kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Защита проектов. А.С.Пушкин. "Песнь о вещем Олеге".

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект  урока, который проводился  в  форме защиты проектов.Работа  велась в горуппах,сформированных по интересам.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Защита проектов. А.С.Пушкин. "Песнь о вещем Олеге".»


А.С.Пушкин Песнь о вещем Олеге “. Летописный источникПесни…“ Изображение быта и нравов Древней Руси.Смысл диалога Олега и кудесника.


ТИП УРОКА: защита проектов.

Работа велась в группах, сформированных по интересам.

ОБОРУДОВАНИЕ: портрет А.С.Пушкина; текст “ Песни …“; карта – Восточная

Римская ( Византийская ) империя и славяне в VI – XI вв; эпиграф на доске

” Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой “; толковый

словарь; необходимый набор канцелярских принадлежностей для учащихся.

ЦЕЛИ ПРОЕКТА :

  • воскресить опоэтизированные Пушкиным страницы далекого прошлого;

  • продолжить работу по развитию монологической речи, совершенствование умений анализировать художественные тексты;

  • пробудить интерес к исследовательской деятельности, творческому осмыслению исторической действительности;

  • развитие творческих способностей учащихся;

  • создание ситуации, побуждающей к самостоятельному поиску решения проблемы.

Характеристика проектов, подготовленных к защите:

По характеру доминирующей в группе деятельности:

  • научно – исследовательский;

  • творчески – информационный;

  • творческий.

По предметно – содержательной области : межпредметный ( литература, история , изобразительное искусство ).

По количеству участников: групповой.

По характеру контактов : внутриклассный.

По продолжительности выполнения : 1 блок ( 90 минут ).


Этапы работы над проектом:

1.Замысел проекта:

- разрабатывался по совместной инициативе учителя и учащихся;

- проект стал значимым для учащихся 6 класса.

2. Постановка проблемы:

  • когнитивный метод – ведущий

  • выявление актуальности поставленной проблемы.

Актуальность темы обусловлена необходимостью воспитания у подрастающего поколения интереса к далекому прошлому своего отечества, осознания гениальности великого поета.

3. Этапы выдвижения гипотез :

  • коллективное конструирование версий на вопрос и проблему;

  • разделение на группы;

  • постановка частных задач;

  • определение основных методологических понятий исследования.

4. Планирование :

  • составление плана работы для доказательства выдвинутой гипотезы;

  • распределение заданий между членами группы.

5. Выполнение :

  • сбор информации, создание “ информационного багажа “.

6. Пошаговый анализ материала :

  • синтез и анализ найденной информации, необходимой для доказательства предложенной гипотезы;

  • обоснование практического применения результатов ( в данном случае – воспитание гражданина – патриота ).

7. Социализация – защита выполненной работы.

Ход урока:

I.Организационный момент.

Вступительное слово учителя.

Ребята, сегодня мы продолжим изучение творчества А.С.Пушкина, гениального поэта, который напоминает нам о великих богатствах человеческой души, о ее свободолюбии, о стремлении к миру, счастью, справедливости. И сегодня мы окунемся в далекое прошлое, задумаемся, что заставило поэта обратиться к

“ преданьям сторины глубокой “ и создать “ Песню о вещем Олеге “. Какая проблема волновала ссыльного Пушкина? Каким должно быть творчество? Есть ли ответ в тексте? Какова главная мысль этого произведения? Давайте об этом порассуждаем.

Инструкция:

Сегодня мы проведем большую работу, где каждый из вас попытается проявить себя как литературовед – исследователь, и результаты деятельности в группе представит в форме литературного проекта избранного типа. Представляемые группами исследования вы оформите в виде тезисов – на листах ватманов, находящихся у вас на партах. Также вам предстоит оценить проекты своей и других групп.

Критерии оценивания :

  1. Глубина знаний учебного материала:

  • Умение анализировать материал, логически выстраивать доказательства;

  • Умение выделять главное;

  • Умение аргументировать и доказывать свое умение;

  • Умение самостоятельно делать выводы;

  • Умение уместно цитировать.

  1. Оценка уровня творчества при защите:

  • Умение привлечь внимание аудитории, заинтересовать собственными исследованиями;

  • Оригинальность защиты.

  1. Оценка наглядности:

  • Полнота доказательств;

  • Уместность отраженного;

  • Грамотность;

  • Эстетика.

  1. Оценка ораторского искусства:

  • Умение вести дискуссию грамотно и полно отвечать на вопросы одноклассников.

II.Создание проблемной ситуации:

Почему Пушкин обращается к страницам далекого прошлого? Что в предании о гибели Олега интересует летописца, а что Пушкина?

III.Этапы поиска решения проблемы.

Защита.

1. Причины обращения к исследованию, формулирование проблеммы – 3 минуты.

І группа: Ученые – историки

Тип проекта : научно – исследовательский ( ученые – историки приглашают учащихся в заочное путешествие по Древней Руси и знакомят их с летописным источником “ Песни …“ ( см. Приложение №1 )

ІІ группа : Поэты – литературоведы

Тип проекта : творчески -информационный

Выразительное чтение “ Песни …” в ролях, ее анализ. Отметить средства поэтической выразительности.

Каким слогом написано произведение?

Создайте ассоциативный куст со словом “ Олег ”.

Напишите стихотворные строчки – отзыв на “ Песнь о вещем Олеге ”.


ІІІ группа :Режиссеры

Тип проекта : творческий

Составьте кадры кинофильма на сюжет пушкинской “ Песни …” .

Программа действий :

  1. Определить места, где будут развивться события “ фильма ”, в связи с этим установить, сколько будет частей в нем.

  2. Назвать героев, участников событий ( действующих лиц “ фильма ” ).

  3. Наметить, из каких кадров будет состоять каждая часть “ фильма ” .

IV группа : Художники

Тип проекта : творческий

Программа действий :

  1. Нарисуйте иллюстрации к данным цитатам ( по выбору учащихся ) .

Ц и т а т ы :

  1. « Князь по полю едет на верном коне … »

  2. « Из темного леса навстречу ему идет вдохновенный кудесник …»

  3. « Вы , отроки – други . возьмите коня …»

  4. « И , тихо ступивши на череп коня , князь молвил …»


  1. Какие чувства вызывает у вас баллада ? Смогли бы вы изобразить эти чувства в цвете ? Если да, то на отдельном листе покажите этот цвет. Его можно назвать цветом – символом.

IV. Содержательное оценивание процесса решения учебной задачи и полноты учебной деятельности.

Деятельность учителя :

  • вовлечение в беседу, комментирование ( по необходимости )

Деятельность учащихся :

  • формулирование и запись в тетради ответов на вопросы , раскрывающих суть проблемы урока

V. Заключительное слово учителя.

Деятельность учителя при защите групп : контролирующая, обучающе – информативная.


Краткое содержание выступления :

Подводя итоги сегодняшнего урока , я еще раз хочу акцентировать ваше внимание, ребята, на том, что « Песнь о вещем Олеге » - проявление интереса Пушкина к прошлому своего отечества. Легенда, услышанная Пушкиным в юности , ее драматизм, вероятно, поразили воображение поэта. Свою « Песнь …» он создает в 1822 году, находясь в очередной ссылке, непосредственно увидев те края, где разворачиваются события его стихотворной баллады. Пушкин обращается к далекой старине не потому, что мало интересного ему дает современность. История повторяется. Люди, обращаясь к истории, решают важные проблемы их современной жизни. Это страшные горькие уроки. Это решение труднейших проблем.

Какая проблема могла волновать ссыльного Пушкина? Каким должно быть творчество ? Есть ли ответ в тексте? Сегодня мы его нашли. В устах волхва : свобода, независимость, неподкупность. Именно словами волхва – « вдохновенного кудесника » Пушкин несомненно выражает и свое собственное отношение к преследующему его « могучему владыке», царю, и декламирует независимость и преданность подлинной поэзии:

Волхвы не боятся могучих владык

И княжеский дар им не нужен

Правдив и свободен их вещий язык

И с волей небесною дружен.

Таким образом, мы с полной уверенностью можем сказать, что А.С.Пушкин в поисках доказательств своих взглядов на явления и события современной ему жизни часто обращался в своем творчестве к истории.


VII.Домашнее задание :

Устное словесное рисование : “ Кому из героев “ Песни...” я поставил бы памятник и какой ? ”
























ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Первого киевского князя Олега за ум и военное мастерство, за умелое управление государством народ прозвал « вещим », т.е. многознающим, хитрым, дальновидным. ( Слово « вещий » - того же корня, что слово « ведать »- знать. )

1) Олег прославился в народе своими делами : сумел объединить славян, обезопасить Русь от врагов. Особенно запечатлелся в памяти народа его поход на Царьград, столицу могущественного византийского государства ( теперь этот город называется Стамбулом ). Поход на Царьград характеризует Олега как умного, хитрого и изобретательного полководца. Когда воины дошли до него, князь велел вытащить лодки на берег, поднять паруса и катить их к городу. Необыкновенная картина перепугала греков. Они выслали русским подарки и пищу. Олег не принял еды, догадавшись, что она отравлена. Русские воины подошли к городу. Взяли его. Олег велел прибить к воротам города щит, взял богатую добычу, заключил с греками торговый договор и с победой вернулся в Киев.

2) У Олега была большая дружина – отряд воинов, и слуги – младшие дружинники, которые назывались отроками. Во времена Олега еще не было огнестрельного оружия и воины пользовались лыками , копьями, мечами, секирами ( холодное оружие в виде топора с длинной рукояткой ).

Для древнерусского воина огромную ценность представлял конь; только верхом воин мог преодолеть большие расстояния, имея на себе тяжелое вооружение и доспехи. Быть сброшенным с коня ( быть спешенным , т.е. стать пешим ) для воина значило погибнуть. Мальчиков с детства обучали верховой езде. Неразделимая связь воина с конем объясняет обычай, когда на похоронах воина ( на тризне ) убивали его любимого коня.

3) Восточные славяне, современники Олега, верили в языческих богов. Имя главного бога было Перун. Служителями, жрецами богов и, значит, бога Перуна были волхвы или кудесники. Их можно также назвать волшебниками. Кудесники части жили в глухих, дремучих лесах, проводили время в молитвах и гаданьях. Кудесников уважали, считали их мудрыми, думали, что свою мудрость они получили от богов.

Пушкин в своей « Песне …» использовал сказания о том, как кудесник предрек Олегу смерть от любимого коня. Об этом сказании Пушкин узнал из летописи.

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

І. 1.Тема “ Песни …” – столкновение могучего князя с вдохновенным кудесником ”, пророком.

В балладе поэтически воспроизведены картины быта, нравов тех далеких лет, когда люди наивно верили предсказаниям волхвов – кудесников,когда у них было множество богов, а главным считался Перун, когда им приходилось отражать набеги чужеземных племен и ходить на них походами. Чтобы обезопасить родную земля от новых нашествий.

2. Герои : Олег, кудесник, дружинники, слуги и т.д.

  1. Кульминация : “ Так вот где таилась погибель моя ? Мне смертию кость угрожала!”

  2. Особенность жанра : таинственный ход событий – кудесник обладает таинственным чудесным даром предвидения.

  3. Лирический пейзаж создает чувство грусти “ их моют дожди, засыпает их пыль. И ветер волнует над ними ковыль ”.

  4. Сложность, многоплановость баллады.

  5. “ Песнь ...” написана высоким слогом.

  6. Средства художественной изобразительности :

  • Эпитеты : мудрый старец, светлое чело, верный друг, прощальная рука, благородные кости.

  • Олицетворения: ковши кипят, годы таятся, дожди моют.

  • Сравнение : змея – лента.

  • Метафоры : товарищ, слуга – к коню.

Обилие средств художественной выразительности в балладе объясняется особенностями ее содержания.

ІІ. Ассоциативный куст со словом “ Олег ”.


высокомерный

вежливый умный

доблестный щедрый

могущественный Олег мудрый

воинственный удачливый

добрый сильный

гордый


ІІІ.1.Не зря тревожили поэта 2.Песнь о вещем Олеге

Преданья старины глубокой, Зачитана нами до дыр.

Легенду смог он передать Спасибо поэту – гению,

На слоге пафосно – высоком ! Что ввел в удивительный мир!


2. Спастбо, Пушкин, за добрые чувства, 4. Прочитал на уроке я Песнь…

Что своей “Песней”пробудил, И хочу вам сказать без лести:

Помог нам прошлое увидеть, Талантом поэта я восхищен,

В X век нас возвратил. Просто – напросто я в Пушкина

влюблен.










ПРИЛОЖЕНИЕ №3

КАДРЫ КИНОФИЛЬМА :

І часть “ Князь по полю едет … Из темного леса навстречу ему идет вдохновенный

кудесник …”

Кадры:

  1. Появление Олега с дружиной.

  2. Встреча с кудесником.

  3. Обращение Олега к кудеснику.

  4. Пророчество кудесника.

  5. Раздумья Олега над предсказанием.

  6. Прощание с конем.

  7. Слуги уводят коня.

ІІ часть “ Пирует с дружиною вещий Олег ”

Кадры:

  1. Воспоминания о минувших днях.

  2. Разговор Олега с кудесником о коне.

  3. Олег и гости едут к месту захоронения коня.

  4. Обращение Олега к останкам коня.

  5. Олег наступает на череп коня.

ІІ часть “ На холме ... дружина пирует у брега ”

Кадры:

  1. Тризна по случаю смерти Олега.

Главные герои : Олег, кудесник.

Второстепенные герои : отроки – други, дружина ( дружинники, слуги ), князь

Игорь, Ольга.

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Рассказ летописца Баллада Пушкина

1. Очень кратко, сухо. 1. Видим поэтичность далекого прошлого

2. Одни голые факты, а подробностей 2. Зрительно представляем героев, пони-

никаких нет. маем их характеры, чувства.

3. Летопись – проза. 3. Эмоциональность, торжественность,

возвышенность, лиричность

пушкинских строк.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Защита проектов. А.С.Пушкин. "Песнь о вещем Олеге".

Автор: Литвиненко Светлана Евгеньевна

Дата: 11.12.2016

Номер свидетельства: 368344


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства