Урок по творчеству М.И.Цветаевой
Заочная экскурсия
в музей – квартиру Марины Ивановны Цветаевой
«Борисоглебский переулок, 6»
Цель:
постижение истоков формирования поэтического дара Цветаевой.
Задачи:
- показать особенности художественного мира и личности М.И.Цветаевой в разные периоды жизни и творчества;
- заинтересовать учащихся личностью М. Цветаевой.
Оформление урока: портрет М.Цветаевой, подборка книг Марины Цветаевой и о Марине Цветаевой, которые использовались в подготовке к уроку, презентация.
Ход урока:
1 ведущий:
Борисоглебский переулок, 6 …
Марина Ивановна Цветаева прожила в этом доме восемь с половиной лет – с 1914 по 1922 год. Она въехала в него, когда ей не было еще 22 лет, вместе с молодым мужем Сергеем Яковлевичем Эфроном и годовалой дочерью Ариадной. В этом доме была пережита поэтом полнота счастья, были пережиты прекрасные высоты человеческой радости, здесь же пережила крах всего, всю меру человеческой трагедии.
2 ведущий:
Первая мировая война, революция, гражданская война, разруха, голод, красный террор… Здесь родилась в апреле 1917 года младшая дочь Ирина, скончавшаяся от голода в приюте в 1920 г., отсюда ушел на фронт ее муж, Сергей Эфрон. И отсюда же, в голодном 1922 году, Марина Ивановна вместе со старшей дочерью, Ариадной, уехала за границу, в Чехию. Впереди ее ждала радостная встреча с мужем и последующие долгие годы скитаний – эмигрантская жизнь в Чехии, Германии, Франции.
Здесь были созданы 11 книг из 15 ее прижизненных изданий и было написано все лучшее, что написано ею в России. Здесь она состоялась как поэт, прозаик, драматург, мастер эпистолярного жанра. По возвращении в 1939 г. к дому не подходила.
Пройдемся же и мы по залам этого удивительного дома, окунемся в его атмосферу, вглядимся пристальнее в то, что окружало великого русского поэт, перелистаем страницы семейного альбома.
(Звучит музыка Шопена)
Страница биографическая
1 ведущий:
Жизнь и творчество Марины Ивановны Цветаевой – это огромный мир, который, скорее всего, никогда не удастся постичь до конца. Мы можем лишь бегло обозначить главные, наиболее значительные вехи биографии и творчества этого великого поэта.
(Звучит музыка Рахманинова)
2 ведущий:
Родилась Цветаева 8 октября 1992 года в семье замечательного русского ученого, профессора Московского университета Ивана Владимировича Цветаева, основателя Музея изящных искусств (теперь – Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина).
«Счастливая, невозвратимая пора детства» связана с рождественскими елками, с первыми книгами и рассказами матери Марии Александровны, талантливой пианистки, с природой на Оке в старинном городке Тарусе, куда Цветаевы выезжали на лето.
Стихи начала писать с 6 лет. Постепенно в ее гордой и робкой душе созревал честолюбивый замысел: войти в малознакомый, но такой влекущий литературный мир со своим миром, своим словом.
Восемнадцатилетняя, она собрала стопку стихов и издала их в Москве тиражом в 500 экземпляров. Книга называлась «Вечерний альбом» (1910). На нее последовали отклики М. Волошина, Н.Гумилева, В. Брюсова, отклики одобрительные и ожидающие дальнейшего.
Весной 1911 г. она уехала в Крым, Коктебель, к поэту М.Волошину, старшему верному другу, благославившему ее на путь поэзии. Там произошла встреча с Сергеем Эфроном, за которого через год Цветаева вышла замуж.
1 ведущий:
1912 – 1916 годы – годы вхождения Цветаевой в литературу. В эти годы она ощутила себя потом Российским, притом московским.
Революция, которую Цветаева не приняла, разрубила ее жизнь пополам. Это сплошные «хождения по мукам». Муж в армии Корнилова, дочери в приюте. Цикл стихотворений «Лебединый стан» посвятила белой армии. В обреченности которой не сомневалась.
Событием, которое перевернуло всю последующую жизнь Марины Цветаевой, стало письмо от С.Я.Эфрона. После разгрома белой армии он оказался в Константинополе и собирался ехать в Прагу. Цветаева мгновенно и бесповоротно решила ехать к нему: она не мыслила без него своего существования и в мае 1922 года покинула Москву.
2 ведущий:
Жизнь в эмиграции была очень сложной. Это связано и с финансовыми трудностями, и с отношениями с белой эмиграцией, и с пониманием того , что ее читатель остался в России, и с тем вакуумом, который несет в себе вообще понятие «эмиграция».
В 30 – годы Цветаева пишет много прозы, заявив о себе как о крупном прозаике. Цветаева была истинно великим и действенным другом поэтов. Бескорыстно преклоняясь перед волшебным даром А.Ахматовой, М.Волошина, В. Маяковского, А.Блока, А.Белого, Б.Пастернака.
Особняком стоит в ее творчестве Пушкиниана. «Пушкин и Пугачев», «Мой Пушкин» - это очерки, со страниц которых встает вечно современный, живой, неотразимый цветаевский и всемирный Пушкин.
В последний год пребывания на чужбине Цветаева написала циклы «Стихи к Чехии», «Сентябрь», «Март», в них она излила свое негодование против оккупации гитлеровцами прекрасной страны. Но она верила в лучшее: «Не умрешь, народ! Бог тебя хранит!»
1 ведущий:
…Цветаева понимала, что ее возврат на Родину будет трагичен.
Воссоединилась семья в 1939 году (муж и дочь вернулись в Россию раньше). Это последнее счастье длилось недолго: сначала арестовали Ариадну, затем Сергея Яковлевича Эфрона. Потом началась война. Марина Ивановна с сыном эвакуировалась в Елабугу. Здесь ее ожидала страшная нужда, не покидала тревога за мужа и дочь, охватила тоска полнейшего одиночества, трагическое ощущение своей ненужности, беспомощности. Жизнь почти со всех сторон задувала огонь ее последней энергии.
31 августа 1941 г. Марина Ивановна Цветаева покончила с собой.
(Звучит музыка Баха)
Страница поэтическая
1 ведущий:
Формулу своей писательской судьбы Цветаева дала, когда ей было 20 лет и не ошиблась:
Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я - поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,
Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти,
- Нечитанным стихам! -
Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берет!),
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед.
2 ведущий:
Городу, в котором родилась и который стал ей бесконечно дорогим, Цветаева Дарит стихи:
Где потолки расписные,
До потолков зеркала?
Где клавесина аккорды,
Темные шторы в цветах,
Великолепные морды
На вековых воротах,
Кудри, склоненные к пяльцам,
Взгляды портретов в упор...
Странно постукивать пальцем
О деревянный забор!
Домики с знаком породы,
С видом ее сторожей,
Вас заменили уроды, -
Грузные, в шесть этажей.
Домовладельцы - их право!
И погибаете вы,
Томных прабабушек слава,
Домики старой Москвы.
1 ведущий:
А вот читаем запись, сделанную рукой Марины Ивановны: «Аля – Ариадна Эфрон - родилась 5-го сентября 1912 г. , в половину шестого утра, под звон колоколов».
Девочка! — Царица бала,
Или схимница, — Бог весть!
— Сколько времени? — Светало.
Кто-то мне ответил: — Шесть.
Чтобы тихая в печали,
Чтобы нежная росла, —
Девочку мою встречали
Ранние колокола.
2 ведущий:
Это стихотворение Ариадне датировано 1919 г.:
Маленький домашний дух,
Мой домашний гений!
Вот она, разлука двух
Сродных вдохновений!
Жалко мне, когда в печи
Жар, — а ты не видишь!
В дверь — звезда в моей ночи! —
Не взойдешь, не выйдешь!
Платьица твои висят,
Точно плод запретный.
На окне чердачном — сад
Расцветает — тщетно.
Голуби в окно стучат, —
Скучно с голубями!
Мне ветра привет кричат, —
Бог с ними, с ветрами!
Не сказать ветрам седым,
Стаям голубиным —
Чудодейственным твоим
Голосом: — Марина!
1 ведущий:
Аля тоже пишет стихи, и, конечно же о Марине!
Спите, Марина,
Спите, Морская Богиня.
Ваше лицо будет скрыто в небесных морях.
Юноши будут давать Вам обеты в церквах.
Звери со всех сторон мира
Будут реветь под цыганской звездою любви.
Не в гробе, а в гроте
Уснете, Морская Богиня.
Море глубоко пророет чертоги для Вас…
2 ведущий:
Май 1920 года… Конец гражданской войны…
Еще долго не утихнет боль, связанная со смертью младшей дочери. Все чаще и чаще Цветаева задается вопросами: где муж? что с ним? где конец бесчисленным страданиям?
И рождаются стихи:
Писала я на аспидной доске,
И на листочках вееров поблеклых,
И на речном, и на морском песке,
Коньками по льду, и кольцом на стеклах, -
И на стволах, которым сотни зим,
И, наконец, - чтоб всем было известно! -
Что ты любим! любим! любим! любим! -
Расписывалась - радугой небесной.
Как я хотела, чтобы каждый цвел
В веках со мной! под пальцами моими!
И как потом, склонивши лоб на стол,
Крест-накрест перечеркивала - имя...
Но ты, в руке продажного писца
Зажатое! ты, что мне сердце жалишь!
Непроданное мной! внутри кольца!
Ты - уцелеешь на скрижалях.
1 ведущий:
Сколько мы находим строк, посвященных поэтам-современникам:
Златоустой Анне—всея Руси
Искупительному глаголу, -
Ветер, голос мой донеси
И вот этот мой вздох тяжелый.
Расскажи, сгорающий небосклон,
Про глаза, что черны от боли,
И про тихий земной поклон
Посреди золотого поля.
Ты в грозовой выси
Обретенный вновь!
Ты! — Безымянный!
Донеси любовь мою
Златоустой Анне — всея Руси!
2 ведущий:
Блок в жизни Марины Ивановны Цветаевой был единственным поэтом, которого она чтила не как собрата по «струнному рукомеслу», а как божество от поэзии, и которому, как божеству поклонялась
Имя твое — птица в руке,
Имя твое — льдинка на языке,
Одно единственное движенье губ,
Имя твое — пять букв.
Мячик, пойманный на лету,
Серебряный бубенец во рту,
Камень, кинутый в тихий пруд,
Всхлипнет так, как тебя зовут.
В легком щелканье ночных копыт
Громкое имя твое гремит.
И назовет его нам в висок
Звонко щелкающий курок.
Имя твое — ах, нельзя! —
Имя твое — поцелуй в глаза,
В нежную стужу недвижных век,
Имя твое — поцелуй в снег.
Ключевой, ледяной, голубой глоток…
С именем твоим — сон глубок.
1 ведущий:
Марину Цветаеву с Борисом Пастернаком связывала большая и длительная дружб
В мире, где всяк
Сгорблен и взмылен,
Знаю - один
Мне равносилен.
В мире, где столь
Многого хощем,
Знаю - один
Мне равномощен.
В мире, где всё -
Плесень и плющ,
Знаю: один
Ты - равносущ
Мне.
(Звучит музыка Шопена)
Страница музыкальная
2 ведущий:
В доме Цветаевых постоянно звучала музыка.
Из очерка «Мать и музыка»: «Клавиши я – любила: за черноту и белизну (чуть желтизну), за черноту , такую явно, - за белизну (чуть желтизну), такую тайно грустную, за то, что одни широкие, а другие узкие (обиженные), за то, что по ним, не сдвигаясь с места, можно как по лестнице, что это лестница – из-под рук! – и что от этой лестницы ручьев вдоль спины – и жар в глазах – тот самый жар в долине Дагестана из Андрюшиной хрестоматии.
И за то, что белые, при нажиме, явно веселые, а черные – сразу грустные, верно – грустные, настолько верно, что, если нажму, сразу выжму из глаз – слезы.
И за нажим: за возможность, только нажав, сразу начать тонуть, и, пока не отпустишь, тонуть без конца, без дна, - и даже, когда отпустишь!»
1 ведущий:
Марина Цветаева писала о том, что перед ней было два пути: либо стать поэтом, либо музыкантом. Она выбрала музыку. Но самая поэзия ее – музыка.
(Звучит « Мне нравится, что вы больны не мной»)
2 ведущий: Любовь, вопросы бытия, жизни и смерти, другими словами философия, - вот ведущее начало ее лирики.
(Звучит «Хочу у зеркала, где муть)
1 ведущий:
Кто не знает романса «Генералом 12 года»?
(Звучит «Генералам 12 года»)
2 ведущий: Романсы на стихи Цветаевой стали не только прекрасной музыкальной иллюстраций в любимых нами кинофильмах, но они несут особую смысловую нагрузку Таковым стал романс А.Петрова «Под лаской плюшевого пледа
(Звучит «Под лаской плюшевого пледа)
1 ведущий:
Ушел поэт, ушел целый мир, ибо поэт – это маленькая Вселенная. Остается только добавить, что одна из открытых планет наречена именем Марины Цветаевой. Не в этом ли закономерное закрепление, состоявшее во всей полноте связи: Поэт и мир?
(Звучит Монолог»)