занятие по художественной литературе с использованием мнемотаблиц и театрализации сказки "Гуси- лебеди"
Занятие по художественной литературе с использованием мнемотаблиц и театрализации сказки "Гуси- лебеди"
Ознакомление с художественной литературой
с использованием мнемотаблиц и
театрализации сказки «Гуси – лебеди»
Программное содержание: Формировать интерес к произведениям художественной литературы. Знакомить детей с творчеством русского народа. Расширять представление детей в умении рассказывать содержание сказки с использованием мнемотаблиц. Развивать активную связную речь у детей в игре. умение составлять сказку связно в логической последовательности. Воспитывать любовь к сказке. Воспитывать чувство уверенности в своих творческих способностях, формировать умение сотрудничать, создавать целостный сюжет сказки коллективно. Создавать условия для обучения детей перевоплощению, вхождению в образы разных персонажей сказки, обыгрывая разные роли. Учить их интонационной выразительности речи в соответствии со своей ролью, имитации движений,
Материал к ОУД: дерево с книгами – сказками, конверт с письмом, мнемотаблица, атрибуты к образам персонажей сказки «Гуси - лебеди», кукла- Ванечка, аудиозапись
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«занятие по художественной литературе с использованием мнемотаблиц и театрализации сказки "Гуси- лебеди"»
Ознакомление с художественной литературой
с использованием мнемотаблиц и
театрализации сказки «Гуси – лебеди»
Программное содержание: Формировать интерес к произведениям художественной литературы. Знакомить детей с творчеством русского народа. Расширять представление детей в умении рассказывать содержание сказки с использованием мнемотаблиц. Развивать активную связную речь у детей в игре. умение составлять сказку связно в логической последовательности. Воспитывать любовь к сказке. Воспитывать чувство уверенности в своих творческих способностях, формировать умение сотрудничать, создавать целостный сюжет сказки коллективно. Создавать условия для обучения детей перевоплощению, вхождению в образы разных персонажей сказки, обыгрывая разные роли. Учить их интонационной выразительности речи в соответствии со своей ролью, имитации движений,
Материал к ОУД: дерево с книгами – сказками, конверт с письмом, мнемотаблица, атрибуты к образам персонажей сказки «Гуси - лебеди», кукла- Ванечка, аудиозапись
Ход занятия:
Дети встают в утренний круг
Придумано кем – то Просто и мудро При встрече здороваться: «Доброе утро! Доброе утро солнцу и птицам! Доброе утро улыбчивым лицам!» И каждый становится Добрым, доверчивым Пусть доброе утро длится до вечера!
- Кайрлытан, балалар!
- Кайрлытан, Ольга Владимировна!
- Ребята, посмотрите сколько сегодня у нас много гостей. Давайте и им пожелаем доброго утра и подарим им свои прекрасные улыбки.
(Дети здороваются на разных языках)
- Жарайсындар! Ребята, скажите мне вы здесь ничего необычного не видите? - Да, дерево. – Как мы можем назвать это дерево? Какое оно? - Таинственное, сказочное, необычное, книжное и т.д. – Как у наших у ворот Чудо – дерево растет Не растут на нем листочки, Не цветут на нем цветочки, А для вас, девчонки и мальчишки, Созрели на дереве книжки! В: - Какие же книжки созрели на дереве? Д: - «Жихарка», «Зимовье зверей», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и т.д. В:- Как одним словом можно назвать эти книги? Д: - Русские народные сказки.
(На дереве висит одна книжка без обложки)
В: -А эта книжка какая – то странная. Интересно, как она называется, вы не знаете, ребята?
Д: Ответы детей.
В: Ребята, смотрите на этой книжке еще какое – то письмо висит и все в перьях. Интересно, кто его оставил?
Д: Ответы детей.
В: А давайте посмотрим от кого письмо. От кого неизвестно, только написано детям 14 группы. Прочитаем?
Читаю письмо:
В этой сказке мы живем
В самой чаще леса,
Где в тени ветвистых елей
Не крадутся даже звери.
Бабушке носатой служим,
Со старухой этой дружим.
Над деревней стаей кружим
Ищем маленьких ребят.
Мы украли для бабуси
Кроху братца у сестрицы.
Если все же захотите
Помочь мальчонку отыскать,
То по схеме - к этой сказке
Вы должны ее пересказать.
Чудо-дерево обойдете
Эту схему вы найдете.
Догадайтесь, как же сказка
Эта называется?
В: Ребята, а вы догадались, кто написал нам это письмо?
Д: Гуси – лебеди.
В: А как же называется эта сказка?
Д: «Гуси – Лебеди»
В: Правильно. Так, давайте чудо – дерево обойдем кругом и отыщем схему к этой сказке.
Находят схему.
В: На ней какие – то картинки – знаки. Что это такое?
Д:По этим картинкам- знакам мы можем быстро выучить стихотворение, пересказать сказку или составить рассказ.
В: Да, ребята, это мнемотаблица, графическое изображение персонажей сказки, по которой мы с вами ее вспомним и перескажем.
- Посмотрите на первый значок и скажите с чего начинается сказка?
Д: Отец с матерью уехали на базар.
В: Что наказывали отец и мать дочке?
Д: Чтобы она следила за братцем.
В: Послушалась ли девочка родителей?
Д: Не послушалась, побежала играть с подружками.
В: Показывает схему с изображением птиц.
«Что случилось с братцем?»
Д: Его унесли Гуси – лебеди.
В: Кого просила девочка о помощи?
Д: Печку, яблоньку, речку.
В: О чем просила девочка печку, яблоньку, речку?
Д: Чтобы они указали ей путь – дорогу , куда унесли ее братца Гуси – лебеди.
В: Почему девочке никто не помог?
Д: Потому что она не выполняла их просьбы. В: Куда потом побежала Машенька?
Д: К избушке Бабы – Яги.
В: А что она там увидела?
Д: Своего братца Иванушку.
В: Что произошло дальше?
Д:Она взяла Ванюшку и побежала домой.
В: Кто помогал Машеньке спасать братца и прятал ее?
Д: Речка, яблонька и печка.
В: А как она их просила?
Д: Речка, матушка, спрячь меня.
В: Жарайсындар! Сказку, мы с вами пересказали, что же нам делать дальше, как помочь Машеньке?
Голос на магнитофоне
Вы, ребята, молодцы
Сказку вы узнали
И не плохо все ее пересказали
Обещание свое мы, конечно, сдержим
Хлопните в ладоши раз
Поклонитесь низко
И в тот миг вы все сейчас
В сказку попадете
И поможете сестрице
Братца Ванечку спасти
Га-га-га, го-го-го
Жить с Ягой нам не легко.
Звучит музыка, выходит Машенька и говорит:
«Здравствуйте, девочка, я , Машенька. Живу я с братцем Ванечкой. У матушки и батюшки. Уехали они на базар и строго настрого наказали следить за братцем. Не уберегла я Ванечку. Унесли его Гуси – лебеди к Бабе –Яге. В: А мы Машенька, специально попали в сказку, чтобы помочь тебе отыскать братца Ванечку. Ребята, пойдемте вместе с Машенькой спасать Ванечку. А чтобы идти нам было веселей, споем песню, ведь путь не близкий.
(На мотив песни «Капитан, улыбнитесь!»
Мы с ребятами идем
Сестру Машеньку возьмем
И Ванюшку мы отыщем и спасем
Все преграды обойдем
Все заданья разберем
Братца Ванечку домой мы приведем
Припев: (грозят пальцем)
Ты Яга, ты Яга, берегись нас,
Через лес мы к тебе попадем.
Ты Яга, ты Яга, покорись нам,
Все равно мы братца Ванечку спасем!
В: А вот и печка на пути, давайте все вместе спросим, куда Гуси-лебеди полетели.
Д: Ты нам печка помоги, путь гусей нам укажи.
П: Поешь Машенька моего ржаного пирожка, тогда скажу.
М: У моего батюшки и пшеничные не едятся.
В: А мы, Машенька, испечем пирожки пшеничные, да с начинкой. Ты их обязательно покушаешь.
Пальчиковая игра:
Мы вот так, мы вот так
Тесто разминали.
Мы вот так, мы вот так
Тесто раскатали.
Мы начинку в него горкой положили
Мы вот так, мы вот так
Пирожки слепили. Печка жаром накались, пирожки нам испеки. В: А пока пирожки пекутся, пойдемте дальше.
- Кто встретился на пути у Машеньки вторым?
Д: Яблонька.
В: Мы с Машей к лесу все пойдем
За лесом яблоньку найдем.
- А вот и яблонька.
Подходят к яблоньке
Д: Яблонька, яблонька, поскорей ответь нам, куда же нам теперь идти и где Ванюшу нам найти?
Я: Поешьте яблочек моих, таких румяных, наливных.
М: Ну нет, у моего батюшки и садовые не едятся. Они и слаще, и крупнее, да и вообще они вкуснее.
В: Не хочет нам яблонька помочь. Что же нам делать? Куда нам дальше идти?
Вы слышите шумит река,
От нас она недалека
А в той реке – то не вода,
Река – то молока полна
В кисельных пышных берегах.
- Давайте у речки спросим, куда Гуси – лебеди полетели?
Д: Речка, речка, куда Гуси – лебеди полетели?
Р: Присядьте, отдохните, все я скажу и дорогу покажу. Попей ты, Маша, молочка или немного киселька.
М: У моего батюшки и сливочки не едятся.
В: А мы возле речки немного отдохнем
Речка тихо журчит и камыш над ней шумит
На кисельных берегах , нам приятно отдыхать.
День солнечный, вокруг тихо, только слышен плеск воды. Нам дышится легко и свободно, наши тела наполняются легкостью. Наше настроение становится жизнерадостным, хочется встать и бежать. А теперь все потянемся и на счет 1,2,3 откроем мы глаза – что – то видим мы вдали. А что это интересно виднеется вдали?
Д: Избушка Бабы – Яги.
В: Ребята, давайте подойдем к избушке и посмотрим, что там есть.
Подходят к избушке Бабы – Яги.
В: А вот и Ванечка сидит.
Давайте споем дразнилку про Бабу – Ягу, чтобы Машенька успела забрать Ванечку.
Дети поют дразнилку.
Маша берет Ванечку и говорит: « Я спасу тебя, Ванюша
Надо нам быстрей бежать,
Могут гуси нас догнать.
Б-Я: Это кто ко мне пожаловал. Вот я вас сейчас.
Дети убегают на ковер.
Б-Я: Ах, обманула, убежала
И братца своего забрала.
Эй, гуси, быстрее в путь
Догнать беглянку и вернуть!
«Гуси» медленно летят, размахивая крыльями.
Дети на ковре говорят:
Гуси – лебеди летят
Машеньку догнать хотят
Речка, речка, помоги,
Машу с Ванечкой спаси.
М: Ах, речка, помоги
Р: Попей немного киселька.
Маша по кругу бежит к Яблони.
Д: Вновь, гуси в погоню полетели
По небу все летят, летят И вниз внимательно глядят М: Ты, яблонька, нам помоги и от гусей ты нас спаси.
Я: Поешь, ты, яблочек моих, таких румяных, наливных.
Д: И снова гуси полетели
Едва крылом их не задели.
Маша бежит к печке.
М: Печка, печка, помоги
От гусей ты нас спаси.
П: Ну что ж поешьте пирожка и спрячьтесь под мои бока.
Прячутся.
Гуси кружат вокруг печки.
Г: Их нет нигде, ни там, ни тут
Пора домой в обратный путь!
Улетают, роняя перышки.
На магнитофоне звон бубенцов
В: А вот и папа с мамой вернулись.
Дружно мы по сказке шли,
Вместе Ваню мы нашли.
Пусть герои сказок
Дарят нам тепло
Пусть добро навеки
Побеждает зло.
Ребята, посмотрите, какие красивые перышки обронили гуси – лебеди. Давайте соберем их и сделаем из них волшебный цветок. Пусть он растет на поляне и от его лепестков исходят лучики тепла, красоты, любви и добра.
Дети составляют цветок.
В: Я надеюсь, что гуси – лебеди и Баба – Яга, увидев такой прекрасный цветок не будут делать больше зло. Как мы назовем его?
Д: Цветок любви, цветок добра, цветок мира и милосердия, цветок радости и счастья, цветок красоты и чуда
В: Давайте вдохнем аромат этого цветка и пусть ваши сердца наполняются до краев добротой и любовью.
Вот и побывали мы в сказке «Гуси – лебеди» . Что вам больше всего понравилось в ней?
Д: Ответы.
В: А что нам помогло вместе с Машей спасти ее братца?
Д: Дружба, взаимовыручка, взаимопомощь.
В: Давайте вспомним пословицы о дружбе.
Д: Рассказывают пословицы.
В: А наша печка давно уже испекла нам пирожки. Давайте угостим ими наших гостей и сами испробуем. На этом наше занятие подошло к концу. Спасибо большое за участие.