Мотивационно-побудительный Организационно-поисковый Рефлексивно-корригирующий | Круг: Здравствуйте! – Ты скажешь человеку. Здравствуй! – Улыбнется он в ответ. И, наверно, не пойдет в аптеку. И здоровым будет много лет. - Что мы желаем человеку, когда говорим “Здравствуйте!”? Правильно, здоровья! -А теперь, давайте поприветствуем наших гостей на казахском языке: “Сәлеметсіздерме. Сау болсын – Будьте здоровы!” - Ребята, посмотрите друг на друга, какие у вас добрые, красивые лица, улыбнитесь друг другу. Колокольчик зовёт вас на занятие. (звенит колокольчик, дети расходятся на свои места). -В какой республике мы живем? -Как вы думаете, ребята, почему же наша царица Литература в последнее время подбирает так часто для вас стихи о Родине? (ко Дню Независимости РК) - Что вы можете рассказать о нашей Республике? Какая она? -Кто хочет по карте РК рассказать о нашей стране? -Республика Казахстан большая, красивая, она имеет свой флаг - ту, герб – елтанба, гимн – энуран. Президент Республики Казахстан Нурсултан Абишевич Назарбаев. Столица Казахстана – Астана. В ней живут люди разных национальностей: казахи, русские, немцы, корейцы, уйгуры, татары, украинцы и др. Коренные жители – казахи. Они имеют свой язык, свои традиции, обряды. На территории Казахстана много лесов, степей, пустынь, рек, озёр, морей. Наш Казахстан богат полезными ископаемыми. У нас добывают уголь, нефть, медь, руду. У нас выращивают хлеб, хлопок. Животноводы разводят скот, народные умельцы делают красивые вещи из глины, кожи, дерева. В Казахстане много больших гордов: Астана, Алматы, Караганда, Шымкент, Тараз и др. С космодрома Байконур запускают в космос ракеты. Наши космонавты Тохтар Аубакиров и Талгат Мусабаев. Казахстан граничит с республиками Россия, Кыргызстан, Узбекистан, а также с Китаем. О Казахстане сложены множество стихотворений. С одним из них мы сегодня познакомимся. Написал его казахский поэт К. Идрисов.
(Показывает портрет.) Информация о поэте. Кабдыкарим Идрисов – известный казахский поэт. На его долю выпала трудная судьба. Еще в 1937 году его отец, тогдашний председатель колхоза, был арестован и осужден как «враг народа». В девять лет мальчик остался сиротой. Талант Кабдыкарима к стихосложению выявился рано. Работал он и кочегаром, и разнорабочим, пришлось и вагоны разгружать. Но несмотря ни на что, упорный автор продолжал творить. Он заваливал редакции газет стихами и поэмами. Благодаря его таланту, на казахском языке увидели свет произведения классиков мировой литературы А. Пушкина, М. Лермонтова, Н. Хикмета, Т. Шевченко, С. Михалкова, О. Гончара, многих зарубежных авторов.
Чтение стихотворения Казахстан – это край и отар, и пшеницы. Край и степи, и горы вместивший в границы. Край заоблачных пиков, джайляу широких. Неуёмных и пенистых речек потоки. Край батыров, героев порывистых край. Лишь о нём мои думы, о нём мои строки.
-Понравилось ли вам стихотворение? Каким тоном вы будете читать это стихотворение? - О чем стихотворение? Чем богат Казахстан? Словарная работа: Отара, пшеница, степь, батыр, мой край, "героев порывистых край", "неземных речек потоки". Физминутка Молодцы, ребята. А теперь, давайте с вами немного отдохнём и поиграем в игру “Маленькие человечки”. (Изобразите: горы, реки, облака, озеро с берегом, сосульку, уголь, газ, нефть, лужу).
Заучивание стихотворения по схеме: -хором; -индивидуально по желанию. - Игра «Я начну – вы продолжайте» В конце занятия 2-3 pебенка рассказывают самостоятельно без схемы (после занятия схема оставляется в группе для самостоятельного закрепления текста детьми).
д/и «Какое слово лишнее?» - закрепить знания по произведениям художественной литературы, развивать память, внимание. -Девочка, мама, волк, бабушка, папа. -Дедушка, коза, волк, козлята. -Золотая рыбка, Змей Горыныч, старик, старуха. -Алдар Косе, казы, кофе, мясо, бай. -Бедный крестьянин, арбуз, богач, «мерседес». -Карасик, девочка, мальчик, мама. -Мороз Иванович, Рукодельница, Золушка, Ленивица.
Пальчиковая гимнастика «Мы рисуем» Пальцы делают зарядку Чтобы меньше уставать. Раз, два, три, четыре, пять Будем, будем рисовать. Предлагает сделать зарисовки по теме.
Итог: Хвалит детей. А теперь я хочу, чтобы в заключении мы взялись за руки и показали, какие мы сплочённые, дружные, добрые и подарили нашему родному Казахстану свои пожелания и улыбки. Наше занятие подходит к концу. Настала пора расставания. Давайте же скажем простые слова: “Друзья, до свиданья. Сау болыныз”. | -Здравствуйте!
-Сәлеметсіздерме. Сау болсын. Ответы детей. Рассматривают портрет. Слушают, запоминают. Рассказывают. Запоминают значение новых слов Снимают напряжение. Подбирают нужные слова в рифму. Называют лишнее слово Разрабатывают пальчики Рисуют. Участвуют в организации выставки. Называют по одному пожеланию. | Иллюстрации на тему «Казахстан», альбом, карандаши, схема стихотворения |