продолжить работу по развитию монологической речи, совершенствование умений анализировать художественные тексты;
пробудить интерес к исследовательской деятельности, творческому осмыслению исторической действительности;
развитие творческих способностей учащихся;
создание ситуации, побуждающей к самостоятельному поиску решения проблемы.
Характеристика проектов, подготовленных к защите:
По характеру доминирующей в группе деятельности:
научно – исследовательский;
творчески – информационный;
творческий.
По предметно – содержательной области : межпредметный ( литература, история , изобразительное искусство ).
По количеству участников: групповой.
По характеру контактов : внутриклассный.
По продолжительности выполнения : 1 блок ( 90 минут ).
Этапы работы над проектом:
1.Замысел проекта:
- разрабатывался по совместной инициативе учителя и учащихся;
- проект стал значимым для учащихся 6 класса.
2. Постановка проблемы:
когнитивный метод – ведущий
выявление актуальности поставленной проблемы.
Актуальность темы обусловлена необходимостью воспитания у подрастающего поколения интереса к далекому прошлому своего отечества, осознания гениальности великого поета.
3. Этапы выдвижения гипотез :
коллективное конструирование версий на вопрос и проблему;
разделение на группы;
постановка частных задач;
определение основных методологических понятий исследования.
4. Планирование :
составление плана работы для доказательства выдвинутой гипотезы;
распределение заданий между членами группы.
5. Выполнение :
сбор информации, создание “ информационного багажа “.
6. Пошаговый анализ материала :
синтез и анализ найденной информации, необходимой для доказательства предложенной гипотезы;
обоснование практического применения результатов ( в данном случае – воспитание гражданина – патриота ).
7. Социализация – защита выполненной работы.
Ход урока:
I.Организационный момент.
Вступительное слово учителя.
Ребята, сегодня мы продолжим изучение творчества А.С.Пушкина, гениального поэта, который напоминает нам о великих богатствах человеческой души, о ее свободолюбии, о стремлении к миру, счастью, справедливости. И сегодня мы окунемся в далекое прошлое, задумаемся, что заставило поэта обратиться к
“ преданьям сторины глубокой “ и создать “ Песню о вещем Олеге “. Какая проблема волновала ссыльного Пушкина? Каким должно быть творчество? Есть ли ответ в тексте? Какова главная мысль этого произведения? Давайте об этом порассуждаем.
Инструкция:
Сегодня мы проведем большую работу, где каждый из вас попытается проявить себя как литературовед – исследователь, и результаты деятельности в группе представит в форме литературного проекта избранного типа. Представляемые группами исследования вы оформите в виде тезисов – на листах ватманов, находящихся у вас на партах. Также вам предстоит оценить проекты своей и других групп.
Умение привлечь внимание аудитории, заинтересовать собственными исследованиями;
Оригинальность защиты.
Оценка наглядности:
Полнота доказательств;
Уместность отраженного;
Грамотность;
Эстетика.
Оценка ораторского искусства:
Умение вести дискуссию грамотно и полно отвечать на вопросы одноклассников.
II.Создание проблемной ситуации:
Почему Пушкин обращается к страницам далекого прошлого? Что в предании о гибели Олега интересует летописца, а что Пушкина?
III.Этапы поиска решения проблемы.
Защита.
1. Причины обращения к исследованию, формулирование проблеммы – 3 минуты.
І группа:Ученые – историки
Тип проекта : научно – исследовательский ( ученые – историки приглашают учащихся в заочное путешествие по Древней Руси и знакомят их с летописным источником “ Песни …“ ( см. Приложение №1 )
ІІ группа : Поэты – литературоведы
Тип проекта : творчески -информационный
Выразительное чтение “ Песни …” в ролях, ее анализ. Отметить средства поэтической выразительности.
Каким слогом написано произведение?
Создайте ассоциативный куст со словом “ Олег ”.
Напишите стихотворные строчки – отзыв на “ Песнь о вещем Олеге ”.
ІІІ группа :Режиссеры
Тип проекта : творческий
Составьте кадры кинофильма на сюжет пушкинской “ Песни …” .
Программа действий :
Определить места, где будут развивться события “ фильма ”, в связи с этим установить, сколько будет частей в нем.
Назвать героев, участников событий ( действующих лиц “ фильма ” ).
Наметить, из каких кадров будет состоять каждая часть “ фильма ” .
IV группа : Художники
Тип проекта : творческий
Программа действий :
Нарисуйте иллюстрации к данным цитатам ( по выбору учащихся ) .
Ц и т а т ы :
« Князь по полю едет на верном коне … »
« Из темного леса навстречу ему идет вдохновенный кудесник …»
« Вы , отроки – други . возьмите коня …»
« И , тихо ступивши на череп коня , князь молвил …»
Какие чувства вызывает у вас баллада ? Смогли бы вы изобразить эти чувства в цвете ? Если да, то на отдельном листе покажите этот цвет. Его можно назвать цветом – символом.
IV. Содержательное оценивание процесса решения учебной задачи и полноты учебной деятельности.
Деятельность учителя :
вовлечение в беседу, комментирование ( по необходимости )
Деятельность учащихся :
формулирование и запись в тетради ответов на вопросы , раскрывающих суть проблемы урока
V. Заключительное слово учителя.
Деятельность учителя при защите групп : контролирующая, обучающе – информативная.
Краткое содержание выступления :
Подводя итоги сегодняшнего урока , я еще раз хочу акцентировать ваше внимание, ребята, на том, что « Песнь о вещем Олеге » - проявление интереса Пушкина к прошлому своего отечества. Легенда, услышанная Пушкиным в юности , ее драматизм, вероятно, поразили воображение поэта. Свою « Песнь …» он создает в 1822 году, находясь в очередной ссылке, непосредственно увидев те края, где разворачиваются события его стихотворной баллады. Пушкин обращается к далекой старине не потому, что мало интересного ему дает современность. История повторяется. Люди, обращаясь к истории, решают важные проблемы их современной жизни. Это страшные горькие уроки. Это решение труднейших проблем.
Какая проблема могла волновать ссыльного Пушкина? Каким должно быть творчество ? Есть ли ответ в тексте? Сегодня мы его нашли. В устах волхва : свобода, независимость, неподкупность. Именно словами волхва – « вдохновенного кудесника » Пушкин несомненно выражает и свое собственное отношение к преследующему его « могучему владыке», царю, и декламирует независимость и преданность подлинной поэзии:
Волхвы не боятся могучих владык
И княжеский дар им не нужен
Правдив и свободен их вещий язык
И с волей небесною дружен.
Таким образом, мы с полной уверенностью можем сказать, что А.С.Пушкин в поисках доказательств своих взглядов на явления и события современной ему жизни часто обращался в своем творчестве к истории.
VII.Домашнее задание :
Устное словесное рисование : “ Кому из героев “ Песни...” я поставил бы памятник и какой ? ”
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
Первого киевского князя Олега за ум и военное мастерство, за умелое управление государством народ прозвал « вещим », т.е. многознающим, хитрым, дальновидным. ( Слово « вещий » - того же корня, что слово « ведать »- знать. )
1) Олег прославился в народе своими делами : сумел объединить славян, обезопасить Русь от врагов. Особенно запечатлелся в памяти народа его поход на Царьград, столицу могущественного византийского государства ( теперь этот город называется Стамбулом ). Поход на Царьград характеризует Олега как умного, хитрого и изобретательного полководца. Когда воины дошли до него, князь велел вытащить лодки на берег, поднять паруса и катить их к городу. Необыкновенная картина перепугала греков. Они выслали русским подарки и пищу. Олег не принял еды, догадавшись, что она отравлена. Русские воины подошли к городу. Взяли его. Олег велел прибить к воротам города щит, взял богатую добычу, заключил с греками торговый договор и с победой вернулся в Киев.
2) У Олега была большая дружина – отряд воинов, и слуги – младшие дружинники, которые назывались отроками. Во времена Олега еще не было огнестрельного оружия и воины пользовались лыками , копьями, мечами, секирами ( холодное оружие в виде топора с длинной рукояткой ).
Для древнерусского воина огромную ценность представлял конь; только верхом воин мог преодолеть большие расстояния, имея на себе тяжелое вооружение и доспехи. Быть сброшенным с коня ( быть спешенным , т.е. стать пешим ) для воина значило погибнуть. Мальчиков с детства обучали верховой езде. Неразделимая связь воина с конем объясняет обычай, когда на похоронах воина ( на тризне ) убивали его любимого коня.
3) Восточные славяне, современники Олега, верили в языческих богов. Имя главного бога было Перун. Служителями, жрецами богов и, значит, бога Перуна были волхвы или кудесники. Их можно также назвать волшебниками. Кудесники части жили в глухих, дремучих лесах, проводили время в молитвах и гаданьях. Кудесников уважали, считали их мудрыми, думали, что свою мудрость они получили от богов.
Пушкин в своей « Песне …» использовал сказания о том, как кудесник предрек Олегу смерть от любимого коня. Об этом сказании Пушкин узнал из летописи.
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
І. 1.Тема “ Песни …” – столкновение могучего князя с вдохновенным кудесником ”, пророком.
В балладе поэтически воспроизведены картины быта, нравов тех далеких лет, когда люди наивно верили предсказаниям волхвов – кудесников,когда у них было множество богов, а главным считался Перун, когда им приходилось отражать набеги чужеземных племен и ходить на них походами. Чтобы обезопасить родную земля от новых нашествий.
2. Герои : Олег, кудесник, дружинники, слуги и т.д.
Кульминация : “ Так вот где таилась погибель моя ? Мне смертию кость угрожала!”
Особенность жанра : таинственный ход событий – кудесник обладает таинственным чудесным даром предвидения.
Лирический пейзаж создает чувство грусти “ их моют дожди, засыпает их пыль. И ветер волнует над ними ковыль ”.