kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Здравствуй,Рождество"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакоство с обрядами и праздниками, связанными с жизнью человека

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Здравствуй,Рождество"»

Тема урока «Обряды и праздники, связанные с жизнью человека. Православный праздник «Рождество Христово»


Цели:

1.Дать представление о православном празднике «Рождество Христово», о Рождественских традициях.

2.Развить чувство прекрасного на основе знакомства с храмовым искусством.

3.Сформировать стремление к нравственному самосовершенствованию на основе евангельских сюжетов.

4.Воспитание уважения к традициям и праздникам православной культуры


Оборудование:

Репродукция иконы «Рождество Христово»; тексты стихотворения И. Языковой «Рождество Христово»; презентация «Икона «Рождество Христово».

Словарная работа:

Ангел, Богомладенец, волхвы, золото, ладан, пастухи, смирна.

Определения ключевых понятий:

Традиции - Рождественская традиция – традиция, связанная с празднованием Рождества Христова.

Традиция: 1.То, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений.

2.Обычай, установившийся порядок в поведении, в быту.

(«Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова.)

Ангел (греч. - «вестник») – согласно православному учению, небесное бесплодное существо, созданное Богом, одаренное волей, умом и могуществом и находящееся на одной из высших ступеней в ряду Божественных творений.

Богомладенец (Богочеловек) – в христианстве Сын Божий, Второе Лицо Троицы, который при воплощении на земле восприял человеческую природу, соединившись с ней неслиянно и нераздельно (остался и Богом, и человеком).

Волхвы – восточные мудрецы.

Ладан – растительная ароматная смола, распространяющая при нагревании сильный бальзамный запах и употребляющаяся при каждении (от слова кадило) на богослужении.

Смирна (миро) – благовонное масло, составленное примерно из пятидесяти растительных компонентов. В Иудее использовали при погребении.

(Малый православный толковый словарь под ред. Н.С. Мовлевой).


Великий чудный праздник.

Праздник детского чистого сердца.

Праздник горячей веры

И радостной надежды.



Ход урока

1. Организационный момент

2. Вводное слово учителя

- Какой праздник ещё называют Зимней Пасхой? (Рождество Христово).

Рождество Христово отмечается 7 января в Православной Церкви и 25 января – в католической.

Вопросы и задания:

- Что вы знаете о православном празднике «Рождество Христово»?

- Расскажите евангельский сюжет праздника.

Работа с понятиями: Богомладенец, волхвы, пастухи, золото, смирна, ладан.

3.Основная часть

Евангельский сюжет праздника. Предание о празднике

Евангелия от Матфея и Луки расска­зывают о рождении Иисуса во время правления царя Ирода.

Царь Ирод правил Иудеей с 37 года до Рождества Христова по 4 год от Рож­дества Христова. Захватив власть при поддержке римлян и против воли наро­да, он тщетно стремился завоевать попу­лярность. Ирод развернул большое стро­ительство; за годы его царствования страна получила автономию. Человек честолюбивый и жестокий, Ирод посто­янно опасался заговоров. Жертвами его подозрительности стали его жена и двое сыновей.

Во время царствования в Иудее Ирода римский император Август издал повеление провести в земле иу­дейской всенародную перепись. Каж­дый иудей должен был записаться там, где жили его предки. Иосиф и Де­ва Мария происходили из рода Дави­дова и потому отправились из Назаре­та в город Давидов Вифлеем. Придя в Вифлеем, они не могли найти себе места в доме, в гостинице и останови­лись за городом, в пещере, куда пасту­хи загоняли скот в ненастную погоду. В этой пещере ночью у Пресвятой Девы Марии родился Младенец — Сын Божий Христос, Спаситель мира. Она спеленала Божественного Младенца и положила Его в ясли, куда кладут корм для скота.

Вифлеемские пастухи первыми узна­ли о рождении Спасителя. В эту ночь они пасли свои стада в поле. Вдруг явился перед ними Ангел Божий, и свет Господень осветил все вокруг. Пастухи испугались. Ангел же сказал им: «Не бойтесь! Я возвещаю вам великую ра­дость, которая будет не только для вас, но и для всех людей: сын родился в го­роде Давидовом, Спаситель, Который есть Христос Господь. И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежа­щего в яслях. Как только Ангел сказал это пастухам, внезапно явилось с ним множество других Ангелов. Они слави­ли Бога и пели: «Слава в вышних Богу, а на земле мир, в человецех благово­ление».

Когда Ангелы скрылись, пастухи ска­зали друг другу: «Пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь». Они, поспешив, пришли в пещеру и увидели там Марию, Иосифа и Младенца, лежащего в яслях. Они поклонились Младенцу и рассказа­ли о том, что видели и слышали от Анге­лов. Мария же сохраняла в сердце Своем все их слова. После этого пастухи возвратились к стадам своим, славя и благодаря Бога за все, что слышали и видели.

Святое Семейство еще оставалось в Вифлееме, куда из далекой восточной страны (из Персии или Вавилонии) при­шли в Иерусалим волхвы. Волхвами или мудрецами назывались ученые люди. Они занимались изучением звезд. В то время люди верили, что при рождении великого человека появ­ляется на небе новая звезда. Многие иу­деи знали о грядущем приходе в мир Мессии — Великом Царе Израильском, который покорит весь мир. Поэтому ждали, что когда родится этот Царь, то на небе по­явится новая звезда. Волхвы же эти бы­ли люди благочестивые, и Господь дал им знамение — на небе появилась новая необычайная звезда. Увидев эту звезду, волхвы сразу поняли, что ожидаемый Царь уже родился. Поэтому они собра­лись в путь и пошли в столицу Иудей­ского царства, Иерусалим, чтобы узнать там, где этот Царь родился, и поклонить­ся Ему.

В Иерусалиме волхвы стали спраши­вать: «Где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему».

Царь Ирод, услышав это, встрево­жился. Он был очень жестокий и подо­зрительный. По одному подозрению он предал казни своих собственных детей, а теперь он особенно испугался, как бы у него не отняли власть и не передали царский престол новорожденному Ца­рю. И все жители Иерусалима заволно­вались, узнав о рождении Царя.

Ирод собрал к себе всех священников и книжников (людей, изучавших книги Священного Писания) и спросил их: «Где должно родиться Царю?» Они ответили: «В Вифлееме Иудейском, потому что так написано у пророка Михея». Тогда Ирод тайно призвал к себе волхвов, выведал у них время появления звезды, послал их в Вифлеем и сказал: «Пойдите, и там хорошенько все узнайте о Младенце, и, ког­да найдете Его, придите, и скажите мне, чтобы и я мог пойти поклониться Ему». На самом же деле Ирод задумал убить ро­дившегося Царя.

Волхвы, выслушав царя Ирода, пошли в Вифлеем. И снова та самая звезда, кото­рую они видели прежде на востоке, появи­лась на небе и, двигаясь по небу, шла пред ними, указывая им путь. В Вифлееме звез­да остановилась над тем местом, где нахо­дился родившийся Младенец Иисус.

В это время святой старец Иосиф и Пресвятая Дева Мария с Младенцем жили в городе, в доме, куда они перешли из пещеры, так как народ после перепи­си стал расходиться. Волхвы вошли в дом и увидели Младенца Иисуса с Ма­терью Его. Они поклонились Ему до зем­ли и поднесли Ему дары (подарки) свои: золото, ладан и смирну (драгоценное благовонное масло).

Своими дарами волхвы показали, что родившийся Младенец Иисус есть и Царь, и Бог, и человек. Золото они принесли Ему как Царю (в виде дани, или подати), ладан как Богу (потому что ладан употреб­ляется при богослужении), а смирну как человеку, который должен умереть (пото­му что умерших помазывали и натирали тогда благовонными маслами).

После этого волхвы хотели возвра­титься в Иерусалим к Ироду, но получи­ли от Бога во сне повеление не возвра­щаться к нему. Тогда они пошли по другой дороге прямо в свою землю. Пре­дание сохранило имена волхвов, кото­рые потом стали христианами. Это были Мельхиор, Гаспар и Валтасар. Память их празднуется Православной Церковью в день Рождества Христова.

Разгневанный царь отдал безумный по жестокости приказ уничтожить в Ви­флееме всех младенцев. Когда речь шла о власти, он не останавливался ни перед чем. Он снарядил отряд воинов с повеле­нием убить в самом Вифлееме и близле­жащих окрестностях всех младенцев мужского пола до двух лет. Плач и рыда­ния несчастных матерей долго оглашали окрестности Вифлеема — четырнадцать тысяч ни в чем не повинных младенцев были принесены в жертву вздорному опасению алчного деспота. Это были первые мученики христианства, причис­ленные к лику святых.

Но тот, кого искали убийцы, был уже далеко от города. Семья Иосифа скры­лась вскоре после ухода волхвов. Они отправились в Египет — один из бли­жайших центров, где жили иудеи вне Палестины и где нередко спасались пре­следуемые Иродом.

Когда спустя несколько лет известие о смерти Ирода (4 год по Рождеству Христову) достигло Египта, Иосиф вернулся на родину и поселился на севере Палести­ны, в небольшом городке, называемом На­зарет, где еще прежде жил с Марией.

Как жила семья Иосифа в Назарете? Лишь Матфей и Лука очень немного рассказывают о детских годах жизни Иисуса. Во всяком случае Иисус с дет­ства постоянно видел людей, заботливо охраняющих свои стада, виноградарей, подвязывающих лозы, сеятелей на ве­сенних полях, жнецов с серпами, среза­ющих колосья. Позднее все эти картины послужили образами для Его притч. Так же, как Иосиф, Иисус стал плотником. Иосиф умер, вероятно, когда Иисусу бы­ло около двадцати лет».

Иконография праздника

Тема Рождества разрабатывается уже в миниатюрах древнейших рукописных Евангелий и на саркофагах римских катакомб; изображения Рождества и сцены поклонения волхвов присутствуют также и на донышках ампул для лампадного масла. А с IV века, когда Рождество стало праздноваться отдельно от Богоявления, стал формироваться иконописный канон праздника.

Обратимся к иконе Рождества Христова. Она поможет нам понять суть одного из самых известных христианских праздников.

Перед вертепом (пещерой) на пурпурном одре изображена Богородица. Богородицу изображают или повернувшейся к Младенцу, или, в редких случаях, стоящей перед яслями, но чаще всего – отвернувшейся от спеленутого Христа. Это положение фигуры Богородицы указывает на то, что рожденный Ею Богомладенец уже принадлежит не Ей, а всему миру. Этот поворот символизирует также обращение Богородицы к миру, для которого отныне Она должна стать заступницей и утешительницей


Рядом с яслями Младенца мы ви­дим на иконе ослика и вола. Так иконописец изобразил надежду всей живой твари на спасение, ведь животные тоже несут гнет перво­родного греха.

По другому толкованию, вол и осел символизируют собой народы, которые будут спасены Христом: вол — образ еврейского народа, осел — языческих народов.

Внизу иконы изображена группа женщин с Младенцем — это омыва­ют родившегося Христа. Так язы­ком иконописи показывается, что тело Спасителя было совершенно таким же, как у других младенцев.

На иконе мы видим и волхвов, ко­торые спешили найти Царя Иудей­ского и принесли ему свои дары: зо­лото — как Царю царей, ладан — как Богу и смирну — как смертно­му человеку, долженствующему уме­реть.

Здесь же и пастухи, перед кото­рыми предстал Ангел Господень и возвестил о родившемся Младенце. Волхвы, по преданию, шли из далеких персидских стран, и путь их был очень длинным, около двух лет. А пастухи поклонились Божественному Младенцу намного раньше, так как они были рядом, на пастбище.

Главный символ Рождества, который раскрывает духовный смысл праздника: Бог сошел на землю к людям, небо прикоснулось к земле, чтобы освятить ее. Люди уже не одиноки: Бог пришел, чтобы указать им путь на небо. Тайна воплощения Христова недоступна человеческому уму.

Рождество Иисуса Христа в иконописи ( презентация)

… Храмы, посвященные православному празднику «Рождество Христово»

На одном из Ярославских Рождественских храмов есть изразцовая надпись: Лета 7152 (1644) поставлена сия Церковь во имя Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа при державе государя царя и великого князя Михаила Федоровича всея России самодержца и при митрополите Варлааме ростовском и ярославском, а воздвигнули сию церковь Акиндин, по прозванию Дружина, да Гурий Назарьевы

Образ «Рождества Христова» в художественной литературе

Давайте почитаем стихи о рождестве


Стихотворение И. Языковой «Рождество Христово» (читает ученик).




Израиль, слушай! Выйдешь ли встречать

Того, о Ком пророки прорекли?

Но в одиночестве укачивает Мать

Дитя, похожее на всех детей земли.

Вопросы:

- Какие чувства у вас вызвало стихотворение?

- Как в стихотворении отражен сюжет праздника?

- Какие евангельские идеи передает в стихотворении автор?

Народные традиции

А какие вы знаете традиции Рождества?

Один из любимых праздников детей в 19 веке - начале 20 века было Рождество Христово. Красавица ёлка стала символом Нового года. Но так было не всегда. Да и называлась она не новогодней, а рождественской. Обычай ставить и наряжать ёлку – языческий. Наши предки славяне – поклонялись деревьям.

Широко раскинув ветви

В шубе снеговой,

Посреди поляны ёлка

Ввысь ушла стрелой.

На красавицу лесную

Лунный луч упал,

И огнями лёд кристаллов

В ветке заиграл.

Бриллиантовые нити

В хвое заплелись.

Изумруды и рубины

На снегу зажглись.

Ясной звёздочкой у ёлки

Светятся глаза.

Наступает день великий –

Праздник Рождества!

С Рождества на Руси начинаются Святки. Святки – это время после Сочельника до другого праздника – Крещения. Они длятся 12 дней. Все эти дни праздничные. Часто их называют святыми вечерами. Эти праздники с гуляньями, шутками, песнями, весёлыми играми. В эти дни ходят в гости к родным и друзьям.

Зимние святки очень весёлое время года, когда всех поздравляют, желают счастья. На Руси были свои традиции праздновать святки. Была традиция ходить по дворам и колядовать. Эта традиция сохранилась от языческой культуры. Коляда – это древнее представление о Солнце. Начинался новый год, начинали ждать лето, поэтому дети и молодые люди пели песни в честь солнца, прославляли его и зазывали в гости. Считалось, что, если петь песни, год будет урожайным, лето тёплым. Дети брали мешки, ходили по домам и пели – колядовали. После песен хозяева должны были угостить детей. Обычно им давали пироги, фрукты, конфеты, тогда дети желали хозяевам здоровья, хорошего урожая.

Православие стремилось не уничтожать, не ломать жизненный уклад и традиции народа, но лишь просвещать его. В Белоруссии, Малороссии и некоторых других местах святки также называют колядою. У словаков коляда означает благословение дома. Есть обычай хождения священников по домам с крестом и иконами в дни празднования Рождества Христова.

Сохранилась традиция хождения по домам с песнями, припевками. Но содержание песен стало христианским. Появляется новое слово – «христославы» - славящие Христа. Дети ходят со звездой, сделанной своими руками из подручного материала. Эта звезда также напоминает о Вифлеемской звезде. В песнях славили Иисуса Христа, а также хвалили хозяев дома и домашних.

Колядки были интересной игрой, в которой есть свои правила. Например, в первую очередь ходили к родне, к крёстным. Дети делились на группы и соревновались в том, кто больше домов обойдёт, больше родных поздравит, лучше споёт, больше гостинцев соберёт. Так обходили все дома, а гостинцы складывали в мешок. Потом угощение делили на всех и праздновали Рождество.

Святки не обходились без святочных игр и затей. Давайте и мы сейчас поиграем.

Подберите рифмы (хором).

Чистый, яркий, белый, гладкий,

Словно листик из…

Ныне утром выпал снег,

Слышан лёгкий санок…

Крыши дач, в болоте кочки

И опавшие…

И дорогу, и лужок –

Всё-то, всё закрыл…

Позабыты книги, сказки;

На дворе скрипят…

Скрип и крики детворы

И над речкой у…

Шепчет Боре няня строго:

Погуляй пойди…

Но смотри, седой мороз

Ущипнёт тебя за…

Мёрзнут уши, ноги, руки,

Но не знают дети…

Так им весело зимой,

Что нельзя зазвать…

Просмотр презентации (традиции Рождества)



4. Заключительная часть

Вопросы и задания:

- Чем вам запомнился православный праздник «Рождество Христово»?

Домашнее задание. Нарисовать атрибуты Рождества



















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
"Здравствуй,Рождество"

Автор: Павлова Нина Васильевна

Дата: 23.10.2016

Номер свидетельства: 351472


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства