расскажите евангельский сюжет праздника.
Работа с понятиями: Богомладенец, волхвы, пастухи, золото, смирна, ладан.
3.Основная часть
Евангельский сюжет праздника. Предание о празднике
Евангелия от Матфея и Луки рассказывают о рождении Иисуса во время правления царя Ирода.
Царь Ирод правил Иудеей с 37 года до Рождества Христова по 4 год от Рождества Христова. Захватив власть при поддержке римлян и против воли народа, он тщетно стремился завоевать популярность. Ирод развернул большое строительство; за годы его царствования страна получила автономию. Человек честолюбивый и жестокий, Ирод постоянно опасался заговоров. Жертвами его подозрительности стали его жена и двое сыновей.
Во время царствования в Иудее Ирода римский император Август издал повеление провести в земле иудейской всенародную перепись. Каждый иудей должен был записаться там, где жили его предки. Иосиф и Дева Мария происходили из рода Давидова и потому отправились из Назарета в город Давидов Вифлеем. Придя в Вифлеем, они не могли найти себе места в доме, в гостинице и остановились за городом, в пещере, куда пастухи загоняли скот в ненастную погоду. В этой пещере ночью у Пресвятой Девы Марии родился Младенец — Сын Божий Христос, Спаситель мира. Она спеленала Божественного Младенца и положила Его в ясли, куда кладут корм для скота.
Вифлеемские пастухи первыми узнали о рождении Спасителя. В эту ночь они пасли свои стада в поле. Вдруг явился перед ними Ангел Божий, и свет Господень осветил все вокруг. Пастухи испугались. Ангел же сказал им: «Не бойтесь! Я возвещаю вам великую радость, которая будет не только для вас, но и для всех людей: сын родился в городе Давидовом, Спаситель, Который есть Христос Господь. И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. Как только Ангел сказал это пастухам, внезапно явилось с ним множество других Ангелов. Они славили Бога и пели: «Слава в вышних Богу, а на земле мир, в человецех благоволение».
Когда Ангелы скрылись, пастухи сказали друг другу: «Пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь». Они, поспешив, пришли в пещеру и увидели там Марию, Иосифа и Младенца, лежащего в яслях. Они поклонились Младенцу и рассказали о том, что видели и слышали от Ангелов. Мария же сохраняла в сердце Своем все их слова. После этого пастухи возвратились к стадам своим, славя и благодаря Бога за все, что слышали и видели.
Святое Семейство еще оставалось в Вифлееме, куда из далекой восточной страны (из Персии или Вавилонии) пришли в Иерусалим волхвы. Волхвами или мудрецами назывались ученые люди. Они занимались изучением звезд. В то время люди верили, что при рождении великого человека появляется на небе новая звезда. Многие иудеи знали о грядущем приходе в мир Мессии — Великом Царе Израильском, который покорит весь мир. Поэтому ждали, что когда родится этот Царь, то на небе появится новая звезда. Волхвы же эти были люди благочестивые, и Господь дал им знамение — на небе появилась новая необычайная звезда. Увидев эту звезду, волхвы сразу поняли, что ожидаемый Царь уже родился. Поэтому они собрались в путь и пошли в столицу Иудейского царства, Иерусалим, чтобы узнать там, где этот Царь родился, и поклониться Ему.
В Иерусалиме волхвы стали спрашивать: «Где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему».
Царь Ирод, услышав это, встревожился. Он был очень жестокий и подозрительный. По одному подозрению он предал казни своих собственных детей, а теперь он особенно испугался, как бы у него не отняли власть и не передали царский престол новорожденному Царю. И все жители Иерусалима заволновались, узнав о рождении Царя.
Ирод собрал к себе всех священников и книжников (людей, изучавших книги Священного Писания) и спросил их: «Где должно родиться Царю?» Они ответили: «В Вифлееме Иудейском, потому что так написано у пророка Михея». Тогда Ирод тайно призвал к себе волхвов, выведал у них время появления звезды, послал их в Вифлеем и сказал: «Пойдите, и там хорошенько все узнайте о Младенце, и, когда найдете Его, придите, и скажите мне, чтобы и я мог пойти поклониться Ему». На самом же деле Ирод задумал убить родившегося Царя.
Волхвы, выслушав царя Ирода, пошли в Вифлеем. И снова та самая звезда, которую они видели прежде на востоке, появилась на небе и, двигаясь по небу, шла пред ними, указывая им путь. В Вифлееме звезда остановилась над тем местом, где находился родившийся Младенец Иисус.
В это время святой старец Иосиф и Пресвятая Дева Мария с Младенцем жили в городе, в доме, куда они перешли из пещеры, так как народ после переписи стал расходиться. Волхвы вошли в дом и увидели Младенца Иисуса с Матерью Его. Они поклонились Ему до земли и поднесли Ему дары (подарки) свои: золото, ладан и смирну (драгоценное благовонное масло).
Своими дарами волхвы показали, что родившийся Младенец Иисус есть и Царь, и Бог, и человек. Золото они принесли Ему как Царю (в виде дани, или подати), ладан как Богу (потому что ладан употребляется при богослужении), а смирну как человеку, который должен умереть (потому что умерших помазывали и натирали тогда благовонными маслами).
После этого волхвы хотели возвратиться в Иерусалим к Ироду, но получили от Бога во сне повеление не возвращаться к нему. Тогда они пошли по другой дороге прямо в свою землю. Предание сохранило имена волхвов, которые потом стали христианами. Это были Мельхиор, Гаспар и Валтасар. Память их празднуется Православной Церковью в день Рождества Христова.
Разгневанный царь отдал безумный по жестокости приказ уничтожить в Вифлееме всех младенцев. Когда речь шла о власти, он не останавливался ни перед чем. Он снарядил отряд воинов с повелением убить в самом Вифлееме и близлежащих окрестностях всех младенцев мужского пола до двух лет. Плач и рыдания несчастных матерей долго оглашали окрестности Вифлеема — четырнадцать тысяч ни в чем не повинных младенцев были принесены в жертву вздорному опасению алчного деспота. Это были первые мученики христианства, причисленные к лику святых.
Но тот, кого искали убийцы, был уже далеко от города. Семья Иосифа скрылась вскоре после ухода волхвов. Они отправились в Египет — один из ближайших центров, где жили иудеи вне Палестины и где нередко спасались преследуемые Иродом.
Когда спустя несколько лет известие о смерти Ирода (4 год по Рождеству Христову) достигло Египта, Иосиф вернулся на родину и поселился на севере Палестины, в небольшом городке, называемом Назарет, где еще прежде жил с Марией.
Как жила семья Иосифа в Назарете? Лишь Матфей и Лука очень немного рассказывают о детских годах жизни Иисуса. Во всяком случае Иисус с детства постоянно видел людей, заботливо охраняющих свои стада, виноградарей, подвязывающих лозы, сеятелей на весенних полях, жнецов с серпами, срезающих колосья. Позднее все эти картины послужили образами для Его притч. Так же, как Иосиф, Иисус стал плотником. Иосиф умер, вероятно, когда Иисусу было около двадцати лет».
Иконография праздника
Тема Рождества разрабатывается уже в миниатюрах древнейших рукописных Евангелий и на саркофагах римских катакомб; изображения Рождества и сцены поклонения волхвов присутствуют также и на донышках ампул для лампадного масла. А с IV века, когда Рождество стало праздноваться отдельно от Богоявления, стал формироваться иконописный канон праздника.
Обратимся к иконе Рождества Христова. Она поможет нам понять суть одного из самых известных христианских праздников.
Перед вертепом (пещерой) на пурпурном одре изображена Богородица. Богородицу изображают или повернувшейся к Младенцу, или, в редких случаях, стоящей перед яслями, но чаще всего – отвернувшейся от спеленутого Христа. Это положение фигуры Богородицы указывает на то, что рожденный Ею Богомладенец уже принадлежит не Ей, а всему миру. Этот поворот символизирует также обращение Богородицы к миру, для которого отныне Она должна стать заступницей и утешительницей
Рядом с яслями Младенца мы видим на иконе ослика и вола. Так иконописец изобразил надежду всей живой твари на спасение, ведь животные тоже несут гнет первородного греха.
По другому толкованию, вол и осел символизируют собой народы, которые будут спасены Христом: вол — образ еврейского народа, осел — языческих народов.
Внизу иконы изображена группа женщин с Младенцем — это омывают родившегося Христа. Так языком иконописи показывается, что тело Спасителя было совершенно таким же, как у других младенцев.
На иконе мы видим и волхвов, которые спешили найти Царя Иудейского и принесли ему свои дары: золото — как Царю царей, ладан — как Богу и смирну — как смертному человеку, долженствующему умереть.
Здесь же и пастухи, перед которыми предстал Ангел Господень и возвестил о родившемся Младенце. Волхвы, по преданию, шли из далеких персидских стран, и путь их был очень длинным, около двух лет. А пастухи поклонились Божественному Младенцу намного раньше, так как они были рядом, на пастбище.
Главный символ Рождества, который раскрывает духовный смысл праздника: Бог сошел на землю к людям, небо прикоснулось к земле, чтобы освятить ее. Люди уже не одиноки: Бог пришел, чтобы указать им путь на небо. Тайна воплощения Христова недоступна человеческому уму.
Рождество Иисуса Христа в иконописи ( презентация)
На одном из Ярославских Рождественских храмов есть изразцовая надпись: Лета 7152 (1644) поставлена сия Церковь во имя Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа при державе государя царя и великого князя Михаила Федоровича всея России самодержца и при митрополите Варлааме ростовском и ярославском, а воздвигнули сию церковь Акиндин, по прозванию Дружина, да Гурий Назарьевы
Образ «Рождества Христова» в художественной литературе
Давайте почитаем стихи о рождестве
Стихотворение И. Языковой «Рождество Христово» (читает ученик).
Израиль, слушай! Выйдешь ли встречать
Того, о Ком пророки прорекли?
Но в одиночестве укачивает Мать
Дитя, похожее на всех детей земли.
Вопросы:
- Какие чувства у вас вызвало стихотворение?
- Как в стихотворении отражен сюжет праздника?
- Какие евангельские идеи передает в стихотворении автор?
Народные традиции
А какие вы знаете традиции Рождества?
Один из любимых праздников детей в 19 веке - начале 20 века было Рождество Христово. Красавица ёлка стала символом Нового года. Но так было не всегда. Да и называлась она не новогодней, а рождественской. Обычай ставить и наряжать ёлку – языческий. Наши предки славяне – поклонялись деревьям.
Широко раскинув ветви
В шубе снеговой,
Посреди поляны ёлка
Ввысь ушла стрелой.
На красавицу лесную
Лунный луч упал,
И огнями лёд кристаллов
В ветке заиграл.
Бриллиантовые нити
В хвое заплелись.
Изумруды и рубины
На снегу зажглись.
Ясной звёздочкой у ёлки
Светятся глаза.
Наступает день великий –
Праздник Рождества!
С Рождества на Руси начинаются Святки. Святки – это время после Сочельника до другого праздника – Крещения. Они длятся 12 дней. Все эти дни праздничные. Часто их называют святыми вечерами. Эти праздники с гуляньями, шутками, песнями, весёлыми играми. В эти дни ходят в гости к родным и друзьям.
Зимние святки очень весёлое время года, когда всех поздравляют, желают счастья. На Руси были свои традиции праздновать святки. Была традиция ходить по дворам и колядовать. Эта традиция сохранилась от языческой культуры. Коляда – это древнее представление о Солнце. Начинался новый год, начинали ждать лето, поэтому дети и молодые люди пели песни в честь солнца, прославляли его и зазывали в гости. Считалось, что, если петь песни, год будет урожайным, лето тёплым. Дети брали мешки, ходили по домам и пели – колядовали. После песен хозяева должны были угостить детей. Обычно им давали пироги, фрукты, конфеты, тогда дети желали хозяевам здоровья, хорошего урожая.
Православие стремилось не уничтожать, не ломать жизненный уклад и традиции народа, но лишь просвещать его. В Белоруссии, Малороссии и некоторых других местах святки также называют колядою. У словаков коляда означает благословение дома. Есть обычай хождения священников по домам с крестом и иконами в дни празднования Рождества Христова.
Сохранилась традиция хождения по домам с песнями, припевками. Но содержание песен стало христианским. Появляется новое слово – «христославы» - славящие Христа. Дети ходят со звездой, сделанной своими руками из подручного материала. Эта звезда также напоминает о Вифлеемской звезде. В песнях славили Иисуса Христа, а также хвалили хозяев дома и домашних.
Колядки были интересной игрой, в которой есть свои правила. Например, в первую очередь ходили к родне, к крёстным. Дети делились на группы и соревновались в том, кто больше домов обойдёт, больше родных поздравит, лучше споёт, больше гостинцев соберёт. Так обходили все дома, а гостинцы складывали в мешок. Потом угощение делили на всех и праздновали Рождество.
Святки не обходились без святочных игр и затей. Давайте и мы сейчас поиграем.
Подберите рифмы (хором).
Чистый, яркий, белый, гладкий,
Словно листик из…
Ныне утром выпал снег,
Слышан лёгкий санок…
Крыши дач, в болоте кочки
И опавшие…
И дорогу, и лужок –
Всё-то, всё закрыл…
Позабыты книги, сказки;
На дворе скрипят…
Скрип и крики детворы
И над речкой у…
Шепчет Боре няня строго:
Погуляй пойди…
Но смотри, седой мороз
Ущипнёт тебя за…
Мёрзнут уши, ноги, руки,
Но не знают дети…
Так им весело зимой,
Что нельзя зазвать…
Просмотр презентации (традиции Рождества)
4. Заключительная часть
Вопросы и задания:
- Чем вам запомнился православный праздник «Рождество Христово»?