kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Занятие по краеведению "Мое родное Приуралье"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема Мое родное Приуралье.

Цель: воспитывать уважение и чувство гордости к своему родному краю.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Занятие по краеведению "Мое родное Приуралье"»

Интегрированное занятие по краеведению (7 класс).

Тема Мое родное Приуралье.

Цель

воспитывать уважение и чувства гордости к своему краю.

Задачи:

- расширить кругозор детей в познании родного края,

- активизировать их участие в изучении истории родной земли,

- воспитывать бережное отношение к памятникам истории, природе.

Планируемые результаты:

- расширить и углубить знания по выбранной теме;

- учить выступать с подготовленными сообщениями;

- высказывать суждения и оценивать свои возможности по охране, защите окружающей природы, родного края.

Метод ведения:урок-путешествие

Оборудование:

-компьютер, ИКТ, презентация,

- раздаточный материал;

- шумовые фонограммы (звуки природы);

- минусовка песни Кадыра Мырзалиева «Атамекен».

Предварительная работа.

Посещение музеев: экологического, краеведческого, литературного Пушкинского музея, Дома – музея Емельяна Пугачева.

Подбор материала по группам.

Направления: географическое историческое, биологическое, литературное.

Для постеров подбирают соответствующий материал: фотографии, иллюстрации, высказывания известных людей, т.п.

Ход урока

I.Эмоциональный настрой.

Ученики в кругу говорят слова о Родной земле.

- Сегодня мы проведём урок -путешествие по родному городуи краю. Разговор будет о малой родине, месте, где мы живем, и историю которой должны знать. Тема занятия "Мое родное Приуралье"

Послушайте стихотворение Айжан Ербулековой: (читает ученица)

Гимн Уральску.

Евразия! Бескрайняя земля!
Твое богатство – города и годы.
Но лишь всего дороже для тебя
Уральск – хранитель мира и свободы.

Минуло пять веков, но молод,
И сохранил веселый нрав
Уральск, прекрасный древний город,
Граница двух больших держав.

Уральск – обитель вольных казаков,
Исконной дружбы русских и казахов,
Былой приют для беглых батраков
И рай для ссыльных, избежавших плаху.

Уральск – потомок множества культур,
Бессменный страж наук и свежей мысли,

Расти смелей и будь всегда в цвету
Во имя продолжающейся жизни.

- Скажите, вы любите наш город? Почему?

- Что значит, любить свой край?

2.Работа в 4 группах.

- Итак, тему мы определили. В группе выбирают капитана. Наша работа будет проходить согласно маршрутному листу, а степень участия каждого вы сможете отразить в листе оценки.

3.В нашем маршруте началом пути является гимназия эстетического направления. Итак,1 остановка"Географическая". Она называется:

«Родной город».

-Скажите, ребята, в какой области мы живем?

Посмотрите на картуобласти. Покажите на карте наш город Уральск.С какими областями граничит наша область?

Учитель: Современная территория области равна 151,2 тыс.км2, занимая по площади 8 место среди 14 областей РК. Область образовалась 10 марта 1932 году.

- Расскажите о рельефе поверхности нашей местности?

- Какими полезными ископаемыми богата область?


2 остановка«Биологическая». Экологический музей.

Очень разнообразен растительный и животный мир Западно-Казахстанской области. На это повлияли погодные условия, разнообразие почв. Часть животных и растений занесена в Красную книгу Казахстана.

Ответьте на вопросы викторины:

1)Что такое Международная Красная книга?

Ответ: Информационный документ-список — описание редких и исчезающих видов животных и растений планеты.

2) Что обозначает красный цвет книги?

Ответ: Цвет тревоги.

3) Какие вы знаете формы охраняемых территорий?

Ответ: Национальные парки, заповедники, заказники, памятники природы.

4) Какие растения ты должен оберегать, охранять в наших местах? Ответ:  Адонис весенний, ветреница, волчье лыко, горечавка желтая, колокольчик, кувшинка белая, ландыш, мать-и-мачеха.

5) Почему весной и в начале лета нельзя шуметь в лесу?

Ответ: Потому что птицы и звери в это время выводят потомство, могут испугаться шума и уйти.

6) Каким должно быть поведение человека в лесу?

Ответ: Нельзя жечь костры, ломать молодые деревца, нужно убирать за собой мусор и др.

7) Какие рыбы занесены в Красную книгу Казахстана?

Ответ:белуга, осетр,стерлядь.

8) Крупная степная птица. вес которой достигает 14-16 кг,за это ее иногда называют степным страусом(дрофа)

9) Древнее животное - ровесник динозавров, с большой головой и тонкими ногами.В тибетской медицине используются рога этих животных.

Ответ: Сайгак.

10 )Назовите охраняемые природные территории области? (Заказники:Кирсановский, Бударинский,Жалтыркольский, заповедная зона реки Урал)

Подвести итог: какая группа дала больше правильных ответов.

- Молодцы!

- Мир растений и животных огромен. И все они необходимы для жизни на Земле.


3 остановка: Музей им.А.С.Пушкина . Уральск литературный.

- Кто из писателей был в этом здании?

- С какой целью А.С.Пушкин приезжал в Уральск?

- Назовите поэтов и писателей нашего края.

- Назовите произведения, в которых упоминается наш город.


4 остановка:Музей имени Пугачева. Уральск исторический.

- Перечислите основные памятники города.

- Чтение стихотворения «Памятник Пушкину в Уральске».

 - Район музея находится в Куренях, рядом река Урал, отсюда стал расти наш город.

Вторая часть нашего занятия: защита постеров по нашим остановкам:

  • 1 группа: подготовить постер “Географическое положение и природа края”.

  • 2 группа: "Охраняемое Приуралье".

  • 3 группа:"Уральск литературный".

  • (Ученики исполняют песню «Атамекен» на слова Кадыра Мырзалиева).

  • 4 группа: "История и достопримечательности моего города".

10 минут работа по постерам и 3 минуты защита каждой группы.

Критерии оценивания вывешены на доске.

1) Эстетичность(1-5баллов)

2) Содержание(1-5баллов)

3) Защита(1-5баллов)

Оцените свою работу. В течение занятия капитаны групп оценивают работу каждого ученика, делают соответствующие записи.

Давайте подведём итог нашего урока.

Домашнее задание - творческая работа

- Вам предстоит написать письмо другу. Расскажи в 5 - 6 предложениях  о том, какие достопримечательности есть в Уральске, или выразите свои чувства, которые вы испытываете за свой любимый город.

Рефлексия

Прием "Незаконченное предложение"(выберите и закончите одно предложение)

  • сегодня я узнал…

  • было интересно…

  • было трудно…

  • я выполнял задания…

  • я понял, что…

  • теперь я могу…

  • я почувствовал, что…

  • я приобрел…

  • я научился…

  • у меня получилось …

  • я смог…

  • я попробую…

  • меня удивило…

  • урок дал мне для жизни…

  • мне захотелось…





Приложение № 1.

Маршрутный лист

Тема: Мое родное Приуралье.

Цель: Закрепить знания о родном крае.

Начало пути: гимназия эстетического направления г.Уральска.

1.Остановка географическая"Родной город"

С какими областями граничит наша область?

Расскажите о природе, рельефе нашего края?

Какими полезными ископаемыми богата область?

2. Остановка «Биологическая». Музей экологии.

Ответьте на вопросы викторины.

1)Что такое Международная Красная книга?

2) Что обозначает красный цвет книги?

3) Какие вы знаете формы охраняемых территорий?

4) Какие растения ты должен оберегать, охранять в наших местах?

5) Почему весной и в начале лета нельзя шуметь в лесу?

6) Каким должно быть поведение человека в лесу?

7) Какие рыбы занесены в Красную книгу Казахстана?

8)Крупная степная птица, вес которой достигает 14-16 кг, за это ее иногда называют степным страусом.

9)Древнее животное -ровесник динозавров, с большой головой и тонкими ногами.В тибетской медицине используются рога этих животных.

10) Назовите охраняемые природные территории области?

3. Остановка:Музей имени А.С.Пушкина. Уральск литературный.

- Кто из писателей был в этом здании?

- В связи с чем А.С.Пушкин приезжал в Уральск?

- Назовите поэтов и писателей нашего края.

- Назовите произведения, в которых упоминается наш город.

4. Остановка:Музей имени Е.Пугачева. История и достопримечательности моего города.

---------------------------------------------------------------------------------------------------Вторая часть занятия-защита постеров.

1группа "Географическое положение и природа края".

2 группа "Охраняемое Приуралье".

3 группа "Уральск литературный".

4 группа "История и достопримечательности моего города".

(Время выполнения-10минут)

Критерии оценивания работы :

1) Эстетичность (1-5баллов)

2) Содержание (1-5баллов)

3) Защита(1-5баллов)

Рефлексия.

Прием "Незаконченное предложение" (выберите и закончите одно предложение)

  • сегодня я узнал…

  • было интересно…

  • было трудно…

  • я выполнял задания…

  • я понял, что…

  • теперь я могу…

  • я почувствовал, что…

  • я приобрел…

  • я научился…

  • у меня получилось …

  • я смог…

  • я попробую…

  • меня удивило…

  • урок дал мне для жизни…

  • мне захотелось…

Приложения к уроку

Приложение № 1.

Пословицы о Родине.

Варианты эпиграфов.

Родной край – сердцу рай.

Нет в мире краше Родины нашей.

Человек без Родины, что соловей без песни.

Одна у человека мать, одна у него и родина.

Нет сына без отчизны.

Родина – всем матерям мать.

Береги Родину, как зеницу ока.

Родная земля и в горсти мила.

Всякому мила своя сторона.

В своём доме и стены помогают.

За морем теплее, а у нас светлее.

И пылинка родной земли – золото.

Глупа та птица, которой своё гнездо не мило.

Дым отечества светлее чужого огня.

Куда бы малина ни заманила, а родное село назад привело.

На чужбине и калач не в радость, а на родине и чёрный хлеб в сладость..

Если дружба велика, будет Родина крепка..

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

Высказывания о Родине.


Любят родину не за то, что она велика, а за то, что своя.

Сенека

Но люблю тебя, родина кроткая! А за что — разгадать не могу. Весела твоя радость короткая. С громкой песней весной на лугу.

Есенин С. А.

Родина там, где чувствуешь себя свободно.

Любовь к родине — первое достоинство цивилизованного человека.

Наполеон Бонапарт

Всякая благородная личность глубоко сознает свое кровное родство, свои кровные связи с отечеством.

Белинский В. Г.


Приложение № 2.

Уральск литературный


Пушкин в Уральске.

В 1833 году Пушкин собирал материалы для «Истории Пугачевского бунта» и повести «Капитанская дочка». Он работал в архивах, расспрашивал людей, имевших отношение к там событиям. Одним из них был баснописец И.А. Крылов, отец которого был помощником начальника гарнизона г. Уральска.

Но поэту необходимо было «оживить» историю – прикоснуться к земле, вдохнуть воздух того края, где самозванец пошатнул основы Российской империи.

И вот в сентябре 1833 года находившийся под негласным полицейским надзором поэт покинул свое Нижегородское имение Болдино и устремился на восток, к степям, еще хранившим отзвуки тех событий.

Казахстанский город Уральск  -  одно из главных мест, связанных с историей Пугачевского восстания, в те времена столица Яицкого казачества. Здесь Пушкин провел три дня. «Приняли меня славно, дали мне два обеда, попили за мое здоровье, наперерыв давали мне все известия, в которых имел нужду», - так описывал поэт свое пребывание в Уральске.

Его приезд действительно стал праздником  для города. Уральцы трепетно сохранили память  о пребывании поэта, почти по минутам можно восстановить все, что делал Пушкин в этом городе. Интересно, что в доме, где в те дни жил  поэт – сейчас ему 280 лет! -  в разное время останавливались В. Жуковский, Вл. Даль, Лев Толстой и А.Н. Толстой. На доме этом установлена мемориальная доска, а в сквере у Уральского педагогического института был поставлен бюст поэта, долгое время бывший единственным памятником Пушкину в Казахстане.


Приложение №2.

Стихи об Уральске


Татьяна Шабаренина.


Памятник Пушкину в Уральске.

 Поодаль шума города, в заглушке,

Где небо превращается в плато,

Явился Александр Сергеевич Пушкин,

Одетый в темно-серое пальто.


Пришел народ и бедный, и богатый,

У каменного гостя постоять.

И солнце растекалось горьковато,

Церковному молебствию под стать.

 

Нелепая чугунная ограда...

Как будто можно славу оградить.

Душа поэта сквозь круженье сада

Лишь о Любви хотела говорить.

 

И о Любви звенела малолетка,

И слово на губах ее цвело.

И шевелилась за спиной не ветка

У статуи, а легкое крыло.


Приложение № 3.

Кадыр Гинаятович Мырзалиев

Кадыр Мырза Али (1935-2011) - поэт, народный писатель Казахстана, родился 5 января 1935 года в Уральской области.
Его первые произведения были опубликованы 1954 году в республиканском журнале «Пионер». С того времени из-под пера Кадыра Мырза Али вышли более семидесяти произведений поэтического, прозаического и литературно-критического характера.

Первый сборник стихов «Көктем» был выпущен в 1959 году. За ним последовали «Жаңғалақтар», «Данышпан», «Кішкене қожанасыр», «Ой орманы» (выпуск — 1965, премия Ленинского комсомола — 1966), «Дала дидары», «Бұлбұл бағы», «Ақ отау», двухтомник «Домбыра», «Жерұйық» (выпуск — 1976, Государственная премия Казахской ССР — 1980) и другие книги.

На русский язык переведено 13 книг стихов Кадыра Мырзалиева.

Ряд стихов вошли в коллективные сборники казахских поэтов. Избранные произведения Мырзалиева изучаются в рамках программы казахской средней школы на уроках казахской литературы. В республиканских театрах ставятся пьесы по его произведениям.

В 2015 году состоялись мероприятия, посвященные 80-летию поэта.


с. Қ.Мырзалиев ә. Е.Хасанғалиев


Атамекен

Жасыл жайлау түкті кілем көк кілем
Көк кілемде көп ойнаймын көп күлем
Маңдайымнан сипап өткен самалды
Қазагымның алақаны деп білем.

Қайда жүрсем атамекен
Көкейіңде жатады екен
Күннің өзі қимай оны
Ұясына батады екен.


Жасыл жайлау түкті кілем көк кілем
Көк кілемде көп ойнаймын көп күлем
Күннің нұрын айдың аппақ сәулесін
Қазағымның махаббаты деп білем

Қайда жүрсем атамекен
Көкейіңде жатады екен
Күннің өзі қимай оны
Ұясына батады екен.


Жасыл жайлау түкті кілем көк кілем
Көк кілемде көп ойнаймын көп күлем
Асқар тауын аспаныммен астасқан
Қазағымның мәртебесі деп білем.


Қайда жүрсем атамекен
Көкейіңде жатады екен
Күннің өзі қимай оны
Ұясына батады екен.


Қайда жүрсем атамекен
Көкейіңде жатады екен
Күннің өзі қимай оны
Ұясына батады екен.

Жубан Молдагалиев.


Приложение № 4.

Жизнь и творчество Ж. Молдагалиева.

Жу­бан Мол­да­гали­ев — ка­захс­кий по­эт, пе­ревод­чик, жур­на­лист, На­род­ный пи­сатель Рес­публи­ки Ка­захс­тан, ро­дил­ся 5 сен­тября 1920 го­да, в ауле Сай­ку­дык Тай­пакс­ко­го района Ураль­ской об­ласти в семье крестьяни­на-бед­ня­ка..
С 1940 по 1947 го­да на­ходил­ся в ря­дах Со­ветс­кой ар­мии, был участ­ни­ком Ве­ликой Оте­чест­вен­ной вой­ны. В эти годы в ка­чест­ве во­ен­но­го кор­респон­дента на­ходил­ся в не­пос­редс­твен­ном кон­такте с та­кими предс­та­вите­лями русс­кой со­ветс­кой по­эзии, как Сер­гей Ми­хал­ков, Ми­ха­ил Свет­лов, Сте­пан Щи­пачев. И они ока­зали бла­гот­ворное воз­дей­ствие на твор­ческий рост поэта.

Пос­ле вой­ны ра­ботал в ре­дак­ци­ях га­зет «Ле­нин­шiл жас», «Қазақ әде­би­етi», жур­на­ла «Жұлдыз», пер­вым сек­ре­тарем прав­ле­ния Со­юза пи­сате­лей Ка­захс­та­на.
Пер­вый сбор­ник сти­хов вы­шел в свет в 1949 го­ду под наз­ва­ни­ем «Жеңic жыр­ла­ры». По­эмы Жу­бана Мол­да­гали­ева про­ник­ну­ты граж­данс­ки­ми мо­тива­ми, ли­ричес­ким наст­ро­ением. В по­эме «Жыр ту­ралы» (1963) он вос­пел ге­ро­изм та­тарс­ко­го по­эта, Ге­роя Со­ветс­ко­го Со­юза Му­сы Джа­лиля. В по­эме «Мен қазақпын» с ре­алис­ти­чес­ких по­зиций по­каза­на жизнь ка­захс­ко­го на­рода, на­ци­ональ­ные осо­бен­ности.
В сво­их про­из­ве­дени­ях по­эт вос­пе­ва­ет род­ной край с его ог­ромны­ми пре­об­ра­зова­ни­ями, сла­вит лю­дей тру­да, но­вого че­лове­ка — со­зида­теля и бор­ца. Расц­вет род­ной рес­публи­ки, друж­ба на­родов — цент­раль­ные те­мы в твор­чест­ве Ж. Мол­да­гали­ева.

Стихи Жубана Молдагалиева

На берегу Урала


Всю ту же верность,

Мой Урал,

Я вновь принес в твои объятья:

Начало всех моих начал

Не может быть простым понятьем.


Здесь вырастал я, как тростник,

И пусть простят меня откосы

За то, что на глазах моих

Блестят непрошеные слезы.


В них отражение тревог,

И радости,

И сожаленья.

В слезах скрестило сто дорог

Одно недолгое мгновенье.


В них счастье кроется, слепя,

Таится горечь человечья.

Непросто сдерживать себя,

Назначив молодости встречу!


Урал! Моя ли в том вина,

Что чаще в старости грустится?

Усну – шумит твоя волна,

Летит, воды касаясь, птица.


Печаль и радость, как мои

Глаза.

Как вскинутые руки.

И в две дорожных колеи

Ведут нас встречи и разлуки.


Что ж, видно я немного сдал…

Но обратись к моей надежде:

Мелеет кое – кто, Урал,

А я люблю тебя,

Как прежде.


Зачем тебе людской язык?

Шумя волною по соседству,

И в мысли ты мои проник,

И в гул взволнованного сердца.


А я стою на берегу

И город ощущаю рядом,

И все поверить не могу,

Что стал овраг зеленым садом.


Где дни сменялись

Столько раз.

Названья мест иные, в общем…

И я не знаю, как сейчас

Мне обратиться к Ханской роще.


Но никого тут не вини:

Меня сегодня не узнала

Та, что платком в былые дни

Махала мне призывно, шало.


Да и ее ли видел ты,

Стареющую так открыто?

Ее…

Но как узнать черты

Когда – то юного джигита?


Прости, Жубана, мой Урал,

За то,

Что слез не мог сдержать я.

Начало всех моих начал

Не вправе быть простым понятьем.



  • Поэтические произведения Жубана Молдагалиева о родном крае, Уральске: «Родник», «Песня о родном городе», «Урал – река», «Светлый Яик», поэма «Родная земля».

  • В сквере по улице Фрунзе, установлен памятник-бюст в честь 80- летия со дня рождения Жубана Молдагалиева.

Приложение № 5.

Габдулла Тукай родился 26 апреля1886 года в деревне КушлавычКазанского уезда, Казанской губернии.

Когда Габдулле было около пяти месяцев, он лишился отца. Позднее мать оставила ребёнка на воспитание бедной старушке, а потом — забрала обратно, однако вскоре умерла и в возрасте четырёх лет Габдулла стал круглым сиротой.

В течение 5 лет его жизнь проходит в приемных семьях.

Тукай в Уральске

Жители Уральска бережно хранят историю, связанную с именем великого татарского поэта Габдуллы Тукая. Основоположник современного татарского литературного языка Габдулла Тукай прожил в городе Уральске с 9 лет до 21 года.

Будучи взятым туда в семью купца Галиаскара Усманова, где была хозяйкой его тетя по линии отца, он учился в медресе прогрессивно настроенной семьи меценатов Тухватуллиных, одновременно посещая русский класс и проявляя высокую одарённость в учёбе. Первые литературные опыты Тукая частично запечатлелись в рукописном журнале «Аль-Гаср аль-джадид» («Новый век») за 1904 год. В этот же период он переводит на татарский язык басни Крылова и предлагает их к изданию. Увлекается поэзией Пушкина и Лермонтова. Его первым замечательным поэтическим созданием на чисто татарском языке был перевод стихотворения А.Кольцова «Что ты спишь, мужичок?», опубликованный в 1905 году под названием «Сон мужика».

После начала революции 1905 года в Уральске появились первые татарские газеты и журналы «Фике́р» (Мысль), «Аль-гаср аль-джадид» (Новый век), «Укла́р» (Стрелы). Тукай сотрудничает в них и выступает с многочисленными стихами и статьями на темы, поднятые революцией. Он участвует в прошедших волной по городу демонстрациях.

В начале 1907 года Тукай покидает медресе «Муты́гия» (Тухватуллиных). Начинается его «вольная жизнь». Боевым откликом на переворот 1907 года было тукаевское стихотворение «Не уйдём!», в ярких строках которого прозвучал голос борца, зовущего до конца стоять за честь Родины и демократии. Такие стихотворения Тукая, как «Шурале», «Пара лошадей», «Родной земле», написанные одновременно с «Не уйдём!», были посвящены теме Родины.

В Уральске он написал произведения, вошедшие в золотой фонд татарской литературы.


Стихи о Тукае


Шаукат ГАЛИЕВ

Гордый Тукай

Многие привыкли почему-то
Представлять несчастненьким его,
Был он сиротою, жил он трудно,
Рано умер... ну и что с того?

Будто он всю жизнь на печке охал! 
Разве песнь его была больной?..
Сам горел он яростно и многих
Причитать заставил: "Боже мой!"

Говорил уверенно и ясно.
Не пугал поэта злобный лай...
И его в народе не напрасно
Называли: "Наш прямой Тукай" .


Не бывает жалкого народа!
Жалкой не бывает красота.
Речь Тукая прозвучала гордо.
Гений - не казанский сирота!

Жизнь его сгорела, как комета,
Не увяла, словно пустоцвет.
Был он полон музыки и света,
Страстный, несгибаемый поэт.
Перевод В.Баширова

Роберт МИННУЛЛИН

В возрасте Тукая

Он пел и в зной, и в стужу
Лишь совести в угоду,
И певческую душу
Оставил он народу.


Горит, наверно, в каждом
Его души частица -
Так и в меня однажды
Вошли его страницы.


Как я, он столько прожил -
Немного ведь, признаться,
Но лет хватило все же,
Чтоб на века остаться!


Живу, не умирая, -
Поскольку рановато, 
Но с возрастом Тукая 
Прощаюсь виновато.
Перевод А.Лаврина

Приложение № 6.

Историческая справка. Достопримечательности города.

Дом-музей Емельяна Пугачева. Среди музеев города заслуженно большой популярностью у жителей и гостей пользуется памятник истории и деревянного зодчества 18 века - дом-музей Е. Пугачева. С 1967 года в этом доме находилась библиотека, в 1991 году уникальный памятник истории был передан в ведомство областного историко-краеведческого музея. Здесь экспонируются подлинные вещи казачьего быта и вооружения, знамена, пушки, ценные царские подарки.

Памятник Абаю Кунанбаеву. 27 августа 2002 года на центральной площади города Уральска открылся памятник Абаю Кунанбаеву – великому поэту, философу, просветителю и общественному деятелю. Новый памятник работы Нурлана Долбая раскрывает мысль и душу народного поэта, сокровенной мечтой которого были свобода и счастье казахского народа.

Памятник легендарному герою гражданской войны, имя которого связано с историей Приуралья, Василию Ивановичу Чапаеву был установлен на привокзальной площади в августе 1984 года. Авторы памятника - скульпторы А.Тулеков, М. Айнеков, архитекторы - В.З. Канцев, П.И. Кривенко. Чапаев сыграл большую роль в истории города: будучи начальником 25-й стрелковой дивизии, под его руководством она заняла Уфу 9 июня 1919 года, а 11 июля — Уральск. 25-я дивизия сыграла большую роль в зоне Юго-Восточного красного фронта во взятии таких губернских центров как Самара, Уфа, Уральск, Оренбург, Актюбинск. Памятник стал одним из символов Уральска.

Мемориальный комплекс «Слава». В 1980 г. в областном центре был открыт Мемориал Славы бойцам, павшим в Гражданскую и Великую Отечественную войны. У подножия Стелы был зажжен Вечный огонь, который эстафетой доставили из города Волгограда с Мамаева Кургана лучшие спортсмены Приуралья. Пятидесятиметровый памятник, по замыслу его авторов представляет собой два гигантских знамени, как бы символизирующих преемственность двух героических эпох. Из Западно-Казахстанской области на Великую Отечественную Войну было призвано - 76635 человек.

Памятник Маншук Маметовой Постановлением Секретариата ЦК КПСС Казахстана от 9 июля 1980г. «О сооружении памятника М.Маметовой» в г. Уральске, на площади Мира был установлен памятник Герою Советского Союза Маншук Маметовой Открытие памятника состоялась 23 апреля 1988 г. Памятник отлит в бронзе в Минске, на заводе « Монументальной скульптуры и производственного литья». Основная идея памятника - увековечивание бессмертного подвига Героя Советского Союза М. Маметовой, нашей землячки, здесь она получила первые задатки высокого патриотизма и преданности Советской Родине, унаследованной от своих земляков.


Приложение №7

Стихи о героях.


С.Болотин.

Песня о Чапаеве.


По Уралу свинцовые хлещут дожди,

Закипает отчаянный бой,

И дерется Чапай, партизанский начдив,

За свободный народ трудовой.


А враги наступают на каждую пядь,

С каждой вышки орудье глядит,

Но Чапаев в бою не привык отступать,

Но Чапаев всегда впереди.


И летит ли Чапай, словно ветер степной,

Иль взойдет на крутой бережок, -

Он в упорном бою и в беседе ночной

Все одну лишь мечту бережет.


Расцветет, словно сад, отвоеванный край,

Будет он и богат, и силен.

Будет жизнь хороша… Эх, дожить бы, Чапай,

До счастливых, желанных времен!


Туча черная ночью крадется в степи,

Еле слышно подковы стучат…

Ой, не спите, бойцы! Ой, Чапаев, не спи!

Это смерть посылает Колчак.


Весь в крови выплывал через реку Чапай,

Вражьей пулей пробита рука…

Не шуми ты, река, не топи, не качай!

Эх, зачем ты, река, широка!


Волны стонут в тоске и бегут все вперед..

Никого… Только ветер гудит…

Но Чапаев не умер! Чапаев живет!

Он, как знамя, всегда впереди!



Ильичев Г.

Дань памяти Маншук Маметовой.

Войну могла бы переждать

В Уральске, В Казахстане,

Но позвала Отчизна – мать

Тебя на поле брани.


И ты у Родины в долгу

Остаться не хотела,

И ты сказала: «Помогу», -

И в бой вступила смело.


Убит расчет, твои друзья,

И ты одна осталась,

В груди за них не за себя

От боли сердце жалось.


Откуда мужество взялось

В девичьем хрупком теле,

Лишь взмокла прядь черных волос

Да пальцы побелели.


Они на щечки – рычаги

«Максима» нажимали,

Снопами падали враги

На псковском поле брани.


Фашистов обуяла злость –

Их минометы взвыли.

И тут такое началось –

«Катюши» залп пустили.


Казалось, все, наша взяла

И ты вновь уцелела,

Но дернулась вдруг голова,

Смерть выпрямила тело.


Досрочным стал твой смертный час,

Ведь ты недолюбила,

Жизнь отдала за всех, за нас,

Себя не пощадила.


Войну могла бы переждать

В Уральске, в Казахстане,

Но кто, Маншук, мог предсказать,

Что ты героем станешь.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Занятие по краеведению "Мое родное Приуралье"

Автор: Васильева Елена Владимировна

Дата: 15.11.2021

Номер свидетельства: 591511


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства